«Путешествие по народным промыслам» в средней группе
материал (средняя группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Цель: закрепление и обобщение знаний детей о разнообразии народных промыслов (Матрёшка, дымковская игрушка, филимоновская игрушка).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД

по лепке в средней группе

«Филимоновские игрушки-свистульки»

Подготовила  воспитатель:

Андреенкова Елена Михайловна,

г. Гагарин

2021 г.

Тема: Филимоновские игрушки-свистульки

  Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно - прикладного искусства путём ознакомления с филимоновской игрушкой.

Задачи:

 -познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.

-формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров.

 -создать условия для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки.

-учить лепке птички на основе овала или цилиндра.

-развивать воображение, чувство формы.

-воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

 Предварительная работа:

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, беседа о том, что все эти красивые вещи создали мастера - народные умельцы.

Материалы, инструменты, оборудование: филимоновские  игрушки (курочка, петушок, солдат, козёл), схема с показом способа лепки, альбом с рисунками филимоновских игрушек, солёное тесто, дощечки, стеки, салфетки, карандаш для проделывания отверстия под свисток.

Ход

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас в гостях игрушки (обращает внимание детей на выставку филимоновских игрушек-свистулек и читает стихотворение Н. В. Денисова «Филимоновская игрушка»)

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Дети подходят к выставке игрушек, рассматривают.

Рассказ воспитателя «Филимоновские игрушки»

С давних времён известна тульская деревня Филимоново. По всей России – матушке и далеко за её пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки – свистульки. Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная – белая, красная, розовая, жёлтая, оранжевая и даже чёрная.                            Ребята, назовите игрушки, которые филимоновские мастера лепят из глины. (Ответы детей)

-Правильно, лепят из глины барышень и солдат, птиц и коней, козликов и прочих зверушек. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему- то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи. Все они – не простые игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Дыхательная гимнастика «Свистульки»

Лепят такие игрушки – свистульки мастерицы с добрым сердцем и тёплыми, сильными руками, лепят и приговаривают: «Ух ты, серьёзная какая получилась! Сейчас повеселее тебя сделаем.  Давай - ка улыбнись!» Вылепленные игрушки – свистульки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в тех же оврагах, где добывали глину. Игрушки на костре сначала раскаляют докрасна, потом добела. А когда игрушки остывают, становятся бело – розовыми и твёрдыми, как камень. После обжига игрушки расписывают.

- Какими элементами узора украшены игрушки? (ответы детей)

 Да, украшают их чаще всего цветными полосками, а ещё – ёлочками, пятнышками, простыми ягодками  и цветами, похожими на солнце. И краски берут яркие, летние, солнечные – жёлтые, красные, малиновые, зелёные. В Филимонове мастерят игрушки, сохраняя вековые народные традиции.

Ребята, у вас на столах лежит солёное тесто. Это тесто волшебное. Оно мягкое, податливое, в добрых ласковых руках превращается в интересные фигурки. Давайте из него будем лепить игрушки – свистульки. Сегодня слепим курочку, а на следующем занятии – петушка. Но сначала давайте произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения, наберёмся силы.

Физкультминутка

Раз, два, раз, два (руки поднимают вверх—вытягивают, затем к груди - согнуты в локтях)

Стали дети мастера.

Сели, встали, сели, встали (выполняют движения по тексту)

 Мы работать не устали.

Ручки   хлоп, хлоп, хлоп,

Ножки   топ, топ, топ.

 Раз, два, раз, два

Наши дети мастера.

-Вот вы и превратились в мастеров. Пора и за работу.

Лепить мы будем по схеме-рисунку. Посмотрите все на рисунок.

Начинаем. 1. Скатаем удлинённое яйцо (овоид) из куска теста.

2. Слегка загибаем оба конца вверх.

3. От большего конца слегка оттягиваем часть и формируем шею, голову, клюв. На голове прищипываем гребешок.

4.  Меньший конец тоже слегка вытягиваем и формируем хвост.

5. Подставку лепим из сплющенного шара.

6. размещаем курочку на подставке, прижимаем, сглаживаем место соединения

Какие у вас красивые получились игрушки! Молодцы! Настоящие мастера! Давайте их поставим на подставочки.  А, когда они высохнут, мы их обязательно распишем яркими цветами, чтобы они всех нас радовали.

