Воспитание ответственности у дошкольников
статья

Статья для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание ответственности у дошкольников

Для малышей слово «ответственность» кажется очень большим и сложным, и они вряд ли смогут дать ему определение сходу. Однако по факту большинство детей к началу школьной жизни уже можно назвать ответственными и готовыми признавать свои ошибки. Родителям же нужно воспитать в своих малышах эту ответственность, превратив ее из непонятного слова в важную характеристику.

Понятие ответственности

Что же родители имеют виду под детской ответственностью? Как и в случае со взрослыми — понимание и осознание того, что за совершенными действиями таятся последствия, а также умение отвечать за совершенные поступки. Сам ребенок уже в возрасте трех лет начинает устанавливать и понимать причинно-следственные связи. Если малыш получил от родителей поручение, то он должен его выполнить. Если же он ослушался старших и нарушил правила или проигнорировал просьбу, то взрослые будут им недовольны и, возможно, даже решат применить какое-то наказание.

Родителям важно понимать, что ответственность детей дошкольного возраста — это не навык, который можно освоить с помощью специальных упражнений или психотерапевтических методик. Это чувство можно только воспитать, подавая правильный пример и как можно чаще общаясь с малышом. Правильно выстроенная система взаимоотношений в семье — ключ к воспитанию самостоятельного и ответственного ребенка.

Прививаем ответственность

В три года большинство малышей проходят через свой первый возрастной кризис, который заметно сказывается на их поведении. Любознательность и активность в этот период находятся чуть ли не на пике — дети постоянно что-то ищут, рассматривают, трогают, исследуют и даже пробуют на вкус. При этом зачастую полностью стираются границы дозволенности, и ребенок начинает остро, а иногда даже и агрессивно, реагировать на просьбы и воспитательные беседы родителей. В этой ситуации взрослым нужно сохранять спокойствие и понимать, что поведение малыша обусловлено естественным течением его саморазвития. Кроме того, подобное поведение сигнализирует о том, что пришло время заняться воспитанием ответственности.

Безусловно, воспитание самостоятельности и ответственности у дошкольников — процесс длительный и достаточно сложный. Сложный по той причине, что подбирать нужно индивидуальный подход к каждому малышу. Иногда достаточно разговаривать с ребенком на тему ответственности, а иногда приходится полностью перестраивать образ жизни в семье. Существует несколько универсальных правил, соблюдение которых поможет в воспитательном процессе.

  1. Все идет из семьи. Это основополагающее правило, относящееся к воспитанию в целом. Ребенок очень внимательно следит за взрослыми, их поведением и привычками, а затем перенимает их. Если в семье не практикуют ответственный подход к решению проблем, значит, и малыш в будущем может игнорировать необходимость разбираться в проблемной ситуации. Важно, чтобы члены семьи вели себя в соответствие с установленными правилами, а в случае их нарушения несли соответствующее наказание.
  2. Обязанности — это не ответственность. Естественно, у каждого малыша с трех лет должны появляться области, за которые отвечать будет только он. Например, можно поручить ему самостоятельно собирать свои игрушки. Однако важно понимать, что даже выполнение обязанностей не говорит о том, что ребенок во всех остальных ситуациях будет вести себя ответственно. Особенно в тех случаях, когда родители вынуждены напоминать и заставлять выполнить свою часть работы.
  3. Контроль, советы и подсказки. Воспитание в ребенке ответственности граничит с воспитанием самостоятельности. Это не значит, что малыш больше не нуждается в контроле. Наоборот, за ним нужно следить еще внимательнее и давать вовремя советы. Причем звучать они должны не как поучения, а именно как дружелюбные подсказки, призванные не раскритиковать, а помочь.
  4. Система штрафов и вознаграждений. Поощрения и санкции одинаково важны, когда речь идет о воспитании ответственности. Однако нужно соотносить величину вознаграждения и выполненного поручения. В большинстве случаев достаточно обойтись искренней похвалой. Если же постоянно поощрять малыша сладостями или подарками, у него воспитается не чувство ответственности, а потребительское отношение к жизни.

Родителям же нужно помнить, что ответственность приходит с возрастом, поэтому ожидать и требовать от малыша максимальной самостоятельности не следует. Даже у 18-летнего и 25-летнего человека это чувство развито по-разному. А как научить ребенка ответственности в раннем возрасте за свои поступки и в учебе, в конечном счете, родители решают самостоятельно, учитывая особенности малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у дошкольников"

Рассматривается проблема ответственности детей за свое поведение и ценности системы родителей в ориентации на детское воспитание....

Воспитание ответственности у дошкольника

Воспитание ответственности у ребенка - начинается с примера поведения родителей....

Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом

В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родит...

Воспитание ответственной личности дошкольника средствами театрализованной деятельности.

Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности.         Она предполагает не только сознательное усвоение ребен...

План по самообразованию: «Воспитание ответственности дошкольников посредством трудовой деятельности»

ТЕМА: «Воспитание ответственности дошкольников посредством трудовой деятельности» Воспитатель: Дотдаева Мария Евгеньевна Цель: создание педагогических условий для развития ответственн...

Статья на тему: «Литературные произведения как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе с использованием цифровых технологий»

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования литературных произведений совместно с цифровыми технологиями как средство воспитания ответственного отношения старших дошкольников к природе. ...