Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Николаева Елена Валентиновна

Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребёнок с удовольствием стремится помогать взрослому. Труд способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В.А.Сухомлинский отмечал: "Ребёнку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_trudovom_vospitanii.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Родителям о трудовом воспитании детей раннего возраста

Трудовое воспитание – целенаправленно организованный и планомерный педагогический процесс, направленный на формирование положительного отношения к труду, понимание его социальной и общественной значимости, а также воспитание качеств личности, необходимых для трудовой деятельности. 

Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование положительного отношения к труду.

В связи с данной целью государственный стандарт (ФГОС ДО) выделяет следующие задачи:

1. Формирование предпосылок трудовой деятельности

  • Формирование трудовых навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

2. Воспитание положительного отношения к труду взрослых

  • Формирование интереса к труду взрослых.
  • Воспитание уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда.
  • Воспитание стремления оказывать посильную помощь.

3. Воспитание личности ребёнка

  • Воспитание личностных качеств (самостоятельность, ответственность)
  • Воспитания трудолюбия (готовность включаться в труд)
  • Воспитание положительных взаимоотношений между детьми (дружба и т.д.)

ФГОС ДО предполагает следующие виды детского труда:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

Труд в природе (в уголке природы, цветнике, на огороде, в саду);

Ручной труд (поддержание порядка в хозяйстве группы: подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек, пришивание петелек и т.д.).

     Интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве.

Ещё В.А.Сухомлинский отмечал: «Ребёнку надо трудиться с того момента, как он научился держать ложку в руках и нести пищу из тарелки в рот.»

Труд способствует развитию мышления, внимания, памяти, сообразительности, творческого воображения, аккуратности, самостоятельности, наблюдательности. В процессе труда развиваются коммуникативные умения.

Задача педагогов и родителей не упустить тот момент, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

С помощью родителей и педагогов ребёнок входит в мир предметов, усваивает назначение каждого из них, правила их использования, выработанные обществом: из чашки пьют, в сковороде жарят котлеты, носовым платком вытирают нос, а мылом намыливают руки, то есть ребёнок приобретает социальный опыт. В процессе воспитания взрослый выступает для ребёнка:

- образцом для подражания;

- партнёром и помощником в совместной деятельности;

- главным ценителем достигнутого результата.

Ребёнок с удовольствием стремится помогать взрослому: мыть посуду, вытирать стол или накрывать его к обеду, поливать цветы и т.п. Используйте природную любознательность малыша, чутко реагируйте на проявляющиеся интересы, исключая только опасные для жизни и здоровья ребёнка объекты и действия.

     Если на втором году жизни ребёнок подражал вам, воспроизводя лишь внешнюю картину действия (например, убирая игрушки, он оставлял большую их часть на полу, не придавая этому особого значения), то на третьем году жизни малыша интересует качество выполненного действия, а не только сам процесс. К тому же на первый план выходит значимость конечного результата, то есть ребёнку интересно то, что получится в конце его деятельности. Его деятельность приобретает целенаправленный характер. Например, чтобы подмести, ребёнок сначала находит веник, отодвигает стулья и только затем начинает подметать. Он стремится получить результат, который, в свою очередь, оценят близкие взрослые.

     Похвала взрослых вызывает у ребёнка чувство гордости, самоуважения, и ему ещё больше хочется демонстрировать свои умения. Не оставляйте без внимания желание ребёнка сделать что-то приятное для членов семьи, признайте его потребность быть нужным всей семье. Последующее активное обсуждение поступка ребёнка в кругу семьи ориентирует малыша на семейные традиции. Таким образом, складываются условия для воспитания небезразличного человека, готового прийти на помощь. Это желание нужно поддерживать в ребёнке.

      Ребёнок раннего возраста не может оценить себя, свои поступки. Если постоянно отстранять малыша от дел, или остаться равнодушным к его усилиям, успехам, можно прийти к печальному финалу – ребёнок решит: «Я плохой». Ребёнок чувствителен к слову взрослого, поэтому хорошо подумайте, прежде чем что-то запрещать.

- Иди в свою комнату, поиграй с игрушками, не мешай! – говорите вы, и ребёнок с обидой может подумать, что его не любят, не дают участвовать в жизни семьи.

- Ты вечно всё разбиваешь, проливаешь, пачкаешь, - и малышу понятно, что он для взрослых вечная обуза, и лучше не начинать ничего делать, боясь сделать всё не так.

