Зависимость адаптации ребенка в детском саду от кратковременного родительского присутствия, постепенного увеличения времени пребывания ребенка в группе и правильной организации игровой деятельности
консультация

Абазян Елена Сарибековна

: в статье показана зависимость легкой адаптации от 3 правильно организованных стимула: родительского присутствия, варьирования времени пребывания ребенка в детском саду и привлекательная игровая деятельность.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_effektivnuyu_adaptatsiyu.docx36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Зависимость адаптации ребенка в детском саду от кратковременного родительского присутствия, постепенного увеличения времени пребывания ребенка в детском саду и правильной организации игровой деятельности

Подготовила: Абазян Елена Сарибековна,

педагог-психолог

дошкольного корпуса «Цветик»

ГБОУ Школы №2109

Краткая аннотация: в статье показана зависимость легкой адаптации от 3 правильно организованных стимула: родительского присутствия, варьирования времени пребывания ребенка в детском саду и привлекательная игровая деятельность.  

Ключевые слова: родительское присутствие, время пребывания, игровая деятельность.

На протяжении всей своей практики, наблюдая за периодом адаптации в детском саду и не просто наблюдая, а пытаясь облегчить это время для детей, поняла очень важную закономерность. Какие бы способы воздействия не применял педагог группы или педагог-психолог детского сада, наиболее действенным все же будет использование уже известных ребенку стимулов. Одним из первых и наиболее важным из этих стимулов для каждого ребенка, конечно, считается «присутствие родного человека в группе». Но данное присутствие не предполагает постоянное вовлечение родителя, а оно имеет временную ограниченность и «качественную характеристику». Раскроем смысл написанного поподробнее.

 В связи с вопросом о присутствии родителя в группе с ребенком в период адаптации, в настоящее время педагоги разделились на два лагеря. Одни считают, что нахождение с ребенком в группе поможет ему быстро привыкнуть к детскому саду, другие считают, что во время присутствия родителя в группе процесс адаптации у ребенка затягивается, мало того, он может вообще не закончиться, так как дети своим поведением будут требовать присутствие мам, которые в последнее время все больше стали попадать под манипуляции своих детей и идти на поводу их капризов.

Я долгое время была сторонницей второй группы педагогов и считала, что чем раньше мы разделим ребенка с родителем, тем быстрее он привыкнет находиться без нее и активизирует свои внутренние ресурсы, помогающие ему успокоиться и быть продуктивно активным, эмоционально стабильным в обществе других детей. Несмотря на то, что родитель в первую очередь должен работать в этом направлении и быть заинтересован сделать ребенка максимально самостоятельным и мало зависимым от него, но в тоже время продуктивно активным, позитивным, с определенным запасом знаний, умений и навыков жизнедеятельности, общения и взаимодействия, помогающими ему жить в обществе, - родители к этому вопросу подходят по-своему. Они усиливают контроль, когда этого не нужно (прием пищи, гигиенические навыки, и т.д.) и отпускают его в моменты требующие его наличия (взаимодействие с гаджетами, выбор игр и игрушек, интересы ребенка).

 Являясь сторонницей второй группы, заметила частные недовольства родителей, особенно тех, которым сложно расстаться с ребенком, после 2-3 летнего постоянного совместного пребывания. Именно эти родители в дальнейшем начинают искать причины недовольства в детском саду, мало того, даже перестают приводить детей или позиционируют сложную адаптацию ребенка как результат неправильной организации адаптационного периода в детском саду.

Используя два других немаловажный стимула, улучшающих адаптацию ребенка в детском саду, а именно, организованную игру и непрерывную деятельность с детьми (под организующей игрой и непрерывной деятельностью мы понимаем процесс, во время которого педагог пытается развлечь всех детей сразу, при этом вовлекая их в процесс и делая их активными участниками развлечения), а также постепенное увеличение времени пребывания ребенка, считала, что этого достаточно, особенно, когда видела результаты обследования адаптационного периода в разрезе 3 лет.

В 2019г в сентябре была предложена новая система организации адаптационного периода, а именно:

  1. Пребывание родителя с ребенком в течение 2 часов, только в первый день прихода в детский сад и совместная игра родителя с ребенком.
  2. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду.
  3. Организованные игры и непрерывная деятельность детей и мам с педагогом-психологом в первый день посещения детского сада.
  4. Организованные игры и непрерывная деятельность с педагогом-психологом в течении 2-3 недель.

Первый пункт реализуются лишь в первый день посещения ребенка детского сада. В последующие дни, со сроком в 2-3 недели, сохраняются лишь организованные игры и непрерывная деятельность, организованная педагогом-психологом. Что касается увеличении времени, оно реализуется в зависимости от состояния ребенка и временных возможностей родителя.

Используя такой подход в период адаптации, была замечена положительная динамик, которая отличалась от результатов предыдущих лет.

Сводные данные по адаптации за 2016-2019гг.

Итак, по диаграмме мы видим, что за 4 года наблюдения за адаптацией ее результаты колебались в зависимости от примененных стимулов воздействия. Каждый год количество прибывших в адаптационную группу детей соответствует в среднем 95(детей). В диаграмме количество детей представлено в процентном содержании. Так, например, в 2016г. стимул в виде организованной игры и непрерывной деятельности в группах адаптации не использовался. Использовались лишь индивидуальные формы взаимодействия (игра с конкретным ребенком, переключение его внимания и т.д.) и постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду. Показатели тяжелой, средней и легкой адаптации в этот год проявлены как 12 %/22%/66%.

2017 и 2018гг. стала использовать также организованную игры и непрерывную деятельность. Показатели уже проявлены как 8;7%, /12;13% /80%.

Что касается 2019г., то были использованы организованная игра и непрерывная деятельность, постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду, система организации совместного пребывания родителя с ребенком и показатели уже 3% /4% /93%. Видно, что показатели первого года качественно и количественно отличаются от двух других. Мало, того, показатели 2017 и 2018гг. практически совпадают, а наиболее высокие показатели хорошей адаптации наблюдаются в 2019г.

         На основании результатов показателей адаптации за 4 года можно сделать вывод, что наиболее хорошие результаты можно получить, и тем самым облегчить адаптационный период у детей, если использовать 3 стимула: правильно организованное совместное пребывание родителя с ребенком, организующую игру и непрерывную деятельность педагога-психолога со всей группой, постепенное увеличение времени пребывания ребенка.

Теперь попробуем поподробнее раскрыть смысл 4 пунктов, о которых шла выше речь и, от которых зависит легкая адаптация.

1.Пребывание родителя с ребенком в течение 2 часов, только в первый день выхода в детский сад и совместная игра родителя с ребенком.

Как только ребенок оказывается в детском саду, задача педагогов активизировать тех родителей, которые настроены на быструю адаптацию детей и успокоить тех родителей, которые болезненно переживают этот период и искусственно продляют этот процесс, - предлагая всем провести первый короткий день в детском саду вместе со своим ребенком. Подготовить родителей к первому дню можно на первом собрании, которое организуется за несколько дней до выхода в детский сад.

На данном этапе можно встретить некоторое негодование родителей, особенно тех, которые планировали оставить детей на длительное время. Задача педагогов и психолога объяснить, что это «одноразовая акция», и она исключает дальнейшее присутствие родителей, но от нее зависит в большинстве случаев, легкая адаптация ребенка. Объяснить, что если ребенок побудет с мамой некоторое время, поиграет с ней, тем самым выражая свои положительные эмоции к процессу и месту нахождения, то в последующие дни, он запомнит это событие, место, где все происходило, и оно станет менее напрягающим, а наоборот уже знакомым, безопасным и напоминающим те положительные эмоции, которые он испытал накануне.

Мало того, если мы даем некоторое время побыть ребенку с мамой, поиграть с незнакомыми и новыми для себя игрушками, мы успокаиваем не только ребенка, но и очень тревожных родителей, тех, кто особенно недоверчив к детскому саду, давая возможность им понаблюдать за происходящим, за предметами, окружающими ребенка, за режимными моментами и деятельностью сада в целом.

2.Постепенное увеличение времени пребывания ребенка в детском саду.

Педагоги группы и педагог-психолог должны постоянно взаимодействовать с родителями на тему временных рамок комфортных для каждого ребенка отдельно. В этом направлении педагоги и психолог часто сталкиваются с непониманием родителей. Многие родители стараются как можно быстрей увеличить время пребывания ребенка в саду, не прислушиваясь к рекомендациям педагогов. Данное обстоятельства не должно останавливать педагогов, работа в этом направлении идет постоянно. Родителям нужно все время доносить, что постепенная включенность в более эффективна для ребенка и менее болезненна. Тех же родителей, которые не хотят прислушиваться и продолжают настаивать на своих временных рамках, нужно «оставить в покое» и ждать момента, когда они сами столкнуться с трудностями, такими как –нежелание детей идти в детский сад, сопутствующее капризами, истериками, сильным плачем, постоянные болезни ребенка и т.д.

Увеличение времени с 2 часов для каждого ребенка зависит от его эмоционального состояния. Есть дети, которые могут посещать месяц 2 часа, и продолжать находиться в нестабильном эмоциональном состоянии (постоянный или периодический плач) и только через месяц становиться возможным увеличить время на 1 ли 2. А есть деть, которым можно увеличить время пребывания уже через 3-5 дней до 3-4 часов. Особым этапом в адаптационном периоде имеет дневной сон ребенка. Те дети, которым пребывание в детском саду увеличивалось плавно, в большинстве случаев, не испытывают трудности с дневным сном (не желание спать, капризы во время сна, страх тревога, плач). Тех же детей, кого уже с первых дней стали оставлять на сон, в дальнейшем начинают проявлять все признаки дезадаптации (истерики, плач при утренних расставаниях с родителями, плач при переходя от одного режимного момента на другой, тревожное поведение в течении дня, отсутствие аппетита и т.д.).

