Статья на тему "Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте"
статья

Сираева Екатерина Анатольевна

О значимости экологического воспитания в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx380.79 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей в дошкольном возрасте

Природа – это единственная книга, каждая страница

которая  полна глубокого содержания.

 Иоганн Вольфганг Гёте

Человек и природа… Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью для сохранения экологического благополучия Земли.

В настоящее время на первый план выходят проблемы экологического воспитания, и учёные, натуралисты, педагоги уделяют им всё больше внимания. Ответ на вопрос, почему эти проблемы стали актуальными содержится в деятельности человека в природе. Это как повально вырубают леса, загрязняют  водоёмы, атмосферу и почву отходами заводского производства. Очень часто данная деятельность носит безграмотный, неправильный с экологической точки зрения,  ведущий к нарушению экологического равновесия.  Это проблема не только отдельных стран, но и всей планеты в целом.

 Не зря, прошедший, 2017год в России был объявлен годом экологии. В основе своё нанесения вреда окружающему миру:  - это результаты деятельности человека.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

Экологическое воспитание должно идти по иерархической лестнице: семья – детский сад – школа – вуз – последипломная экологическая подготовка.

 Мир природы имеет большое влияние на развитие личности. В детстве ребенок слышит огромное количество звуков: будь то дуновение ветерка, или пение птиц, или звуки дождя, барабанящего по стеклу. Малыша окружают незнакомые запахи цветов. Тайны и загадки природы заставляют остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

«Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Наиболее продуктивно усвоение основ экологических знаний происходит в дошкольном возрасте, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Это период – познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей Если в возрасте 2-4лет дошкольник мало, что знает о экологическом воспитании, педагогу приходится много уделять этому внимание , привлекать разные способы и приёмы  такие как игры, беседы, прогулки на территории детского сада для усвоения окружающего мира. В возрасте 5-7лет дети готовятся, к совершенно новому этапу в жизни ребёнка у них становится большая потребность к познанию окружающего мира.

 Таким образом в  своей работе использую такие формы как:  наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т.д.    Одно из важнейших условий формирования экологических представлений - это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно.  Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Поэтому необходимо предоставить возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детский садов, палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации полноценного экологического воспитания. Воспитывая в детях любовь ко всему живому, я прежде всего стараюсь пробудить интерес к наблюдениям в живой природе: растениям, животным и птицам. Интерес к природным явлениям у ребёнка проявляется, прежде всего, в желании приблизиться к наблюдаемому объекту, вступить с ним в непосредственный контакт.

Эффективность решения задач экологического воспитания зависит от многократного и вариативного их использования. Они способствуют формированию у дошкольников отчетливых знаний об окружающем мире. Освоение систематизированных знаний о растениях и животных, как о живых организмах, формирует основы экологического мышления, обеспечивает максимальный эффект умственного развития детей и готовность их к усвоению экологических знаний в школе.

На мой взгляд, благодаря этому возможно сформировать у детей экологические знания, норма и правила взаимодействия с природой, воспитание и сопереживания к ней и это будет решение некоторых экологических проблем.

C:\Users\user\Desktop\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами художественной и православной литературы"

Духовно-нравственное воспитание обеспечивает устойчивое , гармоничное развитие человека, включающее в себя соблюдение норм  общественной морали и формирование нравственных качеств личности....

Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"

В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.Но п...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Художественно-эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста".

В современном обществе очень ценится творчество. К тому же творческие профессии очень востребованы и практически одни из самых популярных. Поэтому одной из педагогических задач сегодня является внедре...

Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"

Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее герои...