РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительной деятельности в ДОУ Ступень обучения: дети от 4 до 7 лет Срок реализации: 3 года
рабочая программа по рисованию (средняя группа) на тему

Антонян Аревик Юриковна

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник». 

      Содержание художественно - экологической  программы по изобразительному искусству нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский ) предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно - творческой деятельности.

       Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как о живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_stranitsa.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 36

                                                 «Утверждено»

                                                                                 Решение педсовета № 1

                                                          от  28.08. 2009 года

                                                                                 заведующая МБДОУ ЦРР № 36

                                                                       Е. А. Сасина_____________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по изобразительной деятельности

Ступень обучения:     дети от 4 до 7 лет

Срок реализации:       3 года

Педагог дополнительного  образования     Антонян  А. Ю.

 

 

г. Курганинск

                                      Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе авторской художественно - экологической программы  Т. А. Копцевой «Природа и художник», в связи с тем, что учебным планом учреждения  предусмотрено 72 часа, а авторской программой - средняя группа  - 53 часа, старшая группа - 57 часов и подготовительная к школе группа - 53 часа.

      Содержание художественно - экологической  программы по изобразительному искусству нацелено на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Формирование «культуры творческой личности» (А.В. Бакушинский ) предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественно - творческой деятельности.

       Предлагаемая система художественно - творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как о живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

       Содержательная основа программы экологична по своей сути. Целительная сила природы хорошо известна…Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды  - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столько же необходима для его духовной, нравственной жизни.

      Основополагающий принцип построения программы - это «диалог культур».   Ребёнок - дошкольник живёт в конкретной природной, социальной и культурной среде, в то же самое время он житель планеты Земля, он является членом большой многонациональной семьи народов  мира.  Приобщение детей к национально - региональному и мировому художественному наследию является важной образовательной задачей.

       Из года в год ребёнок познаёт нечто всеобщее, что роднит его со всеми народами, то, что принято называть «общечеловеческими ценностями», то, что в разные исторические времена находило отклик в творчестве разных художников.

       Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранения в человеке человечности, это основная смысловая установка программы. Ребёнок – художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в ней явлений. Педагог помогает ребёнку «открыть глаза» на видимый им мир, реализуя основной  методический принцип программы – одухотворение природных явлений.

         Создание атмосферы доверия и заинтересованного общения – непременное условие занятий по изобразительному искусству. В поведении педагога важно все, он чутко реагирует на ход учебно-воспитательного процесса. Важно все,  -  каким тоном произнесена первая фраза, какие чувства выражает взгляд педагога, какой сделан жест.

       Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества  разнообразны. Учитывая возрастные особенности 4-7 летних детей, доминирующей может стать сказочно – игровая форма преподнесения нового материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, ролевые игры, игры- импровизации, элементы пантомимы и другие формы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

        Природа может выступать в роли Художницы (средняя группа) или прекрасной Волшебницы (подготовительная группа), а добрые сказочные феи – Флора и Фауна во всём ей помогают (старшая группа). Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно - образных средств других искусств – музыки и литературы.

        

                           Продолжительность

СРЕДНЯЯ  ГРУППА  -  20  минут

СТАРШАЯ  ГРУППА  -  25 минут

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА -  30 минут

                   Учебно-тематический план

Первый год обучения  (средняя группа)

Тема года: «Художник и природа родного края»

Наименование разделов,                         блоков, тем    

Количество часов

Авторская                     Рабочая

программа                  программа

1

1 – й тематический блок             «Мир природы»

13                  18– (набрызги(2), монотипия                

                              пальцеграфия,        

                               трафарет)        

2

2 – й тематический блок

«Мир животных»

15                  19- (пальцеграфия,  

                             лепка, конструи-

                             рование из бумаги

                             (киригами),

                              кляксография)

3

3- й тематический блок

«Мир человека» (Я и моя семья)

10                    16– (рисование школьными

                              мелками, изготвление  

                             ёлочных игрушек(2),                             

                             рисование ладошками,

                             каракулеграфия,

                             кляксография)

4

4- й тематический блок

«Мир искусства»

15                   19- (ниткография,

                             рисование на мятой

                             бумаге, пальцеграфия(2)                

Итого:

53                    72

                 

Второй год обучения (старшая группа)

  Тема года: «Художник и природа нашей страны»

Наименование разделов,                         блоков, тем    

Количество часов

Авторская                       Рабочая

программа                    программа

1

1 – й тематический блок             «Мир природы» (Царство волшебницы Флоры)

13                     17- (кляксография, пальце-

                              графия, (оттиск, тампо

                              нирование, трафарет),

                              набрызг)

2

2 – й тематический блок

«Мир животных» (Царство волшебницы Фауны)

18                    20- (конструирование из

                       бумаги (киригами),

                             рисование ладошками)                                                                

3

3- й тематический блок

«Мир человека» (Мир фантазий и увлечений)

10                  15 – (изготвление  

                             ёлочных игрушек(2),                             

                             ниткография,

                             рисование на мятой

                             бумаге, монотипия)                        

4

4- й тематический блок

«Мир искусства» (В мире интересных образов)

16                   20–  (вытинанки (вырезал-

                               ки), витражи, ожившие

                               предметы, рисование

                               школьными

                               мелками)

Итого:

57                 72

              Третий год обучения  (подготовительная группа)

Тема года: «Художник и природа пяти континентов»

Наименование разделов,                         блоков, тем    

Количество часов

Авторская                       Рабочая

программа                    программа

1

1 – й тематический блок             «Мир природы»

14                     19 - (раздувание краски,

                                монотипия,

                                (оттиск, тампо-

                               нирование, трафарет),

                                набрызги (2)

2

2 – й тематический блок

«Мир животных»

13                     16- (конструирование из

                               бумаги (киригами),

                               рисование ладошкой-

                               коллаж,

                               кляксография)

3

3- й тематический блок

«Мир человека» (Мир фантазий и увлечений)

14                      20- (вытинанка(вырезал-

                                ка), витражи,

                              изготвление  

                              ёлочных игрушек-  

                              декупаж и т. д.(2), 

                              оригами,

                              пальцеграфия)                                                        

4

4- й тематический блок «Мир

искусства» Искусство разных континентов («Мы путешественники»)

12                      17–   ниткография,

                                  конструирование

                                пасхальных поде

                               лок + оригами,

                               конструирование из

                               фантиков,
                              ожившие предметы,

                               рисование на мятой

                               бумаге + оригами)                              

Итого:

53                     72

                     Содержание программы

      Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на три года (средняя, старшая и подготовительная группы), в неделю два занятия. Система художественно - творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Средняя группа –

   Художник и природа родного края – 72  часа

Старшая группа –

   Художник и природа нашей страны – 72 часа

Подготовительная группа –

   Художник и природа пяти континентов – 72 часа

    Структурной особенностью программы является блочно – тематическое планирование содержания тем. Содержание каждого года основывается на четырёх тематических блоках: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены на усмотрение педагога.

1-й тематический блок «Мир природы» -

(образы природы в жизни, искусстве и детском творчестве)

    Изображение различными художественными материалами (гуашь, акварель, уголь, цветные и восковые карандаши, пластилин, тушь, цветная бумага и т. п.) «одухотворённых образов» неба, земли, деревьев, трав, цветов, овощей, фруктов и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в жанрах пейзажа и натюрморта, с работами мастеров декоративно- прикладного искусства и др.

2- й тематический блок «Мир животных» -

(образы животных в жизни, искусстве и детском творчестве)

    Изображение различными материалами «одухотворённых образов» птиц, насекомых, рыб, млекопитающих, диких и домашних животных и т. п. Знакомство с произведениями художников, работающих в анималистическом жанре и др.

3 – й тематический блок  «Мир человека» -

(образ человека и мир его предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве)

     Изображение различными художественными материалами «одухотворённых образов» людей (членов семьи, людей разных возрастов и т. п.), мир фантазий и увлечений человека, посуды, костюма, транспорта, архитектуры и т. п. Знакомство с произведениями книжных иллюстраторов, художников, работающих в портретном, бытовом и историческом жанрах и др.

4 –й тематический блок «Мир искусства» - (образы музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве)

          Изображение различными художественными материалами сюжетов на темы литературных, музыкальных и театральных произведений. Знакомство с произведениями живописцев, графиков, скульпторов, архитекторов, дизайнеров, работами народных мастеров мирового и отечественного искусства.

      Каждая программная тема может быть реализована в изобразительных, декоративных и конструктивных видах деятельности, что способствует вариативному подходу к осмыслению той или иной развивающей (учебно-воспитательной) задачи.

Основные цели и задачи программы

           В каждом виде деятельности решаются следующие задачи:

  1. Передача и накопление опыта эстетического (эмоционально- ценностного) отношения к миру, формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой  личности.

   Осуществляя эту воспитательную задачу, педагог развивает и формирует в    детях:

  • умение одухотворять (очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
  • способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, другим человеком или героем художественного произведения (вставать на место другого, быть в чьей – то роли);
  • готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ («букашек- таракашек», птиц, зверей, цветов, трав и т. п.), сопереживать им;
  • стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать насилию над природой, по мере сил облагораживать её;
  • умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, замечать в неприметном – значительное, в неказистом – выразительное, любоваться уголками родной и экзотической природы;
  • способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать своё отношение к ним в пейзажах – настроениях (утро, день, ночь, осень, зима, весна, лето);
  • готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. п.

  1. Передача и приумножение опыта творческой деятельности.

    Решая вторую задачу, педагог способствует самореализации личности ребёнка в различных видах художественного творчества, развивает и формирует способности и умения:

  • быть оригинальным в выборе сюжета;
  • использовать средства художественного выражения   (цвет, линию, объём и т. п.;
  • давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • проявлять инициативу: самостоятельно, в кружке, студии, или дома выполнять задания на пройденные или предстоящие темы, рисовать на свободные темы;
  • развивать творческую индивидуальность, своё творческое «Я» (я - художник – зритель – критик).

  1. Обучение способам деятельности.

    Третья задача – ориентирует педагога на формирование системы умений и навыков, необходимой детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности:

  • изобразительная деятельность (работа с гуашью, акварелью, пастелью, восковыми и акварельными мелками, углём, тушью, пером, палочкой, фломастером, тычком и т. д.);
  • конструктивная деятельность (работа с пластилином, глиной, белой, цветной, разной бумагой, природными  материалами и т. д.;
  • декоративной (создание и украшение предметов декоративно- прикладного значения или их эскизов).

   Решая на занятиях третью задачу, педагог формирует у детей способность использовать выразительные свойства художественных материалов при реализации своих замыслов.

  1. Сообщение на доступном ребёнку уровне знаний об истории искусств, приобщение к мировой художественной культуре.

   Четвёртая задача – приобщение к национальной и мировой художественной культуре – предполагает организацию учебно-воспитательного процесса по принципу «занимательного общения». При этом важны:  

  • развивать готовность детей включаться в диалог с педагогом и сверстниками по поводу рассматриваемых на занятии проблем;
  •    способность проявлять свои (пусть ещё очень незначительные) познания в области изобразительного искусства, пытаться различать их образную специфику, анализировать произведения различных видов искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства, дизайна), выражать своё отношение к ним;
  • развивать умение вести поисковую работу, самостоятельно или вместе с родителями коллекционировать открытки, книги, марки и т. п. по искусству, собирать свои собственные рисунки или поделки, посещать художественные выставки, делиться своими впечатлениями с товарищами;
  • готовность быть активными на занятии и не стесняться спрашивать у педагога о том, что не понятно, и т. п.

      Эти задачи находят своё разрешение в рабочей программе через систему художественно - творческих заданий: в процессе общения, восприятия и практической деятельности.

                       К концу года дети должны уметь:

      Средняя группа-

  • Замечать выразительность формы, сочетание красок, расположение элементов узора в произведениях изобразительного искусства; проявлять интерес к книжным иллюстрациям.

    В рисовании

  • Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, восковых мелков, пастелью и др.
  • Уметь использовать сочетания цветов и оттенков для создания выразительного образа; передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;  
  •  Уметь составлять новый цветовой тон на палитре; Уметь правильно передавать в рисунке форму, строение частей, соотношение по величине;   В лепке
  • Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать всё многообразие усвоенных приёмов.

        В аппликации

  • Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали

    (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал – из прямо-

     угольника, плавно срезать и закруглять углы;

  • Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
  • Уметь создавать аппликационное изображение путём обрывания и составления его из частей с последовательным наклеиванием.

         В конструировании из природного материала

  • Уметь видеть образ в природном материале (плодах, шишках и др.), составлять образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин.

        

   Старшая группа –

  • Воспринимать и различать произведения изобразительного искусства (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство).
  • Выделять средства выразительности (цвет, форму, колорит, композицию).

      В рисовании

  • Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение;
  • Создавать узоры по мотивам народного  декоративно – прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.

      В лепке

  • Лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приёмы и способы.
  • Создавать изображения по мотивам народных игрушек.

В аппликации

  • Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приёмы вырезания, а также обрывание.

      В конструировании из природного материала

  • Уметь видеть образ в природном материале (плодах, шишках и др.), составлять образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин.

     Подготовительная группа –

  • Различать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно – прикладное и народное искусство.
  • Называть основные выразительные средства;
  • Высказывать простейшие суждения о произведениях искусства.

В рисовании

  • Передавать в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию , колорит, сочетание различных изобразительных материалов;
  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции ;
  • Рисовать узоры по мотивам изделий народного декоративно - прикладного искусства на силуэтах, изображающих предметы быта.

 

         В лепке

  • Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2 – 3 и более изображений;
  • Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.

   В аппликации

  • Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.

        В конструировании из природного материала

  • Уметь видеть образ в природном материале (плодах, шишках и др.), составлять образ из частей; использовать для закрепления частей клей, пластилин.

Список используемой литературы

1.    Бакланова Л. В.  Поделки из природных материалов. Тула. Родничок,                    Москва, Астрель, 2008 г.

2.    Вдовиченко С. Дети светлой краской красят мир. Мини – хрестоматия методов  и приёмов работы с детьми дошкольного  возраста  на занятиях изобразительной  деятельностью.  Москва. Чистые пруды, 2009 г.

3.    Герасимова  А. С.  Учусь рисовать. Ступеньки к школе. Москва, 2007.

4.    Гончарова Д. Рисуем отпечатками пальчиков. «Хатбер – пресс»,2011г.

5.    Долженко Г. И.  100 поделок  из бумаги. Ярославль, 1999г.

6.    Давыдова Г. Н.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Ч.1,2, Москва,2007 г.

7.    Дубровская Н. В. Краски палитры. С. Петербург. «Детство – Пресс», 2006г.

8.    Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы. Ярославль, Академия развития  2005г.

9.    Искусство – детям. Альбом. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. Москва, Мозаика-Синтез, 2008г.

10.   Копцева Т.А. Природа и художник. Москва, 2001 г.

11.   Лыкова И. Цветной мир. Изобразительное творчество и дизайн в детском   саду. Москва, 2008г.

12.   «Необычное рисование». Нетрадиционные техники рисования в изодеятельности.

13.   Парамонова Л. А. Киригами. ИД. «Карапуз», 2003 г.

14.   Ступак Е.  Оригами. Подарки к праздникам. Москва, 2007 г.

15.   Туфкрео Р. , М. Кудейко. Коллекция идей. Театральная и художественная            деяельность в детском саду. Москва, 2004 г.

16.   Шматова О. Самоучитель по рисованию акварелью. Москва, 2007г.

17.   Шалаева Г.П. Большая книга художника для самых маленьких. Москва, 2006 г.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года

В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...

авторская образовательная программа детского экологического движения "Зеленые страницы"эколого-биологической направленности (предназначена для детей старшего дошкольного возраста, срок реализации - 2 года)

Программа является результатом обобщения многолетнего  практического  опыта в области экологического образования и основана  на авторских подходах к решению образовательных задач. Прогр...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Для детей 5-7 лет Срок реализации 2 года Возраст обучающихся от 5 до 7 лет

Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха призносительной стороны речи, что служит основой овла...

Программа «Учимся говорить» (возраст детей: 4-7 лет, срок реализации: 3 года) для детей с ЗПРР.

В программе представлена модель организации коррекционно-развивающего процесса, в которой прописан системный подход к работе с детьми с ЗПРР. Программа с подробным тематическим планированием по всем л...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

Рабочая программа курса «От умения к творчеству» по разделу «Художественно – эстетическое воспитание. Изобразительная деятельность Лепка». для детей 4-5 лет срок реализации – 1 год

Предлагаемая программа по лепке рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю с октября по май включительно.Программа разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения ...