Внедрение и рациональное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в педагогическом процессе ДОУ
статья (старшая группа) на тему

Михайлова Ирина Анатольевна

Актуальность использования здоровьесберегающих технологий, классификация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внедрение и рациональное использование  здоровьесберегающих педагогических технологий в педагогическом процессе ДОУ.

Все чаще стали появляться публикации по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях дошкольных учреждений. Врачи и педагоги доказывают необходимость включения здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы о образовательных учреждениях, особенно дошкольных, организация оптимальных условий для развития каждого ребенка.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии можно разделить на медицинские (проводятся медицинским персоналом ДОУ – Лечебная физкультура, массаж, водные процедуры и др.) и педагогические – проводятся воспитателями и педагогами ДОУ.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, продолжительности пребывания в нем детей, программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показателей здоровья детей.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит качество воспитательно-оздоровительного процесса, если будет возможность выбора технологий в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ.

Рассматривая основные группы здоровье сберегающих педагогических технологий, мы можем отметить, что границы между ними весьма размыты. Коррекция поведения, например, может включать в себя коммуникативную игру, а закончиться релаксацией. Сказка сопровождает ребенка с раннего детства, а классическая музыка воспринимается малышом еще во внутриутробном периоде. Динамические паузы могут включать в себя различные виды гимнастики (для глаз, дыхательную) , а цветовое оформление помещения влияет на настроение ребенка вне зависимости от специальных занятий.

Каждое из описанных педагогических воздействий включает оздоровительный, обучающий и коррекционный компонент.

Классификация педагогических здоровьесберегающих технологий

Анализ тематической литературы позволил выделить более двадцати педагогических здоровьесберегающих технологий. Рассмотрим технологии, которые чаще всего используются в ДОУ, в комплексе или эпизодически.

Мы распределили их по следующим направлениям:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни.
  3. Коррекционные технологии.

Классификация педагогических здоровьесберегающих технологий

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • Подвижные и спортивные игры
  • Гимнастика (для глаз, дыхательная, пальчикова и др.)
  • Стретчинг
  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Релаксация
  • Технологии эстетической направленности

Технологии обучению здоровому образу жизни:

  • Физкультурные занятия
  • Коммуникативные игры
  • Система занятий, из серии «Уроки здоровья»
  • Проблемноигровые: игротренинги, игротерапия
  • Самомассаж
  • Точечный массаж
  • Биологическая обратная связь

Коррекционные технологии

  • Арт-терапия
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказккотерапия
  • Технологии взаимодействия цветом
  • Коррекция поведения
  • Психогимнастика
  • Фонетическая ритмика

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В статье предлагаются здоровьесберегающие технологии для применения их в воспитательно - образовательном процессе ДОУ, указаны цели, времня проведения в режиме дня, особенности методики проведения, пр...

Презентация "Использование информационно-педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ".

Проект ,который направлен на  формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр....

Повышение уровня качества образования детей дошкольного возраста с ОВЗ через использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Предлагаю просмотреть выступление с приложением презентации (участие в районном смотре - конкурсе учебно-методических объединений)...

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )

ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )...