Здоровьесберегающие педагогические технологии
методическая разработка

По мнению В. И. Ковалько, целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребёнку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_pedagogicheskie_tehnologii.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие педагогические технологии

Н. К. Смирнов (2003) утверждает, что здоровьесберегающую технологию можно рассматривать как «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии задачами здоровьесбережения».

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребёнка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Н. К. Смирнов выделяет здоровьесберегающие технологии:

-        здоровьесберегающие организационно-педагогические технологии (определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

-        психолого-педагогические технологии (связанное с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своём здоровье и формирование культуры здоровья, мотивации к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек;

- социально адаптирующее и личностно-развивающие технологии –  технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности;

- лечебно-оздоровительные технологии (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

В. А. Деркунская (2005) отмечает, что любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребёнка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения.

 Здоровьесберегающие технологии, «направленные на сохранение, подержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов. Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребёнку является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребёнка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья»

В. А. Деркунская предлагает классификацию здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические технологии – технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств (технология организации мониторинга здоровья дошкольников, технология организации и контроля за питанием детей, технология организации профилактических мероприятий в ДОУ, технология организации здоровьесберегающей среды в ДОУ и др.);

-        физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (технология развития физических качеств, технология закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

- здоровьесберегающие образовательные технологии (технологии воспитания культуры здоровья дошкольников; технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения);

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни.

Таким образом, к здоровьесберегающим педагогическим технологиям (технологиям, которые используются педагогами в процессе деятельности с детьми) можно отнести указанные автором группы технологий: физкультурно-оздоровительные технологии, здоровьесберегающие образовательные технологии и технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (используемые совместно с психологами).

По мнению A. M. Сивцевой (2007), здоровьесберегающие технологии –  это «система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития».

A. M. Сивцова предлагает следующую классификацию здоровьесберегающих педагогических технологий:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр; гимнастика (для глаз, дыхательная и др.); стретчинг; ритмопластика; динамические паузы; релаксация;

- технологии обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий; коммуникативные игры; система занятий из серии «Уроки здоровья»; проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия); самомассаж);

- коррекционные технологии (арт-терапия; технология музыкального воздействия; сказкотерапия; психогимнастика и др.).

Т. С. Грядкина (2008) разделяет педагогические технологии формирования здорового образа жизни дошкольников на здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. Автор определяет здоровьесберегающую технологию как качественную характеристику среды жизнедеятельности, здоровъеформирующую технологию – как «комплекс технологического обеспечения готовности личности к развитию физической культуры, который понимается как интегральная качественная характеристика личности, проявляющаяся через состояние общественного здоровья (уровень и характер заболеваемости), физического здоровья (физическое развитие, функциональное состояние систем организма, физическая работоспособность и подготовленность) и мотивацию к здоровому образу жизни и двигательной активности».

По мнению В. К. Бальсевича здоровьеформирующие технологии физического воспитания в современных дошкольных учреждениях должны использовать все ценности физической культуры для целенаправленного формирования условий и факторов, обеспечивающих приумножение здоровья детей. К таким условиям и факторам могут быть отнесены: стимулируемое развитие двигательных качеств (особенно выносливости), развитие внимания и координационных способностей, воспитание навыков чередования режимов физических и интеллектуальных нагрузок, отдыха и восстановления, формирование коммуникативных навыков, обеспечивающих возможность интеграции в разные социальные группы и толерантность в общении с другими людьми.

К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды (Г. Л. Башканова, С. А. Уланова, А. А. Шульга, 2001), под которой авторы понимают «системную совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей».

Сущность данной технологии, по мнению авторов, заключается несколько в моделировании учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды, сколько в системе взаимоотношений педагога с детьми: ядром активной сенсорно-развивающей среды является «не система сенсорной дидактики, не комплекс рабочих режимов, а именно система субъектно-субъектных отношений между педагогом и воспитанником. Именно эта система выступает в качестве условия, средства и результата становления ребенка как субъекта дальнейшего развития».

Технология моделирования учебного пространства в рамках активной сенсорно-развивающей среды включает в себя: использование настольной конторки (для работы в режиме смены динамических поз), пейзажного панно (для ситуационно-образного моделирования), офтальмотренажеров (для выполнения зрительного тренажа), наглядного материала на сенсорно-дидактической подвеске, сенсорно-дидактическом держателе (для переключения зрения детей с ближних целей на дальние) и др.

Н. К. Смирнов (2003) выделяет секреты здоровьесберегающей педагогики и сущность каждого из них:

- Секрет доброты, который состоит в том, что необходимо дарить доброту детям, чтобы и они сами стали дарить добро окружающим;

- Секрет успешности (в делах и в жизни вообще), который состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим, в том, чтобы уметь находить поводы для радости всегда, как бы не трудна была жизнь;

- Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства, который заключается в профессионализме всех работающих в образовательном учреждении педагогов;

- Секрет соответствия создаваемого задуманному - в объективном отслеживании получаемых результатов;

- Секрет технологичности в том, что создание работающей технологии из суммы разрозненных программ, приемов, методик возможно лишь при наличии единства целей, задач, принципов и методологий;

- Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается.

В. А. Деркунская в своих исследованиях (2005) отмечает основные принципы (идеи) здоровьесберегающих технологий:

- гуманизации – предполагает приоритетность личностного, индивидуального развития ребёнка в организации педагогического процесса ДОУ;

- учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка - предполагает использование первичной диагностики здоровья детей, учёт её результатов и основных новообразований возраста в ходе организации здоровьесберегающего педагогического процесса;

- учёта и развития субъектных качеств и свойств ребёнка – соблюдение в организации педагогического процесса интересов и направленности ребёнка на конкретные виды деятельности, поддержание активности, самостоятельности, инициативности детей в деятельности;

-        субъект-субъектного взаимодействия в педагогическом процессе – свобода высказываний и поведения в разных формах организации педагогического процесса; в ходе такого взаимодействия ребёнок может выбирать виды детской деятельности, в которых он бы смог максимально реализоваться;

- педагогической поддержки – решение совместно с ребенком сложной ситуации приемлемыми для конкретного ребенка способами и приемами (основной критерий реализации данного принципа – удовлетворённость ребёнка самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости);

- профессионального сотрудничества и сотворчества – профессиональное взаимодействие воспитателей и специалистов в процессе организации здоровьесберегающего педагогического процесса.

Список литературы

1. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения : индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. с. 21–28.

2. Гаврючина, Л. ВЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ : Методическое пособие / Л. В. Гаврючина. – М. : ТЦ Сфера, 2008. –160 с. (Здоровый малыш

3. Науменко, Ю. В. Современное содержание здоровьесберегающих технологий в подготовке педагога /  Ю. В. Науменко, О. В. Науменко // Вестник Московского ун-та, Сер. 20. Педагогическое образование. – 2014. – № 1. – С. 52-56.

4. Пономарева, Л. И. Проблема формирования основ здорового образа жизни ребёнка дошкольного возраста в условиях модернизации образования / Л. И. Пономарева // Вестник Шадринского педагогического института. – 2013. – № 3 (19). – С. 10-15.

5. Сивцова, А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А. М. Сивцова //Методист. –2007.

6. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога : Методическая библиотека / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003 г.

7. Смирнов, Н. К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике. здоровьесберегающего образования  / Н. К. Смирнов. – М. : АРКТИ, 2008. – 288 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровь...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...