Методическая разработка технологической карты на тему: Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе.
методическая разработка (младшая группа)

Аннотация И.В. Жердевой

Методическая разработка технологической карты на тему:

Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей  группе.

В работе представлен анализ методической разработки сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе. Раскрыто значение сути игры для дошкольников. Доказано, что в процессе игры происходит обогащение жизненного опыта детей, формируются чуткость, доброта, взаимопомощь. Воспитываются навыки самоорганизации, развивается творческая инициатива, формируются игровые умения, обеспечивающие свободную, самостоятельную детскую игру. Воссоздается система отношений ребенка к миру, к другим людям, и к себе самому.   Используется метод комплексного руководства включающий обучающую игру, организацию предметно-развивающей среды, общение взрослого с детьми в процессе игры. Методы, способствующие становлению и развитию творческой деятельности: подбор игрового материала, беседа-разговор по поводу замысла игры, вопросы, разъяснения, использование иллюстрированного материала, изготовление элементов костюма, совместное выполнение их с детьми.

Планирование руководства и организация игры содержит следующие этапы: 1.Организационный этап; 2. Технологическая карта. Что позволяет значительно повысить уровень свободной самостоятельной игры дошкольников. На основе многочисленных исследований установлено, что ребёнок в 3-5 лет должен уметь принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником.

На основании полученных данных было выявлено: игра должна организовываться: во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, во-вторых, игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка технологической карты на тему:

Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей  группе.

Пояснительная записка.

Актуальность: Как  и любая деятельность, игра не возникает стихийно, а формируется  взрослыми. Сюжетно – ролевая игра реализует социально – коммуникативное развития личности и мотивацию ребенка, его способностей, прописанное в ФГОС ДО.  Для того чтобы дети могли играть, в их сознании должен отстояться набор эпизодов-действий.

На основе многочисленных исследований установлено, что ребёнок в 3-5 лет должен уметь принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником. В процессе игры формируются чуткость, доброта, взаимопомощь. Происходит обогащение жизненного опыта детей, воспитываются навыки самоорганизации, развивается творческая инициатива, формируются игровые умения, обеспечивающие свободную, самостоятельную детскую игру. Воссоздается система отношений ребенка к миру, к другим людям, и к себе самому. Используется метод комплексного руководства включающий обучающую игру, организацию предметно-развивающей среды, общение взрослого с детьми в процессе игры. Методы, способствующие становлению и развитию творческой деятельности: подбор игрового материала, беседа-разговор по поводу замысла игры, вопросы, разъяснения, использование иллюстрированного материала, изготовление элементов костюма, совместное выполнение их с детьми.

Обоснование выбора проекта: идея выбора сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» возникла в процессе беседы с детьми.

Характеристика проекта.

Аудитория: дети 2 младшей группы, 3 – 4 года.

Продолжительность: неделя

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Цель:  Создать условия для формирования у детей  представлений о работе летной службы.

Задачи:

Образовательные: 

Познакомить детей с профессией пилота и стюардессы (стюарда). Сформировать представления о самолете, как о воздушном виде транспорта;

Развивающие: 

 Развивать умение осуществлять воображаемые действия. Обогащать словарный  запас слов детей. Развивать воображение, наблюдательность, умение договариваться и ладить в совместной игре.

Воспитательные:

Воспитывать командный дух, познавательный интерес детей. Формировать способы взаимоотношений: проявлять уважение, взаимопомощь, внимание и культуру  в общественных местах, и по отношению друг к другу.

Планируемый результат:

  • Получение знаний о профессиях об экипаже ВС;
  • Приобщение детей  к социокультурным правилам и нормам поведения;
  • Взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в  совместных самостоятельных  играх;
  • Овладение основными игровыми способами деятельности в сюжетно-ролевой игре, проявление самостоятельности, инициативы, умение вести диалог в соответствии с заданной ролью, устанавливать  причинно-следственные связи;
  • Привлечение детей и родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре.

Предварительная работа к игре:

  1. Тематические беседы «Как я летал(а) на самолете», «Кто работает в аэропорту», «Где приземлиться самолету», «Какие бывают самолеты». Наблюдение изменения размеров самолета вдали и вблизи, в небе и на стоянке парка ВС, (уточнение его реальных размеров);
  2. Чтение: И. Винокурова «На аэродроме», Т.В. Потапова «Летчик», Г.П. Шалаева «Авиадиспетчер», «Метеоролог», «Путешествие с Чихвостиком», «Сказка про самолет», «Волшебные створки», «Знаменитые самолеты», «Секреты аэропорта»;

  3. Иллюстрации и фотографии: рассматривание картины «Летчик», фюзеляж, носовая часть самолета, багажный отсек, плед, иллюминатор, ремень безопасности, кислородная маска, спасательный жилет, трап, рычаги управления и компьютеры, два крыла, хвост самолета, шасси, колёса, двигатели, взлетно-посадочная  полоса, наушники;

  1. Создание коллективной работы атрибутов для игры: изготовление бумажных документов, паспортов, авиабилетов для пассажиров, пропусков для сотрудников летной службы.

  1. Ознакомление с окружающим: НОД «Воздушный транспорт», беседы зачем был создан самолет, «Экскурс в историю создания первого самолета», просмотр презентации «Как устроен самолет», «Экипаж», «Летательные аппараты»;

  1. Дидактические игры: «Транспорт», «На самолете», «В аэропорту».

  1. Конструирование из строительного материала здания аэропорта с прилегающей взлетно-посадочной полосой, проигрывание игровой ситуации взлета и посадка.

Оборудование и материал:

Авиакасса, авиабилеты, посадочные талоны, бэйджики/прорпуски,  штурвал, предметы – заместители (стулья), косынки, фуражки, сумки, чемоданы, бортовой компьютер, пледы, продукты питания, бортовые журналы, бумажные деньги, значки, инструкция по технике безопасности на борту ВС, рация, паспорта, аудиозапись «Взлетная полоса», наушники.

Структурные компоненты деятельности

Организация деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный момент

Создание ситуации, направленной на фиксацию внимания детей

Слушают воспитателя, вовлекаются в процесс.

Проблемная ситуация

«Как лететь?»

Мотивирует к поиску новых знаний и умений.

Побуждает и вовлекает детей к обсуждению поставленной задачи.

Осознавание поставленной задачи. Думают, высказывают свои мысли вслух, предлагают пути решения поставленной задачи.

Основная часть

Воспитатель помогает и направляет ход игры, примеряя на себя разные роли.

Организация предметно-пространственной среды, распределение ролей, подбор атрибутов.

Служба досмотра – обыскивает пассажиров на территории  при входе в аэровокзал, на предмет запрещенных к перевозке средств, острых и колющих предметов в ручной клади;

Пассажиры – входят в здание «Аэропорта», чтобы купить авиабилеты, становятся в очередь кассы;

Кассир – выпускает билеты в обмен на бумажные деньги, при наличии паспорта у пассажира.

Пассажиры, купившие авиабилеты проходят в зону ожидания до объявления посадки на рейс;

Техник – подготавливает рейс к рейсу, загружает багаж в самолет.

Диспетчер – объявляет регистрацию на рейс и просит пройти пассажиров к стойке  регистрации, чтобы выписать посадочный талон и принять багаж на самолет.

Пассажиры – берут посадочные талоны и подходят к самолету, становятся друг за другом в очередь, чтобы войти в самолет. Здороваются с бортпроводником, предъявляют, посадочный талон, пристегивают ремни безопасности, соблюдают правила поведения на борту ВС, приземлившись аплодируют экипажу;

Бортпроводники – встречают вошедших пассажиров на борту ВС, приветствуют/прощаются, предлагают помощь (раздают пледы, приносят/уносят еду/ посуду), демонстрируют инструкцию по безопасности, имитируют жестами рук направления, указывая на расположения запасных выходов на случай аварийных ситуаций.

Командир и пилот – в кабине самолета ожидают рассадки пассажиров в салоне ВС. Приветствуют/прощаются, делают объявления о погодных условиях, о скорости ветра, температуры воздуха за бортом, желают пассажирам приятного полета.

Заключительная часть

Привлекает детей к высказыванию, формулированию выводов, путем поставленных вопросов:

«Как называется транспорт, который перевозит людей и грузы по воздуху?»;

 «Кто работает в аэропорту»?;

 «О каких новых профессиях вы узнали?»;

 «Было ли вам интересно играть?»

«Что больше всего вам понравилось в игре?».

Делают умозаключения, воспроизводят в памяти свои действия и действия  других ребят. Делятся своими впечатлениями об игре.

Рефлексия

Подытоживает результаты совместной деятельности педагога с детьми, оценивает значимость игры для детей.

Воодушевление, приподнятое настроение, настрой на повторное продолжение игры, задают педагогу вопрос: «А когда мы еще поиграем?».

Литература

  1. Зворыгина Е.В. первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение. 1988г.
  2. Зворыгина Е.В., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры. //Дошкольное воспитание. 1989г. №5.С. – 31-40.
  3. Михайленко Н.Я., Теория сюжетно – ролевых игр. –  М.: ЮНИТИ. 2010. - 365с.
  4. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детской   саду. – СПб., 2010
  5. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций. – СПб., 2010
  6. Солнцева  О.В.Дошкольник в мире игры – СПб., 2012
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры.-2-е изд.- М.: ВЛАДОС, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта нод с переходом в сюжетно-ролевую игру "Спасатели"

Технологическая карта беседы  с переходом в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника»...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Письмо бабушке»

Расширить знания детей о профессии почтальона, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях (начальник почтового отделения, оператор почтовой связи, оператор по работе с кл...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Расширить знания детей о профессии парикмахера, его трудовых процессах, предметах – помощниках. Сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовы...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «С мамой за покупками»

Расширить знания детей о профессии продавца, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях ( продавец – консультант, продавец – кассир, ...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «С мамой за покупками»

С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОУ по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности ребё...

Сюжетно-ролевая игра «Полет на самолете»

1.Расширять представления об окружающем: а) знакомить детей с работой аэропорта; б) с профессиями, связанные с полётом.2.Способствовать формированию игровой деятельности: а) формировать умение...

Технологическая карта. Раздел «Развитие игровой деятельности». «Сюжетно ролевая игра» в старшей группе.

Цель: формирование информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде....