Конспект Интегрированной образовательной деятельности Тема: «Как Марьюшка белье стирала»
план-конспект занятия (средняя группа)

Подузова Ольга Николаевна

русский быт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл русский быт19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 3 «Радуга»

города Асино Томской области

Конспект

Интегрированной образовательной деятельности

Тема:

«Как Марьюшка белье стирала»

                                                                                                             Подготовила  и провела:

                                                                                       Воспитатель

                                                                                                           первой  квалификационной

                                                                                              категории

                                                                                                  Подузова О.Н

Асино-2016г.

Тема: «Как Марьюшка бельё стирала и гладила».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с предметами обихода, используемых при стирке (корыто, доска, бочка, чан, рубель, чугунный утюг)

Развивающие:

Развивать любознательность, познавательный интерес, к изучению старинных предметов. Обогатить словарь детей новыми словами.

Воспитательные:

Воспитывать желание сохранять старинные предметы, аккуратность в работе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,» Физическое развитие».

Материалы и оборудование: картинки с изображением( рубеля, корыта, бочки, чана), чугунный утюг, презентация  фотографий картин художников о жизни на Руси и их быте.

Ход ОД:

1.Сюрпризный момент:

(Дети в ходят в группу их встречает хозяйка- Марьюшка)

Марьюшка:

 Здравствуйте гости дорогие, проходите. Проходите ко мне в наш мини- музей.

Сегодня я вас хочу познакомить с новыми экспонатами, а какими угадайте?

Загадка:

Стоит старуха

Деревянное брюхо,

Железный поясок

             (бочка)

(Показ картинки)

Несут свинью к овину,

На обоих концах по рылу.

                      (корыто)

Гладит всё, чего касается,

А дотронешься- кусается

                   (кусается)

Демонстрация утюга.

Марьюшка:

Ребята как выдумаете, для чего служили эти предметы в быту на Руси?

Дети: Чтобы стирать бельё

Марьюшка : Правильно

А хотите,  я вам расскажу, как стирали и гладили в старину?

Дети: Хотим

Марьюшка: тогда присаживайтесь за столы и слушайте.

2. Основная часть:

Рассказ Марьюшки сопровождается показом презентации

У разных народов существовали различные способы стирки. Но все они сводились, в основном, к замачиванию белья в холодной или горячей воде, после чего его терли, били, колотили по плоским камням на берегу реки, полоскали, выжимали и сушили.

В России в старину белье замачивали в чанах или бочках и парили. Отбеливали, засыпая "золиво" - золу от гречневой соломы или, например, подсолнухов. После этого туда бросали раскаленные камни. Вместо мыла использовали ягоды бузины, корни мыльнянки и сок алоэ. Их измельчали и смешивали с зольным щелоком. Для отбеливания белье помещали на два-три дня в кислое молоко или использовали отвар фасоли, "картофельную" воду.

Стирали, как правило, только нижнее и постельное белье и детскую одежду. Все остальное - мужские камзолы , дамские шелковые, бархатные, парчовые, штофные платья, расшитые корсажи не стирали , а лишь держали над паром и затем чистили щеткой. Наиболее грязную одежду замачивали в щелочи, потом кипятили. Для выведения жирных пятен использовали мел, для пятен от травы – спирт, для кровавых пятен - керосин. . Мыло часто изготовляли в домашних условиях, из воды, золы и жира.

Когда белье высыхало его нужно было погладить .

Чем же гладили в старину, когда не было утюгов.

В прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье.

А катали предметом который назывался «Рубель»

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки .И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань - катали . И это был механический способ глаженья.

Марьюшка: Давайте немножко отдохнём А затем я продолжу знакомит вас с предметами, которые помогали в старину в стирке.

3. Физминутка:

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Марьюшка:

Вскоре появились в хозяйстве вот такие утюги.

Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой.(Показ)

Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина.

Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли.

Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход.

Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг.

А сейчас мыс вами посмотрим фотографии картин художников,  на которых они изображали как стирали в старину ( просмотр картин).

Рефлексия:

С какими предметами быта вы познакомились сегодня?

Для чего использовали бочки, корыта?

Чем стирали в старину?

 Из чего делали мыло?

Что такое рубель?

Какими были утюги?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация образовательного проекта в ДОУ "Белые странички матушки зимы"

Презентация проекта поможет педагогам ДОУ запланировать работу по теме "Зима" с детьми  и   родителями. По предлагаемым формам работы можно провести уникальную деятельность....

Конспектинтегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по теме "Транспорт"

Цель. Закрепить представление детей о транспортных средствах.Задачи:- в беседах совершенствовать лексический запас по теме "Транспорт", закреплять обобщающее понятие "Транспорт";- в подвижных игр...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию "Белая береза под моим окном..."

Конспект для старшей группы содержит методическую презентацию, схемы рисования и вернисаж детских рисунков....

Непосредственно образовательная деятельность "Мы дети белого солнца"

Цель: обобщить и закрепить знание о государственных символах Республики саха (Я);воспитать уважительное отношение к государственным символам, сформировать представление об окружающем мире....

ОД в подготовительной группе с использованием нестандартного оборудования (степ-платформы). Образовательная область «Физическое развитие». «Белый снег, белый снег разукрашивает всех…»

ОД в подготовительной группе с использованием нестандартного оборудования (степ-платформы). Образовательная область «Физическое развитие». Тема «Белый снег, белый снег разу...

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТема: Мои друзья

Цель: формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявл...