Программа по выявлению творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста «Наши юные таланты».
рабочая программа

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно значимым, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Очевидно, что развитие человека не только интеллектуального, но и творческого, требует формирования у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и творчеству следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Важную роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых – формирование эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности и творческих способностей. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titulnyy_s.pdf384.15 КБ
Файл 0013bbdc-7410134d.docx103.63 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 78 «Исток» города Смоленска

ПРИНЯТО

Педагогическим советом учреждения,

Протокол №

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ

«Детский сад № 78 «Исток»

_______________ Ермолаева С.Н.

Приказ от  

Программа по выявлению творческих навыков у детей младшего дошкольного возраста «Наши юные таланты».    

Автор-составитель:                                                                              

Кучер Людмила Леонидовна

воспитатель

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность

Цель программы

Задачи программы

Годовое перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию

Годовое перспективное планирование  по развитию восприятия

Организация работы с родителями на год

Методика диагностики

Список литературы

Приложение

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база для разработки программы:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка;

- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);

- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Возраст детей: младший дошкольный возраст (2-3 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 3 периода непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 2-3 лет – 15 мин; согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Формы, методы и приемы реализации программы:

  1. Коллективная и индивидуальная форма художественно-творческой деятельности с детьми.
  2. Традиционные и не традиционные приемы изобразительной деятельности.
  3. Словесные методы (беседа, объяснение, познавательный рассказ).
  4. Наглядные методы (картины, образцы, рисунки).
  5. Игровые методы (дидактические, развивающие).
  6. Выставки творческих работ в группе и в ДОУ.
  7. Родительские собрания с использованием ИКТ.
  8. Диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.).
  9.  Обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение).

Актуальность

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно значимым, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Очевидно, что развитие человека не только интеллектуального, но и творческого, требует формирования у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и творчеству следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Важную роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых – формирование эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности и творческих способностей. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. Поэтому формирование творческой личности является одной из важнейших педагогических и психологических задач на современном этапе.

Анализ литературных источников показал, что проблема формирования творческих способностей детей интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Процесс становления творческой личности занимал выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов XX века: Б.В Асафьева, П.П. Блонского, А.В Луначарского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского и др. Проблему детского творчества и формирования творческих способностей детей в нашей стране также исследовали ученые В.А. Левин, А.Н Лука, А.А Мелик-Пашаев, Р.С. Немов, Б.М. Теплова.

Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются весьма значимыми и в настоящее время.

Цель программы

         Целью программы является формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Программа направлена на художественно-эстетическое развитие в процессе продуктивной деятельности с помощью различных средств, методов, приемов, материалов и предназначена для образования детей.

Задачи программы

  1. Развивать восприятие предметов и явлений окружающего мира как эстетических объектов.
  2. Совершенствовать изобразительные навыки и умения, технику изображения.
  3. Обучать приемам нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке и аппликации с использованием различных материалов.
  4. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
  5. Развивать творческое воображение, художественно-творческие умения и навыки.
  6. Воспитывать чувство прекрасного, положительное отношение к творческой продуктивной деятельности.
  7. Развивать умение совместной деятельности, коммуникативные навыки.

Годовое перспективное планирование

по художественно-эстетическому развитию*

Месяц и неделя

Наименование мероприятия

Цели

Сентябрь

3 - 4 неделя

Диагностика

1. Образовательная область: художественное творчество (рисование).

2. Образовательная область: художественное творчество (аппликация).

3. Образовательная область: художественное творчество (лепка).

Установить уровень умений и навыков продуктивной деятельности

Диагностика восприятия

 «Чего не хватает на этих рисунках?»

Определить уровень развития восприятия

Диагностика речи

«Выполни задание»

Выявить умения устанавливать причинно-следственные связи, заменять их на противоположные

Октябрь

1 неделя

Рисование «Мячики для котят» 

(рисование поролоновым тампоном и гуашью)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 11

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту

Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Т. С. Комарова Занятия по изобразительной

деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. стр. 32

Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения

Лепка «Погремушка»

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. стр. 60

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней

Октябрь

2 неделя

Рисование Осенний дождик (рисование цветными карандашами)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 17

Цель. Учить детей рисовать цветными карандашами короткие линии, передавая падающие капельки дождя; закреплять умение правильно держать карандаш. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения

Аппликация «Осенний лес»

Составила Рябухина О.А.

