Конспект занятия для детей старшей группы детского сада на тему: «Кто ,где и почему»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Научить ребенка составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы об их качествах и свойствах, расположении, назначении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktogde_i_pochemu.docx47.34 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

на тему: «Кто , где и почему»

Цель занятия: формировать умение составлять речевое описание предметов, формулировать вопросы об их качествах и свойствах, расположении, назначении.

Оборудование и материалы: веревочки (прыгалки), наборы разноцветных геометрических фигур из картона, цветные карандаши.

Часть I. Почемучкин заболел

Цели: развитие слухового восприятия, формирование коммуникативных умений (общение по телефону).

Дидактическая игра «Телефон». Дети делятся на две команды, садятся на ковер спиной друг к другу. Между членами разных команд протягиваются веревочки. (Дети не должны знать, кто их партнер.) Пояснить, что веревочки выполняют роль телефонных проводов.

Ребенок первой команды по сигналу воспитателя дергает за веревочку. Тот, кому «позвонили», отвечает: «Алло. Я вас слушаю». Звонивший произносит фразу: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста...» (называет имя ответившего ребенка)». Если его имя названо верно, ребенок отвечает: «Это я (я вас слушаю)». Если звонивший не угадал, с кем говорит, ему отвечают: «...нет дома, позвоните позже» или «Вы не туда попали».

Далее «звонят» дети второй команды. Чтобы они вступили в игру, воспитателю нужно перераспределить веревочки в руках детей первой команды.

Почемучкин (звонит по телефону). Здравствуйте, ребята! Мне очень нужна ваша помощь. Представляете, у меня снова началась эта странная болезнь, из-за которой меня и прозвали Почемучкиным. Из меня просто сыплются обрывки вопросов: что? Где? Почему? Зачем? Мне кажется, когда я научусь правильно задавать вопросы, я буду получать на них ответы и моя «почемучкина болезнь» пройдет. Поможете мне?

Воспитатель. Думаю, Почемучкин прав. Очень важно уметь правильно задавать вопросы.

Часть II. Кто? Что? Где? Какой? Сколько?

Цели: развитие вербального воображения, формирование умения формулировать вопросы; выявление степени сформированности и дифференцированности представлений детей о характеристиках предметов (размер, форма, цвет, материал).

Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, вспомнить, о чем, о каких качествах предметов можно задавать вопросы.

Оборудование и материалы: наборы карточек, различных по размеру, цвету, величине.

Игра «Предъявите пропуск». Дети получают наборы карточек. Выбирается водящий. Он занимает место в центре площадки для игры.

 Воспитатель произносит: «Могут пройти все, у кого есть синие карточки (прямоугольники, большие круги, маленькие треугольники, три одинаковых фигуры и т. д.)». Игрокам нужно предъявить требуемый «пропуск» или попытаться пробежать мимо водящего. Всем добравшимся до финиша задается вопрос: «Что общего у всех ваших пропусков?» Нужно ответить одним словом: «Цвет (форма, размер, количество)». Ответы детей помогают воспитателю составить опорную схему для следующей игры.

В гости к детям приходит Почемучкин. Он приветствует воспитателя и детей.

Воспитатель. Смотри, Почемучкин, мы готовились к встрече с тобой (указывает на схему). Мы научим тебя играть в интересную игру, которая поможет тебе вылечиться от «почемучкиной болезни».

Оборудование и материалы: одинаковые картинки-раскраски по количеству детей и еще одна для Почемучки.

Дидактическая игра «Сто вопросов на рисунке». Дети и Почемучкин получают одинаковые картинки-раскраски. Нужно задавать вопросы обо всем, что изображено на рисунке.   

Можно раскрашивать только то, о чем задан вопрос и о чем получен ответ. Вопросы задают до тех пор, пока картинка не будет полностью раскрашена.

Предложить детям рассказать Почемучкину, как нужно раскрашивать, чтобы получилась красивая картинка.

Задача Почемучкина — расширить круг традиционно формулируемых детьми вопросов (что это? Кто это? Какого цвета? Какой формы? Из чего сделан? Зачем нужен? Чей? Почему? Что находится выше (ниже, левее, правее)? Сколько?). Предложим детям порассуждать о том, что любят неодушевленные предметы: что любит ковер? (Быть чистым.) Что любят книги? (Чтобы с ними обращались аккуратно, не мяли и не рвали страницы.)  т. д.

Итог занятия. Почемучкин выздоравливает, благодарит детей за помощь. Поскольку он не успел к началу занятия, просит детей рассказать о том, что они делали на занятии.

Игра «Что мы делали — не скажем». Рассказывать нужно без слов, используя мимику и жесты. Почемучкин «рассказывает» о том, как прошло его утро: причесывается, чистит зубы, звонит по телефону и т. д. Если дети затрудняются выполнить задание, «рассказывать» будет воспитатель, а дети постараются озвучить «рассказ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«9 мая — День Победы» Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Воспитывать моральные ценности, строить отношения между поколениями; Пробудить интерес и уважение к памятникам боевой славы, увековечившим трагические и героические события нашей страны;Закрепить...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с общим недоразвитием речи

учить понимать обобщающее слово «Мебель»- расширять и активизировать словарь по данной теме- учить образовывать и употреблять в речи существительные единственного и множественного числа мужского и жен...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера"

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада с тяжелыми нарушениями речи по теме "Животные Севера...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада по теме "Весёлый счёт"

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада "Весёлый счёт"...

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада «9 мая — День Победы».

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада«9 мая — День Победы»....

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни"

Конспект занятия-викторины в старшей группе детского сада по теме «Здоровый образ жизни»....

"Конспект занятия для детей старшей группы детского сада "Путешествие в Страну Здоровья"

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей старшей группы«Путешествие в Страну Здоровья»Цель: формировать у детей представ...