Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Письмо бабушке»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

максимова татьяна дмитриевна

Расширить знания детей о профессии почтальона, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях (начальник почтового отделения, оператор почтовой связи, оператор по работе с клиентами, телеграфист, сортировщик). Сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников почты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_pismo_babushke_pochta.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Письмо бабушке»

Максимова Татьяна Дмитриевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок» г Надыма»

Возраст детей, группа

 6-7 лет, подготовительная группа

Тема сюжетно –ролевой игры

«Письмо бабушке»

Цель

 Формирование социальных компетенций детей старшего дошкольного возраста

Задачи

Познавательное развитие:

Расширить знания детей о профессии почтальона, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях (начальник почтового отделения, оператор почтовой связи, оператор по работе с клиентами, телеграфист, сортировщик). Сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовые действия работников почты

Речевое развитие:

Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, умение поддерживать беседу;

Развивать умения развертывать специфическое ролевое взаимодействие – ролевой диалог;

Учить анализировать игровые действия товарищей, критически оценивать поведение в игре.

Активизировать словарь: почтальон, телеграф, телеграмма, посылка, бандероль, конверт, письмо.

Социально- коммуникативное развитие:

Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей;

Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения;

Развивать умения подбирать предметы и атрибуты для игры;

Воспитывать дружеские отношения, умение работать в команде.

Предварительная работа

Рассказ воспитателя о работе работников почты;

Рассматривание фотоиллюстраций о работе почтальона различной специализации;

Экскурсия на почту;

Просмотр видеофильма о работе почтальона и работников этой службы;

 Беседы о труде работников почты: «Работа почтальона», «Назначение почты»

Рассматривание предметов необходимых для работы на почте: весы, кассовый аппарат, кошельки, деньги (из бумаги), чеки, униформа почтальона (кепка, сумка), газеты, журналы, конверты письма, открытки, бланки телеграмм, почтовые марки, посылочки маленькие из коробок, печати штампы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей, столик для отправки и получения посылок.

Составление рассказов на тему «Как я с мамой был на почте»

Чтение литературных произведений: С.Я Маршак «Почта», А. Шибаев «Почтовый ящик», А.А. Зайцев «Сказка про почтовый ящик», Б.С. Житков «Почта» Рассказы для детей», Аким Яков «Неумейка», А. Шейкин «Вести приходят так», Е. Мара «История одного пакета», Н. Григорьева «Ты опустил письмо».

Дидактические игры: «Помоги почтальону», «Что нужно для работы», «Почтовые атрибуты», «Собери целое».

Сюжетно-ролевые игры – ситуации:

«Посетители на почте»

«Пришло заказное письмо, открытка»

«Отправить поздравительную открытку»

«Покупка журнала на почте»

«Отправить посылку своей бабушке»

Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию. Учить брать на себя роль (почтальона, кассира, получателя или отправителя письма, посылки и т.д.), выполнять игровые действия соответственно взятой роли. Учить вести диалог (оператор по работе с клиентами -отправитель, почтальон), употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели получить или отправить ”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”,  “дайте мне, пожалуйста журнал, газету”, “спасибо”, “до свидания”.

Материал

Оборудование: весы, кассовый аппарат, кошельки, деньги (из бумаги), чеки, кепка почтальона, сумка почтальона, газеты, журналы, конверты письма, открытки, бланки телеграмм, почтовые марки, посылочки маленькие из коробок, бандероли, печати штампы, почтовый ящик из коробки, карандаш для записей, столик для отправки и получения посылок.

Роли детей в игре

Начальник отделения почтовой связи - контролирует работу операторов, координирует очередь клиентов. Заказывает по телефону новые открытки, газеты, журналы.

Оператор по приёму бандеролей и посылок – принимает, взвешивает, упаковывает бандероли, посылки, опломбирует их (ставит штамп и сургучную печать), выписывает, и приклеивает бланки с адресом   отправления. 

Ведет диалог: Здравствуйте, куда хотите отправить посылку. Заполните бланк с адресом получателя. Отправка вашей посылки будет стоить ...рубля

Оператор по работе с клиентами - принимает заказные письма, запечатывает конверты и ставит печать.

 Продает конверты, марки, открытки, оформляет подписку на журналы и газеты.

Ведет диалог с клиентами Здравствуйте, куда хотите отправить письмо? Заполните бланк с адресом получателя. Отправка вашего письма будет стоить ...рубля. Какой журнал (газету) хотите выписать?

Почтальон разносит открытки, письма, журналы, по домам в почтовый ящик.

Ведет диалог с клиентами: Добрый день (утро), Вам телеграмма (письмо). Распишитесь за получение, спасибо.

