Тактика содействия (развитие способности совершать выбор)
учебно-методический материал

Тюлина Юлия Николаевна

       Педагог создает условия для того, чтобы ребенок, спеша в будущее, в меру осознанности управлял своим настоящим.

      Кредо тактики содействия. Ребенок, получив возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.

      Единственный и непременный посыл, который педагог закладывает в эту тактику: «Ты сам можешь совершать выбор – попробуй проверить себя!».

     Самоопределяясь, ребенок наращивает способности ответственно осуществлять выбор. Известно, что цель – это обязательство человека перед самим собой выполнить задуманное. Оно может появиться вследствие поиска, раздумий, даже как итог ошибок, результат «горького опыта».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тактика содействия24.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тактика содействия (развитие способности совершать выбор)

Подготовила: Тюлина Ю.Н.

старший воспитатель ГБДОУ № 41

Педагог создает условия для того, чтобы ребенок, спеша в будущее, в меру осознанности управлял своим настоящим.

Кредо тактики содействия. Ребенок, получив возможность выбирать, должен стать субъектом выбора.

Единственный и непременный посыл, который педагог закладывает в эту тактику: «Ты сам можешь совершать выбор – попробуй проверить себя!».

Самоопределяясь, ребенок наращивает способности ответственно осуществлять выбор. Известно, что цель – это обязательство человека перед самим собой выполнить задуманное. Оно может появиться вследствие поиска, раздумий, даже как итог ошибок, результат «горького опыта».

Позиции и приемы тактики содействия. Главный способ осуществления – это еще большая, чем в тактике помощи, отстраненность педагога от реального участия в действиях ребенка по решению его конкретной проблемы.

Педагог занимает позицию слушающего и вопрошающего, при том избегающего позиции советчика, эксперта. Он:

  • сдерживает сиюминутные желания ребенка действовать, вовлекая педагога в процесс осмысления того, чего он хочет и намеревается сделать;
  • интересуется его мнением о происходящем;
  • расширяет возможности выбора за счет «вбрасывания» новых вариантов, которые были ребенку неизвестны.

Педагог помогает ребенку увидеть и услышать себя со стороны. Тактика содействия направлена на пробуждение у ребенка желания постигать смысл своих «я хочу». Самое сложное здесь – добиться осознания ребенком открытия, что прагматичный выбор не всегда правильный.

Образовательный смысл практики заключается в том, что ребенок:

  • получает возможность расширить свои представления о вариантах выбора;
  • погружается в конструирование анализа и оценок возможного выбора;
  • осознает, аргументирует основания собственного выбора;
  • фиксирует свое отношение к данным основаниям при учете иного мнения;
  • пробует действовать в соответствии со своим выбором, добиваясь результата;
  • анализирует полученный результат;
  • фиксирует собственную ответственность за результат;
  • получает опыт самопознания и самоанализа в условиях выбора.

Риски и страховки. Ребенок осмысляет свой опыт, двигаясь вперед – его приобретает. Так, на приобретении и осознании, он живет и учится жить. Обращается к своему прошлому как к предмету самоанализа.

Часто ребенок пытается «использовать педагога» в качестве подсказчика: «Направо пойдешь – это найдешь, налево – это отыщешь, а прямо пойдешь – это обретешь. Выбирай из трех известных самое необходимое!».

Диалог – не интервью и не допрос, это беседа-размышление двух людей. Педагог, пользуясь тактиками содействия и взаимодействия, постоянно находится в диалоге с ребенком. Тактика содействия развивает:

  • критические, аналитические способности ребенка;
  • умение концентрировать эти способности как минимум на двух вариантах решения проблемы.

Ребенок полон решимости действовать и запрашивает у педагога помощи: приходит время тактики взаимодействия.

Договор – единственная страховка, которую может реально предложить педагог на этом уровне разрешения ребенком проблемной ситуации.

Договор помогает и педагогу не снизить необходимый уровень реализма и ответственности.

В «договорной связке» с педагогом ребенок может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.

Пример тактики педагогической поддержки «содействия»

Учительница литературы (О.Г.) сдержала слово: она помогла Тане стать членом театрального кружка (у Тани действительно были к тому неплохие способности). О.Г. тактично и целенаправленно помогала ей проявить себя. Если возникали сложные ситуации во взаимоотношениях Тани и других ребят - «ветеранов» театрального кружка, О.Г. умело действовала с позиции «буфера», защищая девочку и одновременно помогая ей. Таня вполне освоилась, ее заметили, ребята стали прислушиваться к ее мнению. Успех Таню окрылил, она стала более уверенной и раскованной. Но вскоре в кружке начали возникать мелкие и крупные стычки, которых раньше не было. В эпицентре этих стычек обычно оказывалась Таня. То она сама с кем-то ссорилась, то обостряла («раздувала») мелкое разногласие между ребятами, переводя его в конфликт, становясь непременной его участницей. Обычно она при этом выступала одновременно в двух ролях: «защитника обиженного» и «прокурора обидчика». Учительница видела, что девочка каждый раз искренне хотела сделать как лучше. Она никого не хотела специально поссорить и получить из этого какую-то выгоду - она затевала разбирательства из «чистой, бескорыстной любви к справедливости». О.Г. постепенно убедилась, что у Тани есть какие-то свои устоявшиеся представления о том, как ведут себя по отношению к другим «порядочные, справедливые люди» и «непорядочные, несправедливые». Она просто стояла на страже «справедливости», хотя никто ее об этом не просил.

Любой пустяк она превращала в открытое, публичное разбирательство. («Оля, как тебе не стыдно! Ты всегда выбираешь лучшие костюмы, а Галке достается, что попало! А в спектакле она старшая сестра Золушки, она должна быть лучше одета!» (Оля с Галкой втягивались в эту перепалку, все шумели, ссорились). Но эти ссоры быстро затихали. Ребята за три года пребывания в кружке подружились и быстро забывали ссоры. Обвиняемый и «жертва» вскоре мирились, а Таня оказывалась третьей лишней. Больше всех от «собственной справедливости» страдала сама Таня. Постепенно Таня ожесточалась. Ссоры уже происходили с теми, кто «предал» Таню. Она «вычислила» источник своих «несчастий» - им оказалась Вика. Отношения девочек и до кружка были непростыми.

О.Г. удалось, пользуясь своим авторитетом, сдерживать Вику, у которой с Таней давно шла борьба за «лидерство». Тогда учительница действовала в качестве «буфера» между Таней и Викой, а иногда даже с позиции «адвоката» Таня порицала Вику за то, что она, пользуясь своим авторитетом среди ребят, настраивает их против Тани.

Сейчас ситуация менялась. Было очевидно, что именно Таня пытается занять единственное (как ей казалось) место лидера, используя при этом не совсем «справедливые» приемы.

Как-то раз Таня в присутствии О.Г. сказала: 

Т.: «От этой Вики никакого толка! Она даже мачеху не может толком сыграть, а хочет быть Золушкой!»

О.Г.: Таня, а почему ты считаешь, что Вика не может сыграть роль мачехи? В прошлом году мы ставили «Морозко» - это была лучшая роль. Все ребята очень смеялись.

Т.: Она только уродин и может играть!

О.Г.: Здесь я с тобой должна согласиться. Роль красавиц всегда играть легче. Это в любой книге по режиссуре можно найти. А вот насмешить людей - это большой талант. Шуты, клоуны, комедийные роли не каждому по плечу. Наверное, ты права, не нужно играть Вике Золушку. Все и так знают, что она красивая девочка, а вот что талантливая - пусть увидят все. Спасибо, что подсказала.

Т.: Ваша Вика всегда лучше всех! Она и так всем проходу не дает!

О.Г.: Я не замечала, а что случилось?

Т: Ничего! Просто ненавижу ее и все!

О.Г.: Таня, ты любишь ходить в студию?

Т.: Да!

О.Г: Тебе кто-нибудь мешает ходить в студию?

Т.: Нет, но не было бы этой Вики...

Г.: Расскажи, как она тебе мешает?

Таня начинает, сбиваясь и путаясь, рассказывать какие-то обрывки историй, «происшедших» у них с Викой. О.Г. спокойно (пассивно слушала - помогала Т. высказаться), но «неожиданно» заинтересовалась одной историей.

О.Г.: Так ты говоришь, Вика специально села рядом с Валей и начала обо мне плохо говорить? Да?

(О.Г. точно, как эхо, повторила слова Тани.)

Т.: Да. И еще так ехидно смеялись.

О.Г. (откликается эхом): 

О.Г.: И еще так ехидно смеялись. Да?

Т.: Да!

О.Г.: А как ты поняла, что они смеются над тобой?

Т.: А что тут непонятного? Они как приходят, так и начинают надо мной смеяться.

О.Г.: Я правильно поняла - Вика и Валя, как только приходят в кружок, сразу же начинают над тобой смеяться?

Т.: Нет, Валя была тогда. А Вика...

(Тут опять долго повторяются те же истории, но уже с новыми деталями...)

О.Г.: Ой, я немного запуталась. Давай сначала.

(Рисует и проговаривает.) 

О.Г.: Вот пришла ты вчера вечером. Так?

Т.: Да, а она...

О.Г.: Погоди, а то я не успею.

(Возвращает Таню к началу, вновь задает один и тот же вопрос.) 

О.Г.: Вот пришла ты вчера вечером. Так?

Т.: Да.

О.Г.: А где была Вика?

Т.: Она была на сцене.

О.Г.: И ты тоже пошла на сцену?

Т.: Нет. Я села в зале.

О.Г.: Так.

Пауза. О.Г. как бы вновь пытается вспомнить и не упустить того, с чего все началось.

О.Г.: Ну и что было потом?

Т.: Потом пришла Ира.

О.Г.: Так. Пришла Ира.

Т.: Ой, ну при чем здесь Ира!

О.Г.: И я думаю, при чем здесь Ира?

Пауза. О.Г. ее «взяла» для того, чтобы исключить Иру как «ненужную» деталь.

О.Г. (опять возвращаясь к началу):

О.Г.: Итак. Вот пришла ты вчера вечером. Так? Вика была на сцене. Что случилось потом?

Т.: Потом они с Валей стали меня обсуждать!

О.Г.: Потом они с Валей стали тебя обсуждать. Так. А Валя откуда взялась?

Т.: Да я же с ней рядом села! В зале.

О.Г. (рисует): 

О.Г.: Так. Вика на сцене, а Валя в зале с тобой рядом. Так?

Пауза. О.Г. специально «рисует» ситуацию так, чтобы было видно, что сцена и зал - это отдельные пространства. Это важно: в одном пространстве - Вика (одна), в другом – Таня, Валя.

Т.: Да. И тут Вика сказала: «Чего ты там сидишь? Иди сюда!»

О.Г: И тут Вика сказала: «Чего ты там сидишь? Иди сюда» (Рисует.) Валя пошла на сцену к Вике. Так. И что было дальше?

Пауза. О.Г. дает возможность Тане успокоиться.

Т.: Они стали шептаться!

О.Г.: Они стали шептаться. Так

(рисует схематично фигурки Вики и Вали, а вдали - фигурку Тани) 

О.Г.: Так. И что?

Т.: Как что?!

Пауза. О.Г. ничего не говорит, но по ее лицу Таня может догадаться, что учительница действительно не понимает, в чем дело.

О.Г: А что тебе показалось странным? Девчонки всегда шепчутся между собой.

Т.: Да! Но не сплетничают!

Пауза. Поступила новая информация. О.Г. как бы подчеркивает это.

О.Г.: А откуда ты знаешь, что они сплетничали?

Т.: Знаю.

О.Г.: Я не возражаю, что ты знаешь. Но просто, как ты поняла, что они сплетничают?

Пауза, во время которой О.Г. мимикой усиливает этот вопрос. Когда Таня пытается что-то ответить, О.Г. ее останавливает и начинает «понимать все сначала». О.Г. (точно следуя своим записям-рисункам, указывая на них, сосредотачивая взгляд Тани на них тоже, «проводит» ее по «этапам» ее рассказа): 

О.Г.: Я правильно поняла?

1) Ты пришла вечером в клуб на репетицию. Так?

2) Села в зале вместе с Валей. Так?

3) Вика позвала Валю. Так?

4) Они вдвоем стали о чем-то тихо говорить. Так?

Т.: И ехидно смеяться.

О.Г.: И смеяться.

(О.Г. без запинки, как абсолютно незначащее «пропустила» слово «ехидно».)

О.Г.: И что случилось?

Т.: Ничего не случилось!

Пауза. О.Г. дает остыть Тане, всем видом показывая, что не хотела ее обидеть.

О.Г.: Таня, ты напрасно сердишься. Я ведь действительно хочу понять, что произошло. Я хочу тебе помочь. Если девчонки тебя обидели, я с ними поговорю. Никто не давал им права оскорблять другого. Но я же не могу прийти и сказать: Вика, не зови Валю. Валя, не ходи к Вике. Вика и Валя, не смейте разговаривать друг с другом.

(О.Г. специально сосредотачивает Таню только на фактах, пропуская при этом ее комментарии, в которых Таня пыталась высказать свое отношение к происходящему, вольно интерпретируя все, что произошло. Учительница наглядно показывает, сколь абсурдными будут ее претензии к девочкам, если она выступит с ними в защиту Тани.

Т.: А пусть они не смотрят!

Пауза. О.Г. дает понять, что она обдумывает новый аргумент Тани.

О.Г.: Согласна. Я, конечно, могу их попросить не смотреть в твою сторону. Но завтра репетиция, как же они могут на тебя не смотреть, если и ты, и они - вы все будете в зале? Как ты это себе представляешь? Я подхожу и говорю: «Не смотрите на Таню!»

Пауза.

Т.: Нет, Вы меня не понимаете!

О.Г.: Может быть, но я стараюсь понять. Помоги мне. Может и я помогу тебе. Что ты хочешь, чтобы Вика сделала?

Т.: Я не хочу, чтобы она воображала!

О.Г.: Таня, я же спрашиваю не о том, чего ты не хочешь, я спрашиваю о том, чего ты хочешь?

Этот вопрос застал Таню врасплох: она знала, чего она не хочет, но ей трудно было сказать, чего же она на самом деле хочет от Вики. Учительница не торопила Таню. После небольшой паузы, когда было очевидно, что Таня пока не готова отвечать, учительница сказала: 

О.Г.: «Ну хорошо. Знаешь, мне нужно бежать. Мы тут с тобой заболтались, а мне еще нужно целую кучу тетрадок проверить».

Т.: Можно помогу?

О.Г.: Давай.

Больше в этот и последующие дни разговор о Вике не возникал. Казалось

даже, что наступило некоторое «перемирие»

Рассмотрим на примере этой ситуации

технологию организации тактики «содействия»

1. Была конкретная ситуация, которую Таня воспринимала как свою проблему: ей мешала Вика, из-за нее у Тани не складывались отношения с другими ребятами.

2. О.Г., давно наблюдавшая за тем, что происходит с девочкой и как она ведет себя в различных ситуациях, обнаружила, что Таня наталкивается на одну и ту же проблему: она хочет и может быть лидером (беспроблемно) лишь тогда, когда с ней все согласны и действуют в соответствии с установленными ею правилами. Любое отклонение от этих правил она замечает и оценивает, а затем публично, не сомневаясь в своей правоте и справедливости, занимается воспитанием сверстников.

Но постепенно стали накапливаться факты, подтверждающие, что ее «воспитательная деятельность», ее жесткая позиция долговременного эффекта не дают. Если бы для Тани не было столь важно лидерство, она бы не стала вновь «наступать на те же грабли». Однако девочка, несмотря на то, что сама страдала от одиночества, следовавшего за ее «воспитательными демаршами», продолжала упорно их совершать.

Почему?

Наблюдая, педагог увидела, что Таня не умеет вести себя в лидерской позиции, не подавляя других. Она подавляла других не потому, что хотела над ними возвыситься, а потому, что не владела другими способами предъявления своих убеждений.

Беседуя, педагог:

- утвердилась в своих предположениях;

- поняла, что Таня своей проблемы не осознает. Она остро переживает происходящее с ней, но выход, который она «обнаружила», пытаясь избавить себя от переживаний, не налаживал отношений с ребятами. Таня упорно шла вперед к тому, чего больше всего боялась, к разрушению значимых для нее отношений с ребятами из театрального кружка;

- поняла, что Вика здесь абсолютно не при чем. Идти по пути примирения девочек - это то же, что тушить пожар огнем.

Поняв, педагог решила использовать Танины способности логически и здраво мыслить и повернуть их на решение самой же Таней своей проблемы.

Решив, определила тактику и стала действовать, исходя из логики содействия в конкретной ситуации:

- на определенных этапах разговора с Таней очевидно для девочки шла за ее логикой, не противясь Тане. Наоборот, О.Г. предоставила все доказательства, что пытается понимать и понимает Таню. Открыто просила Таню помочь понять, делала вслед за Таней «необходимые уточнения»;

- в определенный момент О.Г. «предъявила» Тане все то, что она говорила. И спросила: «Чего же ты хочешь?»

Действуя в логике и адекватно ситуации, достигла цели: Тане стало очевидно, что она знает, чего не хочет. Это был первый результат, к которому стремился педагог, - Таня вышла в рефлексивную позицию по отношению к своим «я хочу» и ничего там не обнаружила.

Достигнув цели, педагог «передал ответственность» Тане: ты сама себе должна ответить на вопрос: «Чего же ты хочешь?»

Передав Тане ответственность, педагог оставил ей возможность обратиться за поддержкой: «Я готова тебя выслушать и помочь».

О.Г. и девочка не вступили в отношения договора, но им удалось вместе подготовить необходимые условия для возникновения между ними договора. Их совместными усилиями было подготовлено договорное пространство, в котором:

1. Есть люди, которые друг другу доверяют;

2. Есть люди, которые понимают, что для того чтобы договариваться, нужно точно знать, ради чего это делается;

3. Они умеют действовать в проблемной ситуации - выходить за ее рамки, анализировать и осмысливать ситуацию;

4. Каждый из них теперь имеет опыт «объяснения себя» другому;

5. Таня поняла, что то, что кажется вначале простым и ясным, на самом деле оказывается, если подумать и разобраться, совсем не таким простым и ясным;

6. И еще Таня поняла, что нельзя помочь человеку, который сам не знает, чего он хочет.

Этот новый опыт Таня обрела благодаря содействию педагога, который помог ей думать; сдерживать эмоции; отвечать на вопросы, обращенные к ней; не юлить и не врать; управлять ситуацией; следовать просьбам другого, не упорствовать в утверждении того, чего на самом деле не было, - смогла избежать повторения старой ошибки. А это значит, что Таня смогла вырастить из себя «новую Таню», которая уже чуть-чуть отличается от той девочки, которая пришла к педагогу с единственной целью - «убрать ненавистную Вику, стоящую поперек» дороги, ведущей Таню к признанию ребят.

Используемая литература

Учитель и ученик возможность диалога и понимания Том 2 Москва «БОНФИ» 2002 ISBN 5-93085-013-5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко

Презентация «Интеллектика»  часть  1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...

Благодарность за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство, педагогический талант и подготовку лауреатов фестиваля «весна Победы в Ивановском»

Благодарность за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство, педагогический талант и подготовку лауреатов  фестиваля «весна Победы в Ивановском»...

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Весна Победы в Ивановском"

Благодарственное письмо за содействие развитию детского творчества, профессиональное мастерство и педагогический талант  и подготовку лауреатов детского творчества в X районном фестивале "Ве...

Содействие развитию социального партнерства Учреждения

Участие в проектировании и реализации инициатив Учреждения по развитию взаимодействия с социальными партнерами...

Содействие развитию у ребенка самообслуживания и бытовых навыков.

Как известно, формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста является процессом длительным и требующим от окружающих взрослых не только терпения, но и определенных знаний о физиологиче...