- Мал ещё! – рассуждают некоторые родители. А то время, когда ребёнку было интересно помогать взрослому, уже прошло. И растёт в семье «барчук», любую прихоть которого готовы исполнить взрослые. Не успели вовремя сформировать навыки самообслуживания, и вот ребёнок отказывается самостоятельно есть и одеваться, даже, если это давно ему по силам.

    Возрастные и личностные особенности ребёнка влияют на скорость усвоения им нового. Родители, научившись правильно взаимодействовать с малышом, умело корректируют его поведение, успешно формируют навыки самостоятельности, которые благотворно влияют на развитие его личности, закладывают основы самостоятельности и уверенности в себе и своих силах. Каждому родителю приятно, когда ребёнок пытается помочь ему в делах. Пусть помощь ребёнка пока не велика и относительна, но стремление сделать что-то сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно – новая ступень его развития.

     Личность ребёнка обогащается ценными личностными качествами, такими как: активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность и опрятность. Самостоятельно действующий малыш хорошо развивается физически и интеллектуально. Он учится нормам и правилам поведения в социуме. Занимаясь обычными повседневными делами, ребёнок получает весь комплекс впечатлений от окружающего мира. Это – моторные, тактильные, вестибулярные, вкусовые, зрительные, аудиальные, кинестетические (ощущения, связанные с движениями в пространстве), эмоциональные ощущения. Совместные с вами действия оказывают благотворное влияние на развитие речи ребёнка. Расширяются поводы речевого взаимодействия. В общении с вами малыш старается передать словами свои впечатления, учится задавать и отвечать на ваши вопросы. У ребёнка расширяется и углубляется объём понимаемой речи окружающих.    

     Стремление быть полноправным участником семейных дел позволяет воспитывать у ребёнка уважение к труду и людям, его выполняющим: будь то дворник, почтальон, продавец или парикмахер. При правильном воспитании растущий человек, уважая труд других, не будет входить в помещение, не очистив тщательно обувь от уличной грязи, не будет вытирать грязные руки о свою одежду и т.д. Так вы вырастите культурного, дисциплинированного и чистоплотного человека. Воспитание малыша предполагает и самодисциплину всех взрослых членов семьи.  Помните, что ребёнок берёт пример с вас.

      Никогда нельзя наказывать ребёнка трудом. Трудовое поручение следует предлагать как поощрение, как особое доверие к формирующейся личности: только самому хорошему малышу можно доверить вытереть пыль, покормить рыбок и т.п. Вам остаётся только чаще восхищаться ребёнком, ведь это поддерживает его стремление быть самостоятельным и инициативным.

      И в заключении приведу две цитаты В.А.Сухомлинского:

«Ленивым становится тот, чьи желания в раннем детстве удовлетворяются заботами старших, а ребёнку остаётся только повелевать и капризничать. Лодырь рождается там, где всё легко даётся и человек не знает, что такое трудно.» - (В.А.Сухомлинский)

«Не бойтесь детского труда, дорогие родители! Пусть не тревожит вас то, что ребёнок отнёс для поливки цветов и винограда одно маленькое ведёрко воды, другое, третье, четвёртое, что он вспотел и устал, — этот труд для него истинная радость, не сравнимая ни с какими другими радостями мира.» - В.А.Сухомлинский (источник http://www.andamento.ru/suhomlinskiy.html)

Используемая литература:

1.«Ребёнок третьего года жизни» под редакцией С.Н.Теплюк, Изд-во «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Москва 2016 стр. 43-53

2.«Трудовое воспитание дошкольников по ФГОС» Автор: Астахова Надежда Александровна СТАТЬЯ источник https://www.pedmasterstvo.ru/categories/31/articles/1645 

3.Цитаты В.А.Сухомлинского http://www.andamento.ru/suhomlinskiy.html 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В раннем возрасте формируются весьма существенные предпосылки для дальнейшего развития трудовой деятельности. В соответствии с этим ставятся и задачи трудового воспитания....

Картотека художественных произведений по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Художественные произведения, которые можно использовать для приобщения детей раннего возраста к трудовой деятельности. Картотека оснащена картинками....

Трудовое воспитание детей раннего возраста

В соответствии с «Программой воспитания и обучения в детском саду» трудовое воспитание включая основные его виды: самообслуживание,  хозяйственно-бытовой труд и труд в природе систематически начи...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание детей раннего возраста"...

Трудовое воспитание детей раннего возраста.

Актуальность: Труд - это  важнейшая составляющая человеческой  жизни. И материальные, и духовные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необхо...