Приобщение дошкольников к культуре разных народов
статья

Симинишина Юлия Романовна

С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_doshkolnikov_k_kulture_raznyh_narodov.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к культуре разных народов

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

поэт Вадим Шафнер

Россия является многонациональной страной. Какими вырастут наши дети - зависит только от нас. С раннего возраста ребенок живет в родной национальной среде, впитывая культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем. Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизненном укладе других народов, доступное их возрасту.

С 2020 года наш детский сад в сетевом формате реализует региональный инновационный проект по теме «Социализация детей дошкольного возраста в условиях поликультурной среды ДОