Консультация для педагогов «Как знакомить дошкольников с натюрмортами».
консультация (старшая группа)

Раскрыты  методы и приемы знакомства старших  дошкольников  с жанром  НАТЮРМОРТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_natyurmortah_dokument_microsoft_word.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  «Как знакомить дошкольников с натюрмортами».

Методы и приемы, используемые  при обучении детей восприятию жанра  «Натюрморт».

1.Организация визуального восприятия репродукций картин русских художников.

2. Рассказ воспитателя о художнике или картине, сопровождающий показ репродукции.

3. Детальное и поэтапное сравнение двух или трех картин разных авторов, имеющих одинаковые название и сюжет изображения (в натюрморте — одинаковый предмет изображения), с активным коммуникативным участием детей.

4. Сравнительное рассматривание натюрмортов, созданных разными художниками и имеющих разные названия, но схожих по композиции и цветовой гамме.

6. Метод акцентирования детского внимания на отдельных  частях натюрморта.

7. Система вопросов, обучающая детей восприятию цветовой гаммы произведения, ее доминирующих цветов, пониманию их эмоционального значения в натюрморте.

8. Беседа с помощью системы вопросов, подводящих детей к самостоятельному осмыслению замысла художника.

9. Прием, обучающий детей предполагать события, предшествующие изображенному   в натюрморте моменту.

10. Прием, обучающий детей предполагать события, последующие за изображенным на  картине моментом.

11. Метод упражнения детей в сравнивании нескольких картин в жанре натюрморта.

12. Прием обучения детей высказыванию собственных суждений о картинах художника.

13. Игровые вербальные приемы, стимулирующие интерес детей к образовательной деятельности.

14. Прием игровое упражнение «Придумай название натюрморту»

16. Игровые приемы: «ребенок-экскурсовод», «педагог-экскурсовод».

17. Прием «включенного воображения».

18. Заготовка педагогом разных вариантов ответов для предоставления выбора правильного ответа детьми.

19. Сочетание вопросов и прямых указаний педагога для составления детьми подробного описания определенной части натюрморта

20. Использование вопросов, формулировка которых побуждает детей к пространным ответам, а не к односложным высказываниям.

21. Использование образца речи педагога при описании им натюрморта.

22. Использование описательного рассказа.

23. Упражнение детей в коммуникативных навыках диалога при высказывании ими отличающихся от других мнений о картине.

24. Использование вопросов, не имеющих «правильного» или «неправильного» ответа, а зависящих от наблюдательности детей и их собственного мнения.

25. Упражнение детей в составлении описательных рассказов о натюрморте по предложенному им педагогом краткому плану рассказа.

26. Использование образца описательного рассказа по картине.

27. Положительное оценивание рассказов детей, проявивших воображение и речевое творчество.

Примерный образовательный контент для цикла  культурных практик.

Натюрморт

Знакомя дошкольников с этим жанром, покажите им репродукции картин П. Кончаловского «Сирень в корзине» и «Сирень в стеклянной банке». Попросите детей сравнить картины: чем они похожи и чем отличаются? Обратите внимание, что обе картины одного автора, на обеих изображена сирень. Но какая и как? На одной картине художник передал буйство красок разных сортов сирени. На другой мы видим в стеклянной вазе однородный букет сирени, одна веточка которой выпала и также привлекает наш взор. Обязательно отметьте, что в картинах использован разный фон, создающий разный колорит, разное настроение.

Предложите детям просто полюбоваться этими репродукциями, а затем, спустя минуту, спросите: «Какая картина вам больше нравится и почему?», «Почему эти картины вызывают у вас разные настроения?» Кому-то из детей понравятся обе, и они пояснят почему.

Приучая детей к чувственному восприятию цветов в натюрморте, можно использовать прием «включенного воображения». Для этого следует предложить детям всмотреться, почувствовать и представить, что букеты издают ароматы: у каждого букета он свой, но оба пахнут сиренью. Детям нравится такой игровой прием, а педагогу он позволяет сконцентрировать внимание дошкольников на рассматриваемых репродукциях и стимулировать их речевые высказывания, ведь всем хочется поделиться с другими своими ощущениями.

Затем можно предложить ребятам рассмотреть репродукцию картины В. Родионова «Сирень». Дети с удовольствием попробуют сопоставить ее с предыдущими, используя только что полученный опыт сравнения картин: обнаружат сходство с первой репродукцией разносортьем сирени и фоном, отметят, что ваза стеклянная — как во второй картине. Спросив: «Одинаковое ли впечатление на вас производят эти три натюрморта, ведь везде изображена сирень?», вы получите от детей разные ответы и разное их обоснование. Задав вопрос: «Какой букет воспринимается вами как более благоухающий?», скорее всего, вы услышите, что третий: на нем изображены крупные, хорошо раскрытые бутончики каждой грозди сирени. Так педагог, используя прием поэтапного сравнения (сначала сравнить изображенные цветы, затем — фоны, потом — цветовые гаммы и т. д.), ненавязчиво учит детей восприятию и самостоятельному анализу воспринимаемых изображений.

Объясните детям, что некоторые художники работали только в одном, а другие — в нескольких жанрах живописи. Хорошо бы обратить внимание детей на то, что П. Кончаловский писал не только в жанре натюрморта, и сказать детям о том, что позже вы познакомите их с его портретной живописью. Это вызовет дальнейший интерес детей к этому виду образовательной деятельности, а знание о том, что Кончаловский писал в двух жанрах, а не в одном, как некоторые другие художники, пополнит запас детской эрудиции.

Рассматривая репродукцию натюрморта И. Репина «Яблоки и листья», также следует отметить, что Илья Ефимович больше известен работами в другом жанре, и дети в последующем познакомятся с его «Бурлаками на Волге». Но тем и интересен рассматриваемый сейчас натюрморт, что художник больше работал в другом жанре, а здесь мы сможем увидеть его мастерство в жанре натюрморта.

Предложите детям подумать и сказать: «Что так впечатлило художника Илью Ефимовича Репина? Где лежат яблоки? Отчего у них оббитые бока? Почему и кем вокруг разбросаны листья?» Такой прием помогает детям задумываться и предполагать события, предшествующие изображаемому моменту, включать фантазию и воображение. Впоследствии им захочется узнавать и читать истории создания художниками картин, что окажет воздействие на уровень развития их культуры.

Продолжая упражнять детей в сравнении нескольких натюрмортов, предложите следующий слайд — репродукции картин К. Петрова-Водкина «Натюрморт с зеркалом», «Утренний натюрморт» и «Розовый натюрморт». Дети смогут заметить их сходство: во всех трех картинах художник изобразил прозрачные сосуды с водой, чаем. Следует обратить внимание детей на то, что художнику нравилось показывать преломление света через стеклянные предметы. Наборы предметов в натюрмортах Петрова-Водкина просты и в то же время привлекают наше внимание. Чем же? Спросите об этом детей и выслушайте их мнения. Этот прием учит детей высказывать собственные суждения. Следует поощрять отличающиеся от других мнения, формировать индивидуальность детских высказываний, а не их повторяемость в ходе восприятия произведений изобразительного искусства. Художник всегда что-то хочет нам рассказать своей картиной — попробуем разгадать замысел автора. Люди по-разному воспринимают ту или иную картину, понять замысел автора можно не сразу и сможет не каждый. Этому можно и нужно учить дошкольников.

Прежде чем рассматривать с детьми натюрморты В. Сарьяна «Маки», «Цветы», «Осенние цветы и фрукты», «Виноград», «Ереванский натюрморт» и «Пионы», следует сказать, что этот художник известен как пейзажист, воспевавший в своих полотнах любимые его сердцу родные горы Армении. В натюрмортах художник запечатлел красоту цветов и винограда. Маки уж очень хороши! В «Осенних цветах и фруктах» он использовал фризовое расположение (дети уже знакомы с этим словом, они упражнялись в фризовом расположении цветов, занимаясь изобразительной деятельностью). Рассмотрите с детьми виноград: он прорисован так, что кажется, будто светится косточка под прозрачной тонкой кожицей, а виноградный сок вот-вот брызнет из спелых ягод, которые автор тщательно прорисовал в каждой грозди разных сортов винограда. Обратите внимание детей на разные стили изображения маков и пионов. Спросите, какие цветы выглядят более реалистично, то есть больше похожи на настоящие. Дети назовут полотно «Маки». А какие кажутся немного сказочными, не такими, как растущие в природе цветы, потому что в них больше декоративности? В таком стиле изображены «Пионы» Сарьяна. Назовите эти стили: «Маки» — стиль реализм и «Пионы» — стиль кантри (деревенский стиль).

Интерес детей, несомненно, вызовет рассматривание двух натюрмортов И. Грабаря под одинаковым названием «Утренний чай», написанных им в разные годы его жизни (1917 и 1954 г.). Названы картины одинаково, но изображают сервированные к завтраку столы на открытом воздухе и в комнате. Обратите внимание на преобладающие цветовые гаммы каждого натюрморта, на различия в сервировке стола, другие особенности.

Рассматривая натюрморты, подведите детей к пониманию того, что на картинах этого жанра могут быть изображены различные предметы, срезанные цветы, фрукты, снятые с деревьев. Теперь дошкольникам можно дать определение этого жанра в переводе с французского языка — «мертвая натура» (nature morte).

Предложите детям  создать утренний натюрморт и изобразить его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем знакомить дошкольников с родословной?"

Повышение педагогического просвещения родителей по вопросам семейного воспитания....

Консультация для воспитателей "Как знакомить дошкольников с хакасской и русской культурой"

В данной консультации говорится о важности приобщения ребенка к культуре народа, на земле которого живешь....

Консультация для педагогов «Как знакомить детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой страны и округа»

Ознакомление с государственными символами страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания дошкольников....

Консультация для педагогов "Как знакомить с явлениями неживой природы"

Консультация  для  воспитателей.Тема: «Как знакомить детей с явлениями неживой природы».  Дошкольная педагогика достигла значительных успехов при разработке теорий, мет...

Консультация для педагогов "Как знакомить с зимними явлениями природы"

Знакомить с зимними явлениями можно в разных видах деятельности. Во время экскурсии, при уборке снега, во время прогулки, наблюдений......

Консультация для педагогов Тема: «Знакомим дошкольников с основами пожарной безопасности»

 Как часто в последнее время мы слышим страшное слово-пожар....

Консультация для педагогов «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым»

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде и...