Методические разработки
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)


Предварительный просмотр:

         В зависимости от возраста и веса ребенка детские автомобильные кресла делятся на следующие группы:

Группа

Вес, кг

Возраст

Способ установки

Группа 0

Менее 10

От рождения до 6 месяцев

Перпендикулярно (боком) к ходу движения

Группа 0+

Менее 13

От рождения до 1 года

Спиной по ходу движения

Группа I

От 9 до 18

От 1 до 4 лет

Лицом по ходу движения

Группа II

От 15 до 25

От 3 до 7 лет

Лицом по ходу движения

Группа III

От 22 до 36

От 6 до 12 лет

Лицом по ходу движения

        

Родители помните:

покупка автокресла для ребенка – это не роскошь, а важнейшая необходимость.

 

 

 

МБДОУ№14 «Брусничка»

 Капелюшина И.Г.

Необходимость обязательного применения детских автомобильных кресел при перевозке детей в России была законодательно закреплена в 2007 г. Постановлением «Об особенностях применения отдельных положений Правил дорожного движения РФ». Данную нормативную бумагу издали, исходя из статистики смертности детей в ДТП. Но и без этого закона, все должны понимать и осознавать всю важность безопасности своего ребенка. Детское автокресло – это нечто много большее, чем просто требование закона.

В России ежегодно в дорожных происшествиях гибнет более 1000 детей и около 25000 получает различные ранения. В 70% случаев правильно установленное детское автокресло помогло бы избежать столь страшных последствий. Не секрет, что штатные ремни безопасности не подходят для пристегивания детей, для безопасности малышей в машине предусмотрены детские автокресла.

Хочется здесь сразу предостеречь тех нерадивых родителей, которые не считают покупку автокресла принципиальной. Они думают, что достаточно аккуратно ездить, и все. Конечно же, возможность попадания в суровую трагедию относительно мала, но даже мельчайший риск остается риском, и, ежели трагедия все же случается, то поправить последствия уже нереально. Ведь даже, если вы аккуратный и опытный водитель, то нельзя предугадать поведение тех, кто едет по примыкающей  к вам полосе.

http://www.avtokresla.ru/img/products/AGzdO9mXst2hHaK.jpg

Заблуждаются и родители, игнорирующие покупку автокресла, полагая, что на руках у взрослого малыш при перевозке в машине будет в сохранности. Это совершенно не так. При экстренном торможении даже на маленький скорости 20-40 километров в час пассажиры силой инерции направляются вперед на лобовое стекло либо переднее сиденье машины. При этом, взрослый, пытаясь на руках удержать малыша, инстинктивно сильнее прижимает его к себе, в итоге чего еще более возрастает сила перегрузки, заставляющая позвоночник малыша растягиваться, появляется риск получения ребенком травмы шейно-грудного отдела позвоночника. Потом малыш ударяется, после этого его всем своим весом бьет взрослый, чем фактически не оставляя ребенку шансов на благополучный финал. По краш-тестам малыши при лобовом ударе даже при скорости 50 километров в час вылетают из машины, пробивая головой лобовое стекло. Наиболее 92 процентов травм могут быть предотвращены, если не игнорировать покупку и использование детского автокресла. 

        



Предварительный просмотр:

62. Запускать юлу.

63. Запускать пальцами «волчки».

63. Выкладывать из палочек фигурки.

64. Играть с пальчиковыми куклами.

65. Играть с матрешками.

66. Рисовать мелками, фломастерами, карандашами, красками кистью, красками пальцами.

67. Раскрашивать картинки.

68. Тереть продукты на терке.

69. Разворачивать обертки на конфетах.

70. Разламывать печенье на несколько частей – делиться.

71. Снимать упаковку с подарков.

72. Обводить плоскостные предметы карандашом на листе бумаги (или воспользоваться специальными

«обводилками»).

73. Штриховать изображенные предметы.

74. Резать ножницами.

75. Прятать в «сухом бассейне» мелкие предметы и отыскивать их.

76. Прятать в «сухом бассейне» кисти рук и отыскивать пальчики.

77. Выкладывать из мелких предметов дорожки.

78. «Шагать» пальцами по дорожкам из пуговиц.

79. Набирать воду спринцовкой и выпускать в сосуд.

80. Набирать воду пипеткой и капать из пипетки.

81. Заворачивать в фольгу орехи.

82. Помогать накрывать на стол, расставлять посуду.

83. Разбирать покупки из магазина (доставать из пакет

84. Дергать траву в огороде.

85. Самостоятельно причесываться, делать прически маме.

86. Рисовать пальцем на подносе с крупой (например, манкой).

87. Рисовать пальцем на подносе с кефиром.

88. Открывать и закрывать дверцы и ящики на предметах мебели.

89. Доставать из ящиков (или из стиральной машины) одежду и складывать обратно.

90. Заниматься оригами.

91. Играть в доктора: отщипывать кусочки ваты, ставить уколы, бинтовать.

92. Собирать мелкие предметы пинцетами разной величины.

93. Помогать маме готовить салат (жать капусту, перемешивать руками нарезанные овощи и пр.).

94. Переносить в ложке яйца на различном расстоянии (из емкости в емкость, стоящих рядом, на расстоянии 10 см., 30 см., 50 см., 1м и более).

95. Втыкать палочки в крупу или изделия из пластилина.

96. Наклеивать и снимать магниты с холодильника.

97. Упаковывать саше чайных пакетиков и коробку.

98. Кормить птичек – рассыпать зернышки.

99. Кормить птичек – отщипывать кусочки хлеба.

100. Пересыпать предметы горстью, щепотью, двумя разными пальцами

МБДОУ № 14 «Брусничка»

100 идей

для развития мелкой моторики

https://bot.konspekteka.ru/media/images/d027a5d4-1f87-4ba8-aafb-5baa0cf07d8b.jpeg

Подготовила:

Капелюшина И.Г.

1. Играть в пальчиковые и ладошечные игры («Ладушки-ладушки» и пр.)

2. Массировать пальчики ребенка.

3. Давать ребенку ощупывать различные предметы (в том числе щетки для одежды, зубные щетки, наждачную бумагу и пр.).

4. Завязывать узелки на веревках, шнурках и лентах.

5. Расстегивать и застегивать пуговицы, липучки, кнопки, молнии, крючки.

6. Разминать тесто, пластилин, глину; лепить печение и пирожки.

7. Вдавливать в пластилин мелкие предметы (фасоль, бусины, пуговицы, макароны и пр.)

8. Делать простейшие аппликации (из бумаги, природных материалов).

9. Очищать яйца, сваренные вкрутую.

10. Очищать овощи, сваренные в мундире.

11. Чистить мандарины, апельсины, бананы, гранаты.

12. Доставать косточки из абрикосов, слив, вишен, персиков.

13. Перебирать крупы.

14. Доставать ядра арахиса их стручков.

15. Очищать от скорлупы фисташки и расколотые грецкие орехи.

16. Выдавливать зубную пасту из тюбика (можно на зеркало, и порисовать).

17. Собирать с пола ниточки для вязания и шитья.

18. Сматывать нитки в клубок.

19. Открывать почтовый ящик ключом.

20. Начищать обувь губкой или щеткой.

21. Вешать кукольную одежду, используя прищепки.

22. Открывать и закрывать крышки на посуде, банках, коробках.

23. Закручивать и откручивать крышки на банках.

24. Закрывать и открывать задвижки на дверях.

25. Мять и рвать салфетки.

26. Собирать на даче ягоды (клубнику, смородину, вишню).

27. Перебирать ягоды (отделать опавшие листочки, отделять смородину от веточек).

28. Доставать палочкой (линейкой) мелкие предметы из-под шкафа или из-под дивана.

29. Включать и выключать свет (нажимая клавиши выключателя, дергая за веревочку на торшере).

30. Вытирать пыль.

31. Искать край на изоленте, скотче.

32. Прилеплять и отлеплять наклейки.

33. Перелистывать страницы книг или фотоальбомов.

34. Запускать заводные механизмы игрушек, надавливать на «пищащие» игрушки.

35. Махать веером (можно бумажным).

36. Устраивать театр теней рук.

37. Стирать кукольную одежду (тереть кулачок о кулачок, полоскать, встряхивать, отживать).

38. Взбивать венчиком продукты (например, яйца).

39. Мешать что-нибудь ложкой ( манную кашу или сахар в чае).

40. Катать карандаш между ладошек.

41. Перебирать струны на гитаре (игрушечной или настоящей).

42. Нанизывать кольца на стержень.

43. Нанизывать бусины (макароны) на шнурок.

44. Пересыпать сыпучие материалы из емкости в емкость.

45. Переливать воду из одного сосуда в другой.

46. Бросать мелкие предметы в сосуд с узким горлышком.

47. Опускать в сосуд с узким горлышком мелкие предметы, привязанные на веревочке.

48. Самостоятельно есть ложкой мягкую и жидкую пищу.

49. Использовать в песочнице лопатки и грабли.

50. Шить иголкой.

51. Забивать молоточком гвоздики, штырьки и пр.

52. Ловить сачком бабочек и рыбок.

53. Закручивать и откручивать шурупы и болты.

54. Собирать пазлы.

55. Надевать и снимать с пальцев кольца

56. Собирать мозаику.

57. Снимать и надевать колпачки на ручки и фломастеры.

58. Наживать на кнопки-защелки у ручек.

59. Играть на пианино

60. «Гадать на ромашке», отрывая лепестки

https://bot.konspekteka.ru/media/images/d3a914bc-9596-470e-bebf-ddb00712e956.jpeg



Предварительный просмотр:

Соблюдайте

правила безопасности пешеходов!

  • Крепко держите ребенка за руку, особенно возле перехода дороги. На улице дети отвлекаются на всевозможные предметы, звуки, не замечая идущую машину, и думая, что путь свободен, могут вырваться из рук взрослого и побежать через дорогу.
  • Прежде чем перейти дорогу, убедитесь в полной безопасности. Остановитесь у края проезжей части, посмотрите налево и, если нет машин, дойдите до середины проезжей части. Еще раз посмотрите направо, и при отсутствии транспорта закончите переход.
  • Если на пешеходном переходе или перекрестке есть светофор, он покажет, когда идти, а когда стоять и ждать. Красный свет для пешеходов – «Стой», желтый – «Жди», зеленый – «Иди».
  • Никогда не переходите улицу на красный свет, даже если машин поблизости нет.
  • Переходите дорогу под прямым углом и в местах, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.
  • Не спешите, переходите дорогу спокойно.
  • Замедлите шаг, прислушайтесь, подходя к арке, углу дома и любому другому месту, откуда может неожиданно выехать машина.
  • Не оставляйте детей без присмотра на улице, не разрешайте им играть вблизи проезжей части.

Дошкольник должен знать!

  1. Для чего служит тротуар (для движения пешеходов).

  1. Как следует ходить по улице (спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, чтобы не мешать движению встречных пешеходов).

  1. Почему нельзя ходить по проезжей части улицы (она предназначена для движения машин).

  1. Как и на какой сигнал светофора можно переходить дорогу (либо по наземному переходу на зеленый сигнал светофора, либо по подземному переходу, предварительно необходимо убедиться в безопасности, нельзя переходить улицу на роликах, скейтбордах, самокатах и т. д.).

  1. Как следует двигаться в случае отсутствия тротуара (навстречу движению транспорта по обочине или краю дороги, в этом случае не только водитель видит тебя издали, но и ты видишь приближающуюся машину).

  1. Может ли машина остановиться мгновенно (нет, даже если водитель нажмет на тормоз, она еще несколько метров будет по инерции двигаться по дороге).

Берегите себя и своих близких и не забывайте,

что самая доходчивая форма обучения –

личный пример!

Воспитываем

грамотного пешехода

                       

МДОУ №14  «Брусничка»

Капелюшина И.Г

Находясь с ребенком на улице, объясняйте ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами, учите анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах:

  • понаблюдайте за работой светофора, обратите внимание ребенка на связь между цветами светофора и движением машин и пешеходов;

  • покажите ребенку дорожные знаки, расскажите об их назначении;

  • спрашивайте у ребенка, как следует поступить на улице в той или иной ситуации;

  • укажите на нарушителей, отметьте, что они нарушают правила, рискуя попасть под транспорт.

Проверьте, умеет ли ребенок использовать свои знания в реальных дорожных ситуациях: попробуйте переходить дорогу с односторонним и двусторонним движением, через регулируемый и нерегулируемый перекрестки…

             Уважаемые родители!

Дети в силу своих возрастных особенностей не всегда способны оценить обстановку и распознать опасность. Своевременно обучайте их умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными, осторожными и осмотрительными на улице.

Умейте предвидеть скрытую опасность!

Многие считают, что несчастье на дорогах – случайность, уберечься от которой невозможно. Это неверно! 95% детей, пострадавших на дорогах, были сбиты автомобилями в повторяющихся ситуациях, ситуациях обманчивой безопасности.

Разберите вместе с ребенком типичные опасные дорожные ситуации, объясните, почему в первый момент ему показалось, что ситуация безопасная, в чем он ошибся.

. 

Недостаточно ориентироваться на зеленый сигнал светофора, необходимо убедиться, что опасность не угрожает. Выработайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу остановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Стоящая машина опасна: она может закрывать собой другой автомобиль, который движется с большой скоростью.

  • На остановке люди обычно спешат и забывают о безопасности. Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади, двигайтесь в сторону ближайшего пешеходного перехода.
  • Если пришлось остановиться на середине дороги, надо быть предельно внимательным, не делать ни одного движения, не убедившись в безопасности. Покажите ребенку на дороге, что если стоять на осевой линии, машины приближаются с обеих сторон, и объясните ему, как он должен вести себя.
  • Не допускайте, чтобы ребенок бежал мимо арки впереди взрослого, его необходимо держать за руку.
  • Опасно играть рядом с дорогой: кататься  летом на велосипеде или зимой на санках.
  • В зимний период на тротуарах и проезжей части появляется ледяной накат, который может явиться причиной попадания ребенка под движущийся транспорт.
  • Следите за тем, чтобы у вашего ребенка была удобная обувь.
  • Будьте предельно внимательны и осторожны при посадке в общественный транспорт, соскальзывание с подножки которого может послужить причиной падения под колеса.
  • Нельзя спрыгивать с останавливающегося транспорта, это также может повлечь за собой травматизм и различные переломы.

Предложите ребенку утром самому привести вас в детский сад, или, наоборот, возвращаясь, самому найти дорогу домой.

 

Обсудите вместе наиболее безопасные пути движения!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                               ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 14 «БРУСНИЧКА»

     Мастер-класс для педагогов на тему:

«Методика руководства сюжетно-ролевыми

                   играми в детском саду»

             

 Подготовила        

       воспитатель группы детей старшего                        

       дошкольного возраста с  5-6 лет

       компенсирующей направленности

                                                                             Капелюшина И.

                                                                 г. Сургут  

Ведущий. Я рада приветствовать в этом уютном зале вас, уважаемые педагоги, - людей, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни. «Детство – это игра, игра – это детство».

Руководство сюжетно-ролевыми играми требует от воспитателя большого мастерства и педагогического такта.

Ведущий. А сейчас я попрошу выйти ко мне 8 человек.

Упражнение «Десять секунд».

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы. Время: 5-15 минут.

Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

Распределиться на группы:

  • по наличию часов на руках;
  • по стилю обуви;
  • по длине волос;
  • по тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье;
  • по цвету брюк и юбок;
  • по цвету глаз;
  • по настроению, которое Вы сейчас испытываете.

Затем ведущая предлагаю участникам тянуть номерки: номера 1,3,5,7 –одна команда; 2,4,6,8 - другая команда. Садятся за столы)

(Столы стоят напротив друг друга по сторонам зала).

Ведущий. – Мы с вами сейчас поиграем в интеллектуальную игру: «Заморочки из бочки». (предлагаю педагогам вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос. Кто отвечает правильно – получает игрушку для своей елочки).

Вопросы:

1.Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть дети младшего и среднего возраста? (В младшей группе дети играют в: «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Больница», «Детский сад», «Магазин», «Автобус», «Пароход», в средней группе добавляются «Кукольный театр», «Столовая».)

2.Требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер? (это умение ребенка действовать в воображаемом плане, что ведет к построению воображаемой ситуации; это умение ребенка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).

3. Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры? (соответствующая предметно-развивающая предметно-игровая среда; определенные знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности; совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога; создание игровой ситуации).

4. Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? («Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Библиотека», «Мы строители», «Космонавты», «Военные»)

5. На какие группы делятся приемы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные).

6. Какие приемы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре; участие в сговоре детей; разъяснения; показ оказания помощи; совет в случае затруднений).

7.Какие приемы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры; чтение художественной литературы; беседы о прочитанном; экскурсии и целевые прогулки; составление альбомов; встречи с интересными людьми; изготовление и пошив костюмов, атрибутов).

8.Чем отличаются приемы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приемов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые приемы, а с детьми старшего дошкольного возраста- косвенные приемы руководства).

Экспресс-опрос

1) Перечислите предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная, сюжетно-отобразительная)

2) Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

3) Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

4) Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

5) Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

6) Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

7) Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

a. - Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

б. - Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

8) Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

a. - Ссорятся из-за игрушки, каждый тянет ее к себе.

б. - С увлечением играют в путешествия.

9) Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

10) Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль ….(взрослого)

11) Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

12) общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

13) Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

14) Один из принципов организации сюжетно-ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

15) Назовите гигиенические условия организации сюжетно-ролевой игры (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

16) Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру(оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

17) Составьте перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку сами).

Ведущий. Молодцы, справились с вопросами. Ну что, ж, идем дальше. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда под названием: «И все-таки игра!». Кроссворд будете разгадывать командой. Чья команда раньше справится с заданием, получит приз.

(Включается спокойная музыка).

Ведущий. А пока работают команды, я поиграю с вами (обращается к зрителям). Сейчас мы с вами определим составляющие сюжетно-ролевой игры. Я задаю вопрос – вы отвечаете.

Итак, вопрос первый: Это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, представляющий собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.(Сюжет)

Вопрос второй: Это то, что воспроизводится ребенком в качестве цельного и характерного момента деятельности и отношений между взрослым и их бытовой, трудовой, общественной жизни.(Содержание)

Вопрос третий: Это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. (Роль).

(Если команды не готовы, поиграть еще со зрителями и провести конкурс «Знатоки программы».)

Ведущий. Определите, какой возрастной группе соответствует программное содержание игры.

- Формировать умения осуществлять разнообразные условные игровые действия с сюжетной игрушкой, предметом: связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником.

(от 1,5 до 3,5 лет)

- Формировать умения принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические игровые действия, элементарный игровой диалог с партнером-сверстником.

(от 3 до 4 лет)

- Формировать умения изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.

(от 4 до 5 лет)

- Формировать умения комбинировать разнообразные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы; учить овладевать совместным сюжетосложением.

(от 5 до 7 лет)

Ведущий. Ну что ж, наши команды закончили работать, и сейчас мы проверим правильность ответов в кроссворде.

(читаю вопрос – смотрим ответ. Кто быстрее и правильнее ответит – тому приз вручить)

4 этап: Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы (2 ситуации, вытягивают капитаны команд) Жюри оценивает точность, правильность и методическую грамотность. 

1 ситуация: Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!». Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму? 

2 ситуация: Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели. Вопросы: что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа? Действия воспитателя.

Решение педагогических задач

1) Максим (4 года) катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

2) Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня? (Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

- Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

5 этап: упражнение «Продолжи предложение» 

Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз: 

- «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….» 

-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….» 

-«Я думаю, что игра полезна тем, что…» 

-« Моя самая любимая игра…., потому что…» 

-«Я считаю, что в игре дети учатся…» 

-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…» 

- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…» 

-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….» 

6 этап: Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых человек высказывает своё отношение к проблеме, предлагаем вам написать синквейн по игре вообще или по сегодняшнему мероприятию. 

Порядок написания синквейна: 

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение. 

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия. 

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение. 

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием. 

Например 

Игра 

детская веселая 

играют, общаются, веселятся 

то, без чего дети не могут развиваться 

времяпровождение 

Время 3 минуты 

Ведущий (заключительные слова): 

- Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось. 

Виктор Астафьев сказал: «Самые счастливые игры – не доигранные». Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем детском саду. 

В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «сердечки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви

Ведущий. Я прошу команды подойти ко мне, встать в кружок и расставить руки в стороны. А теперь мысленно положите на левую руку все то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку – то, что получили нового. А теперь давайте хлопнем одновременно в ладоши и скажем громко «Спасибо!».

Ведущий. Я благодарю всех за участие в работе и примите от меня эти памятки по руководству сюжетно-ролевой игрой в детском саду. Спасибо всем за внимание!

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Сюжетно-ролевая игра

Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации;

Активный способ присвоения социального опыта, его преобразования;

Развитие символической функции мышления;

Развитие самостоятельности и готовности к сотрудничеству;

Овладение умением согласовывать свои действия;

Воспитание культуры гендерных взаимоотношений.

Рекомендации для воспитателей

1. Помните, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста - это игра.

2. Изучайте теоретические и практические знания по формированию сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста.

3. Планирование организуйте так, чтобы в нем отражалась не только сюжетно-ролевая игра, но и предварительная работа.

4. Необходимо создавать в группе условия для развития активной, разнообразной, творческой сюжетно-ролевой игры.

5. Изменяйте предметно-игровую среду в дошкольном учреждении. Подбирайте и изготавливайте атрибуты для игр.

6. Обогащайте содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о жизни, труде людей, их отношений.

7. Приобщайте родителей к ознакомлению детей с профессиями.

8. Играйте с детьми на протяжении всего дошкольного детства.

9. Побуждайте детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельной сюжетно-ролевой игре.

10. В игре поощряйте у детей проявление инициативы, доброжелательности, самостоятельности.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «Брусничка»

(МБДОУ № 14 «Брусничка»)

Методическая разработка

«Адаптация детей с РАС в детском саду»

https://komiinform.ru/content/news/images/146082/i.jpeg

                                                                                                     

                                                                                                       Подготовила

воспитатель группы детей старшего

дошкольного возраста с  5-6 лет

компенсирующей направленности

                                                                                                                 Капелюшина И.Г.

                                                                        г. Сургут  

                                                             

                                                         Как помочь ребенку с  РАС

(расстройство аутистического спектра)

 адаптироваться в детском саду?

Ранний детский аутизм- это отклонение в психологическом развитии ребенка, главным проявлением которого является нарушение общения ребенка с окружающим миром. Причины возникновения аутизма до сих пор неизвестны. Возможно это нарушения внутриутробного развития и истощающие болезни раннего детства. У детей аутистов часто наблюдаются мозговые дисфункции, нарушения биохимического обмена.

Как и любое другое заболевание аутизм имеет свои симптомы. У детей с РАС наблюдаются предельное одиночество ребенка, снижение способности к установлению эмоционального, зрительного, коммуникативного контактов; гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни; сопротивление малейшим изменениям в обстановке; поглощенность однообразным действиям речевым и моторным (раскачивание, потряхивание руками, хождение на цыпочках, перебирание пальцами перед глазами); пристрастие к необычным предметам. Особо выделяется нарушение коммуникативной функции речи, речевые штампы, фонографическая речь.

Педагогам, работающим с детьми с РАС, нужно придерживаться определенных психологических установок.

  1. Доброжелательность. Агрессия взрослых – это препятствие на пути к установлению положительного контакта с ребенком.
  2. Целеустремленность. Ежедневное обучение, позволяющее ребенку усвоить новые знания и навыки, умения.
  3.  Терпимость по отношению к ребенку. Длительная работа и большие усилия взрослых приведут к положительным изменениям в развитии.
  4.  Внимательность и оптимистичность. Важно замечать каждый шаг ребенка, успехи и достижения.
  5.  Стремление поддержать ребенка в трудной ситуации.
  6. Готовность поощрять ребенка каждый раз, когда он делает попытку выполнить задание, даже если она не очень успешна.
  7. Требовательность взрослых в процессе обучения и повседневной жизни. Нельзя позволять ребенку управлять собой.

Адаптация детей с РАС к детскому саду процесс долгий и постепенный, требующий согласованных действий персонала и близких. Такой ребенок требует больше дополнительного внимания. Необходимо помогать ребенку, понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому следует комментировать для него всё происходящее и намечаемые действия. Надо помогать аутичному ребенку налаживать контакт с другими детьми: стараться вовлекать в общие игры, предотвращать возможные агрессивные и неадекватные действия. При этом важно не просто пресекать недопустимые поведенческие проявления, но и сохраняя доброжелательность, обучать ребенка более «правильным», социально-приемлемым способам взаимодействия со сверстниками. Передавая вечером ребенка родителям, нужно «вместе» с ним кратко перебрать произошедшие за день события. Такие меры требуют большего терпения и дополнительных усилий, но они помогают организовать и упорядочить поведение ребенка с РАС.

Ребенок с РАС более замкнут, большую часть времени проводит наедине с собой, не демонстрирует интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, крайне неохотно идет на что-то новое, часто совершает движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону. Избегает обычных телесных прикосновений, контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание, или наоборот уходит в игру.

Чтобы установить контакт с детьми с РАС требуется сначала понаблюдать за ними и установить контакт. Первое взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего воспитатель его «отпустит» и больше к нему не приблизиться в течении 15 минут. Но постепенно время активного контакта должно увеличиваться, да и само занятие должно увеличиться. В первые занятия придется чередовать тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.  Когда ребенок станет допускать наше присутствие в близи, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. Если контакт по каким-то причинам нарушился, то нужно начинать все сначала. Теперь мы знаем, что ребенка интересует. Далее работу с детьми нужно планировать чередуя взаимодействие и отдых, причем первое время периоды отдыха могут преобладать.

Основное в сенсорных играх с детьми с РАС – разделенное переживание. С одной стороны оно является способом установления контакта, а с другой становится основой взаимодействия и создает базу для возникновения раздельного внимания, вокруг которого строится вся остальная деятельность.

В играх с предметами задачей для педагога становится расширить игру. Педагог может из своих, незначимых для ребенка, игрушек складывать точно такие ряды и структуры в пространстве. Наша задача привлечь внимание ребенка к себе и заинтересовать. Через пару занятий к своему ряду нужно добавить какой-нибудь примитивный сюжет. Однако, невозможно завлечь ребенка игрой, если вы сами не получаете от нее удовольствия. Перед педагогами не стоит задача убрать стереотипную игру, а расширить сам стереотип, внося в него смысл и дополнения. Аутичные дети видят смысл какой-либо деятельности тогда, когда она четко заранее запрограммирована (последовательность действий). Ребенок, знающий последовательность своих действий более спокойный. Поэтому в групповом помещении можно расположить пооперационные карты, на которых в виде символов изображена последовательность действий.

Аутичный ребенок плохо осознает свое тело, У него может быть плохо развита пространственная ориентация. Поэтому в группе можно разместить несколько зеркал на уровне глаз ребенка.

Каждая встреча с детьми РАС уникальна, но зная закономерности развития детей и приемы работы с ними, всегда можно установить контакт и подобрать к ним ключик.



Предварительный просмотр:

http://dou24.ru/224/images/stories/konsultacii/pam_rod.jpg

                Уважаетые родители!

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Самообслуживание
1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка.
2.
 Узнать, как застилать кроватку.

3. Налить воду-сок-молоко в стакан.
4.Вытереть брызги после себя.

5. Использовать салфетку за столом.

6. Накрывать на стол для себя и других. Убирать  со стола за собой.

7. Использовать ершик в туалете.
8.Выбирать одежду по погоде.
9.Завязывать шнурки.

10. Бросать мусор в мусорное ведро

Математика
1.Ребенок должен уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
2. Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник)
3. Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, ). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
4. Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
5. Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.

6. Ребенок должен различать правую и левую руку.

Логическое мышление
Внимание

  • ●Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • ●Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • ●Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.
  • ●Повторять узор или движение.

Мышление

  • ●Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • ●Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • ●Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • ●Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени,   и др.)
  • Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова:  стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.

Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему

Память

  • Запоминать  5-6 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.
  • Ребенок должен уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку.

Навыки письма

1.Ребенок должен уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
2.Ребенок должен уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
3.Ребенок должен уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края.
Ребенок должен уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края.
Развитие Речи
1. Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов..
2. Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
3. Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки).
4. Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь  самостоятельно составлять описание предмета.
5. Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6. Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
7. Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8. Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9. Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.  Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий:  Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?

11.Ребенок должен составлять рассказы по картинкам.

12. Ребенок должен выразительно рассказывать стихи.

Окружающий мир

1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?

2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома.

3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.

4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.

5. Знать номера экстренных служб и как им позвонить.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  № 14 «БРУСНИЧКА»

                             Проект

 «Космос становится ближе»

Подготовила        

       воспитатель группы детей старшего                        

       дошкольного возраста с  5-6 лет

       компенсирующей направленности

                                                                             Капелюшина И.Г

   г. Сургут    

Вид проекта: краткосрочный, групповой, познавательно-творческий.

Цель проекта:

    Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми;

    формирование у детей чувства ответственности и гордости за достижения страны в отечественной космонавтике.

Задачи проекта:

1. Уточнить, расширить и систематизировать знания детей о космосе и космонавтах.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за достижения своего народа, на основе конкретных исторических фактов.

   5. Развивать и совершенствовать творческие способности детей

Актуальность.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, окружающем мире. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родной страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм, формируется активная жизненная позиции.

              История Россия богата героическим прошлым, которым можно и нужно гордиться всем поколениям россиян. Дети дошкольного возраста способны воспринимать наиболее значительные события истории Отечества, знать её героев. Дети должны знать историю российского праздника – День Космонавтики; дату первого полёта в космос; о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине; о героических покорителях космических просторов.

      Кроме того данный проект поможет детям сформировать первоначальные представления о космосе, солнце как звезде, планетах Солнечной системы, поможет систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. 

Планируемый результат:

  • расширение кругозора воспитанников;
  • повышение уровня патриотического воспитания дошкольников;
  • повышение культуры взаимодействия со сверстниками в процессе совместного решения поставленных задач;
  • создание оригинальной активизирующей предметной среды в группе;
  • формирование позитивного отношения родителей к развитию своего ребёнка, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели группы.

Срок проекта: две недели.                      

Этапы реализации проекта.

  1. Подготовительный этап.

- выявление первоначальных знаний детей по теме;

-  разработка системы занятий;

-  подбор познавательной и художественной литературы, фотографий о космосе;

- создание компьютерных презентаций по теме.

  1. Практический этап.

- реализация содержания проекта.

  1. Заключительный этап.

      - оформление «космического» уголка в группе;

      - презентация проекта на родительском собрании.

Взаимодействие с семьями воспитанников:

- Совместная продуктивная  и  проектно – поисковая  деятельность детей и родителей.

Планирование работы.

Тема

Формы работы

Задачи

«Необыкновенная вселенная»

Познавательная беседа «Неизвестная вселенная»

Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная». Объяснить, что представляет собой Вселенная; ввести понятия «звезды», «галактика».

Познавательная беседа «По порядку все планеты…»

Познакомить детей с планетами Солнечной системы.

Компьютерная  презентация  «Необыкновенная Вселенная»

Закреплять представления детей о космосе; расширить знания детей о строении Вселенной; развивать стремление к познанию нового.

Наблюдение на прогулке  «Солнце как космический объект. Роль солнца для жизни на земле»

Развивать познавательную деятельность, учить устанавливать причинно – следственные связи.

Рисование «Космос  глазами  детей»

Развивать воображение детей, учить создавать красивую композицию.

Пластилинография  «Полёт  на Луну»

Закреплять знания детей о космическом пространстве; развивать воображение детей; развивать мелкую моторику рук

Чтение

 - «Как солнце и луна друг другу в гости ходили» (албанская сказка)

 - В. Кащенко «Найди созвездие»

Познакомить детей с новой сказкой; пополнять литературный багаж детей.

«Человек покоряет космос»

Познавательная беседа

«Первооткрыватели космоса»

Рассказать детям, кто такие космонавты, на чём они отправляются в космос. Расширить представления детей  о космических полётах: познакомить с российскими учёными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики.

Компьютерная  презентация  «О  космосе  и космонавтах»

Закреплять представления детей о космосе; расширить знания детей о первых покорителях  космического пространства; развивать стремление к познанию нового.

Конструирование из бумаги  «Ракета»

Закреплять знания о космическом транспорте, развивать пространственное воображение, мелкую моторику.

Конструирование  из «Лего»  «Космодром»

Закреплять умение создавать модели по схеме; учить создавать конструкции , объединенные общей темой.

Чтение

 -  В. Медведнев «Звездолет Брунька»

 -  В. Бороздин «Первый в космосе»

 - П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп».

Пополнять литературный багаж детей; развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе.

«Мы во вселенной не одни?»

Познавательная беседа  «Есть ли жизнь на других  планетах»

Рассказать о возможности существования жизни на других планетах, развивать познавательный интерес, любознательность, воображение.

Рисование  «Встреча  с  инопланетянами»

Учить детей передавать в рисунке задуманный образ, развивать чувство композиции, воображение.

Чтение

 - К. Булычев  «Тайна третьей планеты»

 - К. Булычев «Девочка с Земли».

Просмотр мультфильма  «Тайна третьей планеты»

Пополнять литературный багаж детей; развивать интерес детей к художественной литературе.

Итог проекта «Космос  становится  ближе»

Совместная продуктивная и  проектно – поисковаядеятельность  детей и родителей

Закрепление знаний детей по теме «Космос»; вовлечение родителей с совместную деятельность с детьми; создание «космического» уголка в группе.

Результаты проекта.

Анализируя проделанную работу можно сделать следующие выводы:

  • У детей систематизировались имеющиеся знания о космосе, они овладели элементарными представлениями о науке астрономия.
  • У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

        



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 14 «Брусничка»

  Тема проекта:  «Развитие мелкой моторики  рук  как средство развития речи у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста»

 

   

                                                                                                          Подготовила Капелюшина И.Г.

Тип проекта: Образовательный .

Проблема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Продолжительность проекта: 1года

Участники проекта:

  • Воспитатели и работники группы, специалисты.
  • Дети группы.
  • Родители и другие члены семьи.

Образовательная область:

Речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное

развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Актуальность разработки и реализации педагогического проекта.

 «Руки дают человеку голову,

затем поумневшая голова учит руки,

                                                                                              а умелые руки снова

способствуют развитию мозга».

И.П.Павлов

Актуальность заявленной мною темы обусловлено с тем, что дети с плохо развитой ручной моторикой чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности. В последнее время мы сталкиваемся с большим количеством детей с нарушением в звукопроизношении. Одна из причин - это двигательные нарушения речевого аппарата. . Вследствие этого они долгое время не могут различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. И.И.Павлов придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. В коре головного мозга речевая область расположена рядом с двигательной. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Проблема изучения мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования учёных доказали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для постановки звуков, формирования и развития речи у детей с нарушением звукопроизношения. Различные игры и упражнения вызывают огромный интерес у всех детей, а особенно, если использовать ряд нетрадиционных упражнений и нетрадиционное оборудование для развития тонкой моторики. Использование нетрадиционных форм работы в развитии мелкой моторики превращают занятия в занимательную игру, вызывают интерес и яркий эмоциональный настрой. Моя инновационная деятельность является логическим звеном в общей системе работы детского сада и ставит своей целью моделирование системы работы воспитателя обеспечивающий условия и систему формирования мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам специальных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики, массажа, продуктивной деятельности. Мною были подобраны тесты и упражнения для выявления и формирования мелкой моторики рук у детей. Перед тем , как приступить к решения поставленной перед собой задачи я провела тестирование для выявления уровня сформированности ручной умелости у детей. Диагностика показала что 25%-низкий, 40%-средний и только 35%-высокий уровень. Данные показали ,что необходимо срочно создать условия для системного подхода формированию мелкой моторики рук и внедрению новых образовательных технологий. Необходимость индивидуального подхода к обучению и совершенствования навыков ручной умелости в развитии моторики заложена в технологиях разработанных учеными: В.В. Цвынтарным, О.Н. Крупенчук, Н.В. Гатановой, С.Е.Большаковой, О.Н.Громовой, М.М. Безруких. Исследования ученых института физиологии детей и подростков Санкт-Петербурской академии психоогических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук (комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).

Цель проекта:

Повышение уровня развития мелкой моторики с использования традиционных и нетрадиционных форм работы в подготовке дошкольников к обучению

Задачи для детей:

Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка

Задачи для родителей:

  • Создавать в семье благоприятные условия для развития речи ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.
  • формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Задачи для педагога:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Анализ и сбор информации из различных источников.
  • Разработка перспективного и тематического планирования по проекту.
  • Создание и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
  • Мониторинг результатов.

Ожидаемый результат:

  • Пополнение предметно-развивающей среды группы для самостоятельной деятельности детей .
  • Развитие мелкой моторики у детей .
  • Формирование речевых навыков у детей .
  • Интеллектуальное развитие детей.
  • Обогащение родительского опыта в воспитании детей.

I. Подготовительный этап.

  • Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение

содержания деятельности всех участников проекта.

II. Основной этап реализации проекта.

  • Работа с детьми.
  • Взаимодействие с родителями
  • Создание информационного пространства (информационный стенд).

В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечило возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность детей, зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

  • Игры с пальчиками и артикуляционная гимнастика
  • Игры с мячиком Су - Джок
  • Пальчиковые игры с палочками
  • Физкультминутки, пальчиковая гимнастика,
  • Пальчиковый и настольный театры.
  • Ручной труд в развитии мелкой моторики.
  • Упражнения самомассажа пальцев и кистей рук
  • Конструирование из «Лего»

Разработка картотек: «Пальчиковые игры», « Картотека игр  с  использованием мячика Су – Джок», «Физкультминутки для разминки пальчиков».

  • Разработка и создание самодельных игр и пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук.
  • Создание тематического альбома «Игры и пособия на развитие мелкой и общей моторики».

В совместной деятельности со взрослым обязательно включаются физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности. Физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. В ходе предметной деятельности и игр использовались такие игры, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики рук детей, а также способствуют формированию речевой активности. Так, например: «Что внутри?», «Непослушные колечки», «Забавные шнуровки», «Одеваем кукол», «Поиграй на пианино», «Пальчиковый театр», «Кубы-вкладыши», «Набивная подушка» (с различными видами застежек).В процессе экспериментирования с материалами и веществами, использовались упражнения и игры с разными материалами: поролоном, тестом, песком, глиной, крупой, бумагой, водой, с природным материалом, с тканью, с пластилином, с красками, что способствует развитию мелкой моторики рук.В ходе общения со взрослым и игр со сверстниками использовались пальчиковые игры и разминки.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников.

С целью обеспечения обратной связи с родителями по решению вопросов развития речи детей посредством развития мелкой моторики рук, проводились самые разнообразные работы:

  • Практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях
  • Тематические консультации
  • Папки - передвижки
  • Выпуск памяток с упражнениями
  • Оформление стенда
  • Мастер – классы
  • Родительские собрания

 Консультации повысили родительскую компетентность в вопросах значения развития мелкой моторики .  Ознакомление с особенностями развития речи детей старшего дошкольного возраста помогла консультация «Развитие речи детей посредством формирования мелкой моторики рук ». Семинар – практикум «Мелкая моторика для развития речи дошкольника», где родители расширили свои представления о значимости развития мелкой моторики для развития речи детей. На семинаре – практикуме  «Пальчиками поиграем - говорить мы начинаем» родителям в ходе игр и упражнений была показана взаимосвязь развития речи от развития мелкой моторики рук, родители познакомились с методикой использования пальчиковых игр в домашних условиях.

С целью практического освоения родителями способов изготовления пособий, способствующих развитию мелкой моторики рук, был проведен мастер – класс «Игры своими руками». В результате данного мастер – класса родители в домашних условиях научились делать пособия для развития мелкой моторики рук, что поспособствовало пополнению предметно-развивающей среды группы.

Так, совместная деятельность с родителями положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

III . Заключительный этап.

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковой гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов и внедрении в систему работы МБДОУ. Которое позволило осуществлять целенаправленное формирование ручной умелости и в конечном счёте повысивший уровень интеллектуального развития, познавательных способностей у детей.

Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с детьми по развитию  мелкой моторики

Месяц

Раздел образовательной деятельности

Темы игр-занятий

Оборудование

Сентябрь



«Игры из ничего»

«Прищепки в корзинке»

Прищепки, корзина

«Перекладывание двумя пальчиками»

Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы

«Скрути нитку в клубок»

Поднос, клубок шерстяных ниток

«Вышивание на картоне»

Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок

Октябрь


«Игры из ничего»

«Игры с карандашом»

Карандаш с гранями

«Игры со шнурками»

Разноцветные веревочки

«Игры с  мячиком Су - Джок»

Мячик (колючий)

«Идеальный урок»

Кусок плотной ткани, застежки разного типа

Ноябрь

«Игры из ничего»

«Наждак»

Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости

Самомассаж ладоней и пальцев рук грецким орехом.

Грецкие орехи


«Игры на кухне»

«Маленький помощник»

Миска с водой, овощи

«Взбиваем крем»

Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня


Декабрь




«Игры с крупой»



«Игры с крупой»


«Помочь Золушке»

Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом)

«Волшебное сито»

Сито, две миски (в одной из которых рис и манка)


«Пересыпаем ложкой»


Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка

«Рисуем дорожки»

Спички, манная крупа


Январь



«Игры с крупой»

«Сюрприз»

Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки

«Шуршалки и гремелочки»

Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д.

«Пальчиковые игры с бумагой»

Игрушки из комканой бумаги

Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка и т.д.), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки


Февраль


«Наш разноцветный мир»


«Сгибаем бумагу»


Листы бумаги

«Рвем бумагу»

Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман

«Пальчиковые игры на бумаге»

Лист бумаги, краски, пальчики

Рисование «Солнышко» (рисование ладошками)

Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои)


 

Март



«Игры из ничего»


Рисование   «Мимоза для мамы» (ватные палочки)

Ватные палочки

Игра «Завяжи узелки»

Веревочки, ленточки разной длины

 Игра «Собери ракету» (мозаика)

 Мозаика

Апрель


«Игры из ничего»



 

Игры с пуговицами «Собери домик»

Пуговицы разных размеров

 Шнуровка «Зашнуруй ботинки»

 Игры со шнуровками

«Выжимание губки»

Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины, губка (рассчитанная на руку ребенка)


Май


«Игры из ничего»

 Рисование   «Салют» (ватные палочки)

Ватные палочки

«Расти, расти, цветочек»

Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа

«Чудеса на песке»

«Отпечатки наших рук»

Поднос с песком, ванночка с водой

«Что же спрятано в песке»

Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице


июнь

Самомассаж

«Массаж своими руками»

Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями

«Ласковые игры для пальчиков»

Варианты игр

Мягкие игрушки, «чудесный мешочек», матрешки, пирамидки, кубики и т. п.

Использованная литература:

  1. Большакова.С.Е.«Формирование мелкой моторики; игры и упражнения».М:ТЦ«Сфера»,2005
  2. Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001
  3. Крупенчук.О.Н. «Пальчиковые игры» СПб Издательский Дом «Литера2005»
  4. Никифорова.Т.И. «Волшебные пальчики» Министерство образования РС( Я)Якутск 2004-32с
  5. Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2002.
  6. Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
  7. Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...