«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников средней группы
учебно-методический материал (средняя группа)

Романова Элла Валериевна

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Развивающая предметно-пространственная среда в экологическом воспитании дошкольников группы «Солнышко»

Воспитатель: Романова Элла Валериевна

   Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. И он должен предоставлять ребенку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня, от разнообразия своей деятельности, успешно выполненного задания или желания, которое, наконец, осуществилось. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация условий, пространства дошкольного учреждения.

   Экологические пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания дошкольников.

   Развивающая предметно-пространственная среда, ориентированная на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности является педагогическим условием формирования основ экологической культуры детей дошкольного возраста.

   Цель создания уголка природы – способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни.      

   Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.   Уголок органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. У каждой группы детского сада есть свой уголок природы. Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Основной Образовательной Программой МДОУ (2015г.-20120г.) и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями.

   Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его к детям. Это позволяет педагогу на протяжении всего учебного года использовать уголок природы для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности дошкольников. Позволяет развивать наблюдательность, формирует трудовые навыки и умения. Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы прививает эстетический вкус. Дидактические игры, модели и пособия экологического характера, способствуют развитию памяти, внимания, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении. Совокупность этих средств в экологической развивающей среде обеспечивает успешное формирование экологической культуры дошкольника.

   Модель экологической предметно-развивающей среды нашей группы включает в себя следующие компоненты: уголок природы, центр дидактической игры, уголок книги, наглядный и демонстрационный материал, оформление группового пространства, групповой участок, клумбы и огород.

   Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, возраст детей, сезонность.

   Рассмотрим все компоненты более подробно.

   Уголок природы включает в себя следующие составляющие: комнатные растения, календарь природы и наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород.  Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.

   В уголке собраны различные дидактические игры, лото природоведческого содержания, модели и пособия экологического характера, подобраны различные произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д. Имеющаяся в уголке литература помогает закрепить у детей те знания, которые они получают на занятиях,  и то, что они не могут увидеть сами. В таких случаях на помощь приходит детская литература, в которой поэтапно показано в красочных иллюстрациях. Так же в уголке имеется художественная литература с красочными иллюстрациями. В свободное время дети рассматривают данную литературу. У них  обязательно возникают вопросы, на которые я даю им ответ.

   Природный уголок оформляется по временам года. Это отображается и в календаре природы, поделками, рисунками, картинками, оформляется панно характерными признаками времени года.

   Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных явлениях в природе имеет работа с календарем природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных явлений в природе, их изменений несут огромную смысловую нагрузку: учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину и временную взаимосвязь.

   Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. В нашей группе он включает в себя следующее: игрушки-модели представителей животного мира, муляжи овощей и фруктов, серию предметных и сюжетных картинок, различные альбомы («Весна-красна», «Лето, ах, лето…», «Вот и осень…», «Домашние животные и птицы», «Уроки экологии», «Перелетные и зимующие птицы» и другие), дидактические игры природного содержания.

   На протяжении всего учебного года, проводится с детьми ежедневный уход за комнатными растениями в уголке природы. Дети учатся ухаживать за комнатными растениями: поливают цветы и протирают пыль губкой, рыхлят землю. Чтобы ребенок понимал свою неотрывность от природы, важно окружить его ею.

   В перспективе мы планируем и в дальнейшем обогащать эколого-развивающую среду нашей группы и активно вовлекать в этот процесс семьи воспитанников.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экологическому воспитанию дошкольников. Средняя группа  

формирование у детей первичных представлений об окружающем мире , приобщение к экологической культуре....

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

Экологическое воспитание дошкольников – это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему, это, прежде всего воспитание человечности, доброжелательн...

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложить в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские в...

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы

Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...

Экологическое воспитание дошкольников средней группы

Всё хорошее в людях — из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб для ни...