Программа Кружка «Весёлые ладошки» Группы «Мультяшки» от 3до 4 лет.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Козлова Наталья Владимировна

Кружок «Весёлые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа Кружка

«Весёлые ладошки»

Группы «Мультяшки» от 3до 4 лет.

                                                                 

                                                                     Антоненко Ю.С

                                                                     Козлова Н.В.

 

  1. Целевой раздел.
  1.  Пояснительная записка

 «Источники способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря,

 идут тончайшие ручейки,

 которые питают источник

 творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Кружок «Весёлые ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику – массировать пальчики.

Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы:

  • игра и упражнения
  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание) аппликация.

Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем.  В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань различной фактуры, нитки, крупы, пуговицы и др.)

Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы.

На занятиях планируется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.

Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: рисование, аппликация, лепка из пластилина, конструирование.

  1. Цели и задачи реализации программы:

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

Задачи:

Формирование  произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином;

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

  1. Принципы и подходы к формированию программы

При разработке программы учитывала следующие принципы:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

 - содействование и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

 - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

-  сотрудничество Организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

Внедрять в процессе работы  с детьми

- обучение, ведущее  за собой развитие и ориентирующее педагогов на  построение образования в зоне ближайшего развития ребенка;

 -  учет этнокультурной ситуации развития детей.

- дошкольного образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей, предполагающий связанность, взаимопроникновение и взаимодействие отдельных образовательных областей, обеспечивающих целостность образовательного процесса;

- (объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса)

  1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики

Эмоциональное развитие детей этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки. Действия и поступки  ситуативны, последствия их ребенок не представляет.  3–4-летние дети усваивают нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Характерно, что дети не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому.  В три года дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  Воспитанники достаточно самостоятельны в самообслуживании: самостоятельно едят, одеваются, раздеваются, умываются, пользуются носовым платком, расческой, полотенцем, при помощи и контроле взрослого выполняют отдельные процессы в хозяйственно-бытовом труде, труде в природе. Двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования. Ребята начинают осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию. В этом возрасте ребята знакомы с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий), формой  предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник.  Представления детей четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены психологическими особенностями возраста и непосредственным опытом. Малыши знакомы с предметами ближайшего окружения, их назначением, с назначением некоторых общественно-бытовых зданий; имеют представления о знакомых средствах передвижения, праздниках, свойствах воды, снега, песка; различают и называют состояния погоды. Внимание детей непроизвольное, малыши могут заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий. Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.  Мышление 3-летних детей - наглядно-действенное: малыши решают задачи путем непосредственного действия с предметами. Воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре.  Малыши действуют с одним предметом и воображают на его месте другой.  В младшем дошкольном возрасте дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра  детей  скорее рядом, чем вместе. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Мальчики в игре более общительны, отдают предпочтение большим компаниям, девочки предпочитают тихие, спокойные игры, в которых задействовано 2-3 подруги.    Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младших дошкольников состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинают использовать в речи сложные предложения.  Круг чтения детей пополняется новыми произведениями, но известные тексты вызывают интерес. С помощью взрослых ребята называют героев, сопереживают добрым, радуются хорошей концовке. Они с удовольствием вместе со взрослым рассматривают иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывают о персонажах и ситуациях.  

В лепке дети создают изображение путем отщипывания, отрывания комков, скатывания их между ладонями и на плоскости и сплющивания. В аппликации -  располагают и  наклеивают готовые изображения знакомых предметов, меняя сюжеты, составляют узоры изгеометрических форм, чередуя их по цвету и  величине. Конструирование носит процессуальный характер.

  1. Педагогические условия реализации программы

Материально-техническая база:
- групповая комната (столы);
- образцы поделок;
- рабочий материал
Внешние условия:
- организация выставок

  1. Факторы успешности реализации программы.

 Совместная работа воспитателя с детьми вне занятий;

 Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Работа с разнообразными материалами.

Адаптированная технология с различными материалами для детей дошкольного возраста.

Разработанные циклы занятий и разнообразные формы их организации.

  1. Планируемые результаты освоения программы

Дети должны знать:
-правила техники безопасности;
-основные формы штриховки;
-основные правила склеивания;
-некоторые приёмы лепки.

Должны уметь:
-работать с различными предметами;
-правильно держать кисть, карандаш;
-пользоваться клеем, салфеткой;
-заштриховывать изображение;
-изготавливать поделки в технике «аппликация» по образцу;
-повторять пальчиковые гимнастики за воспитателем;
-выполнять несложные техники рисования.

  1. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка.

Содержание психолого-педагогической работы с детьми 2-7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей

наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.

При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.

Проявлять интерес к материалам краеведческого содержания. Иметь представления о своей семье, близких родственниках;   ориентироваться в детском саду и на его участке, иметь элементарные представления о труде сотрудников детского сада. Иметь общие представления об автомобильном транспорте в ближайшем окружении. Иметь конкретные представления о признаках живого на примере растений и животных родного края, особенностях сезонных изменений; своеобразии погоды в разные сезоны.  Узнавать  птиц . Различать некоторые характерные для данной местности виды деревьев и кустарников, трав (по листьям, цветкам, плодам, запаху почек и цветков). Понимать срочность и необходимость помощи птицам и другим животным,  следить за тем, чтобы в кормушках был корм. Знать и соблюдать правила поведения в природе. Проявлять интерес  семейному быту в далекие времена,  видеть отличия от современности.

2.3.Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик.

Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно в процессе всей его жизнедеятельности. В то же время освоение любого вида деятельности требует обучения общим и специальным умениям, необходимым для ее осуществления.        Особенностью организации образовательной деятельности по Программе является ситуационный подход. Основной единицей образовательного процесса выступает образовательная ситуация (проблемная ситуация), то есть такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения.         Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности.  Особенностью  образовательной  ситуации  является  появление образовательного  результата  (продукта)  в  ходе  специально  организованного взаимодействия  воспитателя  и  ребенка.  Такие  продукты  могут  быть  как материальными (рассказ, рисунок, газета, журнал, книжка-малышка, поделка, коллаж, экспонат для выставки, коллекция и т.п.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций.        Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом  содержании в рамках проектной деятельности.       Образовательные  ситуации  используются  в  процессе  непосредственно организованной  образовательной  деятельности.  Главными  задачами  таких образовательных ситуаций являются формирование у детей новых умений в разных видах деятельности и представлений, обобщение знаний по теме, развитие способности рассуждать и делать выводы. Воспитатель создает разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в  ситуации  задачи,  проявлять  эмоциональную  отзывчивость  и  творчество. Организованные воспитателем образовательные ситуации ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу. Активно используются игровые приемы, разнообразные виды наглядности, в том числе схемы, предметные и условно-графические модели. Назначение образовательных ситуаций состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта детей: в освоении новых, более эффективных способов познания и деятельности; в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей в повседневной жизни и требуют для их освоения специальных условий. Успешное и активное участие в образовательных ситуациях подготавливает детей к будущему школьному обучению. Воспитатель также широко использует ситуации выбора (практического и морального). Предоставление дошкольникам реальных прав практического выбора средств, цели, задач и условий своей деятельности создает почву для личного самовыражения и самостоятельности.        Образовательные ситуации могут включаться в образовательную деятельность в режимных моментах. Они направлены на закрепление имеющихся у детей знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.        Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.       Ситуационный подход дополняет принцип продуктивности образовательной деятельности, который связан с получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.). Принцип продуктивности ориентирован на развитие субъектности ребенка в образовательной деятельности разнообразного содержания. Этому способствуют современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр- оболочек и игрпутешествий, коллекционирования, экспериментирования, ведения детских дневников и журналов, создания спектаклей-коллажей и многое другое.        Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста.        В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. В сетке непосредственно образовательной деятельности игровая деятельность не выделяется в качестве отдельного вида деятельности, так как она является основой для организации всех других видов детской деятельности.       Игровая  деятельность  представлена  в  образовательном  процессе  в разнообразных формах — это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные  игры,  игры-путешествия,  игровые  проблемные  ситуации,  игры-инсценировки, игры-этюды и пр. При этом обогащение игрового опыта творческих игр детей тесно связано с содержанием  непосредственно  организованной  образовательной  деятельности.       Организация  сюжетно-ролевых,  режиссерских,  театрализованных  игр  и  игр-драматизаций осуществляется преимущественно в режимных моментах (в утренний отрезок времени и во второй половине дня).       Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности.        В сетке непосредственно организованной образовательной деятельности она занимает отдельное место, но при этом коммуникативная деятельность включается во все виды детской деятельности, в ней находит отражение опыт, приобретаемый детьми в других видах деятельности.        Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира  взрослых  и  детей,  деятельности  людей,  знакомство  с  семьей  и взаимоотношениями людей, городом, страной и другими странами), безопасного поведения,  освоение  средств  и  способов  познания  (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.      Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс  слушания  детьми  произведений  художественной  и  познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Чтение может быть организовано как непосредственно чтение (или рассказывание сказки) воспитателем вслух и как прослушивание аудиозаписи.      Конструирование и изобразительная деятельность детей представлена разными  видами  художественнотворческой  (рисование,  лепка,  аппликация) деятельности.  Художественно-творческая  деятельность  неразрывно  связана  со знакомством  детей  с  изобразительным  искусством,  развитием  способности художественного восприятия. Художественное восприятие произведений искусства существенно обогащает личный опыт дошкольников, обеспечивает интеграцию между познавательно-исследовательской,  коммуникативной  и  продуктивной  видами деятельности.

2.4. Система деятельности педагога по поддержке детской инициативы

Рисование манкой, солью. Дети рисуют непосредственно пальцами и ладошками, рисовать можно двумя руками. С помощью соли или манки ребята легко меняют детали изображения и на одной и той же рабочей поверхности рисуют бесконечное число раз. Рисунки получаются интересные, разнообразны и непредсказуемы. Работа с пластилином, процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев.ОД по художественному творчеству (нетрадиционная аппликация (обрывание) Тема: «Рыбка». Рисование развивает и воспитывает у ребёнка чувство вкуса, аккуратность, усидчивость, трудолюбие, но также способствует развитию моторики рук, которая так необходима ребёнку дошкольного возраста. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. В свободное время можно поиграть с детьми.  Вечером можно провести представление совместно с детьми обыграть любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» в разных вариантах театра: настольный плоскостной и объемный, фланелеграф, пальчиковый. Это хорошее средство для развития движений пальцев и речи детей. Игра с песком «Строим мир» Использование именно игр в песок позволяет достигать хороших результатов при решении ряда задач: формирование коммуникативных умений, снятия тревожности, развития мелкой моторики и др. Песок опосредованно способствует развитию речи: развиваем мелкую моторику. Игры с конструктором. Развитию мелкой моторики способствует конструирование, что развивает ловкость пальчиков и умение ориентироваться в пространстве. Оснащение предметно развивающего пространства по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста уголок для развития мелкой моторики рук с разнообразным материалом и дидактическими играми на развитие мелкой моторики рук. Игры, изготовленные руками взрослых из бросового материала для развития мелкой моторики и ознакомления с окружающим миром. Уголок изодеятельности, где дети могут самостоятельно лепить, рисовать, развивая творчество, воображение, самостоятельность и мелкую моторику рук. Театральный уголок, где дети самостоятельно и совместно с воспитателем могут инсценировать знакомые сказки.

2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллективас семьями воспитанников

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» Цель: помочь осуществлять целенаправленную работу по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях. 1. Игра «Песочница» на кухне. (рисование на крупе) 2. Игра «Мозаика из пробок». (выложить рисунок из пуговиц или пробок) 3. Игра «Шагаем в пробках». Рекомендации родителям. С.А. Тимофеева, А.А. Шевченко: Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях в детском клубе. Екатерина Шмелева: Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей 2-4 лет. Родительское собрание «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» Цель собрания: воспитание культурно-гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды как неотъемлемой части культуры поведения.  Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо сделать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. При этом обязательно учитывается возрастная особенность детей – стремление к самостоятельности

Обмен мнениями.Таким образом, разные виды деятельности, используемые в работе с детьми в детском саду, а родителями дома, при целенаправленном их применении способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в- третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Работая над развитием мелкой моторики у детей, способствует решению целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика» «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

III.Организационный отдел

3.1.Особенности организации предметно-пространственной    развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе строится сучетом возрастных особенностей детей, охраны и укрепления здоровьявоспитанников. Предметно-пространственная среда обеспечиваетвозможность общения и совместной деятельности детей и педагогов,двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

 В предметно-пространственной среде мы используем разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей “Театр пальчиков”, “Театр рукавичек". В группе есть современные конструкторы с сюжетными персонажами и транспортом. Различные деревянные конструкторы. Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборныеигрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольнопечатные игры. - Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, камушки)для счета.- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей) и так далее.

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности,научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками. Предметноразвивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. В группе всё доступно каждомуребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальныеособенности и возможности развития. Созданы условия для накоплениятворческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действиясо знакомыми или совсем не знакомыми объектами. Предметно –пространственная среда группы создает комфортное настроение,способствует эмоциональному благополучию детей.

3.2. Материально-техническое обеспечение Программы

Предметная среда необходима для развития всех детских видов деятельности. В дошкольной образовательной организации она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие ребёнка. Развивающая предметная среда должна быть    оборудована с учётом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению.

Сюда относятся: предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда для занятий.

Всё пространство используется для усиления познавательного и художественно-эстетического развития детей.

    Объекты социальной среды

Образовательная среда для детей дошкольного возраста очерчена достаточно широким кругом. Для целей формирования основ культуры здорового образа жизни такой диапазон имеет важное значение, поскольку все приобретаемые навыки используются ребёнком не только в дошкольной образовательной организации, но и реализуются в быту, в семье.

В этой связи просветительская работа с родителями, иными членами семьи выходит на первый план.

3.3. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Пособие для родителей в виде книжки «Развитие моторики у детей 3-4лет», использование которого обеспечивает успешность реализации Программы.

Дидактические материалы:

- иллюстрации, репродукции.

Учебно-методическое сопровождение:

- карточки с изображением выкладываемых предметов;

- карточки с изображением образцов;

Материально-техническое обеспечение:

- массажные мячики;

- коробочки с крупой;

- шнуровки, пазлы, мозаики;

- комплекты для изобразительного творчества (пластилин, краски, фломастеры, цветные карандаши, коврики для лепки, салфетки для рук и  т.д.)

3.5 Оценка результативности программы

1.Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2.Овладение разными видами ручной умелости.

3.Овладение приемами работы с разными инструментами.

4.Творческое применение изученных техник, приемов и материалов в художественной деятельности.

5.Овладение нормами этики поведения.

Количество и продолжительность занятий в месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

4/

60 мин.

5/

75

мин.

4/

60 мин.

5/

75

мин.

3/

45 мин

4/

60 мин.

4/

60

 мин

5/

75 мин

4/

60

мин

Количество занятий в неделю - 1

Количество занятий в год - 38

Продолжительность 1 занятия    15  мин

Продолжительность  занятий в год – 570 мин. – 9,5 часа

Приложение 2

Планирование образовательной нагрузки

Расписание занятий

Приложение 3

Возраст детей

Продолжительность организованной образовательной деятельности в день

Максимально допустимый объем нагрузки во второй половине дня

От 3 до 4 лет

10-15 минут

15 мин.

День недели

Название деятельности

Время

Четверг

Развитие мелкой моторики

15.45-16.00

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 

Учебный план

Сентябрь 1-2 недели

Тема «Мой любимый детский сад».

1.Пальчиковая гимнастика: «Солнышко» «Наш мизинчик утром встал », «Пальчики».

2.Игра с горохом или бобами (выложить игрушку).

 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

 4. Раскрась узор.

Сентябрь 3 неделя

Тема «Игры и игрушки».

1.Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзине», «Игрушки», «Шарик».

 2. Игры с пуговицами.

 3. дидактическая игра «Волшебная шкатулка».

 4. Игра с грецкими орехами «Не урони».

5. Раскраска изображения «Юла». (Штриховка, лабиринт).

Сентябрь 4 неделя

Тема «Овощи».

1. Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты», «Хозяйка», «Овощи».

 2. Фигурки из палочек (овощи).

 3. Дидактическая игра «Золушка» (с крупами).

4. Игра с карандашом, удерживание между пальцами.

 5. Раскраска изображения «Овощи».

Октябрь 1 неделя

Тема «Фруктовый рай».

1.Пальчиковая гимнастика: «Фрукты», «Апельсин», «В сад за сливами».

 2. Фигурки из палочек.

 3. Игра «Выложи помидор»

 (с горохом) .

 4.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

 5. Лепка «Фрукты».

 6. Раскраска изображения «Яблоко».

Октябрь 2 неделя

Тема «В царстве грибов и ягод».

1. Пальчиковая гимнастика: «Едет белка…», «Гриб-боровик», «Собираем ягоды».

 2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

 3. Игра с перловкой (грибы) .

 4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек, найти грибок среди других предметов».

 5. Игры с прищепками.

 6. Раскраска изображения «Грибок».

Октябрь 3 неделя

Тема «Осенние странички»

1.Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Осенние листочки», «Вышел дождик погулять».

 2. Фигурки из палочек «Дерево».

 3. Самомассаж с еловыми шишками.

 4. Ниткография (осенние деревья).

 6. Обведение изображения дерева через кальку.

Ноябрь 1-2 неделя

Тема «Одежда, обувь, головные уборы».

1. Пальчиковая гимнастика:  «Волшебные шапочки», «Не плачь куколка моя».

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.

 4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь)

 5. Обведение изображения платья через кальку.

Ноябрь 3 неделя

Тема «Посуда».

1. Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду моем», «Солнышко».

 2.Игра «Выложи посуду» (фасоль .

 3. Аппликация из сухих листьев.

 4. Игры с шишками.

 5. Обведение изображения тарелку через кальку.

Ноябрь 4 неделя

Тема «Птицы».

1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птицка-невеличка».

 2. Фигурки из палочек (птица) .

 3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать птицу.)

 4. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Раскрась  рисунок «Птица».

Декабрь 1-2 неделя

 Тема «Зима»

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежки», «Солнышко».

 2. Фигурки из палочек (Снежинка).

 3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

 4. Игра «Кольцеброс».

 5.Раскраска рисунка «Снежинка», не выходя за контур.

Декабрь 3неделя

Тема «Пришла волшебница зима».

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлоп», «Мороз»

 2. Дидактическая игра: «Разноцветные льдинки».

 3. Работа с ватой (снежные сугробы)

 4. Рисование «Снежинки».

 5. Обведение изображения тарелка через кальку.

Декабрь 4неделя

Тема «Новый год у ворот».

1. Пальчиковая гимнастика: «Подарки», «Ёлочка», «Наряжаем елочку».

 2. Фигурки из палочек (Ёлочка)

 3. Обрывание салфетки (игрушки для ёлочки)

 4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

 5. Раскраска рисунка «Нарядная ёлочка», не выходя за контур.

Январь

2-3

неделя

Тема «Животные наших краев».

1. Пальчиковая гимнастика «Едет белка», «Мишка».

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать зайца.)

 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 6. Раскрась  рисунок «Лиса», не выходя за контур.

Январь

2-3

неделя

Тема «Домашние животные».

1. Пальчиковая гимнастика:  «Котик», «Идет коза рогатая …».

 2.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.

 4. Работа с природным материалом «Пес Барбос».

 5. Обведение изображения  через кальку.

Февраль

1-2

неделя

Тема «Я человек».

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки».

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

 3. Аппликация из сухих листьев.

 4. Самомассаж с массажным мячом.

 5. Игра «Мозаика».

 6. Раскрась  рисунок «Человек», не выходя за контур.

Февраль

3неделя

Тема «Моя семья».

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал».

 2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

 3. Дидактическая игра «Эмоции».

 4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Обведение изображения  через кальку.

Февраль 4неделя

Тема «Мои друзья».

1. Пальчиковая гимнастика: «Мальчик - пальчик», «Детки».

2. Фигурки из геометрических фигур (человечек) .

 3. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 4. Самомассаж с сосновыми шишками.

 5. Игра «Мозаика».

 6. Раскрась  рисунок «Человек», не выходя за контур.

Март

1неделя

Тема «Весна».

1. Пальчиковая гимнастика: «Дождик», «Солнышко».

 2. Фигурки из цветных шнурков (Солнышко).

 3. Дидактическая игра «Найди два одинаковых».

 4. Игра «Красивые бусы для мамы».

 5.Раскраска рисунка «Солнышко», не выходя за контур.

Март

2неделя

Тема «Растения».

Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики».

2.Игра с горохом или фасолью.

 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

 4. Аппликация «Береза».

5.Раскрась узор.

Март

3неделя

Тема «Транспорт».

1.Пальчиковая гимнастика: «Машинка», «Кто приехал».

 2. Фигурки из палочек (грузовик).

 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 4. Работа с конструктором «Лего» (гараж).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Обведение изображения машины  через кальку.

Март

4неделя

Тема «В мире бумаги».

1. Пальчиковая гимнастика:  «Доброе утро», «Дружат пальчики».

 2.Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 3. Плетение ковра из разноцветных полосок картона.

 4. Оригами «Колобок».

 5. Обведение изображения  через кальку.

Апрель

1неделя

Тема «Перелетные птицы».

1. Пальчиковая гимнастика «Сорока-ворока», «Птицка-невеличка».

 2. Игра с фасолью (выложить птицу).

 3. Дидактическая игра «Найди пару».

 4. Игра «Кегли».

 6. Раскрась  рисунок «Птица», не выходя за контур.

Апрель

2неделя

Тема «Комнатные растения».

Пальчиковая гимнастика: «Наш мизинчик утром встал», «Пальчики».

2. Самомассаж с еловыми шишками.

 3.Дидактическая игра для пальчиков «Чудесный мешочек».

 4. Рисование ватными палочками «Хлорофитум».

5. Обведение изображения  через кальку.

Апрель

3неделя

Тема «Продукты».

1. Пальчиковая гимнастика:  «Солнышко», «Пальчики».

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Дидактическая игра «Съедобное- не съедобное»

 4. Лепка из соленого теста «Бублики».

 5. Обведение изображения через кальку.

Апрель

4неделя

Тема «В мире сказок».

1. Пальчиковая гимнастика «Колобок», «Мишка».

 2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, липучками.

 3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать Колобка.)

 4. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

 6. Обведение изображения Колобка через кальку.

Май

1-2

неделя

Тема «Насекомые».

1. Пальчиковая гимнастика:  «Бабочка капусница», «Муравьишка».

 2.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 3. Плетение ковра из разноцветных ленточек.

 4. Аппликация с природным материалом «Бабочка».

 5. Обведение изображения  через кальку.

Май

 3неделя

Тема «Красивые цветы».

1. Пальчиковая гимнастика «Пион», «Ромашка, василек»

 2. Фигурки из палочек (цветок) .

 3. Работа с мукой (кончиком пальцев на муке нарисовать ромашку.)

 4. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Раскрась  рисунок «Цветок», не выходя за контур.

Май

4неделя

Тема «Сказочный дом».

1.Пальчиковая гимнастика: «Пальчики дружат», «Кто приехал».

 2. Фигурки из палочек (многоэтажный дом).

 3. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 4. Работа с конструктором «Лего» (домик для куклы).

 5. Игра «Волшебная шкатулка».

 6. Обведение изображения дома  через кальку.

Перечень литературных источников:

Литература.

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991

2. Дошкольное воспитание. 1983, No 3; 1988, No 9; 1998, No 9; 2000, No 5

3. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986

4. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.

5. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М., «Олма-Пресс», 2001

6. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. No 3, 1989, с. 44-49

7. Леонтьев "Проблемы развития психики" М., 1981 г., стр. 168-169.

8. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001

9. Павлова Л. Значение развития действий рук.// Дошкольное воспитание. 1984, No1

10. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

11. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы

Рабочая программа кружка"Волшебные ладошки"для второй младшей группы....

Программа работы кружка «Весёлые ладошки» в средней группе

«Чем больше мастерства в детской руке,...

ПРОГРАММА КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ» ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №16

                     ПРОГРАММА КРУЖКА       ...

Программа кружка "Весёлые ладошки"

Кружок нетрадиционных техник  рисования...

Рабочая программа кружка «Умелые ладошки» (средняя группа)

Рабочая программа кружка«Умелые ладошки» (средняя группа)...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит ...

Рабочая программа кружка во второй группе раннего возраста "Весёлые ладошки"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена для детей 2-3 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит...