Конспект родительского собрания в средней группе «Самостоятельность- важный признак становления личности»
методическая разработка (средняя группа)

Кузнецова Алевтина Вячеславовна

. В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект родительского собрания в средней группе

«Самостоятельность- важный признак становления личности».

Работу выполнила:

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 7 «Березка»

Кузнецова Алевтина Вячеславовна

Родительское собрание в средней группе «Самостоятельность- важный признак становления личности».

Форма проведения: круглый стол.

Продолжительность: 40 мин.

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросе воспитания самостоятельности у детей 4-5 лет.

Задачи:

  1. Ознакомить родителей с принципами воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста.
  2. Создать условия для анализа родительской позиции в воспитании ребёнка.
  3. Способствовать развитию конструктивных навыков общения родителей с детьми.

Материалы и оборудование: памятка для родителей «Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет» (Приложение №1), презентация «Самостоятельность- важный признак становления личности», мяч, цветные кружочки, ноутбук, экран, проектор.

Актуальность:

Каждый родитель, любящий своего ребенка, рано или поздно сталкивается с одной и той же проблемой - как воспитывать детей, чтобы с самого детства они имели голову на плечах и учились принимать самостоятельные решения? Да и современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.

 

План собрания:

1. Выступление воспитателя «Самостоятельность- важный признак становления личности»

2.Игра-дискуссия «Как проявляет самостоятельность мой ребенок»

3. Ролевая игра «Как поступить, чтобы не навредить?»

4.Рефлексия, раздача памяток для родителей.

Ход собрания:

1.Выступление воспитателя и показ презентации «Самостоятельность-важный признак становления личности».

Как рождается самостоятельность? Вначале руководящую роль принимают родители, и от них зависит, в какой степени и как долго они будут ею наслаждаться. Но не стоит забывать: для того, чтобы у ребенка складывались и закреплялись необходимые навыки правильного поведения, он непременно должен применять эти правила на практике. И начинать лучше как можно раньше, ведь основы личности формируются к трём годам.

 С чего начинать? Например, к двум годам он пробует самостоятельно одеваться. Ему интересно самому натянуть колготки, надеть ботинки, и он проявляет завидное упрямство и усердие, чтобы осуществить это. А как поступают большинство родителей? - недолго думая, быстро одевают своё мучающееся чадо, потому что не хватает терпения, потому что вы опаздываете. Да, возможно, пройдет целый год, прежде чем он научится надевать даже несложную в обращении одежду. Но если сейчас отказать ему в этом праве, то не стоит удивляться тому, что в четыре года он вряд ли поймёт ваше возмущение по поводу его несамостоятельности. Почему это вдруг, ни с того ни с сего, взрослые от него стали что-то требовать?

 4-5 лет- самый благоприятный период для начала формирования трудолюбия. Дети в этом возрасте очень активны, они с радостью примутся за выполнение небольших дел (расставить посуду к обеду или помыть её). Рискните, нужно лишь искусно направлять их энергию в нужное русло. Идеальный способ воздействовать на подсознание малышей- использовать игру. Например, вместо того чтобы в приказной форме заставить малыша убрать игрушки, предложите их вечером уложить спать в коробку, лучше всего, если первое время вы немного поиграете вместе с ним (но не увлекайтесь!) Ваша улыбка и слова одобрения: «Молодец! Я тобой горжусь!» дадут ребёнку чувство уверенности в себе, значимости. И, наоборот, ворчание, недовольство, раздражение способны в корне убить любую попытку проявления ребёнком самостоятельности, желание сделать что-нибудь приятное для семьи. А в дальнейшем вы будете разводить руками и удивляться, откуда же эта безответственность. Другая распространённая ошибка родителей - постоянное поторапливание малыша. «Быстрей доедай суп», «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать». А ведь ребенок не родился копушей. Таким его сделали бесконечные «подгонялки». Регулярное понукание со временем порождает упрямство, а также занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Выход из положения прост: поменьше «пилите» копающегося ребенка, будьте терпеливее и постарайтесь больше доверять.

К 5-6 годам у малыша должен обязательно сложиться определенный круг постоянных обязанностей, например: полить цветы, вытереть пыль, покормить кошку, убрать постель и т. д. Их выполнение должно быть обязательным, хотя требовать спартанской дисциплины не следует. Очень заблуждаются родители, которые рассуждают так: «Успеет ещё наработаться, вся жизнь впереди». Любая чрезмерная опека способна убить инициативу. Не стоит внушать ребёнку чувство вины за ошибки. Постоянные комментарии типа: «Ты всё делаешь не так, мне стыдно за тебя» ограничивают свободу малыша, занижают его самооценку, определяют в группу хронических неудачников. Особенно осторожно с высказываниями следует быть по отношению к застенчивым детям. Им кажется, что они всё делают плохо, поэтому почаще поддерживайте их словом, ни в коем случае не позволяйте себе подсмеиваться над ним.

Стремление делать все самому- это органический признак взросления, признак пробуждающейся психики человека. Маленький ребенок - существо активное, он в этом возрасте постоянно нацелен на действие, созидание, помощь взрослым, от него то и дело слышишь: "Я сам!" Такой порыв к самостоятельности - свойство возраста, потом это уйдет. Излишняя родительская осторожность, опасения, что малыш что-нибудь испортит, а чаще всего просто ваше нетерпение, вечная спешка мешают ребенку проявить себя. Конечно, быстрей самой вытереть случайно пролитый им на столе чай, чем ждать, пока он сам дойдет до тряпки и самостоятельно устранит учиненный беспорядок. Но возьмите-таки себя в руки и не делайте за ребенка то, что он может уже сделать сам!

2.Игра-дискуссия «Как проявляет самостоятельность мой ребенок». 

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, необходимо передавать мяч друг другу по очереди, когда остановится музыка, тот у кого мяч, расскажет, как проявляет самостоятельность его сын или дочка. (Проводится игра, мяч останавливается 5-6 раз).

Хорошо, уважаемые родители, мы услышали с вами несколько вариантов проявления самостоятельности детьми нашего возраста. Что еще могут делать наши дети в 4-5 лет самостоятельно? (Родители начинают перечислять: включить воду в кране, сделав ее оптимальной температуры; поиграть с младшим братом, пока мама занята; выбрать себе одежду для прогулки в соответствии с погодой и т.д.)

3. Ролевая игра «Как поступить правильно, чтобы не навредить?»

Воспитатель: ну а теперь поиграем в ролевые игры, вам необходимо разделиться на 3 команды. Первая команда- ребенок- вы будете играть роль ребенка. Вторая команда- родитель, терпеливый и знающий психологию детей. Третья команда-родитель, который всегда спешит, ему некогда изучать возрастные особенности детей.

Я предлагаю команде «Ребенок» выбрать карточку с определенной ситуацией и показать, как ведет себя ребенок, который хочет проявить свою самостоятельность в такой ситуации. А две других команды должны подыграть ему в соответствии с ролью, т.е. как поступит «правильный» родитель и как родитель, которому важно все сделать быстро.

Обыгрываются три ситуации, связанные с поведением ребенка, стремящимся проявить свою самостоятельность. Например: ребенок разбросал игрушки по всему дому, но собирает их очень медленно, отвлекаясь при этом на игру; ребенок хочет помочь маме приготовить к ужину салат, при этом намочил футболку, поставил пятно от помидора на самом видном месте и т.д.

4. Рефлексия.

Воспитатель: сегодня мы рассмотрели очень важную тему на пути становления личности– самостоятельность ребенка, принципы воспитания в детях этого качества, как помочь ребенку стать самостоятельным. Мы предлагаем вашему вниманию памятки для родителей, которые будут вам напоминать о том, что воспитание самостоятельности - работа очень тонкая и деликатная. Вы должны в каждом моменте общения с ребенком думать только о том, как не навредить ему, не помешать его развитию. Будьте терпеливы, если хотите вырастить человека, за которого вам в жизни не будет страшно.

И в завершении нашего круглого стола, хотелось бы узнать ваше мнение, была ли полезной для вас сегодняшнее обсуждение, услышали ли вы ответы на ваши вопросы, будете ли применять полученные знания в воспитании ваших детей? Просим оценить по цветной шкале: желтые кружочки- все было интересно и полезно, красные- не открыл для себя ничего нового, но интересно было послушать воспитателей и других родителей, белые- мне все равно, я не прислушиваюсь к мнению других.

Приложение 1.

Памятка для родителей «Воспитание самостоятельности у детей 4-5 лет»

Внимание:

1. Никогда не помогайте ребенку в каком-то его деле, пока он вас об этом не попросит сам. Если же он обращается за помощью слишком часто - придумайте предлог, чтобы отложить свою помощь и дать ему еще один шанс.

2. Почаще поручайте ребенку сделать что-нибудь самому. И никогда не переделывайте то, что у него не получилось, - особенно с упреками ему и у него на глазах, иначе за выполнение следующего поручения он возьмется не скоро.

3. Всегда поощряйте достигнутые успехи. Если малыш явится перед вами гордый тем, что сам умылся и оделся, это нельзя оставить без внимания. Сама "наделась" - имеет полное право надеть на прогулку не обыденную серую шапочку, а розовую с бантиком и кататься с горки не десять минут, а пятнадцать.

4. Облегчите маленькому человеку самостоятельное существование в доме. Табуретки на кухне должны быть легкими и устойчивыми, у раковины должен стоять маленький стульчик, ящики с детскими вещами - располагаться на доступном для него уровне.

