Нравственно-трудовое воспитание старших дошкольников
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Кислова Вера Афанасьевна


      Вопросы по нравственно-трудовому воспитанию детей стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить.Это единственная возможность воспитания в ребёнке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательгой деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством сомоуважения, мерой его социальной значимости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

комбинированного вида  детский  сад №23 «Ягодка»

Из  опыта работы

воспитателя  логопедической  группы Кисловой В.А.

по  теме:

 «Нравственно – трудовое воспитание детей старшего дошкольного  возраста».

2012 год

«Нравственно – трудовое  воспитание  детей  

старшего  дошкольного  возраста»

Представители отечественной педагогики и психологии А. С. Мака ренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, ТА. Маркова, В. Г. Не чаева, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, Л.Ф. Ос тровская, Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шагова, В. И. Логинова, М. В. Крулехт уделяли  большое внимание трудовому воспитанию де тей в соответствии с их психологическими и физиологическими воз можностями и условиями воспитания.

Основная задача, стоящая перед педагогами, — воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к природе и человеку, к ок ружающему миру предметов и вещей; развитие осмысленного желания и умения понимать и участвовать в целесообразном преобразовании мира; создание необходимых условий для развития индивидуальности, обеспечения психологического комфорта каждого ребенка.

Необходимо  учитывать  принцип интеграции — взаимо связи разных видов деятельности,—так как трудо вое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребенка (например, чтобы познакомить детей с трудом взрослых, педагог организует экс курсии, беседы, проводит сюжетно-ролевые и дидактические игры, читает художественную литературу, предлагает нарисовать людей раз ных профессий и т. п.).

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический про цесс трудового воспитания потешки, пословицы, поговорки, заклички, сказки, загадки, песни, народные приметы и пр.

Эстетически организованная среда—важное условие осуществле ния трудового воспитания детей, поэтому большое внимание следует уделять подбору необходимого оборудования и инвентаря, предлага емого детям для работы (при этом учитывается его соответствие раз меру, легкость, удобство в использовании, безопасность, эстетичность оформления).

Важная задача педагога — помогать ребенку в активном и самосто ятельном приобретении собственного опыта, развивать его желания и потребности в получении определенных трудовых умений.

Педагогическое воздействие должно состоять не только в форми ровании у ребенка определенных трудовых навыков, но и решать за дачи нравственно-трудового воспитания.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействием с игрой, которая диктуется логикой личностно го развития дошкольника. Как известно, именно при активном ис пользовании в педагогическом процессе игровых приемов происходит соподчинение интересов. Совпадают интересы ребенка, подкреплен ные игровой ситуацией, и интересы воспитателя с его педагогичес кой позицией. Такой подход гораздо эффективнее принуждения, он позволяет успешно сочетать игру с обучением, личностным развити ем ребенка. Основной формой общения педагога с детьми является сотрудничество.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания де тей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сооб разительности, творческого воображения, умения планировать свою ра боту. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комп лекс качеств, формирующих умение учиться (понимание смысла учеб ных задач, их отличия от практических задач; осознание способа вы полнения действий; навыки самоконтроля, самооценки и др.). В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, во ображение, мышление, внимание, воля; формируются основные ка чества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность). По мнению многих исследователей, для развития этих личностных качеств необходимо формирование трудолюбия.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического вос питания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красо ту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недо статки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого.

Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через по сильный труд. В процессе труда у ребят укрепляются мышцы, раз вивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнооб разные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Большое внимание необходимо уделять развитию эмоциональной сферы дошкольника. Если труд входит в его жизнь не однообразно, скучно и навязчиво, а интересно, радостно, увлекательно, ребенок по лучает от него удовлетворение, чувствуя причастность к настоящему делу, радуясь своим успехам. Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. У ребенка формируется чувство хозяина по отношению к своей группе; он учит ся организовывать свою бытовую сферу, постепенно и естественно ос ваивая необходимый для этого бытовой труд.

Таким образом, мы рассматриваем трудовое воспитание как про цесс, интегрирующий все сферы развития, обучения и нравственно го становления личности ребенка.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых общест вом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Это единст венная возможность воспитания в ребенке трудолюбия, сознательно го отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.    

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и лич ностные качества закладываются в детстве. Наша  задача и  задача  роди телей — не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст — от ветственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для не го радость бытия, радость познания, радость взросления — обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

Мы  работаем с детьми по всем видам трудовой деятельности, доступной для дошколь ного возраста. Во всех видах труда учитываем  возрастные особен ности дошкольников; объем умений и навыков, которым овладевают дети, даём с постепенным увеличением.

В конспектах организации трудовой деятельности детей используем  интересный фольклорный и авторский поэтический материал.

Основную  задачу, которую ставим перед собой — тактично и умело ввести детей в круг трудового общения, довести до сознания каждого ребенка, что его труд необходим.

Для  нас  важно, чтобы дети позна ли радость совместного труда, ощутили масштабность его возможно стей, почувствовали его необходимость.

  Решению этих задач способ ствует объединение ребят на длительное время в небольшие подгруппы. Опыт показывает, что такое объединение ведет к установлению кон тактов, укрепляет дружеские взаимоотношения. Дети активнее помо гают друг другу, учатся проявлять заботу о товарищах, стремятся к со трудничеству. У малоактивных детей появляется уверенность в своих силах, усиливается желание проявить себя, ведь поддержка товарищей —основной стимул к деятельности. Неумелые, медлительные дети заметно подтягиваются. Ребята с более устойчивыми навыками пере живают неудачи товарищей, стремятся быстрее научить их чему-либо, проявляя при этом инициативу и самостоятельность.

Направление усилий детей на достижение общих целей способст вует тому, что они на деле начинают осознавать необходимость дру жеской поддержки и взаимопомощи.

Дети сравнивают успехи товарищей из другой подгруппы со своими достижениями, переживают, если они в чем-либо отстают, стремятся передать свой опыт. Общие дела, сотрудничество ведут к обогащению опыта каждого ребенка, быстрому формированию навыков, повыше нию активности, утверждению себя как личности, равноправной сре ди сверстников.

Мы  постоянно анализируем проявление инициативности и способностей каждого ребенка, побуждаем их, развиваем и направ ляем. «Неумеек» мы  поддерживаем, воодушевляем на дальнейшие старания, учитываем при этом личные интересы, склонности и воз можности. Наших  детей  мы  учим принимать общие решения, выска зывать свое мнение, отстаивать его в творческом споре, учитывать мнение товарищей, разрешать споры благодаря совместным обсуж дениям.

В каждом ребенке  мы развиваем  умение быть и исполни телем, и руководителем. В первом случае детей учим при необходимо сти подчинять свои желания, вносить своим трудом вклад в общее дело, во втором—распределять обязанности, направлять общую дея тельность к единой цели, помогать товарищам.

Особое внимание мы уделяем постоянному общению с детьми, направляем их деятель ность, координируем интересы и индивидуальные запросы с общей потребностью. Только полное взаимопонимание способно доставлять детям радость и стать стимулом к творчеству и активности.

Должное внимание  также уделяем воспитанию у детей культуры труда; умения подготовить рабочее место, убрать материалы и обору дование, рационализировать свой труд, правильно пользоваться ин вентарем и оборудованием; формированию стойких трудовых навы ков, привычек.

Совместный труд детей и взрослых дает ребятам возможность по чувствовать взаимоотношения людей в труде, ощутить радость совме стного труда; вызывает чувство гордости от причастности к настоя щему «взрослому» делу. В данном виде деятельности особенно наглядны и ощутимы для ребенка результаты совместного труда, поэтому этот вид труда  мы практикуем чаще, определяем долю участия в нём детей и взрослых.

Трудовое воспитание немыслимо без активного ручного труда, ког да ребенок занимается ремонтом игрушек, пособий, подготовкой ма териалов к работе. Это воспитывает стремление поддерживать поря док в «своем хозяйстве». В  нашей  группе  мы   включаем ручной труд в

разные формы организации детей, в поручения, совместный труд де тей и взрослых, в коллективный труд.

Фундаментом воспитания и образования детей являются впечат ления об окружающей действительности. Чем разнообразнее опыт ре бенка, тем больше возможностей для его развития, воспитания. Этому  мы   уделяем особое внимание: знаком детей с окружающими предметами и явлениями, учим любить природу, познавать ее жизнь,знакомим с общественной жизнью страны.

Все перечисленные направления работы непосредственно выходят на нравственное воспитание детей. У дошкольников активно развива ются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда; формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, со знательность и т. д.

       В нашей старшей логопедической группе детей делим на 5 подгрупп.

Работа с каждой подгруппой проводим в месяц:

• самообслуживание в процессе одевания и раздевания — 1 раз;

• самообслуживание в процессе умывания—1 раз;

• прочие навыки самообслуживания — 1 раз;

• поручения, связанные с трудом в природе—3 раза;

• поручения, связанные с хозяйственно-бытовым трудом—3 раза;

• ознакомление с трудом взрослых—2 раза;

• совместный труд детей и взрослых, ручной труд—2 раза.

Коллективный труд (фронтальный) со всеми детьми проводится в месяц:

• хозяйственно-бытовой (в групповой комнате, в других помещениях, на участке) — 2 раза;

• труд в природе, в помещении или на участке—1 раз;

• труд ручной — 1 раз.




Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  комбинированного  вида

Детский сад №23 «Ягодка»

Занятие  на  тему:

«Мы во всем порядок любим»

 (Старшая  группа)

2012 год

Цель: Совершенствовать трудовые навыки в процессе работы. Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, оборудованием;работать сообща, договариваться о распределении обязанностей, заме чать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказы вать друг другу помощь. Формировать умение вступать в контакт со взрослыми, развивать общительность.

Материал: Тряпки, тазы, швабра, щетки, ножницы, лейки, фартуки.

Ход занятия

- Дети, вот и закончился учебный год, - говорит воспитатель. На ступает лето, и мы большую часть времени будем проводить на прогул ке. Поэтому наша группа должна быть чистой, красивой. Что для этого нужно сделать? (Ответы детей). А все ли вы хотите поработать в группе? (Ответы). Но сначала я прочитаю отрывок из стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе». (Читает). Дети, почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (Ответы). А что было бы, если бы вы все игрушки раскидали, разломали? (Ответы). Правильно, игрушки убежали бы и без них стало бы плохо. А если бы вы разбрасывали свои вещи куда попало? (Ответы). Верно, их нужно было бы искать. А если бы посуду после еды вымыли и убрали на место? (Ответы). Правильно, тогда все было бы хорошо. И Галина Петровна сказала бы: «Молодцы, помощники мои!» Скажите, хорошо было бы или плохо, если бы вы бе режно относились к вещам, берегли их, заботились о них? (Ответы). Вот если бы и Федора убиралась в своей квартире, мыла посуду, ухаживала за цветами, то никто бы и не убежал от нее. Для того, чтобы такого не случи лось у нас, перед прогулкой сегодня мы должны с вами навести везде по рядок. Помните, как мы с вами говорили?

Мы во всем порядок любим...

Мы уже совсем большие

В школу собираемся.

- Вы сейчас наденете фартуки, закатаете рукава и приступите к ра боте. Но перед тем. как сделать это, распределите обязанности между собой. Одна группа (бригада) детей должна помочь Галине Петровне в спальне, подобрать чистое постельное белье по комплектам и разло жить на кроватках. Вторая бригада мыть и протирать игрушки, строи тельный материал. Третья бригада работает в туалетной комнате, моет все расчески, футляры для зубных щеток, раскладывает мыло, протира ет пол в умывальной комнате.

Четвертая бригада протирает пыль с по доконников, с мебели, моет шкафчики для полотенец, расставляет сту лья в определенном порядке после их мытья. Пятая бригада протирает пыль с книжных полочек, складывает книги, альбомы, картины, поли вает цветы, протирает пыль с листьев растений, опрыскивает. Дети, но не забывайте договариваться, кто и что будет делать.

Воспитатель, няня вместе с детьми проходят по местам работы и уточняют, где какая бригада будет трудиться.

- Кто будет работать здесь и наводить порядок в шкафах с игруш ками? - спрашивает воспитатель. А кто будет работать с Галиной Пет ровной? Дима, твоя бригада будет работать в умывальной комнате? (Ответ ребенка). Чья бригада будет протирать пыль?

Выяснив место работы детей, воспитатель просит разобрать каж дой бригаде инвентарь (оборудование). Дети приступают к работе. Воспитатель и няня дают детям советы, помогают в организации, напо минают порядок работы. Воспитатель наблюдает за деятельностью де тей, следит за их действиями по отношению друг к другу. По оконча нии работы воспитатель просит навести порядок на рабочих местах, прополоскать тряпочки, промыть и вытереть насухо тазики, ведра. Вы мыть руки с мылом, повесить фартуки на место и пройти по рабочим местам. Дети с воспитателем оценивают и свою бригаду, и работу това рищей.

- Саша, у тебя были какие-нибудь трудности, когда ты работал? -спрашивает воспитатель. (Ответ ребенка). Дети, вам понравилось ра ботать вместе? (Ответы). Как чисто у нас стало! Галина Петровна очень довольна вами и говорит, «что от вашей работы везде солнышко сияет». Молодцы, дети! Вы все дружно и хорошо поработали, и я вижу, что вы уже подросли. Каждый делал свое маленькое дело, но все вместе сделали большое общее дело. Теперь нужно дружно одеться на прогул ку, где вас уже ждут друзья Незнайки. «Сделал дело - гуляй смело!» -заканчивает воспитатель занятие пословицей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  комбинированного  вида

Детский сад №23 «Ягодка»

Занятие  на  тему:

«Мы делаем добро руками»

 (Старшая  группа)

2012 год

Цель: Дать понятие о важности человеческих рук. Учить изо бражать предметы символами. Формировать привычку к чистоте своих рук. Формировать волю, чувство удовлетворения от чистоты рук, соз нательно относиться к развитию своей руки.

Материал: Фломастер (любого цвета) на каждого ребенка. 2 лис та бумаги, один с рисунками рук детей младшей группы и один чистый лист. Схематические карточки, иллюстрации человека, животного, фланеграф.

Ход занятия

Воспитатель просит детей после игры перед занятием помыть в умывальной комнате руки с мылом и насухо их вытереть полотенцем. Подойдя к крану, воспитатель открывает его и приговаривает:

Знаем, знаем, да-да-да,

где тут прячется вода.

Выходи, водица,

мы пришли помыться!

Лейся на ладошку

 по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку —

посмелей,будем умываться веселей.

По окончании гигиенической процедуры воспитатель подводит детей к фланеграфу, где размещена иллюстрация, и спрашивает:

- Чем похожи человек и животное, чем они отличаются? (Ответы детей). Правильно, одним из важных отличий человека от животного — являются руки. Сейчас вы мыли свои руки, вытирали полотенцем. А если бы не было рук, мы могли бы умыться? (Ответы детей). Руки — это помощники человека. А у животных помощники — лапы. Послу шайте стихотворение:

Поначалу в жизни нашей было

все на так, как надо.

Много сил вложили люди,

чтобы землю сделать садом.

Не было нигде скамеек,

чтоб присесть усталым.          

 Не найти нигде кроватей  

 ни большим, ни малым.          

 Были у людей  руки — только руки.

И трудился предок наш

и не знал он скуки.

Много сделал для людей человек  бесспорно,

Еще больше надо сделать - лишь трудись упорно.

- Правильно, без рук — очень плохо. Коля, подойди ко мне. Я сей час попробую завязать тебе руки сзади (завязывает пояском). Что ты чувствуешь? (Ответ ребенка). Попробуй взять карандаш. (Пытается взять). Плохо без рук.

Воспитатель развязывает шнурки ребенку и продолжает:

- Без рук нельзя одеться, открыть ключом дверь, покушать, умыть ся, обнять маму. Нельзя убрать игрушки, забить гвоздь молотком. То есть, без рук нельзя ничего сделать. С помощью рук можно сделать очень много, они труженики, они мастера, они помощники человека. А вы знаете, что руки могут говорить? Закройте глаза, а я буду прикасать ся к вам. Вы должны догадаться, что я хочу сказать этим.

Воспитатель гладит, жалеет, успокаивает, толкает и т.д.

- Дети, руки человека умеют передавать доброту, ласку, заботу. Покажите свои руки, протяните их вперед. Какие они у вас интересные и все разные! Теперь подойдите сюда и посмотрите на рисунки. Узнае те? Это ваши руки, которые вы обводили в младшей группе. Давайте еще раз нарисуем каждый свою руку. Возьмите фломастер и обведите им свою руку. (Дети обводят). Посмотрите, какие замечательные руки у вас выросли! Сравните их с маленькими. Есть разница? (Ответы де тей). Катя, расскажи, что твои ручки научились делать? (Рассказыва ет). А что твои ручки умеют, Дима? (Рассказ). Возьмите все фломастер и нарисуйте вокруг ручки схематично то, что она умеет делать. (Рису ют). Алеша, что ты нарисовал? (Ответ ребенка). Скоро ваши ручки вырастут большими, крепкими, трудолюбивыми и ласковыми. Когда вы пойдете в школу и будете учениками, вас научат писать, тру диться. Ваши руки окрепнут, станут еще сильнее. Возьмите в руки схе матические карточки и расскажите, что делают руки? (Застегивают пуговицы, лепят, шьют иглой, строят из строительного материала, убирают игрушки, моют окна и т.д.). Дети, что делают ваши руки? (Ответ детей). Правильно, ваши руки делают полезное дело, добро. А сейчас я предлагаю сделать зарядку для рук.

Руки в стороны, в кулачок.

Разжимают и на бочок.

Правой вверх,

В стороны, накрест,

в стороны, вниз.

Тук, тук! Тук-тук-тук!

Сделаем большущий круг!

Дети вытягивают руки в стороны, сжимают кисти в кулак, раз жимают и кладут на пояс, декламируя при этом стихотворение вместе с воспитателем.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  комбинированного  вида

Детский сад №23 «Ягодка»

Занятие  на  тему:

«Осенний  труд»

(Старшая  группа)

2012 год

Цель: Учить устанавливать причины смены труда, делать выво ды о направленности и значении труда людей осенью, систематизиро вать знания детей о труде взрослых осенью: уборка урожая, заготовка продуктов и т.д. Воспитывать уважение к труду людей, стремление по могать им.

Материал: грабли, веники, ведерки; картина о труде людей осе нью, фрукты, овощи, коробочки, банки пластмассовые, тележки.

                                               

Ход занятия

Дети одеваются на прогулку, помогая друг другу. Воспитатель заранее дает поручение двоим детям вынести на участок корзинки с овощами и фруктами. Еще двоим поручает отнести на участок инвен тарь. Выйдя на участок, воспитатель просит осмотреть его и предлагает навести порядок - убрать листья, палки, бумажки. Подмести веранду и т.д.

Воспитатель:

- Дети, полюбуйтесь своим участком после работы. Какой он стал чистый! Убрав свой участок, вы помогли нашему дворнику Нико лаю Владимировичу. Что надо делать, чтобы было всегда чисто? (Отве ты). Как вы думаете, Николай Владимирович будет доволен вашей рабо той? (Ответы). Скажите, что делают люди осенью в садах, на полях? Что делают потом с почвой, когда уберут урожай? (Ответы детей).

Правильно, осенью люди убирают урожай хлеба, овощей, фруктов. По сле уборки урожая землю вспахивают. Назовите овощи (картофель, морковь, свекла и т.д.), фрукты (яблоки, вишня и т.д.). Это вы хорошо знаете. А какие работы выполняют люди в парке, на улице? (Подмета ют, убирают листья, поливают улицы, деревья). Для чего они это де лают? (Ответы детей). Верно, для того, чтобы убрать спрятавшихся в листве вредителей - насекомых. Посмотрите на картинку и скажите, что делают взрослые? (Собирают урожай). А еще что, Коля? (Везут его на машинах в хранилище). Правильно, Коля, овощи и фрукты везут в овощехранилище, а затем сортируют и доставляют в магазин. Скажи те, трудная это работа? (Ответы детей). Как вы думаете, какие заго товки делают из овощей, фруктов? (Варят варенье, консервируют и т.д.) Овощи и фрукты можно заготавливать и дома, а можно купить в магазине. Ваши мамы закручивают помидоры, огурцы в банки? Трудно им приходится? (Ответы). Какая это работа, легкая или трудная? (От веты). Давайте и мы сейчас посетим овощехранилище и распределим овощи и фрукты так, чтобы они не испортились до весны.

В ряд стоят три столика (заранее приготовлены). На одном - овощи, фрукты, приготовленные к отправке в овощехранилище, на двух других - приемные пункты овощехранилища. Один стол предназначен для приема продуктов в свежем виде. Приклеена к дощечке вывеска -«Овощи, хранящиеся свежими: картофель, свекла, морковь». На другой везут складывать то, что пойдет на засолку (на вывеске - «Банка с огур цами, помидорами»).

Задание:

- Сейчас вы разделитесь на две группы. Одна часть детей будет приемщиками, а остальные - колхозниками. Дети, которые будут ис полнять роль колхозников, должны привезти урожай, а дети-приемщики определяют способ хранения. При выполнении этого зада ния вы должны договариваться друг с другом планировать этапы рабо ты.

Дети играют, а воспитатель наблюдает, как дети участвуют в коллективных трудовых действиях. По окончании работы воспитатель хвалит детей:

- Дети, вы очень хорошо потрудились, и наши овощи теперь со хранятся зимой. Молодцы! А овощи, которые не могут храниться в свежем виде, мы отправим на консервный завод. Там их переработают и сварят вкусные компоты, соки, варенья. Из овощей сделают консервы для салатов. А сейчас скажите, кто потрудился, чтобы мы ели овощи, фрукты? (Колхозники). Каждую осень в селе празднуют День урожая. Работа колхозника очень трудная, поэтому нужно уважать их  труд. И если увидите колхозников, работающих на поле, нужно обяза тельно их поприветствовать и сказать им спасибо за их нелегкий труд, - заканчивает занятие воспитатель.

Затем просит всех детей навести порядок на участке, сложить ин вентарь на место и просит дежурных отнести в группу и сложить в тру довой уголок. Дети играют в самостоятельные игры.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение  комбинированного  вида

Детский сад №23 «Ягодка»

Занятие  на  тему:

«Скорая помощь для игрушек»

 (Старшая  группа)

2012 год

Цель: Учить детей бережно относиться к игрушкам, следить, чтобы разбросанные и сломанные игрушки не превращались в мусор, за их комплектностью, чинить (если это возможно). Объяснить детям, что выбрасывать пластмассовые поколотые игрушки нельзя, что при сжи гании загрязняется воздух. Совершенствовать навыки ручного труда в работе с поломанными игрушками. Продолжать учить детей трудиться в коллективе. Упражнять их в умении предлагать свою помощь това рищу. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетво рения от усердного выполнения работы. Воспитывать терпение, акку ратность, трудолюбие.                    

Материал: Красочная коробка с поломанными игрушками и ко робка с игрушками. Кисточки, клей, ножницы, бумага, детали от конст руктора, иголка с ниткой, пуговицы, салфетки, клеенки, фартуки. Кук лы Винтик и Шпунтик.

Ход занятия

- Дети, вы любите свои игрушки? - спрашивает воспитатель. (От веты). Посмотрите внимательно вокруг и скажите, где они у вас нахо дятся? (Ответы детей).

Воспитатель достает коробку с игрушками и ставит на стол.

- Угадайте, что в коробке? (Ответы детей). Оля, достань из ко робки любую игрушку, рассмотри ее. Коля и Дима, вы тоже можете взять по одной игрушке и рассмотреть их. Скажите, как вы играете с ними? (Ответы). С игрушками вы играете по-разному: в магазин, в«Чудесный мешочек», в «Семью». А сейчас будем играть в игру, кото рая называется «Что игрушка рассказывает о себе».Воспитатель показывает синий шарик и просит о нем рассказать.

Уточнения воспитателя:

- Правильно, шар сам рассказывает о себе, что он круглый, синий и катится.

Затем дети по очереди называют игрушку и описывают ее каче ства. Воспитатель помогает детям в случае необходимости. Раздается стук в дверь и вбегают куклы Шпунтик и Винтик. В руках у них крас ная коробка.

- Здравствуйте, дети, - говорят куклы.

- Наконец-то мы попали в вашу группу. Вчера мы работали в своей мастерской и обнаружили вот этот коробок. На нем было написано: «Для детей старшей группы». Оказалось, это Незнайка принес коробку в мастерскую. Ему стыдно было принести ее вам, а мы с Винтиком подумали и решили принести. Давайте вместе откроем и рассмотрим, что в ней. (Дети открывают коробку и обнаруживают поломанные игрушки). 

-Ай да Незнайка, как же он плохо обращался с ними! Ребята, нужно помочь Незнайке отре монтировать их. Попробуем? (Ответы детей). 

Воспитатель достает Мишку с оторванной лапой и читает стих А.Барто «Игрушки»:

Все дети читают: Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу –

потому что он хороший.

— Дети, как можно починить Мишку? (Пришить лапу). Чем нуж но пришить? (Иголкой с ниткой). А вот посмотрите, какая красивая машинка! И без колес!

... И вот меня купили,

тогда меня любили.

Гулять меня возили,

играли и не били.

В то время мои колеса

так весело катили.

Но вдруг Незнайка

с Торопыжкой меня не поделили.

Они меня схватили.

вертели и кружили,

пока не открутили...

Теперь в коробку бросили,

 Меня совсем забыли.

А была такой красивой,

Когда меня купили!

- Дети, как вы думаете, хорошо ли, когда у игрушечных зверей отрывают лапы, головы у кукол, а машины остаются без колес, без две рей? {Ответы детей). Почему? (Ответы). Правильно, если все игруш ки ломать, то и играть будет нечем, ведь сломанные вещи становятся мусором. Раньше игрушки делали из дерева, из ткани. Мягкие набивали ватой. А сейчас они красивые, легкие, еще мягче. И сделаны они из ис кусственных мехов и тканей, которые можно стирать. А кубики, грузо вики, пирамиды делают из разноцветных пластмасс. Однако, когда та кие игрушки ломают, а затем выбрасывают, возникают проблемы.

 Если их сжечь, то в воздух попадает вредный газ, что очень опасно для здо ровья людей. Ненужными становятся не только игрушки, которые уже нельзя починить, но и настольные игры, конструкторы, мозаики. И если чего-то не хватает, то становится неинтересно играть. Нельзя специаль но ломать игрушки, а что сломалось случайно, нужно постараться по чинить. Сейчас мы вместе с Винтиком и Шпунтиком поможем Незнай ке починить игрушки, устроим «больницу» для них и сделаем посиль ный ремонт или разборку смешанною игрового материала.

Воспитатель распределяет детей по группам, назначает ответст венных, определяет объем заданий. Советует детям распределить рабо ту и внутри самого звена. Перед началом воспитатель закрепляет с детьми правила, соблюдение которых повышает качество труда. Ребята вспоминают, что необходимо надеть фартуки, закатать рукава перед работой, чтобы они не мешали. Нельзя отвлекаться и любое задание выполнять надо аккуратно. Затем воспитатель напоминает, что для за вершения задания, нужно помогать друг другу.В процессе коллективного груда воспитатель проверяет,

как дети распределили обязанности, какие складываются взаимоотношения, умело ли они пользуются иголкой, ножницами, правильно ли подбира ют детали и т.д.

По окончании занятия спрашивает:

- Дети, почему удалось быстро и хорошо справиться с работой? (Работали дружно). Кому из вас помогали товарищи? (Ответы де тей). Я очень рада, что вы так дружно поработали. Думаю, что Незнай ка обрадуется этим игрушкам. Есть очень хорошая пословица: «Чего один не сделает — сделаем вместе!», «Без груда не вытащишь и рыбку из пруда», «Труд красит человека».Винтик и Шпунтик прощаются с детьми, благодарят за помощь. Дети убирают свое рабочее место и складывают в ящик запасные части. Затем моют руки, вытирают насухо и одеваются на прогулку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Презентация на тему "Развитие нравственно - трудовых качеств у старших дошкольников посредством разнообразной трудовой деятельности".

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННО - ТРУДОВЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗНООБРАЗНОЙ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"....

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...