Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольника.
статья

Жилина Наталья Александровна

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников подготовила: Жилина Наталья Александровна МБДОУ «Детский сад «Крепыш» город Гагарин 2022 год

Слайд 2

Патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

Слайд 3

Патриотизм включает в себя: - чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; - уважительное отношение к языку своего народа; - заботу об интересах Родины; - осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества); - проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; - гордость за социальные и культурные достижения своей страны; - гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; - уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; - ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; - гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Слайд 4

Этапы патриотического воспитания предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств); художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством); когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности)

Слайд 5

Основные методы образовательного процесса: - игровые; - поисково-исследовательские; - проблемные; - воспитывающие ситуации; - анализ и самоанализ; - похвала, одобрение; - пример; - обращение к книге и к другим культурным источникам.

Слайд 7

Формы работы • целевые прогулки, • экскурсии, • беседы, • дидактические игры, • чтение художественной литературы, • праздники, развлечения, вечера досуга, викторины. И, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность.

Слайд 8

Непосредственно образовательная деятельность- основная форма нравственно-патриотического воспитания детей. Цель - дать детям конкретные представления о родной стране на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

Слайд 11

Формы работы с родителями: Родительские собрания Консультации Открытые занятия Проведение совместных мероприятий (выставки, конкурсы, праздники, мастер-классы, встречи с интересными людьми и др.) Наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы).



Предварительный просмотр:

Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников

2, 3 слайд.  В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость воспитания  патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, а это очень важно в воспитании патриотизма. 

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.         

4.5.  Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Родине — месту, где родился человек. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.  

Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. 

Все вы, конечно, знаете, что патриотическое воспитание дошкольников наиболее успешно осуществляется через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение.

В своей группе мы знакомим детей с историей города,  с тем, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками,  знаменитыми людьми.

Например,  внимание детей младшего возраста привлекаем к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта, музей, рассказываем об их назначении.

Детей старшего  возраста  знакомим с городом  в целом, его достопримечательностями, историческими  местами  и памятниками. Дети узнают историю название своего города, своей улицы, понимают, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет.

По-этому,  в дошкольном возрасте  важны экскурсии по городу,  в парки,  необходимы наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.

Нужно подвести детей к пониманию, что их город – частичка России.

6. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания в своей группе, мы строим свою работу поэтапно, в  соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:  

- Проводим отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- соблюдаем непрерывность и преемственность педагогического процесса;     индивидуальный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности,

- адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме в нашей группе включает занятия, игры, экскурсии, самостоятельную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Такое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяются только объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

7.  8.9. Методы, которые вы видите на экране, конечно, всем вам знакомы. Но все же, рассказ воспитателя - это самый распространенный из многочисленных методов патриотического воспитания, используемых на занятиях и в свободной беседе. При подготовке к мероприятиям по ознакомлению с родным городом, с его богатейшей историей, важно правильно составить рассказ для дошкольников.

Составляя рассказ, придерживаемся следующих правил:

  1. Рассказ обязательно сопровождаем  наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
  2. Чаще во время рассказа нужно обращаться к  детям  с вопросами, просить делать выводы, для того, чтобы удерживать внимание детей, активизировать стремление самостоятельно найти материал по данной теме, попробовать о чём-то догадаться самому.
  3. Дошкольникам не стоит часто называть дат, т.к. им еще недоступна хронология. Некоторые даты можно сообщить, не добиваясь их обязательного запоминания.
  4. Лексика должна быть доступной. Незнакомые слова объяснять, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

10. 11.12. Формы патриотического воспитания, а вы их все знаете, соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

В работе с детьми своей группы используем разнообразные методы и формы с учётом возраста детей, а именно:

-Проводим  экскурсии и целевые прогулки, которые сопровождаются рассказом воспитателя.

-Проводим беседы о родном городе, стране, её истории;

- Рассматриваем с детьми фотографии и сравниваем  изменения в облике родного города;

- Знакомим детей с  трудом людей в детском саду и в городе, через показ иллюстраций, мультфильмов, слайдов;

- Знакомим детей  с творчеством поэтов, художников;

- Поощряем участие детей в посильном общественно-полезном труде.        

- Регулярно знакомим детей с фольклорными произведениями, с декоративно-прикладным искусством.

Константин Дмитриевич Ушинский  ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

 

13. 14.15.16.  Но все же  основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия.

 Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (например, раньше были счеты, сейчас  компьютеры), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать,   делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ вместе в книгах, спросить у родителей.

Для ребенка дошкольного возраста характерны  кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость.

Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.

Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

17.18.19.20.21.22. Говоря о формах работы с детьми по патриотическому воспитанию, мы все понимаем, что важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.  

Это и совместно проведенные мастер-классы,  патриотические, спортивные праздники, тематические развлечения, совместные творческие выставки, совместный труд  на участке  детского сада, проекты по составлению своей родословной, оформление книги памяти героев Великой Отечественной войны.

 Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей, плодотворно влияет на нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

23.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.

Спасибо!

https://infourok.ru/soobshenie-na-temu-metody-i-formy-vidy-i-sredstva-raboty-s-detmi-po-nravstvenno-patrioticheskomu-vospitaniyu-doshkolnikov-4307978.html

https://multiurok.ru/files/etapy-formy-i-metody-patrioticheskogo-vospitaniia.html

https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-yetapy-formy-i-metody-patrioticheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

                                       

https://pedlib.ru/Books/1/0448/1_0448-15.shtml

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/09/02/doklad-formy-i-metody-nravstvenno-patrioticheskogo-vospitaniya-v-dou

https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2021/08/26/soobshchenie-na-pedsovete-tema-etapy-formy-i-metody

https://psyera.ru/sreda-kak-faktor-razvitiya_7986.htm#:~:text=Мезосреда%20включает%20национально-культурные%20и%20социально-демографические,во%20дворе%2C%20где%20живет%20ребенок)

https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konsul_tatsiia_dlia_vospitatieliei_formy_i_mietody_patriotichieskogho_vospitanii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

Консультация для воспитателей «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Консультация "Этапы, формы, методы воспитания" познакомит педагогов с последовательностью патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Описание и характеристика этапов, методов и средств патриотического воспитания дошкольников....

Сообщение на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

Сообщение  на педсовете Тема: «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»...