(Роспись игрушек проходит в самостоятельной художественной деятельности во второй половине дня)

F:\народная игрушка\IMG-20210416-WA0019.jpg

F:\народная игрушка\IMG-20210416-WA0020.jpg

F:\народная игрушка\20210421_074745.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД

по рисованию в средней группе

 «Составление дымковских узоров»

Подготовила  воспитатель:

Андреенкова Елена Михайловна

г. Гагарин

2021 г.

Тема: «Роспись дымковской птички – свистуньи»

Цель: формирование у детей интереса к предметам народного декоративно - прикладного искусства путём ознакомления с дымковской игрушкой.

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить рисовать узоры по мотивам дымковской игрушки, передавая колорит.

Развивающие задачи: развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, интерес к народно – прикладному искусству.

Оборудование: дымковская барыня, петух, козлик, вылепленные детьми из теста птички, кисточки, гуашевые краски, баночки с водой салфетки.

Предварительная работа: беседа о дымковской росписи, рассматривание дымковских игрушек, рисование по мотивам дымковской игрушки, лепка птичек по мотивам дымковской игрушки.

Ход занятия

На столе перед детьми несколько дымковских игрушек с интересными и разнообразными элементами украшения.

Воспитатель: ребята, сегодня у нас в гостях игрушки. Что вы о них знаете? Расскажите. (Выслушиваются ответы детей).

Воспитатель: Да,  это дымковские игрушки – один из самых старинных промыслов России. Родились эти игрушки на севере нашей страны, в слободе Дымково.

Слободой называют большое село, которое находится рядом с городом. Слобода Дымково находится недалеко от города Кирова на берегу реки Вятки.

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, это село, как - будто всё в дымке. Может поэтому село так и назвали Дымково. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковские. Еще ласково эту игрушку называют дымкой.

Дымковские игрушки расписывают мастерицы, они похожи на волшебниц, ведь для того, чтобы сделать такую красивую, веселую игрушку, нужен талант.

Сейчас мы поиграем в очень интересную игру. Вы будете рассматривать игрушки, и называть, как их разрисовали, какими элементами. Кто больше приметит, тот самый внимательный.

(Проводится игра)

Воспитатель: Какого цвета больше на игрушках? (Белого).

Игрушки делают из глины красного цвета, но потом их выбеливают мелом, разведённым на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке.

- А какого цвета узоры? (Красные, синие, зелёные, жёлтые, белые, чёрные)

- Из каких элементов состоят дымковские узоры(кружочки, кольца, точки, черточки, волнистые линии)

Игрушки народных мастеров были самыми яркими украшениями ярмарки с озорным и весёлым названием «Свистунья». На этом празднике дымковские игрушки – свистульки были у всех детей и взрослых. Люди верили, что свистком можно прогнать злые силы. Так же считалось, что яркие расписные игрушки приносят в дом радость, благополучие, счастье.

Физкультминутка «Дымковская игрушка»

- Ребята, давайте немного отдохнем и станцуем с вами русский народный танец (звучит запись русской народной мелодии).

Мы игрушки расписные,

(Руки на поясе, выполняют повороты туловища влево-вправо;

Растирают руками щеки)

Хохотушки вятские-

Щеголихи слободские,

(Приседания с поворотами влево-право)

Кумушки посадские.

(Приседания с поворотами влево-право)

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

(Движения «ковырялочка» завершаемое тремя притопами)

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

(Приседания с поворотами влево-вправо)

Воспитатель: Ребята, на занятии по лепке мы с вами слепили птичку – свистунью из теста. Наши птички пока белые, не яркие. Я вам предлагаю превратиться в дымковских мастеров. Сейчас мы возьмём краски, и игрушки оживут, засверкают яркими узорами.

Давайте потренируемся и нарисуем элементы дымковских узоров на листах бумаги, а затем распишем фигурки птичек.

(Самостоятельная деятельность детей)

F:\народная игрушка\IMG-20210416-WA0021.jpg

Ребята, вы хорошо потрудились, давайте расставим ваши игрушки и поиграем в ярмарку. Расхваливайте свои игрушки так, чтобы было интересно их рассматривать. Для этого говорите, какими узорами вы расписали игрушки? Какого цвета эти узоры? Как называется игрушка с такими узорами? (Дымковская). Почему? (Придумали в селе Дымково).

F:\народная игрушка\20210421_074039.jpg



Предварительный просмотр:

                   

          Муниципальное бюджетное дошкольное                        образовательное учреждение                                                                       «Детский сад «Снежинка»

Материалы для проведения занятий по теме «Дымковская игрушка» (физкультминутки, стихи, загадки, частушки)

Проект на тему «Дымковская игрушка»

Составили воспитатели:

 Андреенкова Е.М., Сукач М.Ю.

Г. Гагарин 2021г.

 Физкультминутка 
          Мы игрушки расписные, 
(полочка) 
Хохотушки вятские 
(
притоп
   Щеголихи слободские, 
(Поворот вокруг себя) 
Кумушки посадские. 
  (Небольшие приседания) 
  У нас ручки крендельком 
  (Показ рук вперед, на пояс) 
Щёчки будто яблочки, 
       (Легкие прикасания к своим щекам) 
С нами издавна знаком 
Весь народ на ярмарке. 
(прижать руки к груди и развести)

Дымковская игрушка - Барыни купить в Кирове

       Физкультминутка

Ой, люли, ой, люли,

                          Кони на лужок пошли (идут на месте, высоко поднимая ноги)

Кони удалые,

Гордые, лихие (выполняют пружинку, руками как бы держась за поводья)

Идеи на тему «Дымковская игрушка» (62) | русское народное искусство,  ремесла, игрушки

      Физкультминутка.

Мы ребята удалые,

Скоморохи озорные.

Всех на ярмарку зовем,

Всем игрушки продаем!

Раз, два, три, четыре,

Круг поуже, круг пошире!

На носочек и на пятку,

А потом пляши вприсядку!

Влево, вправо повернись,

Веселее улыбнись!

hello_html_m15710315.jpg

     Физкультминутка

                            По солнышку, по солнышку  (руки вверх – к плечам)

                           Дорожкой луговой                  (руки вперёд - к плечам)

Иду по мягкой травушке         (Шагаем в воздухе)

Я летнею порой.                       (Шагаем в воздухе)

И любо мне, и весело,            (Повороты туловищем влево - вправо)

Смотрю по сторонам,             (повороты головой)

И дымковской игрушке          (руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая   кисти рук)                    

 Радуюсь я там.                        (Ножницы)

 Радуюсь я там.                         (Ножницы)

Повернитесь, покружитесь, 
Низко-низко поклонитесь!
Ждет нас новая игра.
Составлять узор пора!

           Стихи о дымковской игрушке

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

 (В. Феофанов)

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

                                    Голубые дали,

                       И село большое Дымково назвали.

        Там любили песни, пляски.

               В селе рождались чудо-сказки.

                  Вечера зимою длинны,

                 И лепили там из глины.

                     Все игрушки не простые,

                     А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

                       И пошла о Дымке слава,

                    Заслужив на это право.

                    Говорят о ней повсюду.

                                Удивительному чуду.

                                Мы поклонимся не раз,

                                А затем пустимся в пляс.

                                Хороша игрушка расписная,

                                Вся поет бесхитростно, светла.

                             

                              И видна мне радость молодая

                                  Ставшего искусством ремесла.

                           Не потому ль игрушкой этой

                    Народ так свято дорожил,

                               Что он свое стремленье к свету

                    В фигурки яркие вложил?

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

В Вятке делают игрушки

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

Я куплю себе свистульку,

Буду трели выводить,

Мастеров из славной Дымки

Никогда нам не забыть.

Наша дымкова игрушка

                                  Не стареет сотню лет.

          В красоте, в таланте русском

                                  Весь находится секрет.

Ты играй, моя гармошка,

                                 Ты, подруга, подпевай,

                                 Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй!

Волшебницам вятской, родной стороны

большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают

и сказочных кукол для всех создают.

Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

Славилась Россия чудо – мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили,

Своему искусству молодых учили.

Э. Чурилова.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

***

Посмотрите, что за конь!

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

***

А вот стоит козёл

На стройных ногах.

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Кони

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил,

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Индюк.

                    Вот индюк нарядный, весь такой он ладный,

                   У большого индюка все расписаны бока,

                   Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, а высокий гребешок,

Красной краскою горя, как корона у царя!

Индюк сказочно красив, он напыщен, горделив,

Смотрит свысока вокруг, птица важная - индюк!

