Социально –коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
консультация

Карачкова Татьяна Николаевна

     Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Мой опыт воспитания маленьких детей позволил мне увидеть необходимость придания воспитанию социальной основы. Предлагаю перечень тем для уроков социальной жизни. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_komunikat.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Социально –коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

«Только нормализованные дети, которые находят поддержку в среде, проявляют впоследствии развитие тех замечательных сил, как спонтанная дисциплина, продолжительная и счастливая работа, социальное чувство помощи и симпатии к другим…»

М.Монтессори

 Социально-коммуникативное развитие – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его дальнейшего включения в систему общественных отношений.

     Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Противоречия современной социокультурной среды также накладывают свой отпечаток на формирование личности ребенка в дошкольном возрасте.

В группах, реализующих программу по методике Монтессори «социально-коммуникативное развитие» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- развитие инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, умения делать выбор и нести ответственность за него;

- развитие способности к волевым усилиям, самоконтролю и самодисциплине;

- развитие умения выстраивать взаимодействие со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, адекватно выражать чувства и уважать чувства других;

- формирование первичных представлений о семье;

- формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нем).

Виды и формы работы: праздники, инклюзивное образование,  проведение коммуникативных игр, направленных на принятие другого, на умение взаимодействовать, подготовленная среда, предоставляющая возможность детям самостоятельно действовать, играть, исследовать, творить.

Предполагаемый результат

Развитие навыков общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Социально-коммуникативное развитие детей раннего возраста осуществляется прежде всего в общении со взрослым и со сверстниками. Для маленьких детей особое значение имеет личностно-ориентированное взаимодействие со взрослым, которое предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку: учет его возрастных и индивидуальных особенностей, характера, привычек, предпочтений. При таком взаимодействии в центре внимания взрослого находится личность ребенка, его чувства, переживания, устремления. Оно направлено на обеспечение положительного самоощущения ребенка, на развитие его способностей и расширение возможностей для их реализации. Это может быть достигнуто только тогда, когда в детском учреждении или семье создана атмосфера доброжелательности и доверия между взрослыми и детьми, когда каждый ребенок испытывает эмоциональный комфорт, имеет возможность свободно выражать свои желания и удовлетворять потребности.

 Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Задачи и подход к обучению навыкам социальной жизни меняются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Для ребенка, который только пришел в группу (2- 3 года) наиболее актуальными являются проблемы установления личного контакта с педагогами, обучения культурногигиеническим навыкам, правилам поведения в группе. Это ведет к развитию самостоятельности ребенка, расширению его познавательных возможностей и социальных контактов. Дети 3- 4 лет предпринимают первые попытки установления взаимоотношений со сверстниками. Поэтому на первый план выходит проблема поддержания дружелюбных отношений детей друг с другом, обучение способам решения конфликтных ситуаций. При этом важно, чтобы ребенок был уверен в искреннем и доброжелательном отношении педагога лично к нему. Взрослому необходимо принимать ребенка таким, какой он есть, не давая своих оценок и не сравнивая детей друг с другом. Дети 5- 6- летнего возраста имеют обычно понятие о том, что хорошо и что плохо, они в состоянии самостоятельно выразить свое отношение к какой- либо ситуации. Они готовы отвечать за свои отношения со сверстниками и самостоятельно организовывать взаимодействие с ними. Перед педагогом встает задача поддержки стремления детей к совместной деятельности (в игре, в учебе, в быту и т.п.), создание мотивирующих к этому ситуаций, помощь в развитии необходимых для этого навыков: коллективное планирование, разделение обязанностей, взаимопомощь, учет интересов друг друга, совместное подведение итогов. Занятия по данному курсу предполагают обучение детей принятым в обществе нормам поведения. Предполагается не столько информирование об этих нормах, сколько последовательное упражнение в их применении в различных ситуациях. Отработка каждого социального навыка требует определенного времени, различного для разных учащихся. Педагог не ждет и не требует от ребенка сразу безупречного поведения. Так же, как и в других курсах, ребенку дается возможность получить, прожить и осознать свой собственный опыт. При этом в задачу педагога входит не указание на ошибку, допущенную ребенком, а создание такой атмосферы, в которой тот смог бы сам обнаружить и исправить свою ошибку. Таким образом, материалом, на котором происходит обучение навыкам социальной жизни, являются реальные отношения в группе, образцы поведения, демонстрируемые взрослыми, а также специальные занятия, которые посвящены отдельным социальным нормам. Эти занятия проводятся в форме беседы, обсуждения, игры на дидактическом круге М.Монтессори. Детям предлагается ситуация, которую можно разыграть, инсценировать, либо ограничиться ее анализом. Но более ценным мы считаем именно разыгрывание ситуации, проживание роли как плохого, невежливого ребенка, “ агрессора “, так и роли “ жертвы “ , а затем обсуждение показанного, пережитого. При этом каждому желающему дается возможность проиграть ситуацию так, как он ее видит и чувствует, попробовать разные варианты и выбрать оптимальный. Каждый ребенок сам решает, участвовать ли ему в специально организованных занятиях по обучению навыкам социальной жизни. Эти занятия могут проводиться в расчете как на всю группу детей, так и на подгруппу (возрастную или по общности проблемы), или даже на отдельного ребенка.

