Конспект "Счет в пределах трёх"
план-конспект занятия (старшая группа)

Берзина Светлана Геннадьевна

Закрепить представления о числе 3,  о предметном и абстрактном порядковым счёте, о счёте  с начала и с конца предметного ряда. дать представление  о математических понятиях "порядок", "порядковый", учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом в пределах трёх и называть его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл schet_v_predelah_treh_shkola_2100.docx66.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема НОД: «Три, трое, третий».

Группа: старшая, дети с нормой и ОВЗ (ЗПР), 25 минут.

Тип НОД: комплексный: повторение, введение нового материала, закрепление материала.

Цели:

– обучающая: закрепить представления о числе 3, о предметном и абстрактном порядковом счете, о счете с начала и с конца предметного ряда, дать представление о математических понятиях «порядок», «порядковый», учить соотносить предметное множество с натуральным количественным числом в пределах трех и называть его;

– развивающая: развивать память, внимание, зрительные ассоциативные связи между цифрой и количеством, между словом и количеством, между словом, цифрой и порядком, формировать учебно-организационные умения (называть тему занятия, понимать цель задания, названную педагогом; работать по плану, предложенному педагогом);

– воспитательная: воспитывать навык поисковой социальной коммуникации в ходе работы с информацией, воспитывать умение помогать друг другу при выполнении заданий и давать корректную оценку успешности результатов своего и чужого интеллектуального труда (получилось - не получилось); исправлять допущенные ошибки;

– коррекционная: учить детей с ЗПР ориентировке в задании, планированию и самоконтролю, способствовать повышению познавательной активности, закреплять счетные умения, закреплять представления о размере, количестве, сторонах право-лево, вводить в словарь порядковые числительные.

Материалы к занятию:

– магнитная доска или фланелеграф;

– вырезанные из плотного яркого цветного картона листья разных деревьев (дубовый, березовый, кленовый);

– три плотные картинки с изображением деревьев (дуба, березы, клена);

– плотные карточки с изображением цифр «1», «2», «3»;

– пять разных небольших пластмассовых игрушек;

– раздаточный материал по количеству детей: листы А4 с силуэтным изображением трех деревьев;

– цветные карандаши (желтые, зеленые, красные) в количестве, достаточном на группу.

Для детей с ОВЗ:

– карточки с деревьями и цифрами от 1 до 3;

– шесть красных пластилиновых шариков;

– деревянная трехместная матрешка.

Ход занятия

1. Организационный момент

– Здравствуйте ребята! Сегодня на наше занятие пришли гости, воспитатели нашего детского сада. Давайте с ними поздороваемся (Дети: Здравствуйте!)

– Я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, что я принесла на наше занятие.

Весною и летом

Зеленого цвета,

А осень пришла –

И их сорвала.

Желтеют, кружАтся,

На землю ложатся,

С земли не встают,

Под снегом уснут.

(Дети: Осенние листья)

– Правильно, молодцы! (Достает вырезанные цветные листья) 

– Какие это листья? (Дубовый, березовый, кленовый).

2. Дидактическая игра, подводящая к формулированию темы 

Вот осенние листья (показать три листа). Давайте с ним поиграем.

Упражнение «Пересчитай листья».

Воспитатель прикрепляет на доску листочки дуба, березы, клена.

Вопросы:

– Сколько листьев? (Три)

– Какой лист первый? Второй? Третий?

– А теперь угадайте, что мы с вами сегодня будем делать, а я вам подскажу (Вешает карточку с изображением цифры «3»):

– Перед нами — цифра три.

Повнимательней смотри.

Тройка — третий из значков,

Состоит из двух крючков.

– С какой цифрой сегодня мы с вами познакомимся поближе? (Дети: «Три»)

Индивидуально-дифференцированная работа (ОВЗ):

– Пересчитайте листья по порядку (Один, два, три)

3. Открытие нового знания

– Листья в природе растут где? (Дети: На деревьях)

Дидактическая игра «Какой по порядку?»

Воспитатель прикрепляет на доску 3 картинки с изображением деревьев (дуба, березы, клена).

Индивидуально-дифференцированная работа  (ОВЗ):

Воспитатель просит детей посчитать деревья и назвать их:

– Назовите первое дерево (Береза).

– Назовите второе дерево (Клен).

– Третье дерево (Дуб).

Возвращается к основной группе детей.

– Какое по счету дерево береза? (Первое)

Вешает под картинкой березы карточку с цифрой «1».

Это — цифра единица.

Первой быть она стремится!

Где мы встретим единицы?

Клюв один у каждой птицы,

Хобот у слона один,

Руль один у всех машин,

У Земли Луна одна,

Нам она в ночи видна.

– Какой по счету клен? (Второй)

Вешает под картинкой клена карточку с цифрой «2»

А вот это — цифра два:

Есть и хвост, и голова

С длинной шеей лебединой,

Переходит шея в спину.

Цифра 2 собой гордится,

Две руки — ее сестрицы,

Две ноги — ее братишки.

Знают цифру все детишки.

– Какой по счету дуб? (Третий)

Вешает под картинкой дуба карточку с цифрой «3»

Цифра три невелика,

Но везде она нужна.

В светофоре три огня,

И в упряжке три коня,

Три у клевера листка,

Три у дыма завитка,

В сказках есть три толстяка,

Три девицы, три сынка,

Срок в три ночи и три дня,

Три желанья у меня,

А в пословицах, загадках

Цифра три звучит в отгадках.

Затем воспитатель меняет местами деревья:

– А теперь какая по счету береза? А дуб? А клен? (меняет местами цифры под деревьями).

Опять меняет местами и спрашивает:

– Какой по счету клен? А береза? А дуб? (меняет местами цифры под деревьями)

Предлагает детям подойти к фланелеграфу, самостоятельно поменять местами деревья и вслух пересчитать их.

Индивидуально-дифференцированная работа  (ОВЗ):

Дидактическая игра «Подбери листья»

Цель: закрепить количественные представления старших дошкольников с ЗПР, закрепить навык счета.

Демонстрационный материал: карточки с деревьями, с цифрами от 1 до 3, шесть шариков из красного пластилина.

Воспитатель выкладывает перед детьми с ОВЗ карточки, уточняет, что нарисовано на картинках (деревья)

– Ребята, посмотрите на цифры возле каждого дерева. (Раскладывает карточки по порядку, вместе с детьми пересчитывает, указывая на цифру).

– Эти деревья – красивые яблони, а яблок на этих деревьях будет столько, сколько показывает цифра.

– Берем маленький шарик пластилина, прилепляем на крону первого дерева – цифра 1, на дереве 1 яблоко.

Далее берет карточку с цифрой 2. Просит детей украсить дерево яблоками самостоятельно, проговаривает – цифра 2- 2 яблока. Далее дети работают самостоятельно, под контролем воспитателя.

4. Физминутка «Деревья»

Перед нами дуб широкий, (Руки в стороны)

А над нами дуб высокий. (Руки вверх)

Вдруг над нами сосны, ели (Наклоны головой)

Головами зашумели (Хлопки)

Грянул гром, сосна упала, (Присели)

Только ветками качала. (Встали, покачали головой)

5. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

На столе несколько (пять или не больше 10) игрушек.

– Ребята, вы ходите в магазин с родителями?

– Что они там покупают?

– Как вы думаете, в какой магазин мы с вами зашли? (В магазин игрушек)

– Сколько игрушек стоит на полке? (Дети считают, 5)

– А теперь я вам предлагаю сосчитать игрушки, начиная с другой стороны! Сколько получилось игрушек? (Игрушек снова 5).

– Ребята, обратите внимание на то, что если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– Ребята, представьте, что я покупатель и пришла к вам в магазин за игрушками.

– Продайте мне игрушку, которая стоит на первом месте. (Ребенок подает игрушку, а педагог говорит, что он имел в виду ни эту игрушку, а ту, что находится на первом месте.)

– Кто догадался – какую?

– Продайте мне игрушку, которая стоит на втором месте..., на третьем.

– А теперь продайте мне игрушку первую с конца...вторую...третью...

Игрушки ставим на место.

– Почему первыми, вторыми и третьими могут быть разные игрушки? (Дети должны догадаться, что одна игрушка находится на первом месте с одной стороны, а другая - на первом месте с другой стороны.)

– Вот здесь-то нам и нужен порядковый счет. Вслушайтесь внимательно, в название счета “порядковый”, от слова – “порядок”. Люди пользуются порядковым счетом, когда они нумеруют предметы.

– Ребята, как вы думаете, зачем нужно все нумеровать? (Высказывания детей).

– Правильно, ребята. Порядковый счет помогает определить, какой у нас номер дома, квартиры, места в кинотеатре, автобусе, самолете.

– Главное правило порядкового счета – при определении порядкового номера принято считать слева направо, а в иных случаях – указывать, в каком направлении велся счет (справа налево, сверху вниз, снизу вверх).

– Вернемся в наш магазин, чтобы точно знать, какая игрушка нужна, надо сказать, с какой стороны считать.

Показывает детям, как ведется счёт, если нужно узнать, на каком месте стоит предмет.

Индивидуально-дифференцированная работа  (ОВЗ):

– Посчитайте игрушки: один, два, три. Мы считали слева. А теперь посчитаем справа. Сколько игрушек получилось? Снова три? Молодцы, правильно. А теперь скажите мне, на каком месте справа (слева) стоит кукла (пирамидка...)?

6. Вторичное закрепление

– Помним правило, если мы хотим узнать, сколько предметов, то не имеет значения, откуда начинать счёт, главное – при счете не пропустить ни один предмет и ничего не сосчитать два раза.

– А теперь давайте проверим, как мы усвоили правило.

Воспитатель раздает каждому ребенку листы с силуэтным изображением трех деревьев. По заданию дети должны раскрасить второе дерево в желтый цвет, третье – в зеленый, первое – в красный.

Индивидуально-дифференцированная работа  (ОВЗ):

Дидактическая игра «Что там?»

Цель: учить устанавливать соотношение трех предметов по величине при составлении матрешки.

Материал: деревянная трехместная матрешка.

– Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

– Дети, кто это такие интересные подружки? Как вы думаете? Правильно, матрешки. Сейчас мы с ним поиграем.

– Ребята, сколько здесь матрешек? Правильно, три. Посчитаем их: один, два, три. Я раскрываю одну матрешку и обнаруживаю в ней еще одну. Смотрите, еще одна матрешка, посмотрим, что там. Разбираю вторую матрешку и нахожу в ней третью – самую маленькую. Оказывается здесь целых три матрешки (складываю все три), а можно сделать опять одну? А как?

Обращает внимание дошкольников с ЗПР на то, что маленькая матрешка не разбирается, а целиком вкладывается в нижнюю часть средней, которая потом закрывается верхней частью, после чего вставляется в нижнюю часть самой большой матрешки, и она тоже закрывается.

7. Итог занятия.

– Что нового узнали? Что делали на занятии? Что понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для формирования элементарных математических представлений во второй младшей группе по теме "Счёт в пределах трёх"

Занятие - презентация по формированию у детей элементарных математических представление во второй младшей группе с испоьзованием икт - информационных технологий, по теме "Счёт в пределах 3" ...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счет в пределах трёх»

Продолжать учить считать в пределах 3, соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?».  • Совершенст...

Методическая разработка занятия для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет «Познавательное развитие» «Счёт в пределах трёх»

Методическая разработканепрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область  «Познавательное развитие» « Счёт в пределах трёх»Группа дошкольного возраста с...

Конспект НОД по ФЭМП "Игрушки -зверушки. Счет в пределах трёх" в средней группе

 Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Игрушки –зверушки. Счет в пределах трёх».Цель – формировать у детей элементарные математические представления...

Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Счёт в пределах трёх"

Конспект  организованной образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе "Счёт в пределах трёх"...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Счёт в пределах трёх»

Конспект занятияпо ФЭМП в средней группе«Счёт в пределах трёх»Цель: познакомить с образованием числа 3 на основе сравнения двух групп предметов, содержащих 2 и 3 элемента.Задачи:Учить...

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет в пределах трёх».

Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Счет в пределах трёх»....