Конспект занятия по экологии в старшей группе детского сада Тема: «Первоцветы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Попова Марина Михайловна

Цель: формирование представления о разнообразии растительного мира нашей области; воспитание бережного отношения к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии  в старшей группе детского сада

Тема: «Первоцветы»

Воспитатель: Попова М.М.

Цель: формирование представления о разнообразии растительного мира нашей области; воспитание бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Образовательные:
  • формировать основы экологической культуры;
  • обогащать знания детей о природе Липецкой области;
  • расширить знания детей о растениях;
  • Воспитательные:
  •  воспитывать у детей чувство гордости за свою малую родину;
  • формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;
  • способствовать развитию умения работать в коллективе,
  • воспитывать доброжелательность.
  • Развивающие:
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать умения излагать собственные рассуждения, полагаясь на личный опыт;
  •  обогащать словарный запас.

Предварительная работа: во время прогулки рассматривали изменения, происходящие в природе: солнышко, деревья, травку; из окна наблюдали дождь; на клумбе рассматривали первоцветы; читали «12 месяцев», учили стихи про первоцветы (выборочно дети).

Форма образовательного занятия:

Тип занятия:

Методы и приемы: наглядные (рассматривание, просмотр фото и иллюстраций, использование ИКТ, направленное наблюдение); словесные (мотивация, художественное слово, чтение художественной литературы, рассказывание); практические (дидактические игры, самостоятельная деятельность детей).

Материалы и оборудование: ноутбук, аудиофайлы со звуками природы, мольберт, магниты, фото первоцветов, фото садовых цветов, ватман  с зарисовками листьев первоцветов, тарелка с разведенной синей краской .

Демонстрационный материал: фото первоцветов, компьютерная презентация, том Красной книги Липецкой области.

Далее описывается структура занятия. Указываются части занятия и конкретные методические приемы. Структура занятия состоит из 3 частей:

Ход занятия

I. Вводная часть – 3 минуты.

- Ребята, добрый день. Давайте с вами тихо расположимся за нашими столами и приготовимся отправится далеко из комнаты нашей группы. Хотите узнать, куда мы отправимся? Давайте послушаем (аудиозапись звуки весеннего леса).

-Скажите, что вы услышали?

- Как вы думаете, где была сделана эта запись?

- Когда в лесу можно услышать столько звуков?

- А давайте вспомним, весна какая она? (работа со слайдом «Признаки весны»)

II. Основная часть – 15 минут.

- Давайте вспомним нашу сегодняшнюю прогулку. Что вы видели? Что оставило самое сильное впечатление сегодня? (После обсуждения, на слайде показываем фото пролески с клумбы).

- Скажите, а вы видели много цветов на клумбах сейчас? А на лугу? А лесу?

-Так что же получается, что сегодняшний наш цветок на прогулке был одним из первых, которые вы увидели в этом году?

- Как вы думаете, как называют цветы, которые зацветают первыми?

- Мы сейчас с вами с некоторыми первоцветами, растущими в нашей области, познакомимся.

Дети, которым были даны стишки про первоцветы, выходят и читают.

Из землицы вышли мальчики,

Поднимают

К солнцу

Пальчики!

Раз и два, и три-четыре:

Листья врозь,

Улыбки шире!

Все, кто видит — улыбаются:

Крокусы

В снегу …

Купаются!

- Посмотрите какие нежные и в то же время яркие цветы крокусы. Их мы можем встретить в лесу, но не в нашем, в нашем быту мы их увидим в основном на клумбах. А как вы думаете ребята, есть ли в нашей области первоцветы, которые мы можем встретить в природе?

- Самый, пожалуй, распространенный первоцвет в нашем краю … А вот послушайте про него стихотворение.

Март прошел, апрель идет.

Тает снег и тает лед.

Солнце теплою ладошкой

Греет землю у ворот.

Греет день и греет два –

Не растет пока трава.

Смотрит солнышко – росток.

Не травинка, не листок:

Появился самый первый

Мать-и-мачехи цветок.

Золотым лучом согрет,

Вырос солнышка портрет!

-Посмотри на слайд. Видели ли вы такой цветок? А знаете ли вы почему этот так цветок называется? Потому что его листики с одной стороны теплые, как мать, а с другой стороны холодные, как мачеха. А вы помните, какая была мачеха в сказке 12 месяцев? Добрая или нет? А зачем она отправила падчерицу? Правильно за подснежниками. Подснежники – это тоже первоцветы, которые можно встретить в нашей области, но очень редко. У нас в лесах растут цветочки, которые очень часто называют подснежниками, но это вовсе не они. Это прослеска. Посмотрите на слайд. Красота?

Пальчиковая гимнастика:

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки.  (Раскрыть пальчики)

- Посмотрите, на слайде показаны и другие первоцветы, которые растут в нашей области: ветреница, адонис, примула, хохлатка, брандушка, морозник, рябчик русский, медуница. Хочется все эти цветы подарить… маме. Хочется? А можно?

- Почему нельзя рвать цветы в лесу?

- Посмотрите, пожалуйста, на стол. Здесь у меня лежит Красная книга растений Липецкой области. Как вы думаете, почему я ее сегодня принесла? Конечно, мы с вами посмотрели не все первоцветы, которые можно встретить в нашей области и уж точно не все, которые занесены в Красную книгу. Почему нельзя рвать в лесу, на лугу все, что понравилось и приносить домой?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы.

Т. Собакин

- Вам понравились первоцветы? Какой цветок приглянулся вам больше всего? Можно в природе рвать цветы? Почему?

Дидактическая игра «Цветы в вазу». Ребята, вот у меня здесь на фото цветы. Давайте с вами их рассортируем: те, которые растут на клумбе специально для того, чтобы их срезали и ставили в вазу, поставим в вазу, а те, которые срывать нельзя, разместим на полянке в лесу (мольберт магнитный, на одной части мольберта прикреплена ваза, на другой фотография лесной поляны).

- Молодцы, все цветочки правильно отсортировали, не сорвали ни один лесной.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

 -В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти – и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Для кого в лесу растут цветы? Кому помогают? (столовая для насекомых). Можем ли мы их необдуманно рвать?

Но взять на память частичку красоты первоцветов все же что-то хочется. Давайте с вами сделаем полянку пролесок. Обмокаем ладошки в краску и оставляем свой цветок на ватмане.

-Какая красота! Понравилось ли вам наше сегодняшнее путешествие? Что самым главным было на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия ИЗО в старшей группе детского сада

p { margin-bottom: 0.21cm; } План-конспект непосредственно образовательной деятельности (рисование)в старшей группе. Тема: "Здания нашей улицы ...

«9 мая — День Победы» Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Воспитывать моральные ценности, строить отношения между поколениями; Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашей страны;Закрепить...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с общим недоразвитием речи

учить понимать обобщающее слово «Мебель»- расширять и активизировать словарь по данной теме- учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и жен...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера"

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада по теме "Весёлый счёт"

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада "Весёлый счёт"...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада на тему: «Кто ,где и почему»

Научить ребенка составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы об их качествах и свойствах, расположении, назначении....

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни"

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни»....