Кружковая работа "Шагай наадан"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Булжамуур»
__________________________________________________________________
671050,Республика Бурятия Иволгинский район с.Верхняя Иволга,ул.Центральная д.17А
Тел.8(30140)23395 e-mail: bulgamuur@mail.ru
Рабочая программа
По кружковой деятельности
«Шагай наадан»
Выполнила: учитель бурятского языка
Доржиева Т.Ж.
Август 2021 г.
Содержание
1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………...3
2. Цель и задачи реализации Программа………………………………………………………………………4
3. Методы реализации Программмы………………………….…………….5
4. Планируемые результаты освоения Программы………………………….6
5. Содержание образовательной деятельности……………………………………………………………………7
6. Учебно-тематическое планирование………………………………………11
7. Используемая литература…………………………………………………..12
1.Пояснительная записка
На современном этапе развития нашего общества знание и уважение национальной культуры своего и других народов выступает как одно из условий успешной адаптации личности в современном поликультурном обществе. Сегодня все больше людей желает познать свою культуру, проникнуть в духовный мир своих предков. Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.
Главный принцип народных традиционных игр у бурят: кто быстрее пришел - победил, кто первый упал - проиграл. Национальные бурятские игры всегда славились азартом: игроки проверяли силу и выносливость, а также смекалку. Многие жители Бурятии по сей день интересуются национальными играми, поскольку они - неотъемлемая часть культуры, истории. Бурятские народные игры существуют со времен Чингисхана, ими всегда заканчивались молебны и большие мероприятия.
Народные игры у бурят обязательно были приурочены к уборке урожая, к окончанию покоса в советский период. Кстати, советские годы наложили огромный отпечаток на культуру Бурятии, в том числе на игры. Именно в это время игры бурят немного видоизменились. Широкое распространение получили национальные игры и виды спорта. Во многих из них произошло переосмысление сюжетов, изменились условия применения этих игр.
В Бурятии существует огромное множество национальных игр - от подвижных до интеллектуальных. Каждая игра отличается от другой по смысловой нагрузке, которая участвует в развитии логики, мышления, скорости и быстроты реакции. Также в играх присутствует много понятийных вещей - названий на бурятском языке, ассоциаций с животным миром и другое. Игру можно расценить и как метод воспитания ребенка, который с малых лет узнает пять основных видов скота в Бурятии - баран, овца, лошадь, корова, коза.
Благодаря играм ребенок с малых лет формировался как личность - он становился серьезнее и в итоге вырастал настоящим мужчиной, который мог стрелять на скаку, бороться с соперником, пользоваться ножом.
2.Цель и задачи реализации программы.
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.
Цель программы: рассказать о значении бурятских народных игр, как части нашей культуры.
Задачи:
-изучить истории возникновения народных игр бурят;
- изучить разновидности игры и их описание,
- посредством игры развивать интеллектуальные способности детей такие как, память догадка, логика, сосредоточенности, меткости, зоркости и ловкости.
- организация соревновании среди воспитанников.
-научить детей играть активно и самостоятельно.
-обучить правилам народных игр.
-развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.
-воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях игровой и соревновательной деятельности.
3. .Методы реализации программы
При реализации программы будут использованы следующие методы:
1.Теоретический метод: сбор материалов о народных играх, изучение и обработка собранных материалов об игре.
2.Практический метод:
-сбор костяшек-лодыжек (шагай);
-разучивание игры в «Шагай наадан;
-соревнование на лучших игроков «Шагай наадан»
Практическая значимость программы: народные игры воспитывают уважение к культуре, традициям и обычаям бурятского народа. Игры важны для будущего, так как она способствует возрождению и популяризации древних бурятских игр, формирует у воспитанников навыки познавательного интереса, самостоятельности, коммуникативной деятельности.
4. Планируемые результаты
Результатами освоения содержания программы являются следующие :
- познакомить с народными играми бурят;
-научить играть народные игры;
-находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
-общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы;
-организовывать самостоятельную игровую деятельность
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека,
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
5. Содержание программы
О народных играх
Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Традиционные народные игры представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают наш ум, но и закаляют его нравственно и физически. Они отражают все области народного творчества. Участвуя в играх, дети познают не только материальную, но и духовную культуру своего народа, проникаются его духом.
Игра - это школа воспитания. Одни из них развивают ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, сопровождаются неожиданными веселыми моментами. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Все коллективные народные игры учат внимательно относиться к партнерам по игре, находить общий язык, это формирует способность к пониманию, к сотрудничеству.
Игры, которые устраивались на второй-третий день Сагаалгана, были не ради развлечения. Они призывали благополучие, счастье, здоровье, плодородие и богатство. Среди игр Белого месяца были очень популярны настольные игры: шахматы (шатар), шашки (даам). В них чётко подчёркнут мотив борьбы. А борьба – ведущая идея начала, смены календарного цикла. Многие легенды монголоязычного мира указывают на связь игры в шахматы с богатством, мудростью, поэтому эти народы очень ценят эту игру. Во времена Чингисхана властители устраивали многодневные игры в степи, которая была расчерчена на шахматные поля, а шахматные фигуры состояли из живых людей, слонов и коней.
Самой популярной игрой Сагаалгана была «Шагай наадан» - символ жизни и плодородия, скотоводства, обозначающий «табан хушуун мал» - традиционные пять видов скота, которые имелись у бурят: хонин (овца), ямаан (коза), ухэр (корова), морин (лошадь), тэмээн (верблюд).
О народной игре «Шагай наадан»
«Шагай наадан» - комнатный вариант игр с костями - лодыжками (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног). Одна из древнейших бурятских игр «Шагай наадан» была популярна во всех бурятских селениях. Собирателями лодыжек обычно являлись дети, но играли все – от малого до старого. Широкое распространение этой игры у бурят, разумеется, следует объяснить ведением скотоводческого хозяйства. Ведь игры обычно отражают образ жизни народа, его повседневный быт. В начале 20 века буряты знали несколько десятков игр в лодыжки. В этих играх усматривается взаимосвязь с магией плодородия в скотоводческом хозяйстве. Держание в одних руках большого количества костей-лодыжек должно было магически содействовать увеличению приплода скота их обладателя. Буряты разводили в старину пять видов скота - табан хушуу мал – лошадей, коров, овец, коз, верблюдов. Все стороны «шагай» названы именами этих животных.
«Шагай наадан», как отмечено в «Тематическом словаре традиционного быта бурят» Бабуева С.Д. и Бальжинимаевой Ц. Ц. имеет много разновидностей: «Шагай шγγрээн», «Хонгоордолго», «Шагай няһалалга», «Таалсалга», «Хумпараа хаялга», «Мори урилдаан», «Алаг мэлхэй», «Хонхо бγхэ тγγлгэн», «Дγрбэн бэрхэ», «Хоёр лама, хорин шγдхэр», «Табаршаалга», «Шагай шγγрэлгэ», «Шагай харбалга», «Ёрхо», «Хорёо барилга», «Алтан сэргэ». Эти игры были разнообразны и требовали ловкости, быстроты, терпения – качеств, необходимых кочевнику. В каждом доме имелись эти косточки, хранились в специально сшитых мешочках и постоянно пополнялись. Косточки раскрашивались в разные цвета. Каждый гордился своей коллекцией и старался не отставать от других.
Правила игры в лодыжки таких разновидностей: «Шагай няһалалга», «Таалсалга», «Мори урилдаан». Игра «Шагай няһалалга». Участвовать в ней могут мальчики и девочки: 2 человека и более.
Игра проходит в два этапа. Начинает игру тот, у кого при жеребьевке (бросании костей) выпадает наибольшее количество бухэ (хонин – овца). Сначала игроки бросают на кон по одинаковому количеству костей так, чтобы они ложились не кучей, а вразброс. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые позиции, например, бγхэ на бγхэ, хонхо (ямаан – коза) на хонхо и т.д. Косточка не должна задевать другие косточки, кроме цели, косточка – цель, откатываясь от удара, также не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку на выбор, ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. В противном случае это считается ошибкой. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. Так продолжается до тех пор, пока на кону не останется три косточки. В этом случае начинается заключительный этап игры. Когда остаются три косточки, тот, кто в данный момент играет этими костями, собирает и бросает все три косточки. Если выпадают все три одинаковые косточки, то тот, кто успеет их взять первым, тот и забирает их себе. Если выпадает две одинаковые кости, то игрок щелкает одинаковые кости, как на первом этапе. Если ему удается сбить, то игра заканчивается. Если нет, то кости передаются следующему игроку по солнцу. Выиграет тот, у кого наибольшее количество косточек.
Другой вариант игры. Для начала участники игры поровну разделяют шагай, и при помощи считалки ( Ээрэ, мээрэ, лγγргэ, шγγргэ, пяата, шоото, ииб, шииб, дγγм, хром, ооно, биишэ, пошоол.) выясняют того, кто первым начинает игру. Первый, собрав все шагай, на ладони, трясет ими и катает их на стол. Смотрит внимательно, как они стали. Затем при помощи щелчка среднего пальца пытается попасть одним шагай в другой, лежащего в одинаковом положении с ним. При удачном попадании он забирает себе сбитый «шагай» и повторяет игру до тех пор, пока не промахнётся или не заденет. Следующий игрок, находящийся по направлению солнца, собирает со стола все шагай, и повторяет все сначала. Для каждого следующего игрока остаётся всё меньше и меньше шагай. Игра продолжается до тех пор, пока все шагай не окажутся в руках у играющих. Побеждает игрок, набравший в конце игры большее количество шагай. В этой игре от игрока требуется такие качества как, собранность, внимательность, ловкость, меткость.
Шагай шγγрэлгэ. Каждый игрок подбрасывает четки – «шγγрэгшэн» - вверх, и пока четки летят, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать четки одной рукой, не задевая четками стола, не прижимая их к груди. Подбросив четки вторично, игрок захватывает в горсть любое количество (по желанию) косточек, не задевая при этом другие кости, он должен успеть подхватить летящие четки этой же рукой. Считается ошибкой, если четки при падении задели грудь или стол, или были взяты на грудь или живот, или же из взятой горсти костей какая – либо выпадет, или при захвате будут задеты соседние косточки. Если захват осуществлен по этим правилам, то эти косточки считаются выигранными. Независимо от исхода попытки, ход передается следующему игроку. Игра идет до тех пор, пока не закончатся косточки на столе. В результате выигрывает тот, кто собрал наибольшее количество косточек.
Также «Шагай наадан» учит математическим навыкам, аккуратности, развитию мышления, острого ума, развивает моторику рук. В общем, игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.
Мори урилдаан – «Конские бега»
Играющие выбирают по одному «бегунцу» из свободной кучи лодыжек и ставят их по обеим сторонам первой в ряду лодыжки. Затем берут пять лодыжек и бросают их на кон по очереди. Если среди них окажется «конь» (стоящий боком), бросающий берёт своего коня и ставит рядом со второй лодыжкой в ряду, если окажется два «коня», ставит рядом с третьей, если три – рядом с четвёртой и т.д. Если ни одна из лодыжек не упадёт в положении «коня», то конь бросающего игрока остаётся на месте. Остальные играющие проделывает то же самое, берут своего коня и ставят рядом со второй лодыжкой в ряду.
После нескольких попеременных «бросаний» чей-нибудь ретивый конь проходит все двенадцать лодыжек ряда. Значит, он и выиграл бега.
«Алтан сэргэ» – золотая коновязь
Для игры выбирают самую большую косточку (обычно коровью) – это золотая коновязь. Игроки делят кости поровну. Берут по три косточки и бросают по очереди. Сколько выпало «морин», столько ставят вокруг коновязи. У кого больше собрано «морин», тот и выигрывает.
«Алта буулгаха»-Золотинка
Играющие по очереди бросают на кон по 4 шагай,которые должны упасть все или как «овцы» и т.д. все в одинаковом положении. Выигрывает тот,у кого первым выпало 4 одинаковых положений шагай. Можно усложнить игру,начав с 5-6 косточек и добиться той же цели.
6. Календарно– тематическое планирование
Сроки | Наименование мероприятий | Исполнители |
Сентябрь | Сбор материалов об игре, сбор лодыжек. Выпуск буклетов,показ презентаций. Традиционные пять видов скота. | Доржиева Т.Ж.,родители, воспитанники |
Октябрь | Разучивание игры «Мори урилдаан» | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Ноябрь | Разучивания игры «Няhалалга» | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Декабрь | Интерактивная игра «Шагай наадан» | Родители и воспитанники |
Январь | Разучивание игры Алтан сэргэ» | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Февраль | В дни праздика Сагаалган турнир среди воспитанников. | ДоржиеваТ.Ж. воспитанники |
Март | Подготовка к районному конкурсу «Шагай наадан» Разучивание игры «Шагай шуурэлгэ» | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Апрель | Разучивания игры «Алта буулгаха» | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Май | Итоговые занятия. Все изученные игры шагай. | Доржиева Т.Ж., воспитанники |
Материально-техническое обеспечение:
- Бабуев С.Д., Бальжинимаева Ц.Ц. «Буряад зоной урданай һуудал байдалай тайлбари толи», Улаан-Удэ, «Бэлиг», 2004, стр. 85-90.
- Тугутов Н.Е. Бурятские народные игры, У-У, «Бэлиг», 1994
- «Шагай наадан» - предзнаменование всех благ, «Белая юрта», январь-февраль, 2011
- Костяжки – шагайнууд (70 штук)
- Цырже-Мэдэг Аюшеева «Шагай наадан»-Улан-Удэ, «Бэлиг»,2019.
Расписание
Группа | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Старшая | 16.20-16.45 | 16.20-16.45 | 16.20-16.45 | ||
Средняя | 16.20-16-40 | 16.20-16.40 | 15.20-15.40 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Бурятская народная игра "Шагай наадан"
Бурятская национальная игра "Шагай наадан"...
12 жэл Шагай наадан
МБДОУ «Детский сад № 89 « Журавлёнок»...
Шагай Наадан
Внутрисадовский конкурс среди педагогов...
Проект : Бурятская народная игра – «Шагай наадан»
Цель работы: рассказать о значении народных игр, о бурятской игре «Шагай наадан», как части нашей культуры, о реализации проекта по разучиванию этой народной игры в детском саду....
Эрын гурбан наадан (Спортивное развлечение "Три мужских игр у бурят")
Развлечение : «Эрын гурбан наадан» - «Три игры мужчин»Для детей 5-7 летЦель: способствовать созданию эмоционального положительного настроя детей через народные бурятские ...
«Нааданай найр» Буряад наадан «Шоно ба хурьгад»
Региональный компонент...