Трудовое воспитание детей раннего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Бабенкова Жанна Витальевна

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начинает осуществляться с двух лет (I мл. группа). Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Старооскольского городского округа муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №32 «Дружные ребята»

Консультация для родителей

 «Трудовое воспитание детей раннего возраста»

Воспитатель:

                                                        Бабенкова Ж.В.

Старый Оскол

                                                      октябрь, 2011 г.

Трудовое воспитание должно входить  в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начинает осуществляться с двух лет (I мл. группа). Труд, направленный на удовлетворение личных потребностей (самообслуживания), у маленьких детей связан с процессами одевания, раздевания, приема пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытье рук, пользование носовым платком и т.д.). Формирование тех или иных навыков самообслуживания начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением. Затем воспитатель выполняет действия вместе с детьми. Например, обучая детей мыть руки, он заворачивает рукава своей одежды, намыливает руки, трет их, смывает мыло, вытирает руки и только после этого побуждает детей повторить все операции в той же последовательности. При этом необходимо создать у детей хорошее настроение, используя разные потешки:

Беги чистая водичка,

Мы пришли умыться.

***

Чистая водичка

Моет Вове личико,

Настеньке ладошки,

А пальчики – Илюшке.

Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Он сопровождает свои действия словами, обозначающими последовательности (расстегивать сперва пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать вещи. Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать им о том, как огорчаются: туфельки, если у них смяты задники, не застегнуты ремешки. Если дети собираясь на прогулку начинают отвлекаться: разговаривать, играть и т.д. в этом случае помогает игровой прием с «рыдающим зайчиком»,  который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребенка, который не хотел одеваться. Ребенок начинает сам одеваться, и показывать зайке как надо делать. Зайка хвалит своего помощника.

Обучая детей трех лет навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является великим достижением ребенка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Как и в первой младшей группе, решающее значение в общении с детьми играют трудовые приемы. Именно они позволяют воспитателю более активно воздействовать на малыша. Опять используются приемы с куклой Машей.

Положительная оценка даже небольших успехов ребенка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми и робкими детьми. Эффективным приемом является привлечение положительного примера («Посмотрите, как Ира быстро и правильно сапожки надела»).

Увлечь детей деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у них интерес к предмету. Действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, театра бибабо и т.д. Сюжеты воспитатель может придумать сам: «Как Хрюша умывается», «Зайка учит Мишку есть красиво и правильно». Воспитатель должен следить за качеством выполнения детьми уже освоенных навыков (как завернул рукава, сухо вытер руки и т.д.). Для этого он использует самые разнообразные методические приемы, в том числе рассказы о трудных для некоторых детей житейских ситуациях. Необходимо поощрять попытки детей помогать друг другу. Во время раздевания и одевания на прогулку эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками, последовательности одевания в виде тризовского телевизора. Одновременно дети и повторяют и запоминают название частей одежды, вместе со слуховым анализатором здесь включается еще и зрительный анализатор. Детям этот  прием очень нравится. Самообслуживание характеризуется тем, что действия ребенка не имеют общественного мотива (сделать что-либо для другого), они направлены на самого себя. Развитие этого вида труда состоит в том, что складываются системы действий, усложняется их содержание. На его основе в трехлетнем возрасте эпизодически начинается появляться элементарная хозяйственно-бытовая деятельность: малыш залил пол водой, когда мыл руки и вытер его; после еды поставил свою тарелку в раковину и вымыл.

Для наиболее успешной воспитательной работы по приучению к труду и воспитанию навыков по самообслуживанию детей могут быть только при тесном взаимодействии  с семьей ребенка. Терпеливо изо дня в день взрослые члены семьи показывают малышу, как и что надо делать, как чисто вымыть руки, как одеться, куда класть вещи, как раскладывать игрушки. Показывая детям различные приемы родители учат их добиваться лучших результатов при наименьшей затрате сил; рассказывают, для чего нужно, т.е. какова цель труда.

Показ приемов работы обязательно надо сопровождать помощью, напоминая детям о том, как и когда нужно делать. Результаты труда проверяются, делается оценка: хорошо или нет, и почему. При этом к детям 3-4 лет не должны предъявляться излишние требования. Убеждение, поощрение даже небольших достижений являются действенными методами в приучении к труду по самообслуживанию. У детей первой младшей группы следует формировать предпосылки для совместной деятельности. Побуждая малышей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, при  одевании и раздевании помогать друг другу. Усвоению детьми навыков по самообслуживанию способствуют и дидактические игры типа: «Оденем куклу Настю», «Искупаем зайку», «Угостим кукол», «Уложим Мишу спать», игры с куклами: «Кукла Наташа пришла в детский сад», «Кукла Маша замерзла». Необходимо учитывать, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, одел рубашку, обувь и т.д.) по самообслуживанию, то у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т.д.).

В нашей группе созданы все необходимые условия для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании. В одевании: вешалки для верхней одежды, соответствующие росту ребенка. Индивидуальная полка для хранения предметов туалета. Вся мебель соответствует росту детей. На доступном от детей расстоянии хлебницы с хлебом, салфетницы.

Навыки самообслуживания имеют огромное значение в воспитании детей.

  1. Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним. Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно проявляет заботу о своих близких.
  2. Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
  3. Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
  4. Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

В нашей группе была проведена большая работа по формированию у детей навыков по самообслуживанию в первой младшей группе и во второй младшей группе эта работа продолжается. В результате этой работы у детей сформировались основные навыки по самообслуживанию: дети нашей группы умеют сами одевать и снимать одежду, расстегивать молнию на куртке и обуви, убирать в шкафчик одежду, ставить обувь, вешать на стульчик одежду после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из чашки, вытирать рот салфеткой, мыть руки и вытирать полотенцем. Во второй младшей группе мы продолжаем работу по совершенствованию этих навыков у детей, используем индивидуальный подход к каждому ребенку, действуя в тесной связи с родителями.

Для формирования самостоятельности в самообслуживании у детей мы использовали следующую художественную литературу:

Рассказы Л. Воронковой  «Маша-растеряша», В. Осеева «Лекарство», стихи К. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», З. Александрова «Что взяла, клади на место», «Топотушка», Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», И. Муравейка «Я сама», С. Капутикян «Кто скорее допьет», потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту привела».

Для формирования у детей навыков самообслуживания нами были изготовлены и применяются в работе с детьми игровые методические пособия: 1) «Трудовые часы» (которые помогают детям выделять трудовые действия по самообслуживанию в течение дня: что делают утром, в обед, после сна и т.д.; 2) алгоритм последовательности одевания (раздевания); 3) лента-схема для «телевизора» (методика ТРИЗ) последовательности процесса умывания (обязательно продемонстрируйте эти пособия воспитателям).

  1. Д/и «Что сначала, что потом».
  2. Д/и «что делают дети».
  3. Д/и «Хорошо-плохо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...

Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взросл...

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Актуальность: Труд - это  важнейшая составляющая человеческой  жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...