Консультации для педагогов и родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Вознова Елена Сергеевна

Игра как средство воспитания дошкольников

Консультация по рисованию

Подвижная игра - как средство физического развития личности

Правила перевозки детей в автомобиле

Роль семьи в воспитании детей

Роль семьи в физическом воспитании дошкольника

Формирование основ экологической культуры

Воспитание основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Значение познавательно-речевого развития в дошкольном возрасте

Как знакомить детей с правилами пожарной безопасности

Мы любим природу

Организация детского экспериментирования в домашних условиях

Развитие творческих способностей детей

Роль развивающих игр для детей 3-4 лет

Семья и семейные ценности

 

Консультация для родителей и воспитателей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников»

Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки для дошкольников»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников»

Игра — ведущая деятельность дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребенка отражаются события, полученные им в детском саду или семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов; подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, кому подражает. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки.

В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых. Без такого переживания невозможно сформировать нравственные понятия.

Все это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то и у четырехлетнего ребенка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнером, (игры таких детей - бесцельны -катание машины, укачивание куклы). Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек.

В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки и т.д.) с ребенком.

В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.

Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления, (иногда, коробка - важнее игрушки - коляска, дом, машина).

В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на "мальчишечьи" и "девчоночьи".

Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (куклы, машины разных марок) ограничивается его игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие.

Покупая игрушки, обращайте внимание не только на их новизну, привлекательность, стоимость. Главное при покупке игрушек - их педагогическая целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо спросить малыша, для каких игр понадобится ему новая игрушка.

Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяется игровой уголок. Игрушки обычно хранятся в ящиках, коробках, узлах. Если игрушки младшего дошкольника не находятся в поле его зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, так как не умеет еще планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремится играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть, кухню, если там находится мать и т.п.

Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт.

Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убрать их. (как убрать: - кто быстрее, давай помогу, поощрение, похвала).

Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушка развивает игру лишь при наличии детского опыта, а у младшего дошкольника он еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой, не может играть самостоятельно, поэтому ищет сотрудничества со взрослыми и старшими детьми.

Помогайте ребенку освоить назначение игрушки, формируйте у него умение играть.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если игрушку только что купили и малыш знает, как с ней играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро его опыт истощается, игрушка становится неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке.

Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыту. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его масли разделяют, с ним хотят играть.

Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит недорого, ее можно заменить подобной, но помните, что со старой игрушкой сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны.

Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка станет ему дороже новой. Ремонт игрушки можно обыграть (у мишки лапа - д. Айболит и медбрат; сломанная машина — построить гараж из кубиков и стать автослесарем).

Чем больше времени уделяют взрослые своему малышу, тем лучше между ними взаимоотношения. Общие интересы сближают их, создают в семье дружественную атмосферу.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Консультация для воспитателей

«Нетрадиционные техники рисования в работе с дошкольниками»

Составитель: воспитатель Корень Т.А.

2022

«Процесс рисования – это частица духовной жизни ребёнка.

Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего

мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой.»

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и, чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, взрослые, незаметно для него, развивают воображение и способности.

Все дети способны. Они рисуют, лепят, конструируют, сочиняют стихи, музыку, любят фантазировать. В рисунке они, как бы, закрепляют эмоционально пережитое состояние, глубже чувствуют его. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. И чтобы не иссякло в человеке ощущение счастья творчества, каждому ребёнку необходимо с детства развивать эту способность фантазировать и познавать окружающий мир. «Эти качества пригодятся ему в любой деятельности», - писал В. В. Курчевский в своей книге «А что там за окном?».

Рисование для детей – радостный, творческий труд.

Счастье творчества, радость творчества становятся детям много доступнее, когда они учатся рисовать, когда они знают, что есть специальные приёмы, с помощью которых можно разрешить трудности в рисовании.

Свобода ни в коем случае не есть анархия. Предоставить свободу развития ребёнку – это значит, прежде всего, дать ему знания о рисовании, о художниках, освободить от сомнений в своих способностях, помочь ему сосредоточиться, обрести уверенность, дать ему возможность раскрыть задатки, которыми он обладает от природы. Наибольшее количество самых интересных рисунков принадлежит детям до 6-7 лет. В этом возрасте дети компенсируют недостаточность знаний о жизни мощной интуицией. Она помогает выполнить смелые и неожиданные замыслы.

Дети не изображают реальный мир, а воссоздают на бумаге свой собственный, подобно тому, как они создают какую-то свою реальность в играх. Именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мыслей.

Если из ребёнка не вырастет художник, то в нём мы должны надеяться, непременно разовьётся человек, способный, как истинный художник, внимательно замечать всё, что происходит вокруг него и обострённо реагировать на жизнь.

Нетрадиционное рисование – искусство изображать, не основываясь на традиции.

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём из Рисования нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.

Проведение НОД с использованием нетрадиционных техник:

- способствует снятию детских страхов;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

- знакомит с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.

- во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению материалов, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к художественной деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

- игра (дидактическая, игра-экспериментирование, творческая), которая является основным видом деятельности детей и мотивирует их;

- игры на развитие художественного воображения: «На что это похоже», «Расколдуй картинку», «Продолжи рисунок», «Волшебные картинки», «Дорисуй», «На что похожи наши ладошки», «Волшебные кляксы», «Волшебная ниточка», «О чем рассказала музыка», «Несуществующее  животное или растение», «Цветные сказки», «Нарисуй настроение», «Закорючки», «Продолжи рисунок», «Представь себе», «Точка, точка»;

- сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;

- создание проблемной ситуации;

- музыкальное сопровождение, чтение художественного слова и т.д.

- эмоциональное объяснение детям способов действий с нетрадиционным материалами и показ разных приемов нетрадиционного изображения.

Успех в развитии интереса к нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки в изобразительной деятельности. Важно перед тем, как показать детям определенную нетрадиционную технику, педагог должен изучить все тонкости данной техники, её методику. Результат будет зависеть от правильно подобранного материала, оборудования, доступности объяснения последовательности действий. Педагогу необходимо подобрать и изучить литературу по нетрадиционному рисованию, подобрать материал с учетом гигиеничности и безопасности материала, осуществлять планирование с учетом возраста детей, их индивидуальных особенностей и навыков в рисовании, самому быть творческой личностью, любить рисовать.

В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д. Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля;

- рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки + акварель;

- свеча + акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки из ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование песком;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- монотипия пейзажная;

- печать по трафарету;

- монотипия предметная;

- кляксография обычная;

- пластилинография.

Виды нетрадиционного рисования.

1. Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса? ", "Кого или что она тебе напоминает? " - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

2. Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

3. Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

5. Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

6. Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

7. Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

8. Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

9. Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

11. Поролоновые рисунки.

Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.

12. Загадочные рисунки.

Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

13. Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

14. Метод монотипии.

Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

15. Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

16. Объёмная аппликация.

С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

17. Учимся делать фон.

Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

18. Рисование солью. Рисунок рисуем клеем, посыпаем солью. Излишки стряхиваем.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование, с использованием нетрадиционных техник – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает детей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Часто несёт в себе и элементы психотерапии – успокаивает, отвлекает, занимает.

Не случайно, в современной медицине всё большее распространение получает, наряду с фототерапией, термин «арт-терапия» или «изо-терапия».

Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий изобразительным искусством. Изображая свои переживания, человек как бы заново переживает и «выплёскивает» отрицательные эмоции на бумагу. Воспроизводя свои чувства, он может и откорректировать своё отношение к тому, что вызывает у него неблагоприятные эмоции.

Из всего выше сказанного следует, что нетрадиционные техники рисования, а их очень много, помогут детям почувствовать себя свободными, дадут возможность удивляться, радоваться миру, познакомиться с техникой многих художников и попытаться самим создать красоту.



Предварительный просмотр:

Консультация «Подвижная игра - как средство физического развития личности»

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» Фридрих Фребель

Детская игра- средство активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно- значимых ролей и положений, обеспечивает ребёнка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности, таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра- вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе, а целью является получение удовлетворения играющим.

Игру можно понимать по- разному:

- игра - особый вид человеческой деятельности;

- игра- средство влияния на играющих ( так как она специально организуется и имеет определённую цель);

- игра - особый набор правил, требующих своего исполнения;

- игра - особый способ условного присвоения мира;

- игра - как форма педагогической деятельности.

В любой игре может быть реализован весь комплекс нижеприведённых функций:

  1. эмоционально развивающая функция
  2. диагностическая функция – раскрываются скрытые таланты;
  3. релаксационная функция – снижается излишнее напряжение;
  4. компенсаторная функция – даёт человеку то, что ему не хватает;
  5. коммуникативная функция – является великолепным средством для общения;
  6. функция самореализации – служит средством для достижения желаний и реализации возможностей;
  7. социокультурная функция – в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения;
  8. терапевтическая функция – может служить средством лечения психических расстройств человека.

Игра занимает важнейшее место в жизни ребёнка – дошкольника и поэтому рассматривается, как одно из главных средств воспитания.

Так, например, роль подвижных игр в воспитании высока, так как они развивают физическую активность ребёнка и умственные способности, потому что помимо ловкости и определённой физической подготовки подвижные игры требуют сообразительности.

Для младших дошкольников подвижные игры являются необходимой жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребёнок упражняется в различных движениях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными видами действий.

Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Игра помогает ребёнку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнить какое либо движение на глазах у всех. В игре же , подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринуждённо выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течении дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребёнка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъёме способствуют значительному усилению деятельности костно – мышечной, сердечно сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка различных систем и органов.

Влияние подвижных игр на развитие движений детей, а также некоторых волевых проявлений их во многом зависит от того, сколько времени длится эта игра. Чем дольше и активнее действует ребёнок в игре, тем больше он упражняется в том или ином виде движений, чаще вступает в различные взаимоотношения с другими участниками, т.е. тем больше ему приходится проявлять ловкость, выдержку, умение подчиняться правилам игры.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и лёгких, а следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благоприятное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Разнообразие игр по содержанию и организации детей позволяет подбирать их с учётом времени дня, условий проведения, возраста детей, их подготовленности, а также в соответствии с поставленными воспитателем задачами.

Вот некоторый перечень подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста: «Воробушки и автомобиль», «Поезд», «Самолёты», «Пузырь», «Солнышко и дождик», «Мой весёлый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички летают», «Мыши и кот», «Лохматый пес», «Наседка и цыплята», «У медведя во бору» и многие другие.

Уважаемые родители! Играйте во дворе со своими детьми в подвижные игры и привлекайте в игру других детей. Большое удовольствие и пользу получите вы и ваши дети. Желаем Вам успеха и здоровья вашим детям!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей «Правила перевозки детей в автомобиле»

Уважаемые родители!

Многие из вас являются автомобилистами, осуществляющими перевозку детей в детский сад на личном автотранспорте. Каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает больше одной тысячи детей и около 25 тысяч получают ранения различной степени тяжести. Поэтому чтобы ваша машина была оазисом безопасности для вашего малыша, беспрекословно соблюдайте правила перевозки детей в автомобиле!

Правила безопасности перевозки детей в автомобиле

1. В обязательном порядку используйте для перевозки детей, недостигших 12 лет, специальные удерживающие устройства – оборудованные детские автокресла. Чтобы правильно выбрать изделие, следует заранее ознакомиться с таблицей существующих категорий и дополнительно проконсультироваться с продавцом непосредственно в специализирующемся магазине.

2. Как показывают исследования иностранных специалистов, около 90% автомобильных кресел устанавливаются неправильно. Зачастую взрослым лень внимательно прочесть и разобраться со всеми пунктами инструкции по эксплуатации автокресла. Некоторые родители, пытаясь сэкономить, покупают дешевые кресла, к которым прилагаются неполные или неточные инструкции. Иногда, чтобы не беспокоить лишний раз малыша, взрослые могут сознательно упростить процедуру установки автокресла. В общем, способов пренебречь правилами перевозки детей в автомобиле великое множество, но все они чреваты последствиями.

3. Автомобильно кресло должно быть закреплено на заднем сидении посередине, чтобы при аварии ребенок не пострадал от сработавшей подушки безопасности.

4. Старшие детки должны сидеть  на заднем сидении, а ремень безопасности должен всегда быть пристегнут даже тогда, когда речь идет о кратковременной поездке. Самое главное – научиться правильно пристегивать малыша – так, чтобы ремни безопасности не впивались в тело, не пережимали шею или грудь,  но и не позволяли пассажиру слишком свободно двигаться.

5. Настройте зеркало так, чтобы ребенок всегда был в поле зрения, и была возможность без лишних движений увидеть, чем он занят. 

6. Наклейте наклейку «Ребенок в машине» на заднем и лобовом стекле или же положите подушку/игрушку с такой надписью, чтобы остальные водители были также крайне осторожны на дороге, увидев такое предупреждение.

7. Не оставляйте ребенка одного в машине, даже если вы уходите на короткое время или покупаете что-то, стоя в двух шагах от машины. Возьмите ребенка с собой, тщательно заприте машину, и даже если ребенок спал, разбудите его или возьмите на руки.

8. Вещи, которые можно положить в багажник, туда следует и поместить. Во-первых, ребенок способен незаметно достать из поклажи потенциально опасные предметы (например, дорожные ножи). Во-вторых, при резком торможении тяжелые сумки могут на него упасть или прижать его, причинив травмы.

9. Перекусы в движущейся машине добавляют риска поперхнуться. А леденцы на палочке, которыми нередко «успокаивают» капризничающих в дороге детей, при резком торможении могут сильно поранить ротоглотку.

10. Что бы не заставило взрослых выходить из машины (от необходимости заправить бензобак до требования госавтоинспектора, стоящего поодаль), детей нужно забрать с собой.

Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Поэтому не экономьте на безопасности своих детей!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Роль семьи в воспитании детей»

Воспитание подрастающего поколения в демократическом обществе является предметом особой заботы. Его успех определяется единством и согласованностью воспитывающих воздействий общественного воспитания, осуществляемого в государственных воспитательных учреждениях, семьи и общественности. Основа этого единства — полное совпадение интересов государства и семьи в воспитании нового поколения, заключающихся в формировании всесторонне и гармонично развитых, полезных обществу, преданных Родине граждан.

Единство общественного и семейного воспитания является одним из главных принципов системы социального воспитания, что зафиксировано в важнейших государственных документах. Воспитательное влияние семьи на детей должно все более органически сочетаться с их общественным воспитанием.

Ведущая роль общественного воспитания обусловлена тем, что воспитание ребенка осуществляется в коллективе сверстников, где он приобретает первые навыки общественного поведения; оно носит научно обоснованный характер, проходит в специально созданной педагогической среде и осуществляется профессионально подготовленными специалистами.

Признание ведущей роли общественного воспитания отнюдь не умаляет огромного значения семьи в формировании личности ребенка.

Семья — первичная ячейка общества, в которой появляется новый человек; эта малая социальная группа — первая школа жизни для ребенка. Родители — его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия на формирующуюся личность исключительно велика. Основой влияния родителей на ребенка является их бескорыстная любовь к нему, забота о нем в сочетании с требовательностью. На эту любовь и заботу ребенок отвечает чувством глубокой привязанности и любви к родителям, признанием их превосходства и авторитета, стремлением следовать им, подражать во всем. Сила влияния семьи обусловлена податливостью ребенка воспитательным воздействиям, его подражательностью.

Наше государство оценивает воспитательную роль родителей как их важную общественную и гражданскую обязанность.

«Граждане России,— говорится в Конституции — обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь».

Особенно велико значение семьи в воспитании маленьких детей; под руководством родителей они овладевают начальными представлениями об окружающем мире.

В российских семьях накоплен положительный опыт успешного воспитания детей в соответствии с требованиями общества: формирования у них любви к Родине, основ нравственного поведения. Но встречаются семьи, в которых допускаются серьезные ошибки в воспитании малышей, что отрицательно сказывается на их дальнейшем развитии, выдвигает сложную проблему перевоспитания. Основной причиной этих ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей.

Желать воспитать из своего ребенка хорошего человека, будущего гражданина — этого еще мало. Надо уметь это делать.

Кто же должен помочь родителям овладеть наукой и искусством воспитания? Важная роль в этой работе принадлежит педагогам дошкольных учреждений. Стремясь к установлению единства и взаимодействия воспитательных воздействий на ребенка в семье и детском саду, они осуществляют педагогическое просвещение родителей, оказывают им практическую помощь, воспитатели ведут большую работу с семьей, добиваясь единства общественного и семейного воспитания.



Предварительный просмотр:

Консультация «Роль семьи в физическом воспитании ребенка»


Большое значение для правильного физического воспитания детей в семье имеет отношение родителей к вопросам здорового быта. Понятие «здоровый быт» включает в себя разумный, твердо установленный режим, чистоту самого ребенка и всего, что его окружает систематическое использование воздуха, солнца и воды для закаливания, правильную организацию игры и физических упражнений. Естественно, что быт семьи зависит от многих причин, поэтому его не всегда можно строго ограничивать определенными рамками. Однако, родители должны стремиться к тому, чтобы ребенку были созданы все условия для его правильного физического развития. Понимание того, что является наиболее существенным для воспитания здорового, физически крепкого ребенка даст возможность, даже при сравнительно скромных условиях, организовать необходимый режим и наладить правильное физическое воспитание. Старайтесь, чтобы режим дня был таким же, как в детском саду. К сожалению, некоторые родители считают, что ребенка с первого месяца жизни необходимо лишь кормить и одевать, чтобы он не простудился. Что же касается физического воспитания, то оно откладывается на то время, когда он подрастет.

Ошибочность такой точки зрения несомненна. «Дерево чти, пока оно молодо, ребенка учи, пока он не вырос», - гласит пословица. Однако, ее часто забывают. Естественно, что у родителей, которые не понимают значения своевременно начатого и систематически проводимого физического воспитания, даже при отличных условиях быта, оно не будет налажено. В просторных квартирах из-за большого количества мебели тесно, кроме того, они редко проветриваются. В них не найдется места для детской мебели. О физическом воспитании в таких семьях родители просто не думают. Малыш редко бывает на свежем воздухе (простудится!), у него нет определенного режима - днем он спит, а вечерами долго засиживается у телевизора. В таких случаях родители, не обращая внимания на то, что ребенок бледен, малоподвижен, неловок, часто утешают себя тем, что он «смышленый, все знает». Никогда не следует забывать, что прежде всего от родителей зависит, какими вырастут их дети. Необходимо с первых месяцев сознательной жизни ребенка установить ему строгий режим и стараться твердо выполнять его. Приучите его спать, есть, гулять и играть в определенное время. Было бы ошибкой считать, что роль семьи в физическом воспитании детей ограничивается только организацией правильного режима. Не менее важно привить ребенку правила личной гигиены: ежедневно умываться, мыть руки перед едой, вытирать ноги при входе в помещение и т. д. Если вы хотите, чтобы сын или дочь слушали ваши советы и выполняли их, необходимо прибегать не только к ласковому слову или строгому обращению, но и быть личным примером для него. Если кто - либо из родителей садится за стол, не помыв рук, то бесполезно требовать от малыша, чтобы он их мыл.

Систематическое мытье пола, дверей, окон, ежедневная уборка пыли влажным способом, чистка одежды, обуви вне жилых помещений должны являться строгим правилом.

Рост и развитие детей во многом зависит от того, насколько правильно составлено меню. Рациональное питание является одной из необходимых основ физического воспитания ребенка.

Помимо создания благоприятных условий жизни, следует уделять большое внимание закаливанию и совершенствованию двигательной деятельности. Приучить детский организм быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды - нелегкая задача. Родители должны знать основные правила закаливания и проводить его постепенно, с самого рождения.

Однако, прежде приступить к закаливанию, необходимо преодолевать страхи, не редко бытующие в семьях, перед сквозняками или струей прохладной воды. Надо ежедневно находить время для проведения закаливающих процедур, гимнастики, массажа и игр.

Особенно велика роль примера при воспитании детей. «Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету, - все это имеет для ребенка большое значение Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

Если родители любят прогулки на свежем воздухе, если они ежедневно занимаются утренней зарядкой и, по возможности, спортивными играми, строго соблюдают гигиенические правила, то естественно, они будут стремиться и детей своих вырастить физически крепкими и нравственно здоровыми. Ребенок невольно старается походить на своих родителей.

С чего же начинается физическое воспитание?

Прежде всего выпишите на отдельный лист режим и рекомендуемый комплекс физических упражнений согласно возрасту вашего ребенка. Если у вашего сына или дочери имеются какие - либо отклонения от нормы в состоянии здоровья (рахит, диатез и др.), то перед началом физических упражнений необходимо посоветоваться с врачом детской консультации.

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Основа счастья - это здоровье. Надо укреплять его ежедневно, начиная с раннего детского возраста. Только правильное физическое воспитание будет залогом того, что ваш ребенок вырастет здоровым и крепким человеком.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска

Консультация

для родителей и воспитателей

«Развитие мелкой моторики

у старших дошкольников»

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

Вознова Е.С.

Смоленск, 2023


Развитие мелкой моторики  у старших дошкольников

В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Иными словами – чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и развивается ребенок.

        Развитие мелкой моторики у детей происходит только в дошкольном возрасте. С течением времени влияние двигательного центра на речевой ослабевает, и к младшему школьному возрасту практически сходит на нет.

В исследованиях учёных установлено, что уровень развития психических процессов в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки.

 На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в том, что ребенка просят показать сначала один, потом два пальчика и три.  Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети; если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе, или напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это – не говорящие дети. Секрет волшебной взаимосвязи мелкой моторики и развитие речи состоит в том, что при выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активируют пока не зрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. Вот почему при выполнении разнообразных действий пальцами рук и происходит развитие речи.

        В процессе деятельности мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц, и для других органов).

Как же рука изучает, обследует предметы? (с предметом)

1. Прикосновение позволяет убедиться в наличии предмета, его температуре, влажности.

2. Постукивание даёт возможность получить информацию о свойствах материалов.

3. Взятие в руки помогает обнаруживать многие интересные свойства предметов: вес, особенности поверхности, формы.

4. Надавливание даёт возможность определить, мягкий предмет или твёрдый, из какого материала сделан.

5. Ощупывание, поглаживание даёт возможность определить свойства поверхности. Штриховые и  дуговые движения кончиками пальцев с высокой точностью помогают распознать не только гладкость-шероховатость.

Если ребёнок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.

Изучив литературу, я после проведения мониторинга речевого развития детей нашей группы провела диагностику  развития мелкой моторики рук. Результаты совпали. Тем самым подтвердилось, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи.

Различают Гипертонус и Гипотонус мышц руки.

Для устранения  гипертонуса  необходимо, прежде всего,  снять излишнее напряжение.  Хорошим средством  является массаж.

Массаж начинаем  с поглаживания рук тыльной и ладонной поверхностью нескольких сомкнутых пальцев. Можно чередовать плоскостное (поверхностью пальцев) и обхватывающее (всей кистью) поглаживание. После поглаживания делается растирание кожи круговыми движениями. Теперь можно переходить к покачиванию. Обхватите ребенка за руки чуть повыше запястья и нежно, но быстро покачивайте и потряхивайте руки из стороны в сторону.  Движения должны быть быстрыми и ритмичными, но не резкими. Заканчивать массаж, также как и начинать, - следует плавным поглаживанием. 

Мы обучаем своих детей  приемам самомассажа рук. Он оказывает действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. В данных упражнениях используется традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Для более эффективного самомассажа кисти используем  грецкие орехи, шишки, мячик – ежик, прищепки.

Ежедневно использую массажер  су-джок,его катают по ладоням и стопам.   Внутри находится специальное пружинное кольцо для массажа пальцев, его надевают  по очереди на каждый палец и тоже прокатывают. Дети с удовольствием пользуются массажером.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

При гипотонусе мышц проводится стимулирующий массаж, который активизирует ребенка. Он включает в себя большое количество «рубящих», разминающих движений. После традиционных поглаживаний, ребром ладони легонько пройдитесь по ручкам ребёнка.  Движения должны быть активными и достаточно сильными.

 Для устранения Гипотонуса мышц  я предлагаю игру «СПРЯЧЬ В ЛАДОШКЕ». Детям раздаю небольшие поролоновые губки и прошу спрятать их в ладошке так, чтобы губок не было видно. Так мы укрепляем мышцы пальцев и кистей рук.

Приёмы выполнения упражнений:

•систематичность проведения игр и упражнений;

•последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно.

•все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Любое достижение ребёнка должно быть оцененным.

Сегодня я хотела бы рассказать о традиционных и нетрадиционных формах и методах работы, которые я  использую:

1. Очень нравится детям  выкладывание ниток по контуру. Они  выкладывают шерстяную нить по силуэтному трафарету (цветок, рыбка, домик), геометрические фигуры, цифры,  контуры предметов по замыслу, сюжетные картинки, цветные клубочки ниток для перематывания. Такие упражнения развивают  творческое воображение, речевую активность.

2. Еще один способ создания картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Использую различные виды игр со шнурками.  В играх со шнурованием  развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. Шнуровку можно внести в одежду кукол, т.к. такая шнуровка носит игровой характер и представляет для детей больший интерес, чем шнуровка простой планки.

4. Плетение разноцветными бумажными полосками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. В своей работе я использую такой прием, как выкладывание счетных палочек, спичек. В этих играх со стихотворным сопровождением представлены фигурки, которые выполняются из счетных палочек или спичек. Вначале дети знакомятся с геометрическими фигурками, на основе которых построены все остальные. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Они помогают детям не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы. Из них дети выкладывают ответы на загадки, решают головоломки.

6. Активно используем Рисование по трафаретам. Развивает руку ребенка, готовит к обучению письму.

7. Обрывание  из бумаги геометрических форм. Дети создают «овощи» из бумажных заготовок, соответствующих по цвету и форме («огурец» -  из зеленого прямоугольника, «морковь» - из оранжевого треугольника)

8. Выгибание из проволоки геометрических фигур и создание различных форм (человека, птицы, животного и т.д.)

9. Собирание разрезных картинок. Развитие мыслительной деятельности (у детей создается связь «глаз – рука»)

10. Особый интерес дети испытывают при работе с различной крупой.

В  нашей группе большой популярностью пользуется игра «Сухой Бассейн». Это пособие направлено  на развитие речи и мелкой моторики детей, на развитие точности и координации движений руки и глаза,  на снятие эмоционального напряжения. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными. Дети с удовольствием ищут на ощупь предметы, отгадывают их. Варианты заданий: «Найди на ощупь» (только насекомых), «Найди и разложи» (р-к находит в бассейне игрушки и раскладывает их по группам). Дети рисуют пальчиком на манке, сортируют горох, фасоль; «Помогают  Золушке», одновременно читая небольшие стихотворения, скороговорки, считалки.

11. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Дети нанизывают  все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.,  составляют бусы из картонных кружочков,  сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научились прокалывать аккуратные дырочки.

12. Часто в своей  работе я использую  «Картину ощущений», это пособие  направлено  на:

-развитие у детей тактильных ощущений; на развитие моторной функции речевого аппарата; развитие пассивного и активного словаря; на  развитие мелкой моторики рук, и  воображения детей. Закрыв глазки, ребенок проводит пальчиком по материалам картины и рассказывает о своих ощущениях: гладкий, шершавый, холодный теплый, мелкий, крупный и др.  С помощью  картины можно  закрепить основные цвета :зеленый, красный, синий, желтый. Закрепить  геометрические фигуры.

