Познавательно-творческий проект "Мы разные, но мы - вместе!" (для детей старшего дошкольного возраста)
проект (подготовительная группа)

Кружалина Евгения Васильевна

Проект познавательно-творческой направленности по формированию основ толерантности у детей старшего доршкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_72_proekt_tolerantnost.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 72

«РОДНИЧОК» г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальный конкурс

проектов, посвященных Дню толерантности

Познавательно-творческий проект

«Мы разные,

но мы вместе!»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Разработчики проекта:    

               

                                                        Морозова Н.А.,

зам.заведующего по ВОР;

                                                        Ерофеева Н.Н.,

                                                            педагог-психолог;

                                                            Кружалина Е.В.,

                                                           учитель-логопед;

                                                    Скляр М.В.,

                                                           учитель-логопед;

                                                                Гусельникова Т.А.,

   инструктор по физкультуре

Декабрь, 2021 г.

Содержание.

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

    1.1. Актуальность и новизна проекта.

    1.2. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление.

    1.3. Цель и задачи проекта.

    1.4. Принципы реализации проекта

    1.5. Ожидаемые результаты

2. Описание проекта

    2.1. Вид проекта

    2.2. Гипотеза проекта

    2.3. Этапы осуществления проекта

    2.4. Взаимосвязь образовательных областей

    2.5.  Жизнедеятельность проекта

    2.6. Результат проекта

3. Ресурсное обеспечение проекта

   3.1. Кадровые ресурсы

   3.2. Научно-методическое обеспечение

   3.3. Технические средства

   3.4. Методическое сопровождение проекта

4. Фото-, видеоотчет: методическое сопровождение проекта, продукт проектной  деятельности.

1.Аналитико-прогностическое обоснование проекта.

  1. Актуальность и новизна проекта.

Дошкольный возраст является периодом начала становления базовой культуры личности. В дошкольном детстве начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. Формирование поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста и приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Актуальность нашего проекта прослеживается по двум направлениям, которые неразрывно связаны между собой: воспитание духовности через формирование основ толерантности  и социокультурных ценностей  и развитие творческого потенциала дошкольника через знакомство с традициями и обычаями  различных народов России.

  1. Проблема проекта и причины, вызвавшие ее появление

Проблема формирования толерантности детей дошкольного возраста на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. Этническая принадлежность семьи, её социально-экономический статус – важные факторы в развитии ребёнка, влияющие на стиль поведения, ценностные ориентации, мотивы и в итоге, на индивидуальность человека в целом. Не национальные различия сами по себе порождают проблемы, а отношения к ним отдельных людей и общества в целом. Развитие  у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть, - одна из важнейших задач в системе современного образования и воспитания.

  1. Цель и задачи проекта.

Цель:

формирование у подрастающего поколения толерантных качеств и чувства сопричастности к истории, культуре и традициям народов, проживающих в России.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать у детей понятие «Мы - россияне» - единый многонациональный народ нашей общей Родины – России;
  • знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, национальным костюмом, песнями и танцами;
  • обогащать лексический запас и активизировать речь ребенка посредством слов, связанных с разнообразием национальных культур;
  • создать в детском учреждении предметно-развивающую среду, способствующую этому воспитанию.

 Развивающие задачи:

  • способствовать развитию творческого мышления, памяти, внимания, фантазии в ходе творческих игр и заданий;
  • формировать эмоционально-волевую сферу, коммуникативные навыки детей.

Воспитательные задачи:

  • поддержать интерес ребенка к национальным народным культурам;
  • воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
  • формировать основы самосознания и индивидуальности.

1.4. Принципы реализации проекта.

Проект отличается творческим подходом к развитию толерантных качеств воспитанников и строится на следующих принципах:

Принцип  гуманизации предполагает реальное соблюдение прав участников проекта, закрепленных нормативными документами; утверждение ценности общекультурного человеческого достояния, внимания к историческим ценностям и их вкладу в развитие культуры и искусства.

Принцип сотрудничества определяет построение отношений участников проекта на основе компетентности, авторитетности и поддержания достоинства в отношении участников проекта, повышающих уровень самооценки, на взаимном уважении и доверии.

Принцип доступности предполагает учет возрастных особенностей детей и адаптированность материала с ориентацией на ведущий вид деятельности, создание условий для закрепления в типичных видах деятельности определенных умений и навыков.

Принцип индивидуализации предполагает учет уровня развития способностей воспитанника, определяет оценку его реальных возможностей, реализуемых в сотрудничестве со взрослым.

Принцип целостности предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создание сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.

1.5. Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта дети получат знания о культурных традициях разных народов. Формируются основы самосознания и индивидуальности. У детей закладывается фундамент нравственности, патриотизма, толерантности. Развивается интерес и чувство сопричастности к истории, культуре и традициям народов. Обогащается речь  и активизируется творческое мышление. Развивается мелкая моторика рук. Реализация данного проекта предполагает развитие естественной потребности применить накопленные впечатления в повседневной практике общения и коммуникации  с окружающими.

2. Описание проекта

  1. Вид проекта.

По виду проектной деятельности: познавательно-творческий

По составу участников: групповой

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста (5-7 лет), педагоги, родители.

По срокам реализации: краткосрочный – 2 недели

2.2. Гипотеза проекта.

Через создание условий и возможностей для знакомства с культурными и национальными  традициями народов, проживающих на территории Российской Федерации,  у ребёнка формируется эмоционально-ценностное отношение к народным мотивам, любовь к Родине, навыки адекватного, уважительного и доброжелательного поведения при взаимодействии с представителями разных культур.

2.3. Этапы осуществления проекта.

   Подготовительный этап

Проектные мероприятия

Деятельность педагогов

- обсуждение плана проекта с педагогами

- подбор методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта

- разработка мероприятий проекта

- подготовка наглядного и дидактического материала (подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности, подбор иллюстративного и наглядного материала для исследовательской деятельности)

Деятельность родителей

- обсуждение проекта с родителями

- поиск информации в сети Интернет

Деятельность педагогов с воспитанниками

- обсуждение с детьми темы проекта

- выявление уровня имеющихся знаний о культуре и традициях народов, населяющих Россию.

   Основной этап

Содержание работы

Деятельность педагогов с воспитанниками

Образовательная область

Проектные мероприятия

Социально-коммуникативное развитие

Беседа «День толерантности»

Беседа «Мы разные, но равные!»

Игровой тренинг «Ты – часть народов Земли»

Коммуникативный тренинг «Цветок дружбы»

Работа с интерактивной песочницей «Земля – наш общий дом»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Приходите в гости к нам»

- «Давай дружить!»

- «Готовим угощение»

Познавательное развитие

Виртуальная экскурсия «Народы Саратовской области»

Экскурсия в школьный музей «Мы- россияне»

Дидактические игры:

- «Костюмы разных народов»

- «Крепкая дружба»

- «Найди пару»

Речевое развитие

Знакомство с пословицами о дружбе разных народов, о терпимости

Заучивание стихотворения В. Степанова «Российская семья»

 Художественно-эстетическое развитие

Чтение художественной литературы:

- «Самый быстроногий», «Россомаха и лисица» (эвенкийские сказки)

- «Лисица», «Как собака себе товарища искала», «Кукушка», «Два брата» (ненецкие сказки)

- «Мышка вострохвостик», «Дети ветра» (чувашские сказки)

- «Почему у зайца длинные уши» (мансийская сказка)

- «Мальчик в бочке» (хакасская сказка)

- «Что дороже?» (осетинская сказка)

Прослушивание музыкальных произведений – народной музыки различных национальностей (с участием Филармонии)

Музыкальные инсценировки «Мелодии народов»

Музыкальный  досуг «Традиции гостеприимства»

Рисование на тему «Земля-наш общий дом»

Лепка на тему «Встречаем караваем!»

Аппликация на тему «Дружный хоровод»

Бумагопластика на тему «Возьмемся за руки, друзья!»

 Физическое развитие

Подвижные игры народов России:

- «Подними платок» (дагестанская народная игра)

- «Хищник в море» (чувашская народная игра)

- «Кружится вокруг колышка» (калмыцкая народная игра)

- «Юрта» (башкирская народная игра)

- «Займи место» (татарская народная игра)

- «Я есть!» (карельская народная игра)

- «Ищем палочку» (бурятская народная игра)

- «Журавли-журавли» (кабардино-балкарская народная игра)

Взаимодействие с родителями

Семейная гостиная «Культуры народов в нашей семье»

Творческая акция  с родителями «Рисунок для друга»

Семейные беседы «Расскажи и покажи»

Консультация для родителей «Толерантность – терпимость или сострадание»

Методическая работа педагогов

Консультация для педагогов «Толерантность и самоидентичность как важные аспекты воспитания личности дошкольника»

Семинар для воспитателей старших групп «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды:

- создание мини-музея «Дружба народов»

- пополнение патриотического уголка пособиями и материалами по толерантности

- размещение продуктов детского творчества в уголке «Дружат дети всей земли»

     Заключительный этап

Проектные мероприятия

Оформление фотоколлажа «Мы разные, но мы вместе!»

Оформление новогодней елки в тематике «Праздник дружбы»

2.4. Взаимосвязь образовательных областей.

Задачи нашего проекта в соответствии с ФГОС решаются во взаимосвязи всех образовательных областей.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • использование уголка патриотического воспитания в группе для самостоятельной познавательной деятельности ребенка;
  • проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы межнационального согласия;
  • проведение дидактических игр.

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • беседы с ребенком;
  • просмотр иллюстраций, фотографий, картин с изображениями культуры, традиций и обычаев различных народов России;
  • организация выставки, мини-музея;
  • просмотр презентации — виртуальная экскурсия.

Образовательная область «Речевое развитие»

  • чтение литературных произведений по теме проекта;
  • расширение и активизация лексико-грамматических средств языка и связной речи;
  • знакомство с устным народным творчеством народов России.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • слушание аудиозаписей народных музыкальных произведений, исполненных на национальных инструментах;
  • развитие навыков рисования, лепки, аппликации по тематике проекта.

Образовательная область «Физическое развитие»

  • развитие общей моторики и слухового внимания;
  • развитие скорости и ритма движения;
  • формирование правильной осанки при исполнении элементов народных танцев и национальных игр.

2.5. Жизнедеятельность проекта.

Данный проект можно использовать в работе воспитателям и педагогам-психологам  дошкольных образовательных учреждений, родителям в работе по формированию культуры межнационального общения детей. Реализовать проект можно при групповой и коллективной работе с детьми. Продукты творческой деятельности ребенка, накопленные в ходе осуществления проекта (поделки, рисунки, аппликации), а также куклы в национальных костюмах и дидактические пособия по теме, как средство систематизации знаний об обычаях и традициях других народов, используются в качестве пополнения развивающей предметно-пространственной среды  в группах.

2.6. Результат проекта

По итогам реализации проекта мы получили следующие результаты. Воспитанники — участники проекта — приобщились к ценностям различных культур, искусству народов России. Родители и педагоги эффективно использовали ресурсы культурной среды города, многонациональных семей для социализации и развития детей. Наши воспитанники стали осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что каждый человек  уникален и неповторим, учатся общаться с разными людьми, чувствуют постоянную поддержку в разных ситуациях.
Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей. У них формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. 

В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения

 Важно, что воспитанники почувствовали  радость от приобщения к миру народного искусства и культуры, получили удовольствие от совместной познавательной и творческой деятельности со взрослыми — родителями и педагогами.

3. Ресурсное обеспечение проекта

3.1. Кадровые ресурсы.

 -воспитанники старшего дошкольного возраста;

-педагоги;

 -родители.

3.2. Научно-методическое обеспечение.

  1. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
  2. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
  3. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 184с.(Развитие и воспитание дошкольника).
  4. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
  5. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
  6. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера , 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с.: ил.
  8. Старакорова, И. Н. «Мы — такие разные» / И. Н. Старакорова. // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 3

 - Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru

http://ped-kopilka.ru

https://infourok.ru

http://www.maam.ru

3.3. Технические средства.

- музыкальный центр;

- аудиоподборка  О.П. Радыновой «Беседы о музыкальных инструментах»;

- компьютер;

- DVD-плейер;

- диски;

- проектор

3.4. Методическое сопровождение проекта.

- патриотический  уголок группы;

- конспекты НОД, бесед с ребенком, экскурсий;

- иллюстрации с изображением национальной культуры разных народов;

- раздаточный и дидактический материал для НОД, игр развитию качеств толерантности;

- подборка аудио- и видеоматериалов для исследовательской деятельности ребенка;

- подборка методической, художественной литературы по выбранной тематике проекта;

- материалы для реализации продуктивной деятельности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНО-ОБУЧАЮЩЕГО ПУНКТА «УЧИМСЯ ВМЕСТЕ» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, не посещающих дошкольное учреждение

Исходя из современных социально-экономических условий для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позволит ему успешно обучаться в школе, найден вариант функционирования вариативной модели...

Познавательно-творческий проект Тема: Ёлочка, ёлочка – пушистая иголочка! Для детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза проекта: после проведения новогоднего праздника дети познакомились с символом нового года - Ёлочкой. А через проектную деятельность «Ёлочка, ёлочка –пушистая иголочка!» дети...

Информационно-познавательный, творческий проект «23 февраля - День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В нашем современном обществе очень мало говорят о патриотизме.  Воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта...

Мастер-класс по аппликации плетение из бумажных полос ковриков разной формы "Волшебные коврики" для детей старшего дошкольного возраста.

Аппликация, плетение из полосок разного размера и цвета коврики разнообразных форм для детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно-творческий проект "Таинственный мир сказок А.С. Пушкина" для старшего дошкольного возраста

Сегодня творчество А.С. Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения. Знакомство с произведениями великого поэта начинается в самом раннем возрасте. Пушкин не помышлял о титуле ...

Беседа "Мы разные, но мы вместе" для детей старшего дошкольного возраста

Формирование гуманного и внимательного отношения к людям с ограниченными возможностями....

Интеллектуальная игра " Умники и Умницы" "Мы разные, но все мы вместе!" для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР.

Интеллектуальная игра "Умники и Умницы"«Мы  разные, но  все мы вместе!для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОНР...