Консультация " Использование игротренинга в развитии детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)

Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей детей раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игротренинга в развитии детей раннего возраста

Первые годы жизни ребенок находится в окружении родных и близких ему людей.  Они заботятся о нем. Удовлетворяют его биологические потребности и создают комфортные условия для  психического развития:  игровой и двигательной деятельности, общения.  Одним словом, взрослые  создают условия  для  роста и развития своего малыша.

И,  особенная роль в этом принадлежит  играм с использованием малых  жанров  народного фольклора.  Ведь,  еще издавна, на Руси для забавления детей использовались  потешки , прибаутки, пестушки. Такие, как «сорока-сорока», «ладушки-ладушки», «коза рогатая».  Простота их исполнения, мелодичность, напевность помогают детям быстро их запомнить,  применить по собственному желанию, развивают творческие способности, мышление, внимание, воображение.

 К концу второго года жизни, как правило, ребенок начинает посещать детский сад.  Предстоит непростой период, как для ребенка, так и для воспитателя.  Адаптация.  На помощь снова приходят  произведения устного народного творчества.

Особенно в первые дни пребывания, чтобы вызвать симпатию к незнакомому человеку, то есть воспитателю, успокоить малыша и  переключить его внимание с капризов на телесные ощущения.

В  этой ситуации  подходит потешка  «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?» Так, называя всех детей по очереди,  мы, как бы,  знакомим детей друг с другом,  у них появляется интерес к товарищам,  формируется игровой коллектив и дружеская симпатия.

И вот, период адаптации  благополучно заканчивается, а фольклор еще прочнее и больше входит в повседневную жизнь детей. Он практически составляют основу воспитательно-образовательного процесса в группе раннего возраста. Каким же образом, в каких моментах? Он помогают наладить с малышами эмоциональный контакт, установить доверительные отношения, быстро сменить ребенку плохое, грустное настроение на радостные ощущения, снять напряжение и расслабить мышцы всего тела. Одним словом, создать благоприятно-эмоциональную атмосферу во всей группе.

Потешки, прибаутки, загадки, песенки можно использовать на протяжении всего рабочего дня. Во время приема детей и приветствия их,  в организации  гигиенических процедур, приема пищи,  дневного сна,  в подвижных играх, во время прогулки для ознакомления с явлениями природы и в течение всего дня в игровой совместной деятельности с детьми.

 Но есть у малышей любимые игры. Это такие стишки-потешки, в которые можно весело играть. Например:

Игра-приветствие: «Здравствуйте, ладошки»

Здравствуйте ладошки:  хлоп,  хлоп, хлоп.

Здравствуйте  ножки: топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки:  плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте зубки:  ам, ам, ам.

Здравствуй носик: би, би,би.

Здравствуйте, мои любимые малыши.

 Игры-заклички:

А ты, радуга-дуга

Ты высока и туга,

Не давай дождя.

Давай солннышка-колоколнышка.

Игры на подражания животным, птицам:

Наши уточки с утра: кря-кря-кря, кря-кря-кря.  

Наши гуси у пруда: га-га-га,  га-га-га.

Наши гуленьки вверху: гу-гу-гу.

Наши курочки в окно: ко-ко-ко.

А наш петя ,  петушок.

Рано, рано по утру.

Нам споет:  ку-ка-ре-ку!

Потешки для режимных моментов:

Умница Дашенька

Ешь кашку сладеньку.

Вкусную, пушистую.

Мягкую, душистую.

Во время одевания

Вот они сапожки

Этот с правой ножки

Этот с левой ножки.

Во время дневного сна

Люли, люли, люли

Прилетели гули

Сели гули на кровать

Нашу деточку качать.

Нашу детку усыплять.

 Сначала дети слушают и просто проявляют радостные эмоции. Затем подговаривают или  договаривают совместно с воспитателем.  А потом и рассказывают самостоятельно.  Необходимо  использовать  наглядные средства: игрушки, картинки, иллюстрации. Так,  малыши знакомятся с окружающим миром,  с реальной действительностью. Особенным интересом пользуются стишки, где надо подражать  голосам животных и выразительно их изображать, выполняя различные движения.  Как ходит неуклюжий медведь, как мягко крадется лиса, как топает бычок, скачет лошадка, осторожно ступает котик.

 Большинство детей, к сожаленью,  приходят в детский сад мало говорящими. Очень важно ускорить появление первых сознательных  слов, фраз.  И,  в этом, так же помогает использование малых  форм  фольклора в сочетании с простыми массажными движениями (поглаживание, похлопывание, разведение рук в стороны, помахивание кистями).  Это даёт  эффект активного физического и умственного развития,  помогает увеличить запас слов, так как привлекает внимание детей к предметам, животным, людям. Забавные стишки в комплексе с пальчиковыми играми учат соотносить движения с текстом, развивают чувство ритма. Да, в начале движения не ловкие, пальчики не слушаются. Но,  путем систематических повторений,  появляется умение правильно выполнять движения, развивается мелкая и крупная моторика  рук.  Речь у детей становится громкой, четкой, развернутой. Уже давно известно, что формирование речевых областей головного мозга находится в тесной зависимости от ручной умелости, и совершенствуется под влиянием импульсов от пальцев рук. Таким образом,  упражнения с выполнением движений по тексту и пальчиковые игры являются эффективным средством  развития речи.  Еще  можно использовать игры следующие приемы:

«Рисование пальчиком на крупе»: сначала ребенок рисует хаотичные линии на крупе, затем под руководством взрослого может  нарисовать забор, дождик,  дорогу, волны, солнце, а затем и самостоятельно что-либо по своему желанию;

«Игры с пуговицами»: ребенку предлагается среди большого количества пуговиц найти одинаковые, выложить из пуговиц дорожку, гусеницу, ручеек,  листочек и другое;

«Найди предмет в горохе, крупе, фасоли»; в данном задании прекрасно массажируются кончики пальцев;

«Веселые прищепки»; ребенку надо сделать у шаблона солнца лучики, у ежа колючки, у тучки дождинки или захватить прищепкой какой-либо предмет; полезно прищепкой делать массаж фаланги пальцев, как бы пощипывая пальчик.

 Со всеми эффективными играми и приемами,  используемыми в детском саду,  я знакомлю  родителей детей. Призываю их использовать это в общении с ребенком дома.  Такой подход способствует  формированию эмоционально-благоприятной обстановке в группе, сплочению и укреплению сообщества: ребенок-родитель-педагог. Что тоже благотворно сказывается на всестороннем полноценном развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация родителей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положений в пространстве, а также запахе, вкусе. З...

Консультация для сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребёнка....

Консультация для родителей "Использование элементов STEM - технологии в развитии детей раннего возраста"

Рекомендации родителям по использованию дидактического пособия "Мягкие мячики"...

Консультация "Конструирование для развития детей раннего возраста"

конструирование-это развитие мышления, памяти,внимания....

Консультация для родителей «Использование STEM-технологий для развития детей раннего возраста»

Каждый родитель, безусловно, хочет видеть своего ребенка успешным, самодостаточным человеком. Для этого необходимо, чтобы у ребенка были сформированы прочные, современные знания в разных областях...

Консультация для родителей-Развитие детей раннего возраста через музыкальную игровую деятельность

Предназначено музыкальным руководителям для работы с родителями...

Консультация «Игры сенсорного развития детей раннего возраста»

Консультация «Игры сенсорного развития детей раннего возраста» Сенсорное развитие детей является важным и необходимым для полноценного воспитания. Основы закладываются в раннем дошкольном ...