Игровая практика формирования поведения и отношения: сюжетно-ролевая игра "Детское кафе "Апельсинка"
методическая разработка (старшая группа)

Анахина Татьяна Александровна

Описание игровой практики для старшего дошкольного возраста: правила игры, атрибуты, распределение ролей, ход игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s-r_igra_detskoe_kafe_apelsinka_dlya_igrovyh_praktik.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                                                   Анахина Т.А., воспитатель  

                                                    МАДОУ «ЦРР - детский сад № 33 «Радуга»

                                                                           г. Губкин Белгородская область

ИГРОВАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ: СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «Детское кафе «Апельсинка»

Возрастная адресность: для детей 5-7 лет

Задачи:

- стимулировать творческую активность детей в игре, совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом;

- расширять представления о труде работников кафе; учить соблюдать правила поведения в общественных местах;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, ответственность, вежливость, уважение к мнению партнеров по игре, совершенствовать умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях, умение вести простой диалог, выслушивать других детей, отстаивать свое мнение.

Количество участников: 10-12 человек.

Оборудование:

 таблички с надписями:

«Добро пожаловать в кафе «Апельсинка!», «Администратор кафе», «Кассир», «Официант», униформа для официантов (фартуки и головные

уборы), охранника (темная футболка с надписью "охрана" и кепка) и таксиста (футболка с надписью "такси" и кепка); скатерти для столиков; разносы; полотенца, папки-меню с картинками;

модуль «Кухня»; муляжи из пластмассы и соленого теста (пирожных, булочек,

пирожков, фруктов, ягод, мороженого, овощей и пр.); игрушечная столовая и

кухонная посуда; салфетки бумажные и текстильные; маленькие вазочки с

цветами для декора столиков; игрушечные телефоны; колпак и фартук для

повара; кошельки, сумки; деньги и чеки; ручки и блокноты для записи заказов;

веник, совок, швабра, тряпочки для уборки со столов и для уборки пола, халат

для уборщицы; «такси» из мягких модулей; музыкальный центр.

Ход игры

Сбор детей на игру.

Объявить по радио, что кафе «Апельсинка» приглашает жителей города

встретиться в выходные дни с друзьями и отведать новое меню.

Создание игровой проблемы.

- Ребята, посмотрите, какая сегодня Даша красивая, нарядная.

-  Даша, расскажи нам, может у тебя какой-то праздник?

Даша:

Я в хорошем настроении

Принимаю поздравления.

Собрались мои друзья

День рожденья у меня!

Мне исполняется 6 лет!

А давайте сегодня отметим день рождения Даши в детском кафе! Вы

согласны?

Правила игры.

 - В кафе можно общаться, рассказать другу интересную историю, послушать музыку, но не забывайте о том, как нужно вести себя в общественных местах, для того, чтобы вспомнить эти правила, поиграем в игру с мячом «Нужно или нельзя» (игра по типу «Съедобное-несъедобное»).

Распределение ролей. 

Выбор ролей проводится с помощью кубика «Профессии»:

художники-оформители, официанты, посетители, именинница, повар, кассир, уборщица, охранник, таксист, администратор кафе.

Далее проводим «Общий сбор» для обсуждения обязанностей в кафе.

-Нужно сделать вывеску на кафе с его названием, так как для привлечения людей это очень важный внешний элемент. Значит нужны художники-оформители из рекламного агентства (2 ребёнка советуются, выбирают нужный инвентарь и оборудование для создания вывески).

-В кафе есть официанты, они подают меню, принимают заказы, обслуживают, желают приятного аппетита. В конце визита официант просит оплатить посетителей заказ. Убирает посуду со стола.
-Кому выпала роль  официанта?(одеваем  фартук и кепочку, прикрепляем табличку-бейджик).
- Ребята, а кто же готовит еду в кафе? (Повар). Надеваем фартук и колпак ребенку, который с помощью кубика выбрал роль повара.
-Где повар готовит? (На кухне) Определяем место где будет расположена кухня.
-На кассе работает кассир. Кто у нас кассир? Чем он занимается? (Он получает деньги от посетителей и выдает чеки.).
-После того как посетители уходят уборщица  моет полы, ведь очень важно, чтобы в кафе всегда был порядок. Кому выпала эта роль? (Выдается соответствующий инвентарь: халат, ведро, веник, перчатки, моющие  средства-имитации, тряпочки для пола, швабра).
-За порядком в кафе следит охранник . Кто стал охранником? (Надеваем футболку с надписью "охрана" и кепку).

- Принимает заказ по телефону и отвозит домой посетителей таксист. Кто таксист? Надеваем футболку с надписью "такси" и кепку).
-А как называются люди, которые приходят в кафе? (Посетители). Остальные ребята будут посетителями кафе.

Воспитатель: -Я возьму на себя роль администратора кафе - буду встречать посетителей, провожать за столики и следит за тем, чтоб гостям было комфортно (прикрепляю табличку-бейджик "Администратор кафе").  
-Вот мы с вами распределили роли, теперь выбирайте нужные вам атрибуты и начнем игру.

Игровые действия.

Диалог администратора и посетителей:

Администратор: -Здравствуйте, добро пожаловать в наше кафе «Апельсинка!»

Посетители: -Здравствуйте!

Администратор: -Пожалуйста, присаживайтесь за свободный столик. К вам сейчас подойдут официанты.

Посетители усаживаются. (Важно чтобы мальчик пропустил девочку вперед, пододвигая стул.)

Диалог официанта и посетителей.

Официант: -Здравствуйте.

Посетители: -Здравствуйте. Мы бы хотели посмотреть меню.

Официант: -Возьмите, пожалуйста.

Посетители знакомятся с меню.

Официант: -Что будете заказывать?

Посетитель: -Пиццу, коктейль, праздничный торт.

Официант: Отдыхайте, ваш заказ скоро будет готов.

Пока готовится заказ выходит аниматор и предлагает посетителям поиграть в разные игры или устроить соревнования. 1 игра «Волшебный мешочек»; 2 игра «Перенеси овощи и фрукты». А официанты накрывают на столы. Ставит аккуратно на поднос и приносит заказ посетителям на подносе, аккуратно расставляет заказ на столик.

Официант: -Приятного аппетита.

Посетитель: -Большое спасибо (угощаются).

Далее посетители поздравляют по очереди именинницу с Днем рождения, дарят подарки. Именинница благодарит каждого из гостей, уточняет их просьбы, что-либо заказать еще, принести сок или воду. После угощения именинница приглашает всех танцевать. Администратор включает веселую музыку. После танцевальной программы гости пьют чай с тортом. Праздник завершается.

- Пожалуйста, посчитайте нам.

Официант: с вас 1000 рублей. (Берет деньги, идет к кассе и пробивает кассир чек. Приносит

чек посетителям.)

Официант: - Надеюсь, вам у нас понравилось?

Посетитель: Да, очень.

Официант: Приходите к нам еще.

Подходит администратор:

-Вам у нас понравилось?

Посетитель: -Да, все было замечательно и очень вкусно.

Администратор: -Приходите к нам еще. Приводите своих друзей. Вам вызвать такси?

Посетитель: -Да, пожалуйста.

Администратор (берет телефон) ----Здравствуйте, служба такси?

Такси. -Да, это служба такси, здравствуйте.

Администратор: -Приезжайте, пожалуйста, к кафе «Апельсинка!»

Такси: -Ожидайте, такси будет через 5 минут.

Администратор: (обращается к посетителям) –Уважаемые гости, такси скоро будет, можете выходить. Всего вам доброго! Приходите к нам ещё!

Посетители: Спасибо, до свидания!

Таксист подъезжает, сажает посетителей.

Администратор: -Уважаемые посетители, сегодня кафе заканчивает свою работу. Пожалуйста, оплачивайте свои заказы и приходите к нам завтра.

Администратор провожает посетителей.

Руководство игрой.

1. Обогащение содержания игры:

- клиент на свой день рождения заказал в кафе клоуна из цирка;

- администратор приглашает в кафе артистов эстрады для выступления на

 празднике;

- администратор делает по телефону заказ менеджеру по доставке

продуктов.

2. Советы:

- предложить бесплатно чай, кофе, почитать журнал пока посетитель ждет

заказ.

- организовать в кафе игровую комнату, где дети смогут весело провести

время.

- предложить составить новое меню.

3. Создание проблемных ситуаций:

- Что делать, если вам принесли не то, что вы заказывали?

- К кому обратиться, если вам не понравилось качество обслуживания?

- К кому обратиться, если долго не несут заказ?

- Забыл дома деньги, что делать? (оставить в залог ценную вещь,

позвонить и попросить о помощи близких, друзей).

- Ваш столик занят, что делать? (обратиться к администратору, он

подберет столик или решит вопрос с вашим столиком).

- На вас случайно официант пролил кофе, что делать? (администратор с

официантом приносят свои извинения и предлагают бесплатный обед за счёт

кафе).

Окончание игры, подведение итогов.

1-й вариант. В кафе сработала пожарная сигнализация, администратор

приносит свои извинения, кафе закрывается, посетители расходятся по домам.

2-й вариант. Подходит время закрытия кафе, официант просит оплатить

счет. Посетители расплачиваются и уходят.

3-й вариант. В кафе обнаружена утечка газа, всем рекомендуется срочно

покинуть помещение.

4-й вариант. Празднование дня рождения (Нового года и т. п.) удачно

завершено, клиенты довольны обслуживанием, меню и выступлением артистов.

Анализ игры:

- интервьюирование посетителей кафе: почему они пришли в кафе; что

понравилось, а что нет?

- вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось,

почему так вышло, что можно было сделать по-другому?

Источник

1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 128 с

2. Попова Е.П. Сюжетно-ролевые игры 21 века для социально-коммуникативного развития детей 5-7 лет. Технологические карты. Предметно-игровая среда. Сценарии сюжетно-ролевых игр: для воспитателей дошкольных образовательных организаций бакалавров направления Педагогическое образование, профиль Дошкольное образование / Е.И. Попова, А.Ф. Кондрашина, С.С. Сунцова. – Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиал) ТюмГУ, 2018. – 80 с

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей."

ТЕМА:Формирование речи детей в игровой деятельности.Опытно-эксперементальная работа."Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей." Выполнила:   Дегтярев...

Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)

Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....

Ситуация игрового взаимодействия воспитателя с детьми в сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"

План проведения  игрового взаимодействия воспитателя с детьми в  сюжетно- ролевой игре " Поликлиника"...

Дидактические игры-тренинги как современное технологическое средство формирования социального поведения дошкольника в сюжетно-ролевой игре.

Одним из современных технологических средств формирования социального поведения ребенка являются дидактические игры тренингового характера, которые учат принятым в обществе моделям социального поведен...

Совместная игровая деятельность Знакомство с профессией парикмахера. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Цель: Раскрыть смысл деятельности парикмахера. Развивать и обогащать игровые действия с игрушками на основе показа образца действий. Воспитание уважения к профессии парикмахера. Учить использоват...

Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»

Дети вместе с родителями любят проводить время  на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...

Конспект развлечения в подготовительной группе с применением культурных практик по формированию поведения и отношения к окружающему миру Тема: « Весна - Красна пришла!

Cоздать  у детей радостное настроение с приходом весны, вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к окружающему миру....