Клиенты - занимают очередь, общаются, отправляют бандероли, посылки, выписывают журналы и газеты, производят оплату, покупают конверты, марки, бросают письма в почтовый ящик.

Ведут диалог: Как я могу отправить посылку? Сколько это будет стоить? Какой журнал посоветуете выписать? Как отправить срочную телеграмму?

Водитель -  привозит почту, посылки, бандероли.

Телеграфист - Работает с клиентами. Принимает телеграммы, печатает текс(сообщение), отправляет, заполняет бланки, принимает оплату за это. 

Ведет диалог с клиентами: Добрый день (утро), Какую вы хотите отправить телеграмму? Срочную или обычную? Срочная идет в течение нескольких часов, обычная в течение дня. Диктуйте текст, пожалуйста. На кокой адрес доставить телеграмму?

Сортировщики –получают и сортируют полученную корреспонденцию (газеты, журнала, письма) пересчитывают газеты, журналы и раскладывают их по ячейкам.

Предполагаемый результат

Умеют творчески развивать сюжет игры, распределять роли;

Умеют разворачивать ролевое взаимодействие – ролевой диалог

Этапы сюжетно – ролевой игры

Деятельность воспитателя

Методы и приемы

Игровые действия воспитанника

Контроль результатов действия

1. Введение в тему

Создание игровой ситуации

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами будем играть в познавательную игру. Но сначала послушайте стихотворение и, догадайтесь о какой профессии идет речь:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, Это он,

Ленинградский почтальон.

У него Сегодня много Писем

В сумке на боку

Из Ташкента, Таганрога,

Из Тамбова И Баку.

В семь часов он начал дело,

В десять сумка похудела,

А к двенадцати часам

Все разнес по адресам.

Ребята, в какую игру мы будем играть? про кого говорится в стихотворении?

- А кто из вас был на почте?

- Давайте вспомним, что мы там видели.

Дети: видели, как отправляли посылку, письма, получали посылки  и т.д.

Воспитатель: Молодцы, верно ответили!

Словесные методы: беседа, вопросы

В беседе взаимодействуют с воспитателем. Отвечают на вопросы, принимают решение

Дети умеют поддерживать беседу

2. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, подумаем, когда мы приходим на почту, чтобы отправить письмо, то что мы должны сначала сделать?

Дети: ответы

Воспитатель: Правильно ребята! Чтобы письмо не потерялось надо указывать правильный адрес и наклеить соответствующую марку. Ведь даже если мы живём в одном городе, то все равно у всех разные улицы и дома.

Воспитатель:

А что же дальше нужно делать с письмом?

Дети: ответы

Воспитатель: правильно ребята, а если нам надо отправить посылку, то надо вначале заполнить извещение, в котором также, как и на конверте необходимо указать адрес того, кому мы отправляем посылку и свой домашний адрес. Потом надо обратиться к работнику почты, который взвесит посылку, и уложит её в коробку или обернет бумагой чтобы, посылка дошла в целости и сохранности. И обязательно поставит на неё печать почтового отделения.

Работа на почте очень интересная, но очень ответственная. Ребята, работникам почты нужно внимательно проследить, чтобы все письма, посылки и газеты дошли по нужному адресу.

Воспитатель: ребята, а вы знаете кто такой почтальон?

Дети: ответы

Воспитатель: правильно ребята, почтальон приходит на работу рано утром, разбирает письма и открытки, складывает их в сумки и разносит по адресам.


А вы знаете, кто такой оператор почтовой связи?

- Оператор почтовой связи занимается, отправлением и выдачей посылок. У них также можно оформить подписку на журналы и газеты, и тогда почтальон будет приносить их прямо домой. Для этого нужно заполнить специальный бланк, где обязательно указывается адрес.

Воспитатель: ребята, кто самый главный человек на почте?

Дети: ответы

Воспитатель: ребята, самый главный человек на почте это- заведующий почтовым отделением. Это очень ответственная работа. Ведь очень много писем, газет, посылок, журналов проходит через почтовое отделение каждый день.

Воспитатель: Как нам больше информации узнать, о работе почты, почтальонов и др. работников?

Ответы: (спросить у взрослых, прочитать в книге, посмотреть в интернете).

Воспитатель предлагает детям узнать, как можно больше информации о профессии почтальон и людей других специальностей через просмотр видеоролика или презентации.

После просмотра видеоролика или презентации воспитатель предлагает детям погрузиться в игру.

Создание проблемной ситуации.

ИКТ

(Просмотр видеоролика или презентации о работе почты России «Почтальон»)

Включение педагога в игру – принятие на себя роли. (не всегда)

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы. Принимают решения вместе с педагогом

Самостоятельно распределяют роли.

Дети самостоятельно распределяют различные роли в соответствии с сюжетом игры; используют необходимые  атрибуты для игры

3.Игровая ситуация

4.Выход из игры

Воспитатель: Нам нужно распределить   роли (выбрать тех ,кто работает на почте) , чтобы у нас получилась игра. При помощи волшебного мешочка, где лежат кружочки разного цвета (красный, зеленый, синий, желтый, оранжевый); распределяются роли.

Правило: ребенок, вытащив кружок красного цвета идет в зону , где стоит  табличка с красным кружком.; ребенок вытащив кружок желтого цвета идет к зоне с табличкой желтого цвета и т.д.

Воспитатель с помощью наводящих вопросов подводит детей к тому, кто какие действия выполняет. И какой диалог ведет.

Кто такой почтальон? Что он делает?  Ответы детей.

Кто такой оператор почтовой связи? И что делает?

Кто такой сортировщик? Что она делает?

Кто такой телеграфист? Что он делает?

Кто такой клиент? Что он делает?

3. Дидактическая игра «Что лишнее?»

Воспитатель: показывает детям иллюстрации, где изображены предметы нужные и не нужные для работы почтальона

Дети: называют лишние предметы

4.Беседа «Правила поведения в общественных местах»

Воспитатель: спрашивает детей о правилах поведения в общественных местах.  Что можно делать? А что нельзя?

5. Самостоятельный процесс сюжетно- ролевой игры.

Разговор педагога с детьми об игре.

- Интересно ли было играть вместе?

- Что бы хотели добавить в игру или изменить?

- Кто ,заинтересовался  профессиями почты России?

Воспитатель: благодарит детей за хорошую игру и предлагает по желанию продолжить игры по интересам.

Наблюдение, советы, руководство за игрой, напоминания.

Дети рассматривают иллюстрации к игре, слушают и отгадывают

Дети, разобравшие роли по цвету кружков, расходятся по зонам, занимают места в центрах почтового отделения:

 РАБОТА В ОТДЕЛАХ почты:

1. Отдел по приёму и выдаче бандеролей и посылок -оператор

2.Отдел по работе с клиентами -оператор

3.Отдел Телеграфа- Телеграфист

Продолжаются игры по интересам

Дети самостоятельно умеют согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдают в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, свободно общаются со взрослыми и детьми, разворачивают ролевой диалог.

Дети умеют подбирать предметы и атрибуты для игры.

Дети умеют поддерживать беседу, анализировать игровые действия товарищей.

                                   

                                                Взаимодействие с родителями и социальными партнерами в ходе игры

Рекомендации по взаимодействию с ребенком в домашних условиях

Совместная деятельность

Наглядная информация

Показать ребенку корреспонденцию, которую вы вынимаете из почтового ящика: газеты, журналы, письма, открытки;

Показать ребенку письмо, почтовую марку, конверт, телеграмму, прочитать, откуда пришло письмо, телеграмма;

Рассказать, как письмо и телеграмма попали в ваш дом из другого города;

Показать, как написанное письмо вкладывают в конверт, запечатывают, пишут адрес на конверте, опустить письмо вместе с ребенком в почтовый ящик;

Показать ребенку посылку;

Рассказать о профессиях работников почты (почтальона, телеграфиста);

Предложить ребенку самостоятельно вынуть из почтового ящика корреспонденцию и сказать, что пришло по почте;

Вместе с ребенком сходить на почту, где обратить его внимание на труд почтовых работников.

Совместно с ребенком сделать конверт из бумаги

Оформление маршрута для доставки газет, журналов, писем.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта нод с переходом в сюжетно-ролевую игру "Спасатели"

Технологическая карта беседы  с переходом в сюжетно – ролевую игру «Поликлиника»...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «Салон красоты»

Расширить знания детей о профессии парикмахера, его трудовых процессах, предметах – помощниках. Сформировать у детей умение развивать сюжет на основе полученных знаний, передавать в игре трудовы...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «С мамой за покупками»

Расширить знания детей о профессии продавца, его трудовых процессах, предметах – помощниках, смежных профессиях ( продавец – консультант, продавец – кассир, ...

Технологическая карта беседы с переходом в сюжетно – ролевую игру «С мамой за покупками»

С введением ФГОС ДО в воспитательно-образовательное пространство ДОУ по – прежнему остаются актуальными вопросы развития детской игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности ребё...

Методическая разработка технологической карты на тему: Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей группе.

Аннотация И.В. ЖердевойМетодическая разработка технологической карты на тему:Организация проекта сюжетно – ролевой игры «Полет на самолете» во второй младшей  группе.В работе пр...

Технологическая карта. Раздел «Развитие игровой деятельности». «Сюжетно - ролевая игра» в старшей группе.

Цель: формирование информационной безопасности воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде....