Рабочая программа по изобразительной деятельности с элементами народного творчества
рабочая программа (старшая группа)

Хубракова Санжидма Галшиевна

В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

К сожалению, сегодня не во всех дошкольных учреждениях  изобразительная деятельность сформировывает духовную культуру дошкольников. Не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры. Поэтому данная   программа составлена с таким учетом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_izo_programma_dlya_attestatsii.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образования администрации муниципального

образования «Баргузинский район»

МБОУ «Баянгольская средняя общеобразовательная школа»

           

Рассмотрено на заседании МО

воспитателей  и учителей начальных классов общеобразовательного учреждения

«28» августа 2021

________/____________________/  

Утверждаю:______________

Директор школы:

Дондупова Е.Р.

________/____________________/    

«28»  августа 2021г

Рабочая   программа

по изобразительной деятельности

с элементами  народного творчества

(Программа рассчитана на детей 5-7  лет)

                                                                                      Составитель: Хубракова С.Г.

                                                                                                    воспитатель первой  категории

                                                                                                           

                                                                      с.Баянгол

2021г

II. Пояснительная записка

        

        Рабочая программа по изобразительной деятельности разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на основе авторской учебной программы Т.С.Комаровой по изобразительной деятельности, Положения об образовательной программе МБОУ «Баянгольская СОШ»

Направленность программы. Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры, художественно- эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Актуальность и новизна  программы.  В настоящее время становится возможным строить образование с учетом многовекового культурного наследия всех народов России, реализовать «связь времен», связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по-иному оценить вклад культуры народов России в мировую культуру.

К сожалению, сегодня не во всех дошкольных учреждениях  изобразительная деятельность сформировывает духовную культуру дошкольников. Не во всех программах и курсах эстетического профиля уделяется должное внимание вопросам изучения разнообразных течений национального искусства и культуры. Поэтому данная образовательная  программа составлена с таким учетом.

Цель и задачи программы. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую художественную деятельность, через овладение национальным культурным наследием.

Задачи курса:

• расширение общекультурного кругозора учащихся;

• развитие качеств  творческой личности, развитие детского творчества,

•формирование художественных знаний, умений и навыков;

• приобщение к различным видам искусства, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

• развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;

• развитие  познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения;

• общее знакомство с народным искусством;

•формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

•приобщение к национальному и мировому художественному наследию.

Отличительные особенности программного материала. Национально-региональный компонент. В условиях возрастания социальной роли личности, как носителя национальной художественной культуры, важнейшей задачей является активное включение в образовательные программы региональных особенностей культуры, искусства. Программа учитывает особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий региона.

Адресат. Программа по  изобразительному искусству адресована детям 5-7 лет дошкольного образовательного учреждения. Группу, где реализуется на сегодня данная программа, посещает 20 детей.  Все дети любят рисовать, поэтому занятия изобразительной деятельностью являются самыми любимыми. Наиболее выражены способности к рисованию у  шести  детей.  У пяти ребят хорошо развиты способности нестандартно трактовать ту или иную тему, творческое восприятие и самостоятельность мышления.

Сроки реализации программы.  Программа рассчитана на 1 год обучения.

Этапы обучения:

Первый этап: организационный (сентябрь - ноябрь)    

Второй этап - промежуточный (декабрь – январь)

Третий этап – заключительный (февраль – май)

Условия  и место реализации программы в образовательном процессе.  

Программа реализовывается в МБОУ «Баянгольская СОШ», предшкола. Предшкола имеет отдельную комнату для занятий изобразительной деятельностью («художественная мастерская»), мини – музеи  - юрту,  избу, чум отражающую национальный колорит, быт и  искусство народов.    

Согласно учебному плану,  периодичность занятий составляет – 2 часа  в неделю  (66 часов в год).         Длительность занятий -  25-30 минут.

Курс развивающе - обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность и  народное искусство.

Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. В программу включены свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов. Это изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами своей местности; театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.   Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д.

Учет возрастных и психологических особенностей детей. Программа составлена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста. Основными формами занятий являются игра в художников, путешествие « в прошлое» своего народа, заочная экскурсия, работа в творческих мастерских. В деятельность  вносятся  элементы занимательности, сказки, веселые стихи, песенки, загадки – любимая тема  детей  дошкольного возраста.

Для успешного решения поставленных задач предусматривается  использование в работе нетрадиционных художественных техник: рисование пальчиками, ладошками; рисование тычками поролона, ватными палочками; печатание листьями; рисование свечой; оттиск пробкой, поролона, пенопласта; кляксография с трубочкой,   монотопия,   набрызг,  восковые мелки + акварель,  оттиск смятой бумагой,  гравюра, тычок жесткой полусухой кистью, рисование по сырому,  черно-белый граттаж,  кляксография с ниткой  и т.д.

На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживается связь с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Для выполнения творческих заданий учащиеся должны иметь разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, тушь, фломастер, цветные мелки, уголь, кисть, перо и т.д.

Художественные знания, умения и навыки являются не целью, а основным средством приобщения к художественной культуре.

Ожидаемые результаты. В результате изучения курса дети старшего дошкольного возраста должны овладеть следующими компетенциями:

Познавательная – практическое овладение изобразительной деятельностью, способность ребенка осуществлять художественно-творческую изобразительную деятельность, т.е. умение соотносить свою деятельность с образцом, готовность к  созданию творческих работ, умение различать  виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство, умение создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни,  расписывать изделия по мотивам народного искусства

Коммуникативная - владение различными социальными ролями в коллективе, знание способов взаимодействия с окружающими, умение осуществлять учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности)

         Ценностная - ценностное отношение к народному искусству, пробуждение познавательного интереса  к искусству своего народа, стремления расширять свой кругозор. Культура восприятия художественного произведения, эстетический вкус.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития ребенка. Осознание себя носителем культуры своего народа.

Формы подведения итогов реализации программы. Диагностическое обследование проводится 3 раза в течение учебного года (сентябрь, январь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год.  В ходе образовательного процесса  используются различные формы подведения итогов реализации программы: выставки для родителей, фестивали Художеств.

Диагностические методики результатов реализации программы.

Время проведения мониторинга

Название программ, методик.

 Авторы диагностики.

Название диагностики

1

2

3

Входной мониторинг

Промежуточный мониторинг

Итоговый мониторинг

Диагностика развития дошкольников: психологические тесты / сост.Т.Г. Макеева.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.-125с.: ил.- (Психологический практикум).

Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / авт.-сост. Е.В.Доценко.- Волгоград: Учитель, 2010.-297с.: ил.

Методика «Вербальная фантазия»;

Методика «Рисунок»;

К концу года при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Направление

Показатели

3

2

1

Художественно- эстетическое развитие

Различает произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).

Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция).

Знает особенности изобразительных материалов.

Рисование

Создает изображения предметов (с натуры, по представлению);

Создает сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства        

III. Комплексно-тематический план реализации программы.

Старшая возрастная группа ( 66часов).

Рисование

Темы занятий

Цель

Кол-во

часов

1

Картинка про лето

Рисование тычками поролона.

Учить:

-отражать в рисунке впечатления, полученные летом; рисовать различные деревья, кусты, цветы;

-оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа и по всему листу: ближе к нижней части листа и дальше от нее.

Развивать:

- образное восприятие, образные представления;

- творческую активность

2.

Знакомство с акварелью.

Символика цвета у бурят.

Познакомить с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой; цвет пробуется на палитре; можно получить более яркий светлый тон любого цвета, разбавляя краску водой и т.д.

Учить способам работы с акварелью.

3

Цветок Космея

Символика цвета у бурят.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.

Учить передать характерные особенности цветов космеи: форму лепестков и листьев, их цвет.

Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.

4.

Укрась платочек (элементы бурятского орнамента: завитушки, кружочки)

Учить:

-составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину;

- использовать приемы примакивания, рисования концом кисти (точки);

- рисовать красками.

Развивать эстетическое восприятие, чувство симметрии, чувство композиции.

5

Яблоня с золотыми яблоками

Рисование фруктов с натуры

Учить:

- создавать сказочный образ. Рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев;

-изображать много золотых яблок;

-располагать изображения на листе.

Закреплять умение рисовать красками (хорошо промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске).

Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции

6

Осенний лес

Мотивы осени с помощью нитки и красок (ниткопись)

Учить:

-отражать в рисунке осенние впечатления;

- рисовать разнообразные деревья;

-по-разному изображать деревья, траву, листья.

Закреплять приемы работы кистью и красками.

Развивать активность, творчество.

Продолжать формировать умение радоваться красивым рисункам.

7

Идет дождь

Выдувание кляксы.

Учить:

-образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни;

-пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке.

Закреплять умение строить композицию рисунка.

Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами

8.

Веселые игрушки.

Развивать эстетическое восприятие, образные представления и воображение детей.

Познакомить с деревянной резной богородской игрушкой.

Учить:

-выделять выразительные средства этого вида народных игрушек;

- выбирать материал для рисования по своему желанию.

Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству.

Развивать фантазию.

9

Девочка в бурятском  национальном костюме

Беседа об элементах украшения. Просмотр слайдов.

Учить:

- рисовать фигуру человека крупно, во весь лист;

- передавать форму одежды, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах;

Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

10

Знакомство с Городецкой росписью

Декоративное рисование.

Познакомить с Городецкой росписью.

Учить:

- выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки- оживки;

-рисовать элементы кистью.

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного.

11

Городецкая роспись

Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции.

Продолжать знакомить с Городецкой росписью.

Учить рисовать элементы росписи.

Упражнять в составлении оттенков цвета

12

Здравствуй, это- Я!

Учить:

- рисовать фигуру человека крупно, во весь лист;

- передавать форму одежды, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах;

Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунков карандашами.

Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом, отмечать интересные решения.

13

Создание дидактической игры « Что нам осень принесла».

Рисование с натуры.

Закреплять образные представления о дарах осени.

Продолжать формировать рисовать грибы, овощи и фрукты, передавая их форму, цвет, характерные особенности.

Учить создавать дидактическую игру.

Развивать стремление создавать предметы для игр.

14

Автобус, украшенный флажками, едет по улице.

Предметное  рисование.

Учить:

-изображать отдельные виды транспорта: передавать форму основных частей, деталей, их величину и расположение;

-красиво размещать изображение на листе, рисовать крупно;

- закрашивать рисунки, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цвета.

Закреплять умение рисовать карандашами.

Развивать умение оценивать рисунки

15

Бурятские юрты

Учить расписывать юрту по мотивам народных декоративных узоров;

-выделять основные элементы узора;

Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию.

Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения

16

Рисование по замыслу

Рисование на свободную тему.

Развивать умение задумывать содержание своего рисунка и доводить замысел до конца.

Продолжать учить рисовать акварелью.

Развивать творчество, образные представления.

Продолжать формировать умения рассматривать свои работы, выделять интересные по замыслу изображения, оценивать работы.

17

Моя любимая сказка

Сюжетное рисование.

Учить передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки.

Развивать воображение, творчество.

Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки.

18

Грузовая машина

Предметное рисование.

Учить:

-изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы;

- передавать форму каждой части, ее характерные особенности, правильно располагать части при их изображении.

Закреплять навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов

19

Роспись пиал.

Симметричная и асимметричная роспись.

Учить:

-расписывать объемные изделия по мотивам бурятского народного декоративного орнамента;

-выделять основные элементы узора, их расположение.

Развивать эстетическое восприятие.

Закреплять приемы рисования красками.

Продолжать формировать умение рассматривать свои работы. оценивать их.

20

Зима.

Черно-белый граттаж

Учить:

-передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке;

-рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: тушь, свечу, гуашь, белила. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья.

Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

21

Большие и маленькие ели.

Учить:

-располагать изображения на широкой полосе;

-передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение.

Развивать эстетические чувства, образные представления.

22

Птицы синие, красные

Птицы нашего края.

Учить передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму.

Закреплять умение рисовать акварелью. Правильно пользоваться кистью и красками.

