Методическая разработка для педагогов и родителей «Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Дыменко Марина  Александровна

Данное методическое пособие представляет собой яркий коврик, на которой нашиты разнообразные элементы: ленты, пуговицы, молнии, шнуровки, а также имеющую дополнительный материал: прищепки, животные, изготовленные из фетра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка15.94 КБ

Предварительный просмотр:

                   Методическая разработка для педагогов и родителей

«Применение адаптационно-дидактического коврика в работе с детьми раннего возраста»

1. Пояснительная записка

Данное методическое пособие представляет собой яркий коврик, на которой нашиты разнообразные элементы: ленты, пуговицы, молнии, шнуровки, а также имеющую дополнительный материал: прищепки, животные, изготовленные из фетра.

В период адаптации коврик способствует облегчению переживаний ребёнка в связи с расставанием с близкими людьми, а также для того чтобы наладить доверительный контакт с педагогом. Также данный коврик развивает сенсорное развитие детей.

2. Основная часть

Ранний возраст – очень важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о внешнем мире.

В первые три года жизни ребёнка закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, такие как:

познавательная активность,

любознательность,

уверенность в себе и доверие к другим людям,

целенаправленность и настойчивость,

воображение,

творческая позиция и многое другое.

Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. То, что закладывается в ребенке в раннем и дошкольном возрасте, останется с ним на всю жизнь.

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

                                                             Актуальность

Адаптационный период в детском саду – серьёзное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребёнка.

В период адаптации необходимо создать такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забыл бы о своих переживаниях и играя, последовательно развивался.

В связи с вышеизложенным использование методического пособия «Адаптационно – дидактический коврик», связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.

Цель

Целью создания дидактического коврика является реализация современных требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно - исследовательской сферы, ориентировочной деятельности.

Задачи

1.Задачи, которые поставлены в ходе создания пособия:

2. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

3. Совершенствовать психические процессы у детей: восприятие, внимание, память, ощущение, мышление.

4. Развивать познавательную, исследовательскую активность.

5. Развивать коммуникативные способности.

6.Развивать необходимые навыки для самообслуживания: умение застегивать и расстегивать пуговицу и замок, липучку.

Помимо установления контактов в период адаптации, данное пособие интегрирует со всеми образовательными областями по ФГОС ДО, это:

Физическое развитие (ребенок развивает мелкую моторику)

Социально – коммуникативное (главное назначение юбки)

Познавательное (развитие сенсорных эталонов)

Речевое (предпосылки к коммуникативному развитию)

Художественно – эстетическое (развитие творческих способностей)

При создании коврика были соблюдены некоторые обязательные правила.

коврик должен быть удобен для детей и педагога

коврик должен соответствовать гигиеническим требованиям

коврик должен быть многофункциональным

коврик должен быть привлекательной для детей

коврик служит не только пособием для сенсорно – моторного развития. Действуя с предметами, ребенок приобретает навыки самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.

                                      Коврик разделен на 4 части

1 часть – ленточки, шнуровка. (развитие мелкой моторики рук, закрепление основных цветов, формирование умения сравнивать).

2 часть – сенсорные мешочки, сюрпризный кармашек. (проявление познавательного интереса, развитие воображения, расширение активного словаря).

3 часть – липучки - формы. (развитие навыков самообслуживания, отстегнуть – застегнуть липучки, изучение форм, животных).

4 часть – липучки, пуговки, пальчиковый театр. (развитие мелкой моторики рук, развитие навыков самообслуживания, развитие воображение, активизация речи).

                                                       Заключение

коврик привлекает внимание детей, своей яркостью и многообразием элементов. Дети с интересом включаются в разнообразные игры, предложенные педагогом. В процессе игр, дети отвлекаются от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми в процессе адаптации к образовательному учреждению. Между педагогом и ребенком устанавливается зрительный, эмоциональный, а затем и вербальный контакт, необходимый для теплых и доверительных отношений.

развивающий коврик все детали можно снять, поменять, добавить. Коврик можно интегрировать под любое занятие и использовать в разных дидактических играх.

 Игры можно сопровождать стихами и потешками.

Адаптационно – дидактическая коврик служит прекрасным помощником в адаптационный период и является отличным дидактическим пособием. Игры с ковриком стимулируют познавательную, исследовательскую активность, способствуют развитию восприятия, внимания, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы, речи (пополнение пассивного и активного словаря, формирование фразовой речи и т. д.). Ребенок сравнивает, устанавливает сходство и различия предметов по их признакам – качеству материала, цвету, форме, величине, звучанию. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравившийся предмет из кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место. Яркая, привлекательная юбка превращает воспитательницу в волшебницу, рядом с которой ребенок чувствует себя спокойно и комфортно, которая собирает вокруг себя детей и увлекает их интересной игрой.

                                            Список литературы

1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой и М.А.Васильевой.

2. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004.

3. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОО на тему " Использование символических знаков в работе с детьми дошкольного возраста"

В методических рекомендациях  описаны  формы использования символических знаков в работе с детьми дошкольного возраста» с использованием авторского пособия "Знаки и символы».Методическо...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Адаптационно-дидактическая юбка в работе с детьми раннего возраста

Направленность:  действуя с предметами, ребенок  приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и замок, липучку, достать понравивш...

Применение адаптационно-дидактической юбки в работе с детьми раннего возраста

Манукян Н.К.,воспитательГБДОУ детский сад №8 Центрального районаСанкт-Петербурга  Применение адаптационно-дидактической юбки в работе с детьми раннего возраста1. Пояснительная запискаДанное ...

Методическая разработка “Использование авторской игры В.Воскобовича “Кораблик Плюх-Плюх” в работе с детьми раннего возраста”

Методическая разработка“Использование авторской игры В.Воскобовича “Кораблик Плюх-Плюх”в работе с детьми раннего возраста”Первые игры В. Воскобовича появились еще в начале 90х ...

Учебно-методическая разработка на тему: Педагогическая арт - терапия как средство продуктивно-психологической работы с детьми дошкольного возраста

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве средства общения. Помогут нам справитьс...