Экологическое воспитание дошкольников средней группы
статья (средняя группа)

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.

Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov_sredney_gruppy.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Шапиева Патимат Шахаваттиновна

ГБДОУ №9 Московского района г.Санкт-Петербург

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

(из опыта работы)

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
 Не наукой, а частью души!

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.

Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).

Работая в средней группе я поставила перед собой следующие задачи: это не только дать детям экологические знания, а прежде всего  сформировать у них первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений) ,   о самых простых природных взаимосвязях(одни животные и растения обитают в лесу, а другие – в озерах, третьи – на лугу); помочь детям установить элементарные причинно- следственные взаимосвязи в природе(птицы улетают на юг, потому что исчезает корм), между состоянием объектом природы и окружающей среды( растениям нужна вода, свет, почва, животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а  вода нужна всем) и содействовать развитию личности ребенка в процессе познавательно – исследовательской деятельности. С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, на цветнике, на участке детского сада. Работая в уголке природы, дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растению, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение с детьми сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется в чем то. . И обязательно  я всегда нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала-поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для комнатных растений очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

В этом возрасте не важно, чтобы ребенок запомнил все названия растений, гораздо важнее, чтобы дети понимали, как много разных растений существует даже в ближайшем окружении, и  бережно к ним относились. Дети среднего возраста уже могут различать некоторые части растения (лист, корень, цветок. плод), понимают, чем дерево отличается от куста. В совместной деятельности формирую первые представления о взаимосвязи компонентов живой и неживой природы: «Мы поливаем растение, так как без воды оно погибнет» на конкретных примерах знакомлю со значением природы в жизни человека: объясняю необходимость ее охраны, например в течении дня обращаю внимание детей на использование воды: и моем руки, помощник воспитателя моет посуду, пол, повар готовит  обед, мы пьем чай и т.д. Затем обсуждаем с детьми, откуда берется вода в детском саду, где можно найти воду в природе. Что будет, если мы не будем экономить воду.

Большую работу по экологическом воспитании  провожу на прогулках. Систематически провожу  наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных. Дети задают множество самых разных вопросов, всегда стараюсь ответить на них, поддержать интерес ребенка к тому, о чем он спрашивает,  стараюсь чтобы дети получали ответы  не всегда в  готовом виде, а искали ответы на свои вопросы в  экспериментально – исследовательской деятельности ( Может ли шишка или лист утонуть в реке, ответ не даю , а предлагаю это проверить , но предварительно всегда спрошу А как ты думаешь,  а затем точку зрения малыша проверяем с помощью опыта). Дети нередко  проявляют жестокое отношение к животным и растениям. Это прежде всего связано с развитием исследовательских интересов ( им просто интересно узнать, что внутри у дождевого червяка). Я не просто запрещаю что – то делать, а объясняю смысл запретов на  понятном для детей языке: «ломать ветки нельзя, так как дереву будет больно. Нельзя пинать ногой кошку, ведь тебе неприятно если будут делать это с тобой». И т.д.  С сезонными изменениями дети знакомятся прежде всего на прогулке. Обычно всегда у детей спрашиваю, что изменилось на нашем участке, выслушиваю ответы детей и затем с помощью наводящих вопросов перехожу к запланированному наблюдению. Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое провожу после прогулки.  С детьми регулярно фиксируем погоду Помогаю  детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице и выставляем их в нужный день – вагончик.  Таких вагонов семь, поэтому с детьми можем сравнить погоду  в течение недели. . Учу детей не только замечать состояние погоды , но и видеть такие явления как туман, иней, гололед, роса.

Работу по экологическому воспитанию продолжаю и во второй половине дня. В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.   Беседы стараюсь свести к минимуму, так, как для ребенка среднего возраста важно все потрогать, погладить, рассмотреть.

Всегда помню, что мой рассказ не должен быть длинным, всегда задаю детям вопросы и даю возможность детям сообщить об их собственном опыте.    Рассказывая о жизни белочек, предлагаю «превратиться»  в этих животных    , попрыгать как белочка, найти на картинке елочку, на которой бы елочка могла жить.. Для ознакомления с животными , растениями использую различные дидактические («Чьи это детеныши?», «Кто лишний?», «Что где растет?», «Когда это бывает» и подвижные игры.

Для того, чтобы познакомить детей с развитием растений весной сажаем огород. Перед посадкой мы рассматриваем семена через лупу и обсуждаю с детьми, что же понадобится нам для того, чтобы из такого семечка выросло растение. А затем обобщаю ответы детей. Наблюдая за ростом растений делаем совместно с детьми простые зарисовки, которые потом помогают воспроизвести процесс развития растений.

В своей работе использую художественное слово: это прежде всего небольшие по содержанию сказки и рассказы о животных, растениях, которые дети с удовольствием слушают.

Особое место  занимает непосредственно образовательная деятельность. Это прежде всего занятия по познавательному развитию, где дети получают первые представления о компонентных неживой природы: воде, воздухе, камнях, песке. Глине, почве. Именно на этих занятиях дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему?, зачем? Как? что будет, если?). Во время опытов всегда стараюсь быть для детей не наставником, а равноправным партнером, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность.  Работа по экологическому воспитанию введется и на занятиях по речевому развитию,  (это темы «овощи», Фрукты», рассматривание картин о животных, придумывание рассказов и т.д) физическому  (дети превращаются в животных во время общеразвивающих упражнений и подвижных играх, продолжают знакомится с повадками и образом жизни этих животных)и художественно эстетическому развитию  ( рисуем цветы, животных. Инсценируем сказки. Поем песни и танцы, осенью проведен экологический праздник» Путешествие в осенний лес», где дети превратились в белочек, лисичек, зайчиков и вспомнили правила поведения в лесу)

И в заключение своего выступления хочу сказать, что наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности(беседы, наблюдения, чтение литературы) я стараюсь применять и инновационные  формы и методы   .

Содержанию сюжетно – ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Ветлечебница», «Витаминный обед» и т.д.

Использую такой игровой прием, как получение писем жалоб от жителей леса, сада, огорода. При получении такого письма, дети задумываются над его содержанием и решают, как можно помочь. Тому или иному живому существу.

Начала проводить такую игру «Что  буде если…(исчезнут птицы, каждый день будут идти дожди, что будет , если не тушить костер в лесу и т.д.) и «Как бы ты поступил, если бы встретил бездомного щенка, выпавшего из гнезда птенца,  и т.д.

Применяю в работе и игровые обучающие ситуации: «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Винни Пух идет на луг за медом»,.

Иногда применяю метод экологической идентификации: «я – муравей», «Я – цветок», «я – сломанная ветка»,это помогает ребенку понять, что растение   живое существо, оно страдает . когда ему больно.

Использую в своей работе мнемотехнику. Использовала такие мнемотаблицы «Путешествие капельки», «Зима», «Расскажи о животном».

Разрабатываю проект: «Огород на окне»,  « Береза»

Считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя группа  

формирование у детей первичных представлений об окружающем мире , приобщение к экологической культуре....

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников средней группы

Выступление на педагогическом совете по теме:«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»...

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательн...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...