«Формы работы ДОУ с родителями"
консультация

Колоскова Елена Сергеевна

К традиционным формам работы мы можем отнести: коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.); индивидуальные (педагогические беседы с родителями); наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для молодых педагогов «Формы взаимодействия с родителями»

Уважаемые молодые педагоги сегодня мы будем говорить о ваших взаимоотношениях с родителями. Но прежде чем перейти к этому вопросу, давайте поговорим о том, всегда ли конструктивны ваши взаимоотношения с детьми.

Один учитель, размышляя откуда возникают такие сложные детские проблемы, написал такие строки: «Вот они, главные истины эти: поздно заметили…. Поздно учли… Нет, не рождаются трудными дети, просто им вовремя не помогли.» Кажется, сегодня педагогика вплотную подошла к разгадке успешности – неуспешности наших воспитательных усилий.

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление воспитанием», «педагогическое воздействие», «воспитание послушания и покорности», «корректировка развития и воспитания», а простое Содружество, Содействие, Сотрудничество взрослого и ребенка, их ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ в решении насущных проблем ребенка.

Известный педагог – ученый Э. Фромм говорил: «Воспитание – это помощь ребенку в развитии его потенциальных возможностей».

Иначе говоря, это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям ребенка. Таким, как самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самоорганизация, самовнушение, самокритика, самопожертвование, самоуправление, самодеятельность, саморазвитие, самореализация, самодостаточность, самовоспитание, самоактуализация…

И тогда из уст взрослых вместо приказов, запретов, одергиваний, требований, угроз и высмеивания (чаще с тормозящей частицей «нет», унижающих достоинство растущего человека, ребенок будет слышать:

-Ты у меня умница;

-Подумай - и у тебя получится, а если не получится, тогда мы вместе будем думать;

-Не переживай, у каждого в детстве так было, все пройдет.

-Молодец! Ты преодолел, ты справился!

-Ты конечно, можешь поступать по – своему, но мне кажется, ты должен еще подумать - правильно ли это?

-Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

-Каждый может ошибаться, главное уметь признавать ошибки и исправлять их. Я уверена, что и ты сможешь это сделать.

Часто можно услышать вопрос к ребенку (его задают и родители и очень часто воспитатели, причем повторяют его несколько раз и с большим надрывом:

-Ты зачем это сделал! Я тебя спрашиваю, зачем ты это сделал!

Прошу Вас не нужно его задавать в таком тоне и с таким надрывом, повторяя бесконечно.

В такой нервозной ситуации ребенок вам не ответит и вы еще больше разнервничаетесь.

В такой ситуации разумнее будет объяснить, что нельзя делать и почему. Через некоторое время вернитесь к ситуации и спокойно поговорите, что двигало им, почему он поступил неправильно, проанализируйте его поступок вместе с ним, не вы утверждаете приговор, а он сам должен осознать, почему нельзя или неправильно.

Иногда можно увидеть детей одних, в прихожей. Их оказывается, наказали. Но больше всего таким способом вы наказываете себя, т. к. это опасно, оставлять детей без присмотра, за закрытой дверью, вы нарушаете правила безопасности и несете за это уголовную ответственность; и еще одна причина – морально – этическая: вы восстанавливаете ребенка против себя, у него появляется озлобленность, он же тоже знает, что вы не должны так поступать, появляется цепочка зла, а это большая опасность для ваших дальнейших взаимоотношений, и в целом для становления личности.

А теперь поговорим о работе с родителями. Как Вы думаете, почему при таком разнообразии применяемых форм работы с родителями, все-таки возникает непонимание и разногласия? (Выслушать мнение педагогов).

А вот мнение, основанное на опросах педагогов:

- родители идеализируют своего ребенка, не могут объективно оценить его уровень развития, не хотят видеть недостатки;

- родители равнодушны к своим детям и детскому саду;

- перекладывают ответственность за воспитание и обучение на детский сад;

- низкий культурный и педагогический уровень родителей;

Таково мнение педагогов. А вот что сказали об этой проблеме родители:

- невнимание к детям со стороны воспитателей;

- не показывают в полном объеме работу с детьми (только работы по изодеятельности и ручному труду);

- только поучают и жалуются;

- много негативного говорят про ребенка и почти ничего хорошего, никаких достижений;

- что там с детьми нашими делают, не в полной мере знаем;

- мало практической информации;

Отсюда следует вывод:

Проблема непонимания заключается вовсе не в отсутствии внимания со стороны

родителей, а в закрытости самого ДОУ. Родители не имеют открытого доступа к работе воспитателя, нет адекватного обмена мнениями. Воспитатели не желают проникновения родителей на свою территорию даже в вопросах оказания помощи.

Педагоги искренне полагают, что их миссия – поучать, контролировать, указывать родителям на ошибки и недостатки. В результате сложились весьма живучие формы работы с семьей с доминированием монолога педагога (инструктивные сообщения, консультации, информационные стенды). Сам ребенок часто выпадает из поля зрения и родителей, и воспитателей. Взрослые озабочены своими амбициями, доказательством друг другу своей правоты и компетентности.

Как изменить существующее положение дел? Как наладить сотрудничество?

Некоторые известные педагоги утверждают, признаками сильной системы являются:

- открытость;

- гласность;

- взаимообмен мнениями;

- серьезное отношение к индивидуальности ее участников;

- гордость за свое учреждение.

Педагоги обязательно должны строить работу на:

- взаимном доверии во взаимоотношениях с родителями;

- учитывать индивидуальность каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;

-одновременно влиять на родителей и детей;

-соблюдать систематичность и последовательность в работе;

- использовать РАЗНООБРАЗНЫЕ ФОРМЫ в работе с родителями;

- СОБЛЮДАТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ.

Только на этих принципах можно выстроить новую модель взаимодействия: родитель – семья – педагог, где взрослые являются сотрудниками, партнерами.

Итак, что же это за формы работы с семьей?

Назовем наши традиционные формы:

- родительские собрания;

- беседы

- анкетирование;

-практикумы;

- семинары;

- наглядная информация;

- выставки;

- конкурсы; и др.

Существуют также и нетрадиционные формы работы с родителями:

- круглый стол;

- вечер вопросов и ответов;

- родительская почта;

- семейный клуб

- семейная библиотека;

- библиотека игр

- просмотр видеороликов, видеозарисовок, слайдов из жизни ДОУ;

- рекламная информация;

- родительская газета;

- презентации выставок детских работ, концерты силами детей и взрослых;

Педагоги чаще должны смотреть на себя со стороны и стараться меняться в лучшую сторону, двигаться к совершенству.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, т. к. это Вы пришли работать с детьми, Вы получили специальное образование.

Чтобы ваша работа с родителями строилась успешно, придерживайтесь следующих правил:

- никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка;

-отметьте сначала положительные факты его жизни;

-замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушивайте внимательно и терпеливо;

-желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы, если не готовы сейчас – прямо об этом скажите;

-вселяйте в родителей веру в своего ребенка;

-не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал их опыт в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Школа Пап и Мам «Счастливые родители» как современная форма работы ДОУ с родителями: из опыта работы

Описан опыт работы ДОУ по организации различных форм работы с родителями....

Обобщение опыта работы «Современные формы работы педагогов с родителями в ДОУ, в условиях ФГОС ДО»

Стажировочная площадкаЗаседание № 2«Информационно-аналитическое и наглядно-информационное направление работы педагогов с родителями»....

Охарактеризуйте традиционные формы работы ДОУ с родителями. Требования к организации и проведению. Представьте конспект одной из форм работы с родителями.

Нормативно-правовые документы:«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования» (приказ Минобрнауки РФ  № 1155 от 17.10.2013).Федеральный закон от  29.12.2012 №273-Ф...

Современные формы работы ДОУ с родителями - Родительский университет «Профессия быть родителем»

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие....

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...