Статья "Музейная педагогика в ДОО"
статья

Харлова Наталья Николаевна

Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи ребенка (обогащение словаря) и побуждают его активно и творчески мыслить, высказывать свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Воспитание подрастающего поколения важная функция любого общества и образовательных организаций в первую очередь. В дошкольных образовательных организациях важным средством воспитания является развивающая предметно-пространственная среда. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muzey_.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Харлова Наталья Николаевна,

воспитатель первой квалификационной категории

МКДОУ «Детский сад № 421

 комбинированного вида им. С.Н. Ровбеля»

г. Новосибирск

Музейная педагогика в ДОО.

Что такое музейная педагогика? Понятие «Музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале XX века в Германии (А. Лихтварк, А. Рейхвен, Г. Фройденталь). Научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему. Решает образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи.

Конечно же, музейная педагогика не ставит перед собой задачи сформировать из детей специалистов-искусствоведов. Даже знать фамилии известных художников и композиторов, названия их произведений дети не обязаны. Развивать чувство прекрасного, способность чувствовать и понимать красоту окружающего мира, умение обладать собственным мнением, высказывать свое суждение - требования современности.

Образовательная деятельность в рамках музейной педагогики является эффективным средством по развитию речи ребенка (обогащение словаря) и побуждают его активно и творчески мыслить, высказывать свои мысли и предположения, а потом еще и поразмыслить об увиденном, поделиться впечатлениями с родителями.

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания. Воспитание подрастающего поколения важная функция любого общества и образовательных организаций в первую очередь. В дошкольных образовательных организациях важным средством воспитания является развивающая предметно-пространственная среда. Поэтому в качестве средства воспитания детей в современных условиях нами был выбран мини-музей. 

Целями мини-музея являются:

‒ Расширение кругозора дошкольников.

‒ Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

‒ Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.

‒ Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

‒ Развитие творческого и логического мышления.

‒ Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.

‒ Формирование у дошкольников представлений о музее.

Музеи детского сада начинаются с самого малого – тематического уголка, посвященного какой-либо интересной сфере. По мере пополнения коллекции формируется полноценная музейная экспозиция. Дети той группы, в которой она находится, вскоре получают возможность попробовать себя в роли экскурсоводов, проводя экскурсии для воспитанников других групп.

Принципы создания мини-музея.

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать и х в общую экспозицию и т.д.).

Принцип природ сообразности – мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей должен предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок».

Принцип культуросообразности – мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Принципы создания детского музея сформулировал в 20-е годы XX столетия русский педагог А. У. Зеленко. Он считал, что детский музей должен "подойти к детям", чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками. Именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязание. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию ("знать предмет — значит действовать с ним"). Это положение было обосновано в экспериментальных исследованиях швейцарского психолога Ж. Пиаже.

Музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции - вопрос содержания музейных экспозиций. Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

 «Мини-музей» расширяет кругозор дошкольников, дает возможность обогатить знания детей об окружающем мире. С экспонатами в мини-музее можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

ДАТЬ ХАРАКТЕРИСТИКУ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК НАУКЕ. РАСКРЫТЬ ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика (греч . paidagogike), наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования. Дошкольная педагогика - отрасль педагогики, изучающая з...

Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идеи и принципы гуманной педагогики

В презентации "Педагогика жизни и любви Ш.А. Амонашвили: основные идуи и принципы гуманной педагогики" представлено краткое описание основной идеи гуманной педагогики. Педагогический процесс рассматри...