Статья "Основы трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Лунина Елена Евгеньевна

В нашу жизнь активно проникает научно-технический прогресс. И выпускник детского сада должен быть коммуникабелен, способен поставить перед собой цель и достичь ее, при помощи практических навыков.

Но проблеме трудового воспитания на современном этапе уделяется мало внимания. А новые требования Сан Пина сделали почти невозможным труд в природе.  Но дошкольник по сути своей исследователь, он любит экспериментировать. Именно труд помогает самоутвердиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elena_2.docx25.17 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Краснослободский детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Лунина Е.Е

Воспитатель

Основы трудового воспитания  детей старшего дошкольного  возраста                                                              

Любой труд делает человека

более радостным, более творческим,

умным, культурным, образованным.

В. А. Сухомлинский.

Трудовое воспитание  это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, на сознательный выбор профессии.

Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.

Содержание трудового воспитания определено «Программой воспитания в детском саду». Это:

– ознакомление с трудовой деятельностью взрослых, имеющее решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда в жизни общества;

– организация практической трудовой деятельности детей, в процессе которой постепенно формируются их трудовые навыки и умения, воспитываются положительные нравственные качества  [3].

По своему содержанию труд  детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).

Хозяйственно-бытовой труд ребенка в дошкольном возрасте  включает:  уборку помещения; мытье посуды, стирку и др.

Ручной и художественный труд дошкольника  направлен на удовлетворение эстетических потребностей и способствует развитию
фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева.

Применительно к дошкольному возрасту можно говорить и о зарождении умственного труда.  Воспитатель приучает детей «думать прежде, чем сделать», объяснять для себя и других ход своих мыслей, делать выводы и умозаключения, получать удовлетворение от самостоятельно найденного решения. Умственный труд ребенка имеет все структурные компоненты трудовой деятельности: мотив, цель, процесс, результат.

При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные:

– получить от взрослых положительную оценку своих действий;

– самоутвердиться;

– вступить в общение со взрослыми;

– принести пользу другим (общественный мотив).

Нужно сказать, что все перечисленные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств: собственной трудовой деятельности детей; ознакомления с трудом взрослых; художественных средств [2, с. 4].

Формируя элементарные трудовые навыки, следует детально продумывать и активно применять все  приемы, которые используются при обучении детей тем или иным умениям. Для этого воспитатели используют в каждой возрастной группе в дошкольном учреждении различные формы  организации трудовой деятельности детей, все средства воспитательно-образовательного процесса.

Практика формирования у дошкольников трудовых умений и навыков в дошкольном образовательном учреждении позволяет рассмотреть множество средств:

 поручения  это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие;

 дежурства  предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы;

 общий, совместный, коллективный труд  предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно;

 использование художественных средств  [1, с. 42].

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. Для этого  необходимо систематически знакомить родителей с  содержанием и методами трудового воспитания детей.

Следует отметить, что ознакомление детей со способом выполнения определённого нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия. Можно сколько угодно показывать, объяснять, как надо убирать игрушки, как подклеивать книгу, коробку из-под настольной игры, но все это останется безрезультатным, если ребенок сам не будет повторять того, что ему показывают. Подробный показ и объяснение, как выполнять то или иное конкретное действие, в сочетании с непосредственным участием в работе позволяют научить детей точно следовать необходимому способу действий и исполнительности.

Итак, анализ методической литературы и педагогического опыта показывает,  что труд  является важнейшим средством воспитания дошкольников.  По своему содержанию труд  детей данного возраста делится на  самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд. Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью таких  средств как собственная трудовая деятельность детей, ознакомление с трудом взрослых, художественные средства.

Список использованных источников

  1. Куцакова, Л. В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений  / Л. В. Куцакова . – М.: ВЛАДОС, 2003.  143 с.
  2. Пашков, А. Г. Труд как средство воспитания / А. Г. Пашкова // Педагогика.  2002.  № 8.  С. 3-10.
  3. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред.          М. А. Васильевой, В.  В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп.  М.: Мозаика синтез, 2005.  208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников

      Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственна...

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников

Труд - это то, что развивает маленького человека, поддеривает его, помогает самоутвердится.Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной....

Трудовая деятельность (старшая группа)

Трудовое воспитание очень важно для формирования полноценной личности ребенка ....

Беседа с родителями на тему "Методы трудового воспитания старших дошкольников в семье"

В старшем дошкольном возрасте при условии систематического выполнения трудовых обязанностей происходит формирование таких  качеств, как ответственность, привычка к усилию, что необходимо для подг...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольноговозраста по гендерному воспитанию...

диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста

Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....