Важно помнить, что оптимальным временем максимального времяпровождения ребенка в детском саду в возрасте 3-4 лет является период от 15.30 до 16.30. Дети же, которые остаются в период от 17.00 до 19.00 испытывают трудности при утренних расставаниях с мамой весь год.

3.Организованные игры и непрерывная деятельность детей и мам с педагогом-психологом в первый день посещения детского сада.

Эта деятельность предполагает взаимодействия с мамами и детьми в течении 15-20 мин., в течении которых мамы и дети активно играют в игры, предложенные психологом. Это не предметные игры, в которые мамы и детьми успеют поиграть в течении 2 часов, в игры, предполагающие активацию 3 каналов восприятия информации- визуальный, аудиальный, кинестетический.

 К таким играм относятся:

  1. Приветствие «Здравствуй мышка» (педагог-психолог здоровается с мамой и детьми за руку с помощью игрушки би-ба-бо мышка)
  2. Игра «Веселый колокольчик» (каждый ребенок звонит в колокольчик, при этом взрослый-(ые) поют и хлопают вместе с детьми: «у Сережи колокольчик веселый колокольчик, дили-дон, дили-дон, веселый колокольчик»), каждый раз подставляем имя того ребенка, кто звонит.
  3. Организованная деятельность с помощью круп и мелких предметов для манипуляции за столом (цветные проволочки, горох, фасоль, макароны, мягкие, мелкие шарики, резиновые-мелкие шарики, мелкие деревянные геометрические фигурки и т.д.). Каждому ребенку дается мелкий предмет и показываются элементарные действия, для того, чтобы дети повторили. Мамы помогают, если ребенок затрудняются. Если же ребенок справляется, педагог-психолог показывает более сложные действия для повтора.
  4. Игры с помощью детского одеяльца. Например, игра «Ласточки летают» (Ребенок ложиться на одеяльце, а мама с психологом его качают и при это говорят следующие слова: «Ласточки летают, летают, летают. Птенчики чихают, чихают, чихают – на эти слова немного подбрасываем ребенка на одеяльце»). Или, игра «Малыш» (ребенка заворачиваем в одеяльце и просим скинуть его с себя на сигнал «три-четыре», при этом вначале сдерживая немного одеяльце).
  5. Игры с помощью свечки за столом.  В которых дети наблюдают за свечкой, задувают свечку, например, игра «Ура» (каждому ребенку подносим свечку, а он должен ее задуть, после чего взрослый (ые) вмести с другими детьми хлопают и кричать «ура»).
  6. Музыкальные игры с повтором движений по подражанию, используя песенки из аудиодиска «Аэробика для малышей». Педагог-психолог под музыку показывает движения, а мамы с детьми повторяют.
  7. Мячиков массаж спины, рук детей, с использованием мячей разной фактуры.
  8. Манипуляции с бумагой за столом (газеты, бумага разного размера, качества). Например, психолог показывает, как можно сложить, помять, порвать бумагу, а мамы с детьми повторяют.
  9. Манипуляции с водой за столом. Например, каждому ребенку по очереди дается два стакана, а ребенок должен перелить воду из одного стакана в другой, при этом мама помогает, а не делает это за ребенка.

4.Организованные игры и непрерывная деятельность с педагогом-психологом в течении 2-3 недель.

        Данная деятельность - это все что было описано выше, в пункте 3, но без присутствия мамы. Следует отметить, что деятельность, предложенная психологом может повторяться в течении 2-3 недель, особенно если он заметит предпочтения в определенных играх. Будут встречаться дети, которые не хотят участвовать в организованной деятельности. Педагоги должны быть по отношении к ним терпеливы, так как на первое время будет достаточно их наблюдение, что проявиться обязательно, а включенность появиться позже.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект проведения родительского собрания в первой младшей группе "Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду"

Представлены цель и задачи, а также  план проведения родительского собрания.  Отражена предварительная работа по подготовке к собранию...

Трудности адаптации ребенка к детскому саду. Игровая деятельность в период адаптации.

Трудности адаптации ребенка к детскому саду.Игровая деятельность в период адаптации.Проблема адаптации детей к детскому саду не нова и давно в центре внимания. Современные исследования и рекомендации ...

Родительское собрание «Адаптация ребенка в детском саду» 1 младшая группа

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В любом ...

Конспект родительского собрания в группе младшего дошкольного возраста с 3 до 4 лет «В детский сад — с радостью. Адаптация ребенка к детскому саду»

Программное содержание:• познакомить родителей с понятиями "адаптация”, "адаптационный период”;• помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о п...

Консультация для родителей на тему: "Адаптация ребенка в детском саду: о некоторых родительских заблуждениях"

Консультация «Адаптация ребенка в детском саду: о некоторых родительских заблуждениях»Поздравляем, уважаемые родители! Долгожданный момент для всей семьи настал! Ура! Случилось! Путев...