Консультация «Авторитет родителей — необходимое условие правильного воспитания детей»
консультация

Алёна Анатольевна Склярова

Информация для группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Авторитет родителей — необходимое условие правильного воспитания детей»

 «Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, и, значит, и историю мира». Эти слова Антон Семенович Макаренко сказал в первой половине XX века, но они не потеряли своей актуальности и сегодня.

Для успешного воспитания ребенка родители должны иметь авторитет в его глазах; без этого воспитание невозможно.

На чем же основан родительский авторитет?

Действительный авторитет основывается на родительской гражданской деятельности, на родительском гражданском чувстве, на родительском знании жизни ребенка, на родительской помощи ему и на родительской ответственности за его воспитание.

Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют интерес и внимание к жизни своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

Очень значимым в становлении авторитета родителей является то, как относятся к ним окружающие люди — уважают или осуждают их поведение. Дети гордятся, если их родители пользуются общественным признанием.

Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания.

«Я буду смелым, как папа». Главным здесь становится нравственный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие моральные качества: мужество и скромность, общественную активность и трудолюбие, честность и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом дети стремятся копировать своих родителей, близких.

Симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни дети чаще всего заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

В основе отношения родителей к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к нему. «Любовь — творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании ее с требовательностью и уважением к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к ребенку называется слепой. А. С. Макаренко характеризовал такое отношение родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».

Правильное отношение родителей к детям заключается в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности ребенка и особенности возраста.

Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

К сожалению, встречаются родители, которые стремятся создать авторитет на ложных основаниях. Есть много сортов такого ложного авторитета.

Давайте рассмотрим некоторые из них:

Авторитет резонерства. Родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье мало радости и улыбок.

Авторитет любви. Это самый распространенный вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям родительскую любовь. Такая семья настолько погружается в море сентиментальности и нежных чувств, что уже ничего другого не замечает. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Здесь вырастает семейный эгоизм; дети начинают замечать, что папу и маму можно как угодно обмануть (можно даже запугать). Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они все разрешают, им ничего не жаль. Они боятся всяких конфликтов. Очень скоро в такой семье дети начинают просто командовать родителями.

Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но все же родитель остаются старшими членами семейного коллектива, а дети – воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитаниепрекращается или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей. Нет взаимного уважения.

Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид авторитета, когда послушание просто подкупается подарками и обещаниями. Никогда нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в их школьной или иной работе соблазнительными обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей премировать за послушание, за хорошее отношение к родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...