Развивать образное, эстетическое восприятие, образные представления.

23

Усатый – полосатый.

Учить:

-передавать в рисунке образ котенка;

-видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками.

Развивать образное восприятие и воображение.

Вызывать радость от созданного изображения.

24

Рисование по замыслу

На свободную тему.

Учить самостоятельно намечать содержание рисунка, выбирать размер и цвет бумаги. Краски, карандаши или другие материалы

Развивать умение выделять интересные рисунки, объясняя свой выбор.

25

«Морозные узоры» (зимнее окошко)

Рисование с натуры.

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета.

26

Наша нарядная елка

Учить:

-передавать в рисунке впечатления от новогоднего праздника, создавая образ нарядной елки;

-смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цвета.

Развивать образное восприятие, эстетические чувства, образные представления

27

Рисование домашнего животного на выбор из цикла «Пять драгоценностей» ( «Табан хушуун мал»)

Учить:

-передавать в рисунке образ котенка;

-видеть разнообразие изображений, выразительность образа.

Закреплять умение изображать животных, используя навыки рисования кистью и красками.

Развивать образное восприятие и воображение.

Вызывать радость от созданного изображения

28

Дети гуляют зимой на участке.

Сюжетное рисование.

Учить передавать в рисунке несложный сюжет.

Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног.

Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами.

29

Машины нашего улуса.

Учить изображать разные автомобили, сельскохозяйственные машины.

Развивать творчество.

Закреплять умение рисовать предметы и их части прямолинейной формы. Передавать пропорции частей, характерные особенности машин, их детали.

Упражнять в рисовании и закрашивании рисунков карандашами.

30

Как мы играли в подвижную игру «Гуси- лебеди

Развивать:

-образные представления детей;

-художественное творчество.

Закреплять умение создавать в рисунке выразительные образы игры.

Упражнять в рисовании разными, самостоятельно выбранными материалами

31

Нарисуй своих любимых животных.

Продолжать развивать:

-детское изобразительное творчество;

-представление о выразительных возможностях выбранного материала.

Учить:

-выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию;

-рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

32

Нарисуй своих любимых животных.

Бурятские народные сказки о животных. Тотемические животные

Продолжать развивать:

-детское изобразительное творчество;

-представление о выразительных возможностях выбранного материала.

Учить:

-выразительно передавать в рисунке образы животных; выбирать материал для рисования по своему желанию;

-рассказывать о своих рисунках и рисунках товарищей.

Закреплять технические навыки и умения в рисовании.

33

Красивое развесистое дерево зимой.

Рисование с натуры.

Учить:

-создавать в рисунке образ дерева, находить красивое композиционное решение;

-использовать линии разной интенсивности как средство выразительности.

Закреплять умение использовать разный нажим на карандаш для передачи более светлых и более темных частей изображения.

Развивать эстетическое восприятие.

34

Встреча Белого месяца .

Бурятский народный праздник Сагаалган.

Конструирование и украшение варежки.

Приветствие гостей по бурятскому обычаю.

Придумывание декора варежки и их расписывание по национальным мотивам

Продолжать знакомить детей с традицией бурятского народа; объяснить, что Новый год по лунному календарю начинается в феврале.

Учить:

-отражать впечатления от праздника Сагаалган

- рисовать один, два и более предметов, объединенных общим содержанием; передавать в рисунке форму, строение, пропорции предметов. Их характерные особенности.

Учить располагать изображения на листе.

Развивать воображение, творчество.

35

Солдат на посту

Украшение бумажного богатырского доспеха национальным орнаментом(щит).Сказ о бурятском богатыре

Закреплять умения располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.

Использовать навыки рисования и закрашивания изображения.

Воспитывать любовь и уважение к Российской армии.

36

По мотивам хохломской росписи.

Учить рисовать волнистыми линиями, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением.

Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти.

Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе.

Развивать:

-чувство цвета, ритма, композиции;

-умение передавать колорит хохломской росписи.

37

«Укрась свою игрушку» по мотивам хохломской росписи.

Продолжить знакомить с хохломской росписью, учить отмечать их характерные особенности, закреплять представление о ярком, праздничном  колорите игрушек.  Закреплять приемы росписи кистью.

38

Золотая хохлома

Продолжать знакомить с изделиями, украшенными хохломской росписью.

Учить:

-выделять композицию узора;

-называть его элементы;

-выделять их ритмичное расположение;

-определять колорит хохломы.

Развивать умение любоваться хохломскими изделиями и созданными узорами

39

Богатыри («Аламжи мэргэн»)

Учить создавать в рисунке образ воина, передавая характерные особенности костюма, позы, оружия

Закреплять умения располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.

Использовать навыки рисования и закрашивания изображения

Воспитывать любовь и уважение к богатырям родной земли,  героическим эпосам, былинам и т.д.

40

Картинка маме к празднику 8 Марта.

Вызвать желание нарисовать красивую картинку о празднике 8 Марта.

Закреплять умение изображать фигуры взрослого и ребенка, передавать простейшие движения, удачно располагать фигуры на листе.

Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное.

41

Рисование (с элементами аппликации).

Панно

«Цветы нашей местности».

Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение и творчество, умение использовать усвоенные приемы рисования.

Формировать стремление преобразовывать окружающую среду, вносить в нее элементы красоты, созданной своими руками.

Продолжать закреплять навыки коллективной работы

42

Роспись туесочков

Учить расписывать берестяные изделия, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для росписи деревянных, берестяных изделий.

Развивать эстетическое восприятие.

43

Рисование по замыслу

Развивать творчество, образные представления, воображение детей.

Учить:

-задумывать содержание своей работы, вспоминая, что интересного они видели, о чем им читали, рассказывали;

-доводить начатое дело до конца.

Упражнять в рисовании цветными восковыми мелками, сангиной, простым карандашом и др.

Закреплять умение радоваться красивым и разнообразным рисункам, рассказывать о том, что в них больше всего понравилось.

44

Нарисуй, что интересного произошло в детском саду

Учить задумывать содержание рисунка на основе полученных впечатлений, подбирать материалы в соответствии с содержанием изображения.

Развивать:

-фантазию, творческую активность;

-умение замечать интересные темы, выделять их и высказывать свои суждения о них.

Закреплять технические умения и навыки рисования разными материалами.

45

Знакомство с искусством гжельской росписи.

Познакомить с искусством гжельской росписи в сине- голубой гамме.

Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов.

Формировать умение передавать элементы росписи.

Воспитывать интерес к народному декоративному искусству.

Закреплять умение рисовать акварелью.

Вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

46

Нарисуй,  какой хочешь узор.

Учить задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой), передавая ее колорит, элементы.

Закреплять умение строить узор, подбирать нужный формат бумаги.

Развивать эстетические чувства, эстетическую оценку, творчество.

Воспитывать любовь к народному творчеству. Уважение к народным мастерам.

47

Это он, это он, баянгольский почтальон.

.

Развивать:

-восприятие образа человека;

-умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников.

Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения.

Упражнять в изображении человека.

Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами.

Отрабатывать навык аккуратного закрашивания.

48

Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой.

Вызвать желание передать в рисунке радость от встречи с родителями.

Закреплять:

-умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка;

-умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные части, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом.

49

Роспись петуха.

Учить расписывать вылепленную игрушку по мотивам дымковского ( или другого народного) орнамента.

Развивать:

-эстетические чувства (ритма, цвета, композиции), эстетическое восприятие;

-творчество.

Воспитывать уважение к труду народных мастеров.

Вызывать положительный эмоциональный отклик, чувство восхищения произведениями народных мастеров.

50

Гжельские узоры

Продолжать знакомить с гжельской росписью.

Развивать:

-эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета;

-легкие и тонкие движения руки.

Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи.

51

Красивые цветы.

Закреплять:

-представления и знания о разных видах народного декоративно- прикладного искусства (городецкая, гжельская роспись и др);

-умение передавать цвета и их оттенки;

-технические навыки рисования разными материалами.

Учить задумывать красивый, необычный цветок.

