Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом
статья

Саулина Екатерина Сергеевна
В статье рассматриваются вопросы о понятиях «свобода», «ответственность» и их формирование у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом. С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родителями должны формироваться эти качества личности? Возможно ли сформировать эти понятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и есть ли в этом необходимость?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание семейных ценностей как основа развития свободы и ответственности у дошкольников со сложным дефектом, аутизмом

Рассуждая о понятиях «свобода», «ответственность», мы задаем себе вопросы: что такое свобода и ответственность? С какого возраста, в какой среде, каким специалистом или родителями должны формироваться эти качества личности? А возможно они возникнут сами собой?

Пытаясь найти ответы на эти вопросы необходимо дать определение свободе, ответственности, которое наилучшим образом будет отражать представления, возможности и способности тех детей, к которым оно адресовано.

Свобода – понятие многогранное. Я выбрала определение, которое отражает возможности и способности детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Свобода -  это возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

То есть свобода предполагает ответственность, а ответственность — это способность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности, а также готовность давать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

Но возможно ли сформировать эти понятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ и есть ли в этом необходимость?

Сформировать в полной мере нет, но начинать работу по их формированию необходимо, и с самого раннего возраста, независимо от возможностей здоровья ребенка.

        Я работаю с детьми со сложным дефектом, аутизмом, у которых наблюдаются серьезные нарушения в физическом и психическом развитии: нарушения опорно-двигательного аппарата, синдром Дауна, аутизм, синдром Ретта, синдром Ангельмана.

Воспитанники имеют разный уровень интеллектуального развития (ЗПР, разные степени умственной отсталости) и относятся к разным возрастным группам (от 3 до 8 лет).

        Учитывая выше перечисленные особенности, специалисты нашего образовательного учреждения в доступной для детей форме проводят работу по формированию нравственных качеств личности. В процессе мы сталкиваемся с определенными трудностями, обусловленными особенностями развития наших детей:

  • Гиперопека со стороны родителей ограничивает свободу передвижений ребенка, выбора вида деятельности, свободу  возможности взаимодействия со сверстниками, свободу познания окружающего мира.
  • Индивидуальные особенности развития: например, воспитанник с ДЦП, имеющий нормальное интеллектуальное развитие, не имеет возможности на свободу передвижений, свободу овладения каким-либо видом деятельности. А дети с интеллектуальными нарушениями, аутизмом могут испытывать огромные трудности при взаимодействии с окружающими, не осознавая необходимости соблюдения социальных норм общения.

Для полноценного формирования чувства ответственности и свободы необходимо осознание ребенком следующих аспектов:

1.        Осмысление ценности жизни. Педагоги учат детей замечать происходящее, радоваться каждому новому дню, замечая какие события, встречи, изменения он приносит; на доступном уровне осознавать значимость этих событий.

2.        Осознание своего «Я» и своих возможностей начинается с изучения себя, своего физического тела.  Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность, чувствовать свободу. Не все дети должны делать то же, что остальные, но каждый со своим личным опытом может участвовать в игре.

3.        Осмысление понятия семьи. Начинается с материнской любви, взаимоотношение мамы и ребенка – основа для понятия семья. Укачивание куклы под пение колыбельной воссоздает таинство близости матери и ребенка. Колыбельная несет информационную функцию, закладывая на подсознание ребенка модели мира, позволяя раскрывать чувства, заложенные природой, создавая духовную близость матери и ребенка. А это является основой для проявления, осознания ребенком свободы и в дальнейшем формирования чувства ответственности.

Дети растут и им необходимо научиться жить в обществе, понимать, что они имеют свободу выбора: в еде, в работе, в отдыхе, осознавать, что несут ответственность за свои действия, свой выбор.

Формирование  чувств ответственности и свободы неразрывно связано с семьей, ведь мир наших воспитанников очень ограничен и основную часть времени они проводят со своими родными и в детском саду. Специалисты в помощь семье проводят следующую работу: игры и беседы о семье, которые позволяют расширять, обогащать представления детей о составе семьи, положительных взаимоотношениях между родственниками и на этих примерах формировать чувство ответственности перед родными (нельзя бить – потому что - другому больно, нельзя отнимать – надо попросить).

        В процессе совместной деятельности, в режимных моментах, специально созданных игровых ситуациях формируются умения адекватно реагировать на телесный контакт, обращенную речь, интонацию, на слова, выражающие просьбу, запрет.

Ответственность – это и исполнение определенных обязанностей, и соблюдение элементарных традиций, социальных норм.

В процессе игровой деятельности используется последовательное выполнение действий, что дает возможность ребенку проиграть множество семейных ситуаций, в процессе которых воспитывается чувство ответственности, за выполнение каких-то обязанностей:

        - поможем маме убрать со стола, подмести пол, убрать игрушки, то есть оказать посильную помощь;

        - позвоним маме, поздравим папу с праздником – установление эмоционального контакта, стимулирование потребности в контакте с родными, желания доставлять приятное, помнить о своих близких.

        - чаепитие, пойдем в гости, поедем в парк – воспитание норм поведения за столом, в общественных местах.

С целью вычленения, осознания и воссоздания семейных отношений, повышения эмоциональной отзывчивости в процессе коррекционно-развивающей работы применяются сюжетно-ролевые и театрализованные игры.

        Используются различные виды театров для поддержания интереса, формирования умения осуществлять действия с различными предметами и деталями. Плоскостной, настольный, силуэтный театры, куклы би-ба-бо. Подбирается соответствующий литературный материал: сказка «Три медведя» (устройство семейного быта, взаимоотношения между близкими людьми); «Сказка про башмачки» Софья Прокофьева (формирование понятия дружба, вежливого обращения). Малые стихотворные формы, музыкальные произведения: «Прыгал козлик на лугу» (формирование потребности в нахождении близкого человека рядом).

В процессе художественно-эстетической деятельности  формируется чувство свободы, свободы выбора, творчества.  Ребенок может выбрать цвет, инструмент для выполнения работы, выразить свои чувства, настроение, почувствовать свободу самовыражения.

        Наши воспитанники испытывают значительные трудности при работе с кистью, карандашом, поэтому использование нетрадиционных техник рисования и нестандартных материалов для аппликации является для нас актуальным. Например: рисование губкой, ватными палочками, ладошками.

        Большое внимание уделяется взаимодействию с семьей. В нашем учреждении проводятся праздники, организованные специалистами ДОУ, где активное участие принимает не только ребенок, но и его родители.

Представление о празднике непосредственно связано с самыми близкими людьми, окружающими ребенка. Праздник – это нарядная одежда, гости, угощение, эмоциональная поддержка друг друга. Родители особых детей видят, на что способен их ребенок, с чем он может справиться самостоятельно, в чем может проявить свободу действий.  

Также возникают трудности во взаимоотношениях родителей с детьми: часть родителей не может принять особого ребенка, отгораживаясь, отстраняясь от него, не желая взаимодействовать.  Другие, напротив, проявляют гиперопеку, не позволяя  приближаться к сверстникам, осуществлять какую-либо самостоятельную деятельность. Но все без исключения испытывают затруднения в процессе взаимодействия с ребенком, расстраиваются, не получая положительного эмоционального отклика на свои действия. А как возможно формирование чувства свободы и ответственности  без родителей?

Поэтому необходимо активно вовлекать семью в педагогический процесс: проводить для них индивидуальные мастер-классы. Родители, как и дети должны научиться получать положительные эмоции от совместной деятельности, взаимодействовать друг с другом, не ограничивая свободу выбора ребенка (он хочет сейчас рисовать, а не конструировать), но в тоже время привлекать внимание к ответственности за совершенные действия (рисовать надо за столом на бумаге, а не на обоях).

Так же с целью объединения семьи, формирования гармоничных взаимоотношений, основанных на свободе выбора с осознанием ответственности, организуются игровые досуги. Родители приходят в группу и совместно с педагогами и детьми, принимают участие в игровой деятельности. Мы предлагаем разнообразные виды игр: конструктивные, театрализованные, развивающие, что позволяет наглядно обучать родителей способам взаимодействия с детьми, грамотному и спокойному общению.

        Свобода и ответственность являются нравственными ценностями, формирование, которых неотделимо от родителей и семьи. Для их полноценного усвоения необходимо создание благоприятной положительной атмосферы для взаимодействия детей и родителей, желания быть друг с другом вместе, находится рядом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и коммуникативных навыков детей со сложным дефектом, через общение с детьми с ЗПР других групп разного возраста»

Речь является одной из центральных психических функций, имеющих решающее влияние на формирование личности, мышления. Речь – это способ познания действительности; она выполняет функции общения и эмоцио...

Проектная деятельность как форма работы с родителями по воспитанию семейных ценностей у дошкольников.

Я поделилась с коллегами своей работой. Показала презентацию.Также приятно было совместить свое выступление и выступление священника Прихода храма Покрова Пресвятой Богородицы....

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Развитие эмоций дошкольников со сложными дефектами в развитии через тактильно-двигательное восприятие (из опыта работы)

    Статья адресована специалистам, работающим с детьми со сложными нарушениями в развитии, а также для осуществления помощи родителям, воспитывающих детей с проблемами в развитии....

АООП для дошкольников со сложным дефектом развития МБДОУ № 23

      АООП для дошкольников со сложным дефектом развития государственного  бюджетного     дошкольного образовательного учреждения детский  сад...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Конспект непосредственной образовательной деятельности группы компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом, аутизмом

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.Интеграция видов деятельности: игровой, познавательной, конструктивной, ком...