13. Много  положительных  эмоций дети получают, занимаясь с пластиковыми крышками. С их помощью можно подобрать разнообразие цветов и закреплять их; изготовить несложные дидактические игры («Разноцветные бусы», «Дорисуй картинки при помощи пробок», «Цветочки», «Кто быстрее соберет», «Озорная гусеница»); можно использовать как раздаточный материал.  Я использую их  для расширения активного словаря детей, они  раскладывают пробки по заданной мной лексической теме: мебель, посуда, насекомые…

14. Очень интересный вид деятельности - Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью).

 Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Кроме всего перечисленного, использую  различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания, речевой активности. Все виды заданий провожу в игровой форме с использованием стихотворных текстов, поэтому они  вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению.

Для развития графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

Только кропотливая работа, терпеливое отношение, ободрение при неудачах, поощрения за малейший успех, неназойливая помощь помогли мне добиться хороших результатов.

Для достижения желаемого результата работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук провожу:

1.         в непосредственно-образовательной деятельности (включаю во все занятия, совместную деятельность и т.д.);

2.         в режимных моментах (при чтении художественной литературы, планировании индивидуальной работы, самостоятельной деятельности, на прогулке и т.д.);    

Я рекомендую использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребенка. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе.

Диагностики определения уровня развития мелкой моторики

Определение уровня развития мелкой моторики у детей,  я использовала диагностику предложенную учёными Н.О. Озерецким и Н.И. Гуревичем.

Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально.

Детям было предложено выполнить несколько заданий.

1 блок - Упражнения на повторение фигур из пальцев:

•         «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

•         «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

•         «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

•         «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

2 блок - Упражнения на дорисовывание:

•         Дорисуй прямую линию;

•         Дорисуй волнистую линию;

•         Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

 3 блок - Работа с бумагой:

•        Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

•        Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  4 блок - Упражнения на координацию движений:

• «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

•        Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

•        Катание шарика.

Параметры оценки:

(+) – 1 балл – с заданием справился;

(-) – 0 баллов – с заданием не справился;

(=) – 0,5 баллов – справился с помощью взрослого;

ниже 2 баллов – низкий уровень;

2-2,5 баллов – средний уровень;

3-4 баллов – высокий уровень;

Ниже 2 баллов  (низкий уровень) – У таких детей мелкая моторика очень отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы.

2-2,5 баллов (средний уровень) – У детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают не большие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги.

3-4 балла (высокий уровень) – У детей общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко.



Предварительный просмотр:

Сотрудничество педагогов и родителей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В последнее время все большую значимость приобретает проблема социальной адаптации не только детей, страдающих той или иной  патологией, но и семьи, в которой они воспитываются. Специалисты образовательных коррекционных учреждений  традиционно дают родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако, эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными, так как не могут восполнить потребность родителей детей с проблемами в квалифицированной помощи специалистов различных профилей. Более того, многие родители эти рекомендации игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения у родителей, которые не позволяют им правильно оценить ситуацию, связанную с больным ребенком, и установить необходимые отношения как с ребенком, так и педагогом его обучающим.

Одним из важнейших условий развития личности  ребенка, достижения им социальной зрелости, если он посещает специальное коррекционное образовательное учреждение, является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и учителей. Как сделать так, чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, как организовать совместное взаимодействие школы и семей воспитанников, но, чтобы в этом были заинтересованы не только педагоги, но и в большей степени родители - это один из актуальных вопросов коррекционной педагогики.

Процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы обусловили необходимость поиска решения проблем взаимодействия коррекционного образовательного учреждения с семьей, создания условий для повышения педагогической культуры родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии [1, 46].

В соответствии с этим меняется и позиция школы в работе с семьей. Каждая школа не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. В этой связи коррекционное образовательное учреждение должно определять условия работы с родителями, совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества школы и семьи в формировании детей имеющих отклонения в развитии с учетом изменяющихся условий, вариативных образовательных программ и запросов семей. Коррекционный педагог - не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию [2, 97].

Сотрудничество педагогов с родителями возможно, если оно сопровождается постоянным профессиональным ростом самого педагога. Педагог, вооруженный знанием коррекционной педагогики, психологии общения и многими другими знаниями, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка с нарушениями в развитии. Этому способствует открытость школы для семьи: систематическое посещение родителями школы; организация совместных праздников; посещение педагогами семей своих воспитанников с последующим планированием сотрудничества с родителями; проведение бесед, консультаций, просмотр деятельности детей и др.

Взаимодействие педагога и родителей должно осуществляться поэтапно и иметь своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа носит обучающий характер. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между коррекционным педагогом и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания и обучения, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах [4, 24-28].

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети с отклонениями в развитии, посещающие школу, довольно неоднородны, что проявляется в социально-экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их инфомированности по проблемам воспитания.

В качестве выявления уровня педагогической культуры и степени участия родителей в воспитании детей можно использовать следующие социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, индивидуальные беседы, посещение семей, наблюдение за детьми и родителями и др. На основе исследований можно выделить спектр действий по вовлечению родителей в деятельность школы.

Первые контакты между семьями и школой происходят в дни открытых дверей; приглашение родителей с детьми или без них посетить учреждение до начала занятия; посещение сотрудниками семей на дому; представление родителям письменной информации об учреждении; встреча для выяснения условий посещения ребенком учреждения; составление договора.

Дальнейшая взаимосвязь родителей и персонала реализуется в процессе: ежедневных непосредственных контактов, когда родители приводят и забирают детей; неформальных бесед о детях или запланированных встреч с родителями.

Родители могут участвовать и в ежедневных занятиях детей: оставаться в школе, чтобы ребенок привык к учреждению; помогать и участвовать в разных мероприятиях, например в чаепитии с детьми, и т. п.; оказывать помощь при проведении экскурсии и других мероприятий; родительские комитеты принимают участие в решении вопросов, касающихся работы учреждения в целом.

Взаимодействие семьи и школы - важнейшее условие успеха в воспитании детей с отклонениями в развитии, но оно возможно в том случае, когда педагоги и родители становятся единомышленниками [4, 27].

Общими усилиями родители и педагоги должны добиваться желаемого результата. Укреплять здоровье детей с отклонениями в развитии, их физическое и эмоциональное благополучие, развивать творческие способности, познавательную и коммуникативную активность, интеллектуальное развитие и приобщить к общечеловеческим ценностям[3, 49].

В основе взаимодействия современного коррекционного учреждения и семьи должно лежат сотрудничество. Формы сотрудничества могут быть разные: посещение семьи; беседы, консультации; родительские собрания; семинары-практикумы; дни открытых дверей; открытые занятия; родительские конференции; анкетирование; информационные вечера; дискуссии за крутым столом; вечер встречи со специалистами школы (психолог, методист, врач); спортивные развлечения; вечера-досуги; посиделки с чаепитием.

Наиболее действенными формами работы сотрудничества с родителями становятся беседы за круглым столом, обмен опытом, анкетирование, знакомство с новинками методической литературы, день открытых дверей, индивидуальные консультации. Праздники и развлечения - особая, любимая часть общей работы. Родители полноправные участники. Обмениваются идеями, практическими советами. [4, 112].

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой коррекционных образовательных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях, конференциях и в других формах работы [5, 38].

Занятия с родителями лучше строить в форме лекций - бесед, диалога, по ходу изложения вопроса приводить примеры из практики, в завершении занятия решать педагогические задачи, позволяющие активизировать полученные знания, закрепить их. Необходимо признать в слушателях партнеров по общению. Текст следует рассказывать своими словами, а не читать [2, 148]. Темы лектория могут быть конкретизированы, углублены, дополнены с учетом потребностей родителей в педагогических знаниях, которые выявляют в ходе родительских собраний, бесед и консультаций. Психолого-педагогический практикум может применяться после прочтения лекции.

На занятиях педагогического всеобуча не могут быть удовлетворены педагогические потребности всех родителей. Поэтому возникает необходимость проведения индивидуальной работы, которая позволит в частном порядке обсудить проблемы волнующие родителей, дать квалифицированный совет [4,168].

Устные консультации можно проводить в специально назначенный для них день. Лучше дни консультаций и занятий согласовать с родителями, так как многие из них заняты на работе в вечернее время, работают по скользящему графику.

Индивидуальная работа с родителями конкретизирует и дополняет коллективные занятия, она помогает поднять педагогическую культуру семьи, наиболее полно реализовать ее возросшие воспитательные возможности.

Вышеперечисленные формы работы направлены на предупреждение наиболее типичных для родителей ошибок в воспитании детей, вооружают их правильными методами воздействия.

Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях коррекционного образовательного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками школ.

 От правильного выбора форм работы школы с семьей зависит как характер, так и результативность контактов между педагогами и членами семьи. Наиболее эффективными они будут при условии, когда взаимоотношения строятся на осознании необходимости целенаправленных воздействий на ребенка, понимании целесообразности их согласования.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, «семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».

Поэтому основные усилия педагогического коллектива школы, на наш взгляд, должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, воспитывающих  ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Список используемой литературы:

1. Васильева, А.К. Структура семьи. // А.К. Васильева М.: Педагогика, 1988. - 164с.

2. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. // П.Ф. Лесгафт М.: Просвещение, 1991.-423с.

3.Лодкина, Т.В. Семейный социальный педагог: теория и практика. // Т.В. Лодкина М.: Просвещение, 1997.- 264с.

4. Маленкова, Л.И. Педагоги, родители и дети. // Маленкова Л.И. М.: Просвещение, 1994.- 474с.

5. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. // А.В. Петровский М.: Просвещение, 1981.- 243с.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска  

Консультация для родителей «Культурно-гигиенические навыки

для дошкольников»

Разработала:

воспитатель Вознова Е.С.

                                         

Г. Смоленск, декабрь 2022 г.

Уважаемые мамы и папы!

Вы - первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа - ваш дом - оказывает огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.

С раннего возраста мы приучаем детей к правилам и нормам поведения. Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) тоже важно, так как с ними ребенок проходит процесс социализации, а навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь. Без участия родителей этот процесс растянется по времени и будет малоэффективным.

Обычно непоседливый и активный ребенок дошкольного возраста с трудом может усидеть на одном месте, пока мама причесывает его волосы или остригает ногти, не любит мыть голову, зубы чистит поспешно и то, лишь после неоднократного напоминания взрослых. А как нелегко ребенку просыпаться рано утром и, собираясь в детский сад, самостоятельно одеваться. Надо помнить, что надевать, за чем, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.п.

Ребенок не хочет прилагать усилия, переводит действия по уходу за собой на маму или папу. А родители и сами при появлении у ребенка даже малейших затруднений спешат прийти на помощь. Конечно, маме гораздо проще и быстрее самой умыть ребенка, одеть его, чем ждать, пока ребенок будет это делать медленно и неуклюже. И при этом следует понимать, что таким образом она формирует у ребенка пассивную позицию, тормозит развитие у него самостоятельности и культурно-гигиенических навыков. Поэтому ребенок приходит в детский сад и не может справиться, беспомощно просит воспитателей: «помогите», «застегните», «оденьте».

Поэтому, вместо того чтобы делать за ребенка абсолютно все, позаботьтесь о том, чтобы обеспечить дома условия, благоприятные для формирования у ребенка культурно-гигиенических навыков. Постоянно повторяйте вместе с ребенком те или иные действия, пока навыки окончательно не сформируются.

Физиологическая основа воспитания КГН - динамический стереотип, т. е. повторение одних и тех же действий. Именно поэтому родителям нужно помогать ребенку придерживаться режима дня и осуществлять все нужные процедуры, а также служить примером для ребенка.

Воспитание КГН направлено на решение нескольких задач:
- формирование привычки следить за своим состоянием (умываться, чистить зубы, расчесываться);

- развитие первоначальных представлений о ценности здоровья;

-формирование потребности в соблюдении правил гигиены.


Продолжая работать над формированием у ребенка культурно-гигиенических навыков, помните несколько важных правил:

- спешка и нетерпение взрослых приглушают инициативу ребенка, его желание быть самостоятельным;

- в процессе общения с ребенком как можно чаще высказывайте положительное отношение к чистоте, опрятности;

- организуйте режимные моменты интересно - тогда ребенок охотно будет выполнять определенные действия. Во время гигиенических процедур, скажем, рассказывайте ребенку короткие дидактические стихи, или песенки

- поощряйте любые детские проявления самостоятельности, даже самые неуклюжие;

- не оставляйте ребенка без присмотра, даже если он научится самостоятельно выполнять ту или иную гигиеническую процедуру.

Не надейтесь на то, что ребенок научится всему и сразу.

У детей 5-7 лет работа по воспитанию КГН состоит в совершенствовании уже приобретенных навыков и отслеживании неукоснительного и правильного их выполнения.

Итак, гигиеническое воспитание детей старшего дошкольного возраста направлено на формирование следующих привычек: быстро и правильно умываться, насухо вытираться, (пользуясь только индивидуальным полотенцем); чистить зубы, и полоскать рот после еды; мыть ноги перед сном; правильно пользоваться носовым платком; следить за своим внешним видом; пользоваться расчёской; быстро раздеваться и одеваться; вешать одежду в определённом порядке и месте; следить за чистотой одежды и обуви.

Во время непростой эпидемиологической обстановки наиболее актуальный вопрос - гигиена рук и полости рта.

Вот как рекомендует мыть руки Роспотребнадзор РФ:

· Снимите украшения, закатайте рукава

· Смочите руки в теплой воде перед нанесением мыла

· Хорошенько намыльте руки и в течение не менее 30 секунд соблюдайте технику мытья рук

· Тщательно ополосните теплой водой руки, чтобы удалить мыло

· Просушите руки полотенцем

Сушка рук имеет важное значение - руки высушивают, промокая их салфеткой однократного использования или сухим полотенцем. Убедитесь, что ваши руки полностью высохли.

Когда вы находитесь в общественном туалете, используйте бумажное полотенце, чтобы открыть и закрыть дверь в туалетную комнату и нажать на кнопку сливного бачка.


Когда мыть руки?

До:

Приготовления еды

Приема пищи

Одевания контактных линз и нанесения макияжа

Прикосновения к области инфекции кожи, ранам и другим поврежденным кожным покровам

Перед проведением манипуляций медицинского характера

После:

Приготовления еды

Обработки загрязненного белья

Уборки и работы по дому и в саду

Кашля, чихания или рвоты

Контакта с домашними и любыми другими животными

Работы, учебы, пребывания на открытом воздухе и в общественных помещениях

Занятий спортом

Прикосновения к области инфекции кожи и кожных ран

Посещения туалета

Контакта с деньгами

Работы за компьютером и другой оргтехникой

Поездки в общественном транспорте

Гигиена полости рта

Гигиенические навыки по уходу за полостью рта необходимо прививать с самого раннего детства. Хорошая и правильная чистка зубов - лучшее средство профилактики кариеса. Важно приучать чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном, а также полоскать рот после каждого приема пищи.

До 7 лет стоматологи рекомендуют активное участие родителей в чистке зубов своего ребенка, а после 7 лет - пассивное. Но даже и за подростками следует приглядывать, когда и как они чистят зубы. Для детей следует использовать специальные пасты. Они менее абразивные и содержат меньше фтора. Содержание фторидов в детских пастах должно быть не более 0,05%. Кроме того, пасты для детей сделаны с учетом того, что, часть пасты ребенок может проглотить. Но необходимо помнить, что зубы чистит не только паста, но и подходящая по возрасту щетка. Менять щетку необходимо не реже 1раза в 3 месяца. Для каждого времени года щетка должна быть новая.


Итак, для формирования у ребенка любых устойчивых культурно-гигиенических навыков понадобятся не только длительное время и ваше терпение, но и поддержка у ребенка положительных эмоций от самостоятельного выполнения тех или иных гигиенических процедур. В детском саду работа по формированию культурно-гигиенических навыков проходит ежедневно. Родителям нужно закреплять эти умения дома, причем не только напоминаниями, но и собственным примером.

Желаем всем крепкого здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и родителей "Современные формы взаимодействия с родителями в условиях инклюзивного образования дошкольников в ДОУ"

Разнообразные формы работы с семьей. Использование практических методов при проведении родительских собраний, мастер-классов....

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ «Социальный педагог в ДОО»

В ТЕЧЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ УСИЛЕНИЕ РОЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РЕШЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ПРОБЛЕМ РЕБЁНКА. ЛЮБОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, В СТЕНАХ КОТОРОГО НАХОДЯТСЯ ДЕТИ, С...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...