Статья: "Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
статья по окружающему миру (старшая группа)

Белозерова Людмила Витальевна

Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_patrioticheskoe_vospitanie.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Белозерова Л.В. воспитатель

Без уважения к истории своего Отечества нельзя воспитать у детей чувства собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте нам необходимо сформировать представление о подвигах нашего народа, гордость за Россию.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши предки, наши отцы и деды.

Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспроизводстве, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Образ воина остается одним из ключевых символов мужественности. Особенно важно это для современных детей. Для нормального развития мальчикам и девочкам необходимо, чтобы смутный образ настоящего мужчины постепенно становился реальностью, находя свое воплощение в конкретных людях.

Главная роль патриотического воспитания отводится семье. В каждой семье имеются свои реликвии: семейный альбом с военными фотографиями, медали ордена, письма с фронта и другие бесценные вещи, которые будоражат душу ребёнка. Хотя некоторые впечатления не осознаны им настолько глубоко, но они играют огромную роль в становлении патриотических чувств.  

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «героизм», «подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Формирование патриотических чувств у детей невозможно без установления тесной связи с семьёй, а именно совместная работа помогает уточнить и закрепить полученные знания о родном городе.

Патриотизм, применительно к старшему дошкольнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно – патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Формирование основ патриотического воспитания является одной из важнейших задач нравственного воспитания.

Средствами нравственно – патриотического воспитания старших дошкольников можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений. Дети эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, изображающих мир реалистично и понятно. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей представлений и воспитании чувств.

Стихи о Великой Отечественной Войне – являются важной составляющей патриотического воспитания. Стихи С. Михалкова, С. Васильева, А. Твардовского, А. Барто о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.

Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их бабушек и дедушек. Дети сопереживают персонажам А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Разумневича, А. Митяева, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей.

Пословицы и поговорки - особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети обогащают свой словарный запас, впитывают народную мудрость, узнают много исторических сведений из жизни предков - всё это вызывает чувство гордости за свою страну и сопричастности с великой славянской культурой.

Рассматривая иллюстрированные книги по истории родного края, фотографии народного костюма, предметы быта наших прадедов, дошкольники учатся видеть и ценить старину, понимать как много лет нашему народу и сколько накоплено знаний, культурных памятников за всю историю родного города, страны.

Работая над развитием речи ребёнка, его произношением, в качестве практического материала с лёгкостью можно использовать малые фольклорные формы - пословицы, поговорки, загадки, потешки, частушки развивая не только словарный запас ребёнка, но и прививая любовь к родному краю, его истории.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

Ещё хотелось сказать о влиянии музыкальных произведений, которые помогают развить чувство восхищения к героям, желание им подражать, знакомят с особенностями военной службы в мирное время, формируют представления о воинском долге такие как «Пограничники» В. Витлина, «Моряки» Б. Кравченко, «Вечный огонь» А. Филиппенко, «Все мы моряки» Л. Лядовой, «Подводная лодка» М. Славкина, «Стал солдатом» И. Арсеева, «Наша армия родная» З. Левиной, «Любим Армию свою» В. Волкова, «Мы –  солдаты» Слонова и др. Из композиторов, сочиняющих песни патриотического содержания, можно назвать следующих: Ю. Чичков, А Филиппенко, Е. Тиличеева, Р. Бойко и др.

Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события

военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А Пахмутовой,

«Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий

платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский.

Знания из многообразия самых ярких и типичных явлений, фактов, событий должны быть доступны для восприятия и понимания ребенком. Подобный подход позволит приблизить дошкольника к реальной жизни, показать созидательные преобразования в родных местах, в стране в целом, ее мощь и силу в лице тружеников в разных сферах жизнедеятельности, мирной армии – защитницы границ родного Отечества, самобытность национальной культуры.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины.

Обобщая все выше сказанное, можно сделать вывод, что работа педагогов по патриотическому  воспитанию непрерывный процесс, который требует постоянно обновления знаний и тесной взаимосвязи и сотрудничества с родителями.

Литература:

  1. Пантелеева Н. Г. Народные праздники в детском саду:

Методическое пособие.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014.-72 С.

  1. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Проект «Живая память России».

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2013.-96 с. 

  1. Лопатина А., Скребцова М. Нравственное воспитание дошкольников. Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания.-2 изд.-М.: Армита, 2011.-112с. 
  2. Дронь А. В., Данилюк О. Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок-педагог-родитель». СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. — 96 с.
  3. Организация нравственно - патриотического воспитание детей старшего возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому ак...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»

В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...