Индя - индя, индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Водоноска

За студеною водицей водоноска-молодица,

Как лебедушка, плывет, ведра красные несет

На коромысле, не спеша, посмотри, как хороша!

Эта девица-краса, тугая черная коса,

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво, водоноска так красива!

Как лебедушка плывет, песню тихую поет!

                              Велика Россия наша

И талантлив наш народ,

О Руси родной умельцах

                           На весь мир молва идет! (И. В. Кадухина)

                  Через горные отроги,
                     Через крыши деревень,
                          Длиннорогий, желторогий
                    Мчится глиняный олень.

         Посмотри, как хороша                                                              Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
  Удивительный наряд.

                    Удивительный наряд:

                               Сидит кокошник горделиво,

                          Водоноска так красива,

                       Как лебёдушка плывёт,

                Песню тихую поёт.

       В красном новеньком седле 
Всадник скачет на коне. 
Конь копытом гордо бьет.
Молодца домой везет.

                    Поглядите, что за птицы!
                    Кто ни взглянет, удивится!
          Расписные петухи,                                                                                           Курочки и индюки.                                                                           Лапки, клювы, оперенье —
Просто чудо, загляденье!

Загадки

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

     Шляпы – трехэтажные,

                  Статные и важные. (Барышни)

Хвосты с узорами,

   Сапоги со шпорами,

Очень рано встают,

                                    Голосисто поют,

                      Детям спать не дают? (Петушки)

Кто – то дырочки умело,

Сделал птахе на хвосте.

Наша птица вдруг запела,

                        Голосом самой весны. (Птичка - свистулька)

Когда он бежит,

Вся земля дрожит.

В поле травушка-муравушка,

Под копытами лежит. (Конь)

    На ветру развивается грива,

     Везет ношу свою терпеливо.

                           «Цок – цок – цок», скачет ровно и гладко,

                   В серых яблоках наша…  лошадка.


Веселая, белая глина, кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,

Собачки, гусары и рыбы... А ну назови-ка меня.

(Дымковская игрушка.)

Конспект занятия по декоративному рисованию «Дымковские игрушки» ⋆ Планета  Детства

Частушки

  • Я куплю себе свистульку,
    Буду трели выводить,
    Мастеров из славной Дымки
    Никогда нам не забыть.
  • В Вятке делают игрушки.
    Сколько радости для глаз!
    Подрастают мастерицы,
    Может быть, и среди нас.
  • Наша дымкова игрушка
    Не стареет сотню лет.
    В красоте, в таланте русском
    Весь находится секрет.
  • Наши руки крендельки,
    Щёчки словно яблоки.
    С нами издавна знаком
    Весь народ на ярмарке.
  • Индя-индя, индючок,
    Ты похож на сундучок.
    Сундучок, не простой,
    Красный, белый, золотой.
  • У этого оленя золотые рога.
    Через горные отроги,
    Через крыши деревень,
    Краснорогий, жёлторогий
    Мчится глиняный олень.

                     


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини - проект детского сада по оформлению территории участков, фасада (окон) в зимний период «Путешествие по народным промыслам».

Срок реализации проекта: декабрь 2014г.Проектная частьЭтапы проектаДеятельность творческой группыДеятельность педагогов, родителей1 этап – подготовительныйДекабрь(1 неделя) 2014г. -Изучение народ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по народным промыслам"

Автором представлен конспект непосредственно образовательной  деятельности для детей средней группы "Путешествие по народным промыслам"....

Планирование одного дня в рамках тематической недели «Народные промыслы» в средней группе

Описание примерной деятельности в четверг по тематической неделе "Народные промыслы" в средней группе....

Проект "Народные промыслы" в средней группе на 2015-2016 гг.

Проект "Народные промыслы" в средней группе на 2015-2016 гг....

«Путешествие на веселую ярмарку народных промыслов» в старшей группе

Цель: продолжить знакомить детей с декоративно-прикладным искусством...

Фотоотчет по реализации проекта "Народные промыслы" в средней группе

Цель: знакомство детей с народными промыслами  нашей страны, формирование у детей познавательного интереса  к русской культуре через ознакомление с декоративно - прикладным искусством и орга...

Статья. Создание Мини-Музея "Русские народные промыслы." в средней группе.

Мини-музей, это помещение, где хранят, комплектуют и выставляют для обозрения посетителей произведения искусства, предметы истории, науки, быта. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и пок...