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной формой аппликации, наклеивание природного материала (сухих листочков) на шаблон. Закреплять представления о времени года - осень. Упражнять в аккуратном намазывании определённого места клеем и приклеивании измельченных листочков путем посыпания и прижимания

Лепка «Грибочки в осеннем лесу»

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 60 (аналог)

Цель. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; учить сплющивать шарик; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней

Октябрь

3 неделя

Рисование Апельсин и мандарин (рисование кистью и гуашью)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 13

Цель. Учить детей рисовать и закрашивать кистью округлые формы большого и маленького размера; учить правильно держать кисть, набирать краску на ворс, тщательно промывать кисть. Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание

Аппликация «Большие и маленькие яблоки на тарелке»

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 48

Цель. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы)

Лепка «Неваляшка»

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 78

Цель. Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного

Октябрь

4 неделя

Рисование «Белоснежная зима» (тычки ватной палочкой и гуашь)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий, стр. 24

Цель. Учить детей делать ватной палочкой. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа

Аппликация «Снеговик» 

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 70

Цель. Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании

Лепка «Снеговик»

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 78 (аналог)

Цель. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление дополнять предмет мелкими деталями (ручки палочки). Уточнить представления о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного

* представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

Годовое перспективное планирование

по развитию восприятия*

Месяц и неделя

Наименование мероприятия

Цели

Октябрь

1 неделя

Игра на развитие восприятия «Разрезные игрушки»

Цель:

- расширить представление о игрушках;

- учить собирать целое из частей;

- развивать зрительное восприятие, внимание;

- развитие моторики пальцев рук.

Игра на развитие восприятия «Найди пару»

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы

2 неделя

Игра на развитие восприятия «Найди заданный предмет на картинке»

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания

Игра на развитие восприятия «Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь; развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре

3 неделя

Игра на развитие восприятия «Слышим звон и знаем, где он».

Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу

Игра на развитие восприятия «Маленький музыкант»

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию

4 неделя

Игра на развитие восприятия «Чего не стало»  

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.  

Игра на развитие восприятия «Что лежит в мешочке»

Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета; закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины

* представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

Организация работы с родителями*

Месяц

Наименование мероприятия

Цели

Сентябрь

Анкетирование родителей по теме «Творческие способности дошкольников»

Установить отношения родителей к вопросу о формировании творческих способностей

Октябрь

Родительское собрания по теме «Значение совместного творчества детей и родителей»

Раскрытие важности совместной творческой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, влиянии этой деятельности на дальнейшее развитие ребенка как личности.

*представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

Методики диагностики

     1.  Карта диагностики  (Рисование)*

№ п/п

Фамилия имя ребенка

Технические

навыки

Изобразительные навыки

Знание цветов

Всего баллов

Уровень

Навыки работы с карандашом

Навыки работы кистью и красками

короткие линии, штрихи

прямые линии в разных направлениях

изображение округлых форм

Итого

 

В

С

Н

Технические навыки

Методика проведения:

Навыки выявляются в ходе наблюдения за ребенком на рисовании (организованной деятельности в случае с красками и свободная деятельность в случае карандашей).

Изобразительные навыки.  Игра «Катя на прогулке».

Методика проведения:

Воспитатель предлагает ребенку альбомный лист с изображением куклы; набор карандашей (желтый, красный, синий, зеленый).

Начинает повествование:

-  Однажды кукла Катя вышла на прогулку. День был теплый, потому что светило солнышко. Нарисуй солнышко.

Ребенок рисует круг и лучики 

- Вышла Катя на полянку, где травка растет. Нарисуй травку.

Ребенок рисует короткие прямые линии травки в нижней части листа

-  Но вдруг пошел дождик. Нарисуй дождик

Рисование короткими штрихами дождя.

-  Катя не знает, куда ей спрятаться. Нарисуй елочку, под которой кукла смогла бы спрятаться от дождя.

Рисование прямой вертикальной и горизонтальных под небольшим наклоном линий.

Знание цветов. Игра «Бусы для куклы Кати».

Методика проведения:

Ребенку предлагается лист бумаги с нарисованными на нем линиями разных цветов (красный, синий, зеленый, желтый) и набор круглых и овальных форм таких же цветов. Задание – подобрать шарики такого же цвета, как и ниточки. При выполнении задания, уточнить у ребенка название цвета шарика.

      2.  Карта диагностики  (Лепка)*

№ п/п

Ф И ребенка

Навыки умения

Представление о способах лепки

Всего баллов

Уровень

Раскатывание прямыми движениями

Раскатывание круговыми движениями

Соединение в кольцо

Прием сплющивания шара

Прием соединения двух частей

Аккуратность

Итого

В

С

Н

Игра «День рождения»

Методика проведения:

Воспитатель демонстрирует куклу, сообщает о том, что у нее сегодня будут гости и кукла Катя просит помочь ей приготовить угощение.

- Поможем Кате приготовить угощение? (да, поможем)

- Из чего мы будем готовить угощение? (из пластилина)

- Какие угощения можно сделать из пластилина? (выслушав ответы детей, воспитатель демонстрирует примеры: «яблоко», «блины», «баранки»)

Далее воспитатель предлагает поочередное выполнение предложенных «угощений».

В ходе выполнения работы воспитатель обращает внимание на сформированности следующих навыков и умений:

1. Умение раскатывать пластилин (глину) прямыми движениями рук.

2. Умение соединять концы палочки в кольцо.

3. Умение раскатывать комочки круговыми движениями.

4. Умение сплющивать шар.

5. Умение присоединять (прижимать)две части.

6. Умение выполнять работу аккуратно.

7. Наличие представления о способах лепки того или иного предмета.

      3.  Карта диагностики  (Аппликация)*

№ п/п

Ф И ребенка

Навыки умения

Всего баллов

Уровень

1.Выкладывание  форм

в определенной последовательности

(узор)

2.Выкладывание изображения

(предмет)

3.Владение техническими навыками:

намазывание

формы; наклеивание; аккуратность

Итого

В

С

Н

Выкладывание форм в определенной последовательности (узор).

1 этап. Воспитатель предлагает изготовить красивый шарфик для куклы. Показывает свой незаконченный образец («не успела сделать, помоги закончить») и предлагает ребенку завершить работу

2 этап. Затем воспитатель предлагает ребенку выложить свой узор на полосе бумаге – шарфик для куклы.

Инструкция: теперь сделай свой шарфик, (из геометрических форм 2 цветов 2 видов или 2 размеров).

Выкладывание предметного изображения

Игра «Картины для куклы Кати».

Методика проведения

Воспитатель предлагает ребенку набор цветных геометрических фигур и 3 картинки

Владение техническими навыками.

Игра «Картины для куклы Кати» (продолжение).

Методика проведения

Воспитатель предлагает ребенку закрепить картинки на холсте.

Инструкция: с помощью клея закрепить ранее выложенные картинки.

4. Показатели развития восприятия по методике «Чего не хватает на этих рисунках?»  (Р.С. Немов)*

п/п

Ф.И.ребенка

Время затраченное на выполнение (сек)

Балл

Уровень развития

Итого:

В

С

Н

Методика Немова Р.С.  «Чего не хватает на этих рисунках?»

Цель: определить уровень развития восприятия.

Проведение исследования. Ребенку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь.

Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

_______________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

5. Показатели развития речи по методике «Выполни задание»                          (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)*

 

п/п

Ф.И.ребенка

Балл

Уровень развития

Итого:

В

С

Н

Методика «Выполни задание» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Цель: выявить умения устанавливать причинно-следственные связи, заменять их на противоположные.

Проведение исследования. Ребенка просят выполнить 10 словесных поручений:

- На столе в беспорядке лежат карандаши. Испытуемому говорят: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку». После выполнения задания спрашивают: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»;

- на ковре лежат игрушки;

- на окне лежат кубики;

- на столе в беспорядке лежат тетради;

- в двух коробках лежат кубики и мячики (собрать кубики в одну коробку, мячи – в другую);

- на столе стоит лейка с водой (ребенку необходимо полить цветы);

- на стуле лежат игрушки (убрать со стула игрушки в шкаф);

- на столе лежат столовые приборы;

- на полу беспорядок, разбросана бумага;

- на столе в беспорядке лежат книги.

Обработка данных: подсчитывают коэффициент правильных ответов ребенка. За каждый верный ответ он получает 1 балл, если всего дается 10 предложений, то максимальное число баллов, которое может получить ребенок, — 10. За неверный ответ ставится 0 баллов.

Выводы об уровне развития:

9- 10 баллов — высокий. 6-8 баллов — средний. 0-5 баллов — низкий.

_______________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

Приложение 1

Конспекты занятий по рисованию*

Занятие 1. Мячики для котят
(Рисование поролоновым тампоном. Гуашь)

Цель. Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Две мягкие игрушки – котята.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы два котенка; поролоновый тампон, гуашь, мисочка с водой.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение В. Берестова «Котенок»:


Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!

Попросите малышей угадать, кто сейчас придет к ним в гости. Если они угадают правильно, скажите: «Правильно, ребята! Сегодня к нам в гости пришли два маленьких котенка. Котята очень грустные. Давайте спросим, что у них случилось. Оказывается, котятам скучно, им не во что поиграть. Во что любят играть котята?» (Мячики, клубки ниток, веревочки.)

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы два котенка, и предложите нарисовать мячики для котят. Покажите детям, как нужно держать поролон за кончик правой рукой, а другой кончик опускать в гуашь и набирать на него краску. Сначала предложите малышам потренироваться – рисовать мячики сухим поролоновым тампоном в воздухе и на листе бумаги, а потом уже рисовать мячи поролоном с краской. На первом занятии лучше использовать краску одного цвета.

В конце занятия скажите детям: «Теперь наши котята стали веселыми – у них много круглых мячиков!».

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 48 с.:цв. вкл. (стр. 11)

Занятие 2. Осенний дождик
(Рисование цветными карандашами)

Цель. Учить детей рисовать цветными карандашами короткие линии, передавая падающие капельки дождя; закреплять умение правильно держать карандаш. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения.

Демонстрационный материал. Игрушечный заяц.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы или приклеены тучки и изображен заяц, сидящий на скамейке, цветные карандаши.

Ход занятия

Покажите детям игрушечного зайца и прочитайте стихотворение А. Барто «Зайка»:


Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Спросите у ребят: «Кого бросила хозяйка? (Зайку.) Где остался зайка? (Под дождем.) Почему зайка промок? (Не мог слезть со скамейки.) Какой зайка?» (Мокрый, грустный, длинноухий, замерзший.)

Предложите малышам нарисовать дождик. Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисованы или наклеены тучки и изображен сидящий на скамейке зайчик. Напомните детям, как нужно правильно держать карандаш и рисовать им короткие штрихи, свободно располагая их по всей поверхности листа.

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 48 с.:цв. вкл. (стр. 17)

__________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

Приложение 2

Конспекты занятий по аппликации*

Занятие 1. Аппликация «Большие и маленькие мячи»

Цель. Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения.

Материалы. Бумажные круги-мячи большие и маленькие, круг из бумаги (белой или светлого оттенка любого цвета) – тарелка (диаметр 15 см), кисти для клея, салфетки, клей (на каждого ребенка).

Методика проведения занятия. Показать детям, как катятся по полу большие и маленькие мячи. Предложить обвести одной, затем другой рукой большой и маленький мячи. Сказать детям, что они сами могут изобразить, как раскатились по полу большие и маленькие мячи. Напомнить детям, что нужно аккуратно намазать клеем большие и маленькие кружочки и наклеить на тарелку – круг из бумаги (белой или светлого оттенка любого цвета). В процессе наклеивания обращать внимание на то, как дети намазывают клеем кружки и наклеивают их. Помогать ребятам, нуждающимся в помощи. По окончании работы, все наклеенные детьми картинки расположить на доске (на столе) и рассмотреть.

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011, стр. 32

Занятие 2. Аппликация «Осенний лес»

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной формой аппликации, наклеивание природного материала (сухих листочков) на шаблон. Закреплять представления о времени года - осень. Упражнять в аккуратном намазывании определённого места клеем и приклеивании измельченных листочков путем посыпания и прижимания.

Материалы. Альбомный лист, на котором на голубом фоне нарисован лес (стволы деревьев); клей ПВА, кисточки, размельченные сухие разноцветные листья, тряпочки, кюветки для клея.

Демонстрационный материал. Картина – осенний лес.

    Методика проведения занятия.

Рассмотрите с ребятами картину, на которой изображен осенний лес, спросите: «Какое время года изобразил художник на картине? (Осень) Почему вы так считаете? (Листочки на деревьях разного цвета) «Какого именно?» (Красные, желтые, оранжевые и зеленые.)

Прочитайте детям стихотворение И. Пивоварова


Падают с ветки желтые монетки...

Под ногами целый клад!

Это осень золотая

Дарит листья, не считая.

Золотые дарит листья

Вам, и нам,

И всем подряд.

 

Положите перед каждым ребенком альбомный лист, на котором нарисован лес, и предложите сделать его «золотым» (добавить деревьям осенние листочки). Для этого нужно набрать на кисть клей, нанести его туда где хотим расположить листочки (ветки деревьев, земля под деревьями). Далее насыпаем на эти места сухие листочки, прижимаем их тряпочкой. Держим немного, убираем тряпочку и лишние (не приклеены) листочки. Но сначала желательно потренироваться – обозначить сухой кистью места нанесения клея.

Спросите у ребят: «Какой у вас получился лес?»

__________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

Приложение 3

Конспекты занятий по лепке*

Занятие 1. Лепка «Погремушка»

Цель. Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней.

Материалы. 2–3 погремушки разной конструкции. Пластилин разных цветов или глина, доски (на каждого ребенка).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми 2–3 погремушки, уточнить их форму и строение, предложить «нарисовать» погремушки в воздухе пальчиками одной, затем другой руки. Спросить детей о приемах лепки. Предложить им показать в воздухе руками, как они будут раскатывать глину для частей погремушки. Сказать, что каждый ребенок может слепить ту погремушку, какую захочет. В процессе работы следить за использованием правильных приемов лепки. Ребятам, быстро справившимся с работой, дать дополнительные комочки глины, чтобы они слепили еще по одной игрушке. Все вылепленные погремушки рассмотреть вместе с детьми, отметить разнообразие игрушек; активизировать ребят на высказывания о форме и строении погремушек.

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011, стр. 60

Занятие 2. Лепка «Грибочки в осеннем лесу»

Цель. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; учить сплющивать шарик; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней.

Материалы. Муляжи 2-3 грибочков. Пластилин разных цветов или глина, доски (на каждого ребенка).

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми грибочки, уточнить их форму и строение. Спросить детей о приемах лепки. Предложить им показать в воздухе руками, как они будут раскатывать глину для частей погремушки. Показать новый прием «сплющивание» шарика. Сказать, что каждый ребенок может слепить тот грибок, какой захочет. В процессе работы следить за использованием правильных приемов лепки. Ребятам, быстро справившимся с работой, дать дополнительные комочки глины, чтобы они слепили еще по одному грибочку. Все вылепленные грибочки рассмотреть вместе с детьми, отметить их разнообразие; активизировать ребят на высказывания о форме и строении грибочков.

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011, стр. 60 (аналог)

__________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

Приложение 4

Дидактические игры «Зрительное восприятие»*

1.  Д/Игра «Разрезные игрушки»

Цель:

- расширить представление об игрушках;

- учить собирать целое из частей;

- развивать зрительное восприятие, внимание;

- развитие моторики пальцев рук.

Материал:

На картоне распечатываются картинки игрушек. Каждая из них разрезана 3-4 части.

Ход игры:

Воспитатель просит детей сложить части картинок в одно целое. Детям необходимо найти и сложить вместе картинки одной игрушки. Далее воспитатель побуждает детей к называнию изображенного предмета.

По завершению игры педагог с детьми обобщают все предметы в «игрушки».

Дидактические игры «Слуховое восприятие»*

2. Д/Игра «Слышим звон и знаем, где он».

Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу.

Оборудование: Колокольчик.

Описание игры: Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик спереди, сзади, сверху, снизу от ребёнка. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Дидактические игры «Тактильное восприятие»*

1. Д/Игра «Чудесный мешочек»

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь; развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре.

Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, парные предметы.

Ход игры. (Образец дается зрительно.) Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно одинаковых игрушек – два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Также и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе предметы накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по очереди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем четыре, пять предметов.

__________________________________________________________________________

*представлен ознакомительный фрагмент

Список использованных источников

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155).
  3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
  4. Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
  5. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 48 с.:цв. вкл.
  6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий: Мозаика-Синтез; Москва; 2011.
  7. Стребелева Е. А.  Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: издания: Москва; ВЛАДОС; 2018г.,  - 256 с. 
  8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психо­логическое исследование с элементами математической стати­стики. — 640 с.
  9. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Ю. А. Афонькина, Г. А Урунтаева; под ред. Г. А Урунтаевой. — М. : ВЛАДОС, 1995. —291 с