5. Старайтесь общаться с ребенком на равных и чаще не говорите, а спрашивайте. Подчеркивайте ваш интерес к происходящему с ним и важность его мнения: "Как ты думаешь, что еще нам нужно купить?", "Может, нам стол на кухне переставить сюда - что ты об этом думаешь?".

6.И не забывайте: самому что ни на есть самостоятельному ребенку всегда нужны родительское внимание, забота, совет и просто присутствие. Недаром один мудрый педагог однажды сказал: "Ребенок подобен бумажному змею - он жаждет свободного полета и вместе с тем нуждается в прочной веревке".

Использованные интернет-ресурсы:

1. https://core.ac.uk/download/pdf/154819359.pdf

2.https://dohcolonoc.ru/cons/2653-formirovanie-samostoyatelnosti-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

3. https://www.vospitatelds.ru/categories/7/articles/2073

 



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в средней группе «Самостоятельность- важный признак становления личности». Работу выполнили: Воспитатели МБДОУ «Детский сад № 7 «Березка» Кузнецова Алевтина Вячеславовна, Кочеткова Ольга Владимировна

Слайд 2

1.Как рождается самостоятельность? 4-5 лет- самый благоприятный период для начала формирования трудолюбия. Дети в этом возрасте очень активны, они с радостью примутся за выполнение небольших дел (расставить посуду к обеду или помыть её). Идеальный способ воздействовать на подсознание малышей- использовать игру. Например, вместо того чтобы в приказной форме заставить малыша убрать игрушки, предложите их вечером уложить спать в коробку, лучше всего, если первое время вы немного поиграете вместе с ним (но не увлекайтесь!) Ваша улыбка и слова одобрения: «Молодец! Я тобой горжусь!» дадут ребёнку чувство уверенности в себе, значимости. И, наоборот, ворчание, недовольство, раздражение способны в корне убить любую попытку проявления ребёнком самостоятельности, желание сделать что-нибудь приятное для семьи. А в дальнейшем вы будете разводить руками и удивляться, откуда же эта безответственность. Другая распространённая ошибка родителей - постоянное поторапливание малыша. «Быстрей доедай суп», «Сколько раз тебе повторять, чтобы ты шел спать». Выход из положения прост: поменьше «пилите» копающегося ребенка, будьте терпеливее и постарайтесь больше доверять. К 5-6 годам у малыша должен обязательно сложиться определенный круг постоянных обязанностей, например: полить цветы, вытереть пыль, покормить кошку, убрать постель и т. д. Очень заблуждаются родители, которые рассуждают так: «Успеет ещё наработаться, вся жизнь впереди». Любая чрезмерная опека способна убить инициативу. Не стоит внушать ребёнку чувство вины за ошибки. Постоянные комментарии типа: «Ты всё делаешь не так, мне стыдно за тебя» ограничивают свободу малыша, занижают его самооценку, определяют в группу хронических неудачников. Особенно осторожно с высказываниями следует быть по отношению к застенчивым детям. Им кажется, что они всё делают плохо, поэтому почаще поддерживайте их словом, ни в коем случае не позволяйте себе подсмеиваться над ним.

Слайд 3

«Как проявляет самостоятельность мой ребенок» Самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения : формирование установок «Я могу», «Я сумею»; создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»; предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»

Слайд 4

«Как поступить правильно, чтобы не навредить?» Для поддержки детской самостоятельности и инициативы необходимо: 1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы; 2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей; 3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность; 4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; 5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает; 6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия; 7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям; 8. поощрять различные творческие начинания ребенка.

Слайд 5

Интернет-ресурсы: 1. https://i.ytimg.com/vi/FAHWXASzl2I/maxresdefault.jpg 2. https://lh3.googleusercontent.com/DVej90PGU5aGdBBIHf7VQIQJG_SIYkyHnCKW2Zxgjd7LJ6qw7gkrLL61Wy4Xq058I62f_0A_9OPnFVdGTZ8xJ3RWKbFmY8gpRhSSptSV0cUklIRrh9XUR9wyM7O_Hp-rDtvDdB0W 3. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1895194/pub_5ece876fbe944357d8a55286_5ece9c258057b25e42669415/scale_1200 4. http://dou78.bel31.ru/file/261216.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Цели: Расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.Задачи: Рассмотреть возрастные и инди...

Конспект родительского собрания в старшей группе «Роль семьи в формировании личности дошкольника»

РАСШИРИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВИЛАХ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ....

Конспект родительского собрания в средней группе на тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»

Конспект родительского собрания в средней группена тему: «Особенности образовательного процесса в средней группе»...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

Конспект родительского собрания в старшей группе "Роль семьи в формировании личности дошкольника"

Полный конспект родительского собрания в старшей группе детского сада на тему "Роль семьи в формировании личности дошкольника"...