Конспект НОД по экологии в старшей группе «Первоцветы»
план-конспект занятия (старшая группа)

Капашова Асия Бахитовна

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Первоцветы»

 

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разнообразием первоцветов родного края: Верба, Береза, Крокусы; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми.

- формировать умение детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.

Развивающие:

способствовать обогащению словарного запаса, развивать абстрактное мышление, логику, координацию движений, память.

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка;

- формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей;

 

- воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sya_1.odt25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Первоцветы»

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с разнообразием первоцветов родного края: Верба, Береза, Крокусы; особенностями их развития, ролью в природе, взаимосвязь с насекомыми.

- формировать умение детей различать и правильно называть раннецветущие растения, выделяя их характерные признаки.

Развивающие:

способствовать обогащению словарного запаса, развивать абстрактное мышление, логику, координацию движений, память.

Воспитательные:

способствовать воспитанию чувства прекрасного в душе ребенка;

- формировать у детей умение работать в коллективе, слушать товарищей;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Ход:

Ребята, какое время года на дворе? (весна).

Как вы догадались? Какие приметы уже заметны? Кто-нибудь из вас бывал в лесу весной? Что там заметили весной? Рано весной растает снег и на черных проталинах появятся из земли? (цветы). Их называют первоцветы. Догадайтесь, почему?

А еще у них есть второе имя - подснежники. За что их так назвали? Мы сегодня познакомимся с первоцветами. Узнаем, какие они разные и красивые, кому в лесу помогают, нужна ли им наша помощь.

2. Разнообразие первоцветов. Биологические особенности. Связь с насекомыми.

Верба (Ива).

Представьте себе, что весной вы пришли в лес и захотели увидеть первоцветы (самые первые цветы ). Где бы вы их стали искать - под ногами или наверху? (чаще отвечают «под ногами» ). Вот и ошибаетесь, самые первые цветы появляются на ветвях вот этого дерева. Узнали его? (демонстрируется фотоиллюстрация ивы (вербы). Его зовут ива (верба). Повторим хором. Верба - удивительное дерево. Заметили ли вы на нем листочки? (нет). А цветы уже собрались на веточках, будто «золотые кудрявые барашки» . Похожи? Каждую весну рядом с вербой что-то происходит. Послушайте внимательно про нее историю и запомните, что с ней происходит.

По Н. Сладкову

«Если тронешь ивовый барашек пальцем - пожелтеет палец; щелкнешь - золотой дымок запарит; понюхаешь - медом пахнет.

Спешат гости на пир.

Шмель прилетел - неуклюжий, мохнатый, как медведь. Забасил, заворочался, весь в пыльце измазался. Прибежали муравьи : поджарые, быстрые, голодные. Набросились на пыльцу, и раздулись у них животы, как бочки. Того и гляди, ободки на животах лопнут. Комарики прилетели : ножки горсточкой, крылышки мельтешат, крошечные вертолетики.

Жуки какие-то копошатся.

Мухи жужжат. Бабочки крылья распластали.

Шершень на слюдяных крыльях полосатый, злой и голодный, как тигр. Все гудят - торопятся на пир!»

Педагог: Кто прилетел к иве - вербе весной?

Зачем насекомые к ней прилетели? ( Жалко насекомых : они только проснулись из-под снега, а вокруг хотя бы один цветочек виден? (нет) Поесть нечего - выручает одна только верба»)

Можно ли вербу назвать «столовой для насекомых»? что такое «ивовый пир»?

Зарисуем - вербу (пушистые золотые барашки).

Береза.

- А вторую историю мне рассказало вот это дерево.

Посмотрите в окно (береза). Узнали его? Какой у березы ствол? Что на нем есть? (темные полосы). Ими береза умеет дышать, когда летом жарко. А весной с ней что-то случилось. Она даже рисунок про себя нарисовала (демонстрируется рисунок «Перевязанная береза»). Что в ней заметили необычного? Отчего веточки вниз опустились? Я вам сейчас расскажу.

По Г. Скребицкому

«Однажды я шла по лесу и услышала стук топора. А когда вышла на полянку, то никого там уже не было, только вдалеке стояла березка. А на ее стволе топором была сделана глубокая зарубка. И из нее струей лился что? (сок) . Я посмотрела вверх на ветви и подумала, что они уже не выживут. Ведь по весне корнями березка брала сок, чтобы накормить кого? (ветви, а теперь сок течет куда? (на землю).

Хватит веточкам сил? Что с ними будет?

Вот так появляются у березки «березкины слезки».

Догадались, что такое «березкины слезки»(сок). От кого?

Пластический этюд «крокусы» (дети повторяют движения за педагогом)

«Присели, голову положили на колени, прикрыли ее ладошками - мы «крокусы» , всю зиму спали, весной листочки-ладошки пробили землю со льдом и выросли (встали, руки вверх) ; стали листочки кушать - ловить лучики солнышка и капельки водички (несколько раз, хлопая в ладоши) . Что мы ловим - едим листочками? Наконец у нас вырос-распустился цветок- голова, какого цвета? (фиолетовый, белый, желтый). Покачайте головой - улыбнитесь солнышку.

Бабочка прилетела - покушала сладкую капельку и в цветке появились - семена.

Семена разлетелись (потрясите головой, покачайтесь)

А листочки остались все лето работать - запасать еду в корешки (ловим ладошками лучики солнышка, капельки водички и наклоняясь, дотрагиваемся до пола руками). Много запасли еды?

Осень наступила - уснули (сели, положили голову на колени, прикрыли ладонями).

Всю зиму спим. Хорошо нам спать? Тепло под снегом? Еды в корешках хватает? Наступает весна - проснулись» Превращаемся в мальчиков и девочек.

Вот так живет крокус.

Какую же хитрость мы про него узнали? Что помогает ему зимовать? (запасы еды в корнях).

Зарисуем крокусы.

3. Закрепление.

Сегодня мы познакомились с первоцветами. Назовите их по памяти. Все было в весеннем лесу хорошо, пока однажды не случилась вот такая история. Давайте заглянем в лес и узнаем, что приключилось весной с первоцветами (демонстрируется видеофрагмент «Давайте думать вместе»).

Педагог : Жил лес своей весенней жизнью. Какие цветы вы заметили в весеннем лесу? (Верба, Береза, Крокус, Сон-траву, Ландыши) . Что в лесу делала девочка? (рвала Сон-траву, потом выбросила увядший букет) .

Зачем бабушка нарвала так много букетиков Ландышей? (вероятно на продажу).

А что будет с Ландышами следующей весной, переживут ли?

Почему «плачет» береза, у которой берут сок? Как ей можно помочь? (залепить дырочку глиной, землей). Знаете, ребята, в лесу весной березовым соком любят лакомиться дятел, синица и другие птицы, но они умеют брать столько сока, чтобы дереву не навредить.

А вот у этой березки распустились что? (листья и сережки) (демонстрируется фотоиллюстрация «береза» , а сережки не просты! Посмотрите на них. Одни - желтые и длинные - упадут весной на землю, когда сделают свое дело: передадут пыльцу маленьким зеленым сережкам. Эти маленькие зеленые сережки все лето будут расти и только осенью из них выпадут семена, из которых вырастут что? (новые молодые березки).

Покажите каждый на фото (дотронься до.) сережки, которые упадут осенью, а какие будут расти все лето?

Зарисуем березку поэтапно:

Ствол. Полоски на стволе (дышать, ветви сильные большие, ветви мелкие, зеленые молодые листочки, желтые сережки (опущены вниз, зеленые сережки (смотрят вверх).

С какими первоцветами мы уже познакомились?

А теперь мысленно заглянем под ноги - весной в лесу из земли вырастает очень хитрый цветок.

Видели его? (демонстрируется фотоиллюстрация «Крокуса»). Какого он цвета? (этот фиолетовый, бывают ещё белые и желтые).

Для кого в лесу растут цветы? Кому помогают? (столовая для насекомых). Можем ли мы их необдуманно рвать? (собирать можно только лекарственные - немного; если хотим подарить кому-то букет, то можно вырастить красивые цветы в своем саду или купить в магазине, куда они поступают из специальных цветочных теплиц).

Подумайте, что можно было бы сказать бабушке, которая собирала ландыши? (цветы в весеннем лесу рвать не стоит, потому что.)

Предупредить всех и рассказать о красоте и важности первоцветов в лесу можно не только словами, но и рисунками. На следующем занятии мы с вами нарисуем такие красивые рисунки первоцветов, придумаем для них такие добрые слова, чтобы все, кто их увидят, поняли, какие весенние цветы хрупкие, ранимые и как им нужна наша помощь и защита!

Пусть лучше первоцветы радуют нас в лесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по экологии в старшей группе

это конспект комплексного занятия с элементами эксперементирования...

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Занятие нацелено на расширение представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; воспитывать заботливое отношение к представит...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада Тема: «Первоцветы»

Цель: формирование представления о разнообразии растительного мира нашей области; воспитание бережного отношения к природе....

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Цель: познакомить детей с грибами и научить различать по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отли...