Краткосрочный познавательный проект «Скоро в школу» в подготовительной группе.
проект (подготовительная группа)

Проект «Скоро в школу»

(подготовительная группа)

Автор: Дудина Татьяна Эдуардовна воспитатель детский сад №138

 

Цель проекта: формирование представления о школе, воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.

 

Задачи проекта: способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, чтобы узнать много нового и уметь учится);

• формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

• продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения;

• способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;

• продолжать повышать уверенность в себе, самостоятельность и адекватную самооценку;

• снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;

• повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.

 

Ожидаемый результат:

• формирование у детей мотивационной готовности к школе;

• расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике;

• благоприятное течение адаптационного школьного периода.

• освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей;

• повышение педагогической компетентности всех участников проекта;

• обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе;

• достижение высоких показателей адаптации детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Тип проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной группы

Продолжительность: краткосрочный (1 неделя)

Основное направление проекта – информационное

 

Актуальность проекта: Поступление в школу – серьёзный этап в жизни каждого ребёнка. И не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Ребёнок открывает для себя совершенно новый мир. Прежде всего, это ответственность. В первом классе он начинает свою общественно-трудовую жизнь. Главное, что необходимо ребёнку - положительная мотивация к учению. Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдёт. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи родителями и воспитателями ДОУ. Неслучайно вопросы подготовки детей к школе, преемственности в работе в числе главных тем для обсуждения специалистами, практиками дошкольных учреждений и школ. Для их решения предлагаются разные формы работы с детьми и взаимодействия с родителями. Учитывая то, что в последнее время в практике дошкольного образования отдаётся предпочтение методу проектов, подготовка детей к школе на основе данного метода представляется наиболее эффективной.

Цель проекта: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.

 

 

 

 

Этапы работы над проектом.

 

Этапы проекта,
указать временные рамки

Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап Поисковый, постановка проблемы

Создать условия для вхождение в проблемную ситуацию: для детей: Предложить рассмотреть картину с изображением школы и школьной жизни.
- выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта; создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.
- формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу проекта.

2 этап Аналитический

- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме

Планируют с воспитателем как они будут готовить маршрут «Путь от дома до школы», используя разнообразные формы: аппликация, рисование

3 этап практический

Беседы: «Как построит свой день». Составление режима дня, «Каким ты представляешь себя в школе», «Чем школа отличается от детского сада», Беседа о школе и правилах поведения в школе.

Чтение художественной литературы: «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто, «Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов, «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин, чтение стихотворений о цифрах.

Дидактические игры: Лото «Школьные принадлежности», «Собери портфель», «Расшифруй слова», настольная игра «Собери из частей школьный предмет»: «Читаем предложения», «Логический поезд», Читаем по буквам», «Числовые домики»,« Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Школьная библиотека».
НОД: Аппликация «Закладка для книг».
Рисование: «Цветы для учителя».
Ручной труд: «Закладка для книг».
Рассматривание иллюстраций: Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни, рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе», рассматривание иллюстративных книг, рассматривание картины «Школа».
Прослушивание песен: «Буквы слова», Дважды два – четыре», «Первый раз в первый класс», «Первоклашка».
Консультации для родителей: «Психологическая готовность детей к школьному обучению», «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе».

4 этап
презентационный - рефлексивный

Выставка совместного творчества с родителями фотоколлаж «Мы были школьниками», составление маршрута «Путь от дома до школы», совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь»
Методические разработки: конспект ООД «Закладка для книг», конспект ООД «Цветы для учителя»
Оформленный проект с результатами в виде фотоотчета.
Подготовка к распространению опыта реализации проекта воспитателям МБДОУ ДС №8

 

 

5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики

  • Количество участников проекта детей до 100%.
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
  • Количество реализованных мероприятий – 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
  • Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

2. Перспективный план по проекту: «Скоро в школу» подготовительной группы №5

 

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу

1 неделя

Просмотр презентации «Школа».
Беседа о школе и правилах поведения в школе.
Чтение и рассказывание «Что такое школа?» Л.А.Арсенова М.Зощенко «Пора вставать». «В школу» А.Барто
Знакомство с пословицами и поговорками об учении.
Экскурсия в школу и школьную библиотеку».

Лото «Школьные принадлежности»,
Дидактическая игра «Собери портфель», «Расшифруй слова», составление рассказа по картине «В школу». Настольная игра «Собери из частей школьный предмет»

Сюжетно-ролевые игры «Школа»,
Просмотр мультфильма «Наш друг пиши – читай», «В стране не выученных уроков».

Рассматривание картины «Школа»
Слушание детских песен «Буквы слова», Дважды два – четыре». Рассматривание альбома с фотографиями о школьной жизни. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Проинформировать родителей о проведении проекта.
Родительское собрание «Готовность детей к школе».
Анкета для родителей
«Ваш ребенок скоро станет школьником».
 

Задача: расширять представления детей о школе

2 неделя

Беседа «Каким ты представляешь себя в школе».
Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
Чтение«Три звонка» А.Барто; «Когда человеку шесть» О.Дриз, «Читалочка» В.Берестов
Вечер загадок «Скоро в школу».
Рисование «Цветы для учителя»

Дидактические игры: «Читаем предложения», «Логический поезд». Составление рассказа по картине «В школу».

Сюжетно-ролевые игры «Школьная библиотека»,
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10», «Смешарики про школу».

Слушание детских песен «Первый раз в первый класс».
Конструирование «Здание моей школы». Рассматривание рисунков первоклассников «Я учусь в школе». Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Оформление памяток: «Шпаргалка для родителей будущих первоклассников».
Составление маршрута «Путь от дома до школы»
Тест для родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?».
 

Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

3 неделя

Беседа«Как построит свой день». Составление режима дня. Чтение «Незнайка учится» Н.Носов, «Первый день» А.Алексин
Ручной труд «Закладка для книг».
Чтение стихотворений о цифрах.

Дидактические игры: «Читаем по буквам», «Числовые домики», «Кубики для всех», «Сложи портфель». Лото «Школьные принадлежности».

Просмотр мультфильма «Остров ошибок».

Слушание детских песен «Первоклашка»
Рассматривание иллюстративных книг. Раскрашивание раскрасок на школьную тематику.

Памятка для родителей «Скоро в школу».
Совместное мероприятие с родителями «Школьная жизнь» Оформление выставки детских рисунков «Школа моей мечты».

 

 

Актуальность проекта:

Поступление в первый класс – это совсем новый этап в развитии дошкольника. В этот период происходит изменение социальной роли ребенка, которое Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. Ребенку очень важна положительная мотивация к обучению. Первоначальное представление ребенка о своей будущей школьной жизни примерно такое: я самый счастливый ребенок, мне купили портфель, форму и всякие принадлежности, он я буду ходить в школу и получать там пятерки. Ребенок воспринимает школу как очередную игру и именно это таит в себе определенную опасность, так как школьная жизнь оказывается совсем не игрой. Поэтому необходима целенаправленная работа по воспитанию положительного отношения к школе, формированию умения сотрудничества со взрослыми (умения просить помощи) .

 

Отношение ребенка к школе формируется до того как он в нее пойдет, и нам важно настроить ребенка на то, что учеба - это ежедневный труд и мы должны внушить ему, что у него все получиться, если он постарается. И поэтому, реализуя данный проект мы постарались углубились в формирование у детей знаний о школьных предметах, качествах характера, которые необходимы школьнику для успешного обучения в школе.

 

Предполагаемый результат

 

- формирование у детей мотивационной готовности к школе;

 

- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;

 

- Осознание дошкольником неизбежности и важности поступления его в школу.

 

Этапы реализации проекта:

 

Подготовительный этап:

 

-Определение темы, цели и задач проекта;

 

- подготовка в группе необходимого материала для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов нод, бесед и т. д.) ;

 

- подготовка заданий для родителей, сбор необходимой информации и оформление её;

 

- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;

 

- сотрудничество с учителем начальных классов.

 

Основной этап:

 

1. Беседы:

 

- «Будьте добры» (вежливые слова в жизни будущего школьника)

 

Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.

 

- «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

 

Цель: создание положительных установок на школу.

 

- «Как построить свой день».

 

Цель: Составление режима дня.

 

- «Откуда можно узнать что-то новое»

 

Цель: развивать интерес к поиску новых знаний через книгу.

 

2. Чтение художественной литературы (см. приложение)

 

3. Пальчиковые игры, физкульт-минутки (см. приложение)

 

4. Д/и:

 

-«Один-много»

 

Цель: формировать умение образовывать существительные мн. ч., активизировать словарь по теме «Школьные принадлежности.

 

- «Профессии»

 

- «Что лишнее»

 

Цель: классификация предметов.

 

- «Магазин канц. товаров»

 

Цель: упражнять в четком звукопроизношении, активизировать словарь.

 

- «Собери портфель»

 

Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.

 

- «Чего не стало» (школьные принадлежности)

 

-«Назови ласково»

 

Цель: образование сущ. с уменьшительно-ласкательных суффиксов.

 

5. Просмотр мультфильмов:

 

-«Козленок, который умел считать до 10»

 

Цель: формировать представления детей о важности умения считать

 

- «Остров ошибок»

 

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

 

-«Наш друг Пишичитай»

 

Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.

 

6. Рассматривание картины «Школа»

 

Цель: расширять представления детей о школе

 

7. Сюжетно – ролевая игра

 

-«Школа»

 

Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.

 

8. Загадки и ребусы про школу и школьные принадлежности (см. приложение)

 

9. Художественная деятельность:

 

-Рисование «Школа»

 

-Раскрашивание раскрасок по теме проекта

 

-Лепка «Карандашница»

 

-Аппликация «Портфель»

 

10. Встреча с учениками-первоклассниками – выпускниками детского сада.

 

Рассказ детей- «Как изменилась моя жизнь с поступлением в школу»

 

(Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.)

 

Заключительный этап (продукт) :

 

- Презентация проекта - оформление папки;

 

- Создание альбома с загадками совместно с детьми и родителями .

 

- Выставка рисунков детей «Скоро в школу».

 

- совместное мероприятие подготовительной и старшей группы «День Знаний»

 

Работа с родителями:

 

- Выступление учителя начальных классов «Как подготовить ребенка к школе»

 

-Помощь родителем в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.

 

- Совместное с детьми чтение книг о школе дома.

 

- Подготовка консультации для родителей:

 

«1 сентября- ДЕНЬ ЗНАНИЙ»,

 

«Подготовка детей к школе»

 

Использованная литература:

 

1. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012

 

2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013

 

3. А. К. Бондаренко, Дидактические игры в детском саду, М – Просвещение, 1991

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя "Скоро в школу" в подготовительной группе

Планирование работы с учетом ФГОС на каждый день по теме "Скоро в школу" в подготовительной группе. В данном планировании прописана работа с родителями по теме, оснащение развивающей среды, инди...

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте "Скоро в школу" в подготовительной группе для учителей СОШ № 16 в рамках обмена опытом

-  Учить составлять предложения по картинкам и записывать схему. Дать понятия о предлогах.- Формировать умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту.- Закрепить умение определять первое пред...

Справка о проведении родительского собрания "Скоро в школу" в подготовительной группе

Справка о проведении родительского собрания "Скоро в школу" в подготовительной группе...

Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе на 2017-2018 гг.

Проект «Скоро в школу» в подготовительной группе на 2017-2018 гг....

Проект " Скоро в школу" в подготовительной группе

Формирование представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников...

Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...

Проект "Скоро в школу" для подготовительной группы

Проект для подготовительной группы "Скоро в школу"...