Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

арбеньева галина владимировна

Труд - это то, что развивает маленького человека, поддеривает его, помогает самоутвердится.

Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Cодержание и методы трудового воспитания старших дошкольников

       Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

     Цель трудового воспитания дошкольников - формирование у детей представлений о трудовой деятельности взрослых, формирование трудовых навыков и умений, воспитание трудолюбия как качества личности.

       Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека. Специфика детского труда заключается в следующем:

 - ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;

 - труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;

 - трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;

 - труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;

 - особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;

 - дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

 - действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;

 - своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

 - дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

 - детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

 - результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием.          Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого.

По своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе; ручной и художественный труд.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.[5]

    Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость.

Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости строится на следующих общедидактических принципах:

 1. Принцип воспитывающего обучения – обучающая деятельность педагога носит воспитывающий характер. Специально подобранное содержание обучения имеет своей целью ознакомление детей с окружающей действительностью, приобщение к культуре труда, формирование ценностного отношения к труду людей разных профессий.

 2. Принцип научности – использование в работе научно обоснованных и практически апробированных методик.

 3. Принцип наглядности. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности.

 4. Принцип систематичности и последовательности предполагает постепенное усложнение материала по ознакомлению дошкольников с профессиями, его системность.

 5. Принцип доступности предусматривает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей, ориентация на ближайший уровень развития воспитанников.

6. Принцип осознанности.

       Принцип осознанности является ведущим, так как он дает возможность для формирования у воспитанников активной и осознанной позиции по отношению собственным достижениям.

Для получения положительного результата работы считаю необходимым  создание следующих условий:

     психолого–педагогических условий (учет принципов личностно - ориентированной педагогики, деятельностного подхода; использование апробированных научно - методических материалов);

     организацию предметно – развивающей среды, включающей наглядные пособия, детскую литературу, атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, нетрадиционное оборудование;

     сотрудничество всех субъектов воспитательно  – образовательного процесса (педагогического коллектива и родителей).

      При организации системы работы формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости используются разнообразные формы (занятия, прогулки, экскурсии, досуги, развлечения), методы, приемы, среди которых выделяем: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);  словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки); игру (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

      Реализуя деятельностный подход к усвоению знаний приоритетными практические методы и игру, как ведущий вид деятельности дошкольников.

      Для изучения результатов эффективности работы служит педагогическая диагностика, позволяющая отследить уровень сформированности знаний о труде людей разных современных профессий, произвести своевременную коррекцию и спланировать дальнейшую работу.

      Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что комплексное решение задач, создание условий, реализация принципов работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о труде взрослых, его ценности и социальной значимости, рациональное применение форм, методов и средств, осуществление своевременной диагностики и коррекции позволяют решить интеллектуальные и нравственные задачи трудового воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Буре Р.С. «Нравственно-трудовое воспитание детей в детских садах»  М., 1987.
  • Буре Р.С. «Учите детей трудиться». М., 1987 .
  • Васильева М.А. «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». М., 2000.
  • Потапова Т.В. «Беседы с дошкольниками о профессиях» М.: Сфера, 2005
  •   Радина Е.И. «Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде»  Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, 1994.
  • Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1987.
  • Сергеева, Д. В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников. М.: Педагогика, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников

      Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственна...

Беседа с родителями на тему "Методы трудового воспитания старших дошкольников в семье"

В старшем дошкольном возрасте при условии систематического выполнения трудовых обязанностей происходит формирование таких  качеств, как ответственность, привычка к усилию, что необходимо для подг...

Статья "Трудовое воспитание старших дошкольников в сельском детском саду".

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс формирования у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственных качеств, уважения ...

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ТРУДОВОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....

Статья Основные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников в ГБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Беседа с родителями на тему «Содержание и методы трудового воспитания старших дошкольников в семье».

Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего...