Проект «Маленькие помощники» Трудовое воспитание детей раннего возраста.
проект (младшая группа)

Федоточкина Мария Михайловна

Этапы реализации и содержание проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_pomoshchniki_trudovoe_vospitanie.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 53 (второй корпус) Красносельского района СПб)
Петергофское шоссе, д. 84, корп. 20 Санкт-Петербург



                                                      Проект

«Маленькие помощники»

Трудовое воспитание детей раннего возраста.













 
                                               
Подготовила:

Федоточкина Мария Михайловна
Воспитатель I квалификационной категории

                                                                                                  


                                                             Санкт – Петербург  2022г.

Пояснительная записка

                                                                    Воспитание не только должно

                                                                    развивать разум человека и дать

                                                                    ему известный объем сведений,

                                                                    но должно зажечь в нем жажду

                                                                    серьезного труда, без которой

                                                                    жизнь его не может быть ни

                                                                    достойной, ни счастливой…

                                                                                   К. Д. Ушинский 

Трудовая деятельность и способности к ней формируются ещё в раннем детстве. Немаловажную роль в этом процессе играет семья. Уже в этом возрасте родители должны давать малышу посильные задачки, такие как сборка игрушек в ящик, протирание предметов от пыли, мытье лица и рук, сохранение порядка в одежде. Только так ребенок будет с уважением относиться не только к своему труду, но и к усилиям других.

 Ранний возраст — это начальный период трудового воспитания детей. Именно в это время закладываются предпосылки для трудовой деятельности. Малыш уже может понять связь между совершенным действием и полученным результатом. В раннем детстве развиваются произвольные движения и орудийные действия. Малыш уже способен выполнять продуктивную деятельность. Более того, в нём заложено стремление решать простенькие задачки без помощи взрослых. Развитие орудийных действий позволяет малышу пользоваться ложкой, чашкой, лопаткой и другими подобными предметами. Позже ребенок научается снимать носки, расстегивать пуговицы и т. п. За счёт овладения простыми действиями у ребенка вырабатываются двигательные умения и навыки и интерес к трудовой деятельности.

На втором году жизни закладывается развитие самообслуживания. Сначала малыши учатся чему-то, затем закрепляют полученные умения. К трем годам самообслуживание начинает усложняться. Дети непросто моют руки или снимают штанишки, а делают это осознанно, в определенном порядке. Естественно, что малышам пока ещё не обойтись без помощи родителей.

Обучение трудовым действиям должно происходить индивидуально, в процессе ухода за ребенком и общения с ним. Взрослый должен объяснить и показать малышу, как совершить то или иное действие. Сначала это может быть одна задачка, а затем несколько последовательных действий. Взрослый может помочь ребенку правильно взять в руки ложку или подать ему тарелку с хлебом, чтобы отнести её на стол. В некоторых случаях родитель должен действовать руками малыша, чтобы он понял, как совершается то или иное действие.

Когда ребенок освоит элементарные трудовые действия, ему нужно только подсказывать, что необходимо сделать. Помощь может быть только пока ещё в трудных для малыша ситуациях. После правильного выполнения действия ребенка нужно похвалить. Это не только вызовет радость у малыша, но и даст стимул к возникновению желания сделать ещё что-нибудь полезное.

Самообслуживание формируется в игре. Можно предложить малышу раздеть и одеть куклу. В этой игре ребенок учится расстегивать и застегивать одежду.

«Здоровье детей - богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.

     Цель проекта:

  Создать условия для формирования интереса воспитанников к труду и удовлетворение их потребности трудиться.

 Задачи проекта:

Формировать у детей навыки самообслуживания.

  1. Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания, одевания, раздевания.
  2. Формировать представление о безопасном способе выполнения простейших трудовых поручений.
  3. Развивать навыки хозяйственно-бытового труда.
  4. Приобщать воспитанников к труду в природе.
  5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.

Участники проекта: воспитатели, дети ясельной группы, родители.

Тип проекта: долгосрочный, игровой.

Сроки реализации проекта: с марта –  по май 2022г.
                           
                        ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предполагаемый результат проекта для детей:

Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:

- Дети при небольшой помощи взрослого одеваются и раздеваются в определенной последовательности.

- Проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых).

- Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.

- В присутствии взрослых выполняют простейшие трудовые поручения, оказывают посильную помощь к труду в природе.


Предполагаемый результат проекта для родителей:

- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.

- Укрепление связей между детским садом и семьёй.

- Повышение педагогической компетентности родителей в воспитании у детей младшего возраста культурно- гигиенических навыков и навыков

самообслуживания, в выполнении детьми простейших трудовых поручений, оказание посильной помощи.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

- Дидактические игры и упражнения;

- Беседа;

- Чтение;

- Познавательная деятельность.

     ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

- Индивидуальные беседы;

- Стендовые консультации;

- Папка-передвижка «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».



Этапы реализации и содержание проекта

I этап – подготовительный

№№

п/п

Содержание деятельности

Цель:

Сроки

1.

Изучение методической литературы.

Получение информации о данной проблеме.

март

2.

Использование потешек в режимных моментах.

Обозначение роли малых фольклорных форм в воспи-тании,  обучении детей ран-него возраста.

Постоянно

3.

Использование  картотеки

потешек используемых в

режимных моментах.

Использование потешек в режимных моментах в вос-питании, обучении детей раннего возраста.

Весь период

4.

Изготовление картотеки игр по трудовому воспитанию.

Правильное воспитание ребёнка и своевременная выработка у него необходимых трудовых навыков. 

март


II этап – основной

Взаимодействие с родителями

№№

п/п

Тема

Форма работы

Сроки

1.

«Формирования культурно-гигиенических навыков».

Папка-передвижка

март

2.

март

3.

«Как одевать ребенка в весенний период».

Папка-передвижка

апрель

4.

«Трудовое воспитание детей раннего возраста».

Консультация

апрель

5.

«Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки».

Консультация

май

6.

«Участие в субботнике»

организация родителей для уборки территории; организация чаепития после уборки территории, похвала родителей и ребят за помощь.

май


Работа с детьми

№№

п/п

Содержание деятельности

Цель:

Сроки

САМООБСЛУЖИВАНИЕ

Питание

1.

Пр/упр. «Послушная ложка».

Чт.потешки «Вот ложка, вот чашка».

формировать у детей КГН, познакомить с правилами поведения за столом, учить правильно держать ложку.

март

2.

Пр/упр. «Ложка за ложкой».

формировать у детей КГН, познакомить с правилами поведения за столом, учить правильно держать ложку.

Постоянно

3.

С/игра «Напоем кукол чаем».

учить детей сервировать стол для «Чайной посуды (чашка, блюдце, ложка, чайник, изделия к чаю).

март

4.

Пр/упр. «За столом»

Учить детей кушать самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться на тарелкой.

Постоянно

5.

С/игра «Мама готовит обед»

учить детей при помощи взрослого объединять несколько игровых действий (выбор продуктов приготовление обеда, сервировка стола).

апрель

6.

«Волшебное слово – спасибо»

Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.

Постоянно

7.

С/игра «Кукла Маша готовится к завтраку».

Воспитывать у детей КГН, учить выполнять последовательные действия.

май

8.

Д/игра «Подбери посуду для куклы».

формировать умение использовать посуду по назначению воспитывать находчивость, внимание.

май

Умывание

1.

Рассматривание картинки

«Дети моют руки»

Формировать у детей представления о процессе умывания. Развивать образное мышление, учить по картинке понимать цепь взаимосвязанных и последовательных действий.

март

2.

П/упр. «Умываемся» Чтение стихотворения «Кран откройся»

Формировать у детей КГН учить тщательно мыть руки, пользоваться индивидуальным полотенцем.

Постоянно

3.

Чтение потешки «Водич-ка, водичка».

Формировать у детей КГН учить тщательно мыть руки, умываться. Учить повторять слова знакомой потешки.

Постоянно

4.

Пр/упр. «Самые аккуратные»

Чтение К.Чуковского «Мойдодыр»

Учить детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость.

апрель

5.

П/упр. «Чистые ручки»

Учить намыливать и промывать каждый пальчик, вытирать руки индивидуальным полотенцем.

апрель

6.

И/упр. «Зайка умывается»

формировать навыки умывания умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо.

май

7.

С/игра «Купание куклы Кати»

Помочь детям запомнить и научить употреблять в речи названия предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода; показывать детям как интересно можно играть с куклой.

май

Одевание  (раздевание)

1.

Д/упр. «Туфельки поссорились-подружились».

Учить детей правильно одевать туфельки.

Постоянно

2.

 «Что наденем на прогулку» рассматривание картинок

Помочь детям запомнить последовательность одевания. Побуждать использовать в речи названия предметов одежды.

март

3.

П/упр. «Одевай-ка».

Учить детей правильно надевать различные предметы одежды, при необходимости обращаться за помощью взрослых.

Постоянно

4.

С/игра «Игрушки готовятся ко сну».

Продолжать воспитывать навыки самообслуживания.

март

5.

П/упр. «Курточки-сапожки».

Формировать у детей навыки самообслуживания, учить при помощи воспитателя надевать различные предметы одежды.

Постоянно

6.

С/игра «Уложим кукол спать».

Формирование навыков самообслуживания, учить раздеваться в определенной последовательности и вешать одежду на стульчик.

апрель

7.

П/упр. «Собираемся на прогулку».

Учить детей при помощи взрослых переобуваться для прогулки, аккуратно ставить сменную обувь в кабинку.

Постоянно

8.

Беседа «Как мы одеваемся весной».

Побуждать детей называть предметы одежды, которые надевают весной.

май

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД

1.

Чтение потешки «Сорока».

Прививать любовь к устному народному творчеству.

март

2.

Наблюдение за трудом помощника воспитателя.

Дать представление о труде няни – кормит детей, моет посуду, пол.

март

3.

«Раскладывание книг в книжном уголке».

Продолжать учить детей раскладывать книги на свои места, воспитывать любовь к порядку.

апрель

4.

Чтение стих-я А. Благинина «Не мешайте мне трудиться».

Познакомить детей с орудиями труда: лейка, грабли, ведёрка.

апрель

5.

«Поможем дворнику в уборке участка».

Познакомить с работой дворника, расширять представления о трудовых действиях. Учить называть трудовые действия.

апрель

6.

Труд.пор. «Протереть игрушки».

Учить протирать игрушки влажными тряпочками.

Постоянно

7.

Игра-поручение «Моем игрушки».

Побуждать приносить в мойку игрушки для мытья.

Постоянно

8.

Труд. пор. «Помогаем убираться в группе»

Стимулировать желание оказывать помощь взрослым, поддерживать порядок в группе.

Постоянно

СОВМЕСТНЫЙ ТРУД СО ВЗРОСЛЫМИ

1.

Сбор игрушек и уборка их на место в конце прогулки.

Развивать желание выполнять необходимую работу, развивать выносливость силу.

Постоянно

2.

«Расстановка хлебниц (без хлеба) и салфетки перед обедом.

Оказание детьми посильной помощи помощнику воспитателя (няне).

Постоянно

3.

Помощь воспитателю в наведении порядка в игровых уголках

Закреплять умение убирать игрушки только на свои места; воспитывать любовь к порядку.

Постоянно

4.

Практическое упражнение «Чистые сапожки»

Учить детей с помощью взрослых приводить в порядок свою обувь после прогулки. Воспитывать уважение к труду няни.

Постоянно

5.

Игровая ситуация «Покажем мишке, какой у нас в группе порядок».

Учить детей с помощью взрослых поддерживать в группе порядок.

март

6.

Трудовое поручение «Чистим дорожки на участке детского сада»

Познакомить детей, для чего надо чистить дорожки, развивать выносливость.

апрель

7.

Уборка снега на участке.

Развивать физическую силу, учить правильно держать лопатку.

апрель

8.

Уборка игрушек.

Оказывать помощь воспитателю развивать стремление быть полезным всем.

Постоянно

РАБОТА В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ

1.

2.

Поместить иллюстрации с изображением весенних  изменений.

Формировать у детей представления о сезонных изменениях.

март

3.

«Полив комнатных растений».

Учить детей правильно поливать растения (под корень).

Постоянно

4.

«Огород на окне»

Посадка лука

апрель

5.

«Ухаживаем за комнатными растениями» (огород на подоконнике)

Учить детей ухаживать за огородом

Апрель - май

III этап – заключительный

№№

п/п

Содержание деятельности

Цель:

Сроки

1.

Фотовыставка «Мамины помощники».

закрепление у детей важности роли мамы в их жизни и понимания необходимости помогать ей.

май

2.

Презентация о проделанной работе

Создание презентации о проделанной работе.

май

Заключение

         Формирование трудовой деятельности у детей раннего возраста связано с тем, что увеличивается количество осваиваемых трудовых процессов, происходит освоение правильной последовательности действий. Маленькие дети способны при помощи и контроле взрослого выполнять отдельные процессы при самообслуживании, в хозяйственно-бытовом труде, и в труде в природе. Но нужно помнить, что в раннем возрасте главная задача – это формирование первоначальных знаний, умений, и навыков, а не их развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начи...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...

Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взросл...

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Актуальность: Труд - это  важнейшая составляющая человеческой  жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...