Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Телевидение"
методическая разработка (подготовительная группа)

Воронцова Ольга Викторовна

Предлагаю педагогам познакомиться с методической разработкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Телевидение» в подготовительной к школе группе

Выполнила: воспитатель МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» г. Оха Сахалинской области Воронцова Ольга Викторовна.  

Актуальность:

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира. К сожалению, не всем детям легко социализироваться в жизни. Через игру дети учатся общаться с окружающими, понятно излагать желания, просьбы, договариваться, формируются навыки культурного поведения.

Ролевые игры становятся моделью социальных отношений. При этом модели, прожитые в игре, с удивительной точностью воплощаются затем в реальной жизни. А мы уже интуитивно выбираем те ходы, которые освоены в игре и приводят в ней к успеху. В игре серьезные и сложные проблемы раскрываются легко и становятся интересными.

Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии: чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Таким образом, диалогическая речь является ведущей в сюжетно-ролевой игре.

Одной из проблем детей дошкольного возраста является недостаточное развитие диалогического высказывания, выражающееся в трудности вступления в контакт с людьми.

Наша игра способствует тому, чтобы формировать у детей умение вступать в речевое общение различными способами: сообщать о своих впечатлениях, переживаниях; задавать вопросы; побуждать партнёра по общению к совместной деятельности; формировать у детей умения целесообразно и уместно пользоваться интонацией, мимикой, жестами; развивать умения следовать правилам ведения диалога.

Современный ребенок дошкольного возраста стремиться отражать в сюжетно-ролевой игре ту социальную действительность, в которой он живет и в которой развивается. У дошкольников 21 века появились новые роли и новые игровые сюжеты. Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот).

Сегодня ни кто не отрицает, что рост влияния телевидения на детей связано с тем, что оно наиболее полно и эффективно удовлетворяет потребности подрастающего поколения в приобщении к ценностным ориентациям взрослых. Оно является основным источником получения информации и затрагивает интересы многих людей.

Телевизионное творчество, само создание любой телевизионной продукции – дело творческое и коллективное, связывающее в единое целое людей нескольких специальностей. Поэтому наша разработка сюжетно-ролевой игры «Телевидение» помогает наиболее полно отразить социально-личностный аспект воспитания и образования детей.

Актуальность проблемы состоит в том, что дети приходят в детский сад с низкой социальной компетентностью, неадекватной ориентировкой ребенка в социальных отношениях в семье или во взаимоотношениях ребенка со сверстниками. Поэтому, социальные отношения должны стать предметом специальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Оптимальной формой этих отношений является ролевая игра. Отсюда важность и актуальность рассмотрения нашей темы.

Цель: Продолжать учить детей исполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты;

способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни;

учить использовать средства выразительности (мимика, интонация, движения, жесты);

развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников, продолжать формировать умение планировать и обсуждать действия всех играющих;

развивать самостоятельность дошкольников в организации театрализованной игры, умение самостоятельно выбрать сказку для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации;

развивать воображение и фантазию детей в создании и исполнении ролей;

воспитывать интерес к работе телевидения, к профессиональной деятельности людей, работающих на телевидении.

Задачи: Обогатить словарь детей профессиональными терминами по теме игры; дать представление о труде телевизионных работников.

Предварительная работа: беседа с детьми на тему «Телевидение», о родном поселке; коммуникативные игры: «Интервью», «Мы – корреспонденты (журналисты)»; изготовление значков – определителей для участников съёмки (ведущие, оператор, репортёры, гости студии, изготовление логотипа детского сада (аппликация, подготовка пространства для оформления студии, просмотр с детьми видеосюжетов «Новости», «Музыкальные новости», «Новости спорта», «Прогноз погоды».

Выбор, совместно с детьми, тем сюжетов для выпуска новостей.

Подготовка видеосюжетов с детьми и родителями для выпуска новостей.

Предварительная беседа перед игрой.

Ребята, мы живем в небольшом городе. Как он называется?

Как мы узнаем, что происходит в других районах? (По радио, из интернета по компьютеру, по телевизору).

Из какой программы мы узнаем новости? (Вести)

А вы хотите поиграть в игру «Вести города»?

Что нам для этого надо? (Студия)

С кем в студии можно вести беседу? (С приглашенными)

Кого можно пригласить в студию на беседу? (Певца, инспектора, парикмахера и т. п.)

Кто будет работать в студии? (Ведущий, редактор, гример и т. п.)

Какие ещё вы знаете профессии на телевидении? (Оператор, корреспондент)

Какие сюжеты можно отснять?

Оборудование/материалы/игрушки: Макет видеокамеры, кино-хлопушка- предлагается изготовить самостоятельно из картона; уголок «Парикмахерская», ширма, утюг, костюмы,

Количество детей, вовлеченных в игру - 13 участников данной телепередачи( количество ролей можно менять, в зависимости от темы передачи)

сценарий сюжета

1-подготовительный этап с созданием мотивационной ситуации

Разработка хода сюжетно - ролевой игры "Телевидение". Перед детьми поставлена проблемная ситуация: "Почему современный человек не представляет свою жизнь без телевидения". Дети в ходе беседы дают ответ на этот вопрос. В группе создается  телекомпания "Улыбка". Ребята могут разыграть сказку "Колобок". Распределяются роли. При распределении ролей закрепляется словарь по теме "Телевидение" - названия профессий. Воспитатель берет на себя роль режиссера. Вначале происходит репетиция, в ходе которой делаются замечания артистам - использовать средства выразительности. Далее идет подготовка к съемке: телеоператор настраивает камеру, костюмер гладит костюмы, парикмахер готовит шампуни, гример раскладывает грим, декоратор оформляет ширму, ведущий заучивает текст. Далее дети одеваются в костюмы, Парикмахер делает артистам прически, гример накладывает грим. Затем идет съемка передачи: телеоператор снимает передачу видеокамерой, ведущий ведет телепередачу.

Роли

Ролевые действия

Режиссер

Проводит репетицию; делает замечания артистам: в передаче образа использовать средства выразительности: движения, жесты, звукоподражания, мимику

Телеоператор

Настраивает камеру

Костюмер

Гладит костюмы, вешает их на вешалки на стойку

Парикмахер

Готовит расчески, шампуни

Гример

Раскладывает грим

Декоратор

Оформляет ширму

Ведущий

Заучивает свой текст

2 - замысел сюжета

Режиссер - Контролирует работу костюмера, интересуется нравиться ли актерам их костюмы, соответствуют ли они выполняемой ими роли. Контролирует работу парикмахера и гримера, интересуется нравиться ли актерам их прически и грим, дает советы в процессе работы.

Парикмахер, гример - Здоровается, спрашивает, какую роль выполняет тот или иной актер, делает соответствующие прически (моет голову, сушит феном), накладывает грим

Костюмер - Здоровается, спрашивает, какую роль выполняет тот или иной актер, выдает костюмы актерам

Колобок, Дед, Бабка, Заяц, Волк, Медведь, Лиса - Получают костюмы, благодарят костюмера, одеваются в костюмы.  Устанавливают очередь, обсуждают с парикмахером прически и грим, проверяют работу, благодарят

Съемка

Звучит музыкальная заставка к передаче «В гостях у сказки»

Исполняется съемочный процесс.

3 - рефлексия деятельности

Почему современный человек не представляет свою жизнь без телевидения?

Трудно снимать телепередачу?

С какими новыми профессиями вы познакомились?

Чем занимается оператор, гример, режиссер, актер, костюмер? Чем театр отличается от телевидения? Какую телепередачу вы хотели бы снять? Можно ли эту передачу показать другим зрителям?

Подведение итога игры:

Воспитатель: «Ребята, скажите, пожалуйста, во что мы сегодня с вами играли? Как вы считаете, как вы и ваши друзья справились со своими ролями? Вам понравилась эта игра? А в роли кого вы бы хотели быть в следующий раз? Как вы думаете, что можно сделать, чтобы наша игра была еще интереснее? Как вы думаете, что узнают жители города из нашего выпуска новостей? Какую тему вы предлагаете для следующего выпуска новостей?»

Оценка игры: Воспитатель отмечает, что все участники игры успешно справились со своими ролями, были артистичны и подарили всем хорошее настроение. Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры: положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.

Заключение: Погружение в сюжетно – ролевую игру «Телевидение» позволяет детям усваивать формы речевого взаимодействия со взрослыми и сверстниками, учит преодолевать робость в общении, вступать в диалог с окружающими, применять в игре полученные знания об окружающем мире. Пробуя себя в роли актеров и сотрудников, дети добились первых результатов в ведении грамотного диалога: в умении задавать вопросы, учтиво и внимательно выслушать собеседника.

Список литературы:

1. Краснощекова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного

возраста. - Ростов – на – Дону: Издательство Феникс, 2006.

2. Л. Б. Баряева, А. Зарин. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебно-методическое пособие. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Издательство «СОЮЗ», 2001.

3. Н. В. Краснощёкова. Сюжетно-ролевые игры. — Изд. 9е — Ростов н/Д: Феникс, 2016.

4. Попова И. Г., Михайлова Е. Г. Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей с ОВЗ // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 53-56.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка сюжетно ролевой игры «Театр»

Учить детей отображать в игре полученные знания о труде работников театра.Закрепить умение детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в игре - драматизации Развивать речевое общение...

Методическая разработка сюжетно- ролевой игры для детей подготовительной к школе группы "Туристическое агентство" - презентация

Познавательный интерес моих воспитанников к традициям празднования Рождества и Нового года в других странах, заинтересванность родителей, вызвали у меня желание создать проект сюжетно-ролевой игры "Ту...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры«Космос»

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Космонавты»

Материал разработан для использования в работе с детьми от младшей до подготовительной группы.В каждой возрастной группе работа разбита на кварталы и поставлены задачи...

Учебно-методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Космос"

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе

Методическая разработка "Сюжетно-ролевая игра" во 2-й младшей группе-Игровые ситуации-обогащение игрового опыта-Обогащение игровой среды...

Методическая разработка сюжетно - ролевой игры "Театр"

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети,...