Мой опыт воспитания маленьких детей позволил мне увидеть необходимость придания воспитанию социальной основы. Предлагаю перечень тем для уроков социальной жизни может быть только примерным, так как тематика и содержание этих уроков больше, чем каких- либо других, зависит от ситуаций и проблем, возникающих в группе. Эти занятия могут быть злободневными, могут разыгрываться реальные случаи, но при этом не называются конкретные имена детей. Тематика уроков по обучению навыкам социальной жизни может быть сгруппирована в несколько основных разделов:

  1. Я и другие люди

1.

Я и моя семья

Члены моей семьи (имена и родственные отношения), семейное древо

Кто что любит

Домашние обязанности и взаимопомощь в семье

Профессии членов семьи

Забота о старых и малых

Как мы отдыхаем

Семейные традиции

2.

Я и мой детский сад

Обращение и знакомство

Приветствия и прощания

Благодарность и извинение

Просьба и отказ

Наши правила

Имена и профессии сотрудников детского сада

Береги труд взрослых и детей

3.

Человек и его чувства

Как сказать комплимент и правильно отреагировать

Почему я плачу

Чему я радуюсь

Чем я рассердил другого

Чем я могу порадовать...;

Как я могу успокоить...

Что мне интересно

Я люблю...

Я не люблю...

  1. Поведение в общественных местах.

1.

Во дворе, на улице, на дороге.

2.

 В магазине, поликлинике, библиотеке.

3.

 В театре, кино, на концерте.

4.

В транспорте.

5.

Мы идем в гости

Когда и зачем мы ходим в гости

Выбор подарка и поздравление

как вести себя за столом

6.

Встречаем гостей

приглашаем в гости

как правильно накрыть стол

не скучно ли нашим гостям?

  1. Гигиена и опрятность.

1.

Гигиена кожи.

2.

Как правильно питаться, зубы и уход за ними.

3.

Гигиена органов чувств.

4.

 Как сохранить хорошую осанку.

5.

 По одежке встречают...

4. Наблюдаем, помогаем, бережем (человек в природе).

1.

Заботимся о домашних питомцах.

2.

Домашние растения и уход за ними.

3.

Не навреди:

 

Красной книги “ Растения и животные “

Что будет, если...

Экология водоемов

Лес - твой друг

Лесные жители

 5. Основы безопасности жизнедеятельности.

1.

Правильное обращение с бытовыми приборами.

2.

Опасности в быту, на улице, в лесу.

3.

Если к тебе подошел незнакомый человек.

4.

Огонь - друг, огонь - враг.

5.

Поведение в чрезвычайных ситуациях.

6.

Простейшие навыки оказания первой помощи.

7.

Правильное обращение с бытовыми приборами.

Данные темы затрагивают важнейшую социальную проблемы нашего времени. Через ряд тем мы готовим окружение, где развивается более широкий социальный опыт, приобретаемый под умелым руководством и обеспечивается рост силы характера и нравственности, иными словами, расцвет индивидуальных качеств людей будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГМО воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов по теме: "Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО".

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач именно социально-коммуникативно...

Презентация "Организация развития среды по образовательной области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"

Презентация "Организация развития среды по образовательной области социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста"...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

Коммуникативные танцы - игры как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста.

В статье описывается значимость коммуникативных танцев-игр в работе с детьми дошкольного возраста, направления, компоненты коммуникативных танцев-игр при построении танцевальных композиций.  В пр...

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр».

Проект «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством коммуникативных танцев – игр»....

Выступление – презентация «Социально - коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через включение в систему социальных отношений (в соответствии с ФГОС)».

В данной презентации раскрываются аспекты социально-культурного воспитания детей В ДОУ: задачи, направления работы, требования к компетенциям педагога в области социально-культурного воспитания дошкол...