Развивать творчество, воображение

52

Дети танцуют на празднике в детском саду.

Отрабатывать умение изображать фигуру человека в движении.

Учить добиваться выразительности образа (хорошо переданные движения, их разнообразие; нарядные платья танцующих).

Закреплять приемы рисования карандашами, умение использовать при закрашивании нажим на карандаш разной силы.

Развивать эмоционально положительное отношение к созданию изображений.

53

Салют над городом в честь праздника Победы.

Учить:

-отражать в рисунке впечатления от праздника Победы;

-создавать композицию рисунка, располагая внизу дома или кремлевскую башню, а вверху –салют;

Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие

Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину

54

Спасская башня Кремля.

Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей.

Закреплять способы соизмерения сторон одной части и разных частей.

Развивать глазомер, зрительно – двигательные координации.

Упражнять в создании первичного карандашного наброска.

Формировать общественные представления, любовь к Родине.

55

Роспись силуэтов гжельской посуды.

Учить расписывать посуду, располагая узор по форме.

Развивать:

-эстетическое восприятие произведений народного творчества, чувства ритма;

-эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям.

Закреплять умение рисовать акварельными красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета.

56

Цветы цветут

Закреплять умение изображать картины природы, передавая ее характерные особенности.

Учить располагать изображения по всему листу.

Развивать:

-умение рисовать разными красками;

-эстетическое восприятие, образные представления.

57

Бабочки летают над лугом.

Учить:

-отражать в рисунках несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни;

- располагать изображения на широкой полосе;

-передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений;

-передавать контуры бабочек неотрывной линией;

-сочетать в рисунке акварель и гуашь;

Развивать:

-цветовое восприятие;

-эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве

58

Цветные страницы.

Учить:

-задумывать содержание своего рисунка в определенной цветовой гамме и выдерживать это условие до конца;

-добиваться образного решения намеченной темы;

-разбавлять краски водой, добавлять белила для получения оттенков цвета.

Закреплять приемы рисования акварелью, гуашью.

Развивать воображение и творчество.

59

«Украшение платочка»

Украшение платков бурятскими узорами

Учить украшать квадрат.  Закреплять знание  квадратной, треугольной и прямоугольной формы.  Учить преобразованию формы: квадрат на два треугольника и два прямоугольника (резание по линиям сгиба).

Значение бурятских орнаментов. Украшение платков бурятскими узорами.

60

«Украшение фартука»

Украшение фартука бурятскими узорами

Учить детей на полосе бумаги составлять простой узор из элементов народного орнамента.

61

«Платочки и полотенца, украшенные орнаментом разных народов, сушатся на веревке»

Учить детей передавать в рисунке различия между квадратной и прямоугольной формами. Продолжать учить закрашиванию рисунка карандашами. Учить ориентироваться на листе, располагая несколько предметов в верхней части листа.

62

«Полосатый коврик для кота»

Составление  красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету.  Закрепление нового способа резания бумаги по линиям сгиба.

63

«Флажки для украшения группы»

Познакомить с несколькими приемами украшения флажков рисованием и набрызгом цветной краской.

64

Мы рисуем сказки….

Рисование по мотивам увиденной и услышанной сказки бурятского народа.

65

«Украшение пригласительных билетов»

Побуждать детей использовать опыт, приобретенный ими в работе с акварельными красками.

66

Фестиваль Художеств

Выставка детских работ. Защита работ детьми перед родителями.

IV. Методическое обеспечение программы

Учебно-методический комплект, использованный в ходе реализации программы: 

•Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». М. Мозаика-Синтез.2006.

• Т.С.Комарова Программа эстетического развития ребёнка.

•Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика- Синтез, 2010.

•Т. С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М. Мозаика- Синтез, 2010.

•Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду – М. Мозаика- Синтез, 2010.

•Т.С.Комарова «Обучение дошкольников технике рисования». М. Педагогическое общество России.2006.

• Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»

• Т.Г. Козакова «Развивайте у дошкольников творчество»,

                             V. Список средств реализации программы.

         Технические средства.   Для реализации программного содержания курса используются следующие технические средства:  цифровой фотоаппарат «PENTAX», магнитофон кассетный, музыкальный центр «SONY»

        Учебно-наглядные пособия. 

Плакаты большого формата:

1. Декоративно- прикладное искусство. Русская художественная резьба и роспись по дереву. Методические рекомендации к несброшюрованному альбому «Русская художественная резьба и роспись по дереву». Пособие для учителей начальной школы. Москва. Советский художник. 1985.

2. Е.Э. Лоотсар. Аппликация в детском саду (60 таблиц и методические указания для воспитателя). Начальное пособие для детского сада. Москва. Просвещение. 1977.

3. Русское народное декоративно- прикладное искусство в детском саду. Пособие для воспитателей детских садов. Москва. Советский художник. !977.

4. Суховская Л.Г, Грибовская А.А.Аппликация в детском саду. Учебно- наглядное пособие для детей дошкольного возраста. 80 цветных иллюстраций и методическое руководство для воспитателя. Издание 2-е. Москва «Просвещение», 1984.

5. Т.С.Комарова, Е.В.Лебедева, Э.Б.Волчек Детям об искусстве. Издательство «советский художник», 1981.

6. Т.Я.Шпикалова. Современные народные художественные промыслы. Москва. Советский художник, 1983

        Оборудования для самостоятельной  деятельности детей:        

Для рисования ( количество наборов на каждого ребенка)

•Набор цветных карандашей (24 цвета)

•Графитные карандаши (2М-3М)

•Набор фломастеров (12 цветов)

•Набор шариковых ручек (6 цветов)

•Гуашь (12 цветов)

•Белила цинковые

•Краска фиолетовая, лазурь, охра, оранжевая светлая, кармин, разные оттенки зеленого цвета;

•Палитры;

•Круглые кисти (беличьи, колонковые № 10-14);

•Банки для промывания ворса кисти от краски (0,25 т 0,5л);

•Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании в аппликации (15-15см);

•Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения.

IV. Список литературы

Нормативно-правовые источники.

1. « Закон об образовании» от 29.12.2012 № 273 ФЗ

2. ФГОС ДО  № 155 от 17.10.2013 г

4. Типовое положение о ДОУ (12.09.2008г,№ 666)

Научно-методическая литература

1. Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий.-М.:Мозайка-Синтез, 2010г.—128 с.:цв.вкл.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.-2-е издание, испр. и доп.-М.: Мозайка-Синтез, 2008.-160с.: цв.вкл.

3. Е.В.Баранова, А.М.Савельева от навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования. Учебно-методическое пособие.-М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2009.-64с.:цв.вкл.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа.-М.: « КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008г

5.Короткова Е.А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду./Е.А.Короткова; худож.Е.А.Афоничева –Ярославль: Академия развития, 2010.-129с.: ил.-(детский сад: день-за днем.В помощь воспитателям и родителям)

6.Комарова Т.С.,Зарянова О.Ю.,Иванова Л.И.,Корзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы.-М.:Педагогическое общество России, 2000.-152с.

7.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М.: Просвещение, 1988.

8.Юсов Б.П.Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: очерки по истории, теории и психологии художеств.воспитания детей. Магнитогорск.гос.ун-та, 2002.

9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.    

10. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 2015.  

11.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000  

12.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990  48с.

13. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2010.

14.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2012

15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2014.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительной деятельности для средней группы

Представленная рабочая программа разработана мной для средней группы на основе авторской программы И. А. Лыковой "Художественное воспитание, обучение и развитие детей средней группы "Цветные ладошки""...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник».       С...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в доу

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процесс...

Рабочая программа по изобразительной деятельности

Рабочая программа по изобразительной деятельности "Юный художник"- 1 год обучения...

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2014-2015 г.г.Данная программа составлена для второй младшей группы по пособию Комаровой Т.С....

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.

Рабочая программа по изобразительной деятельности в д/с. 2015-2016 г.г.Данная программа составлена для средней группы по пособию Комаровой Т.С....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет)

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы включает три раздела: рисование, лепка и аппликация. Темы занятий расписаны на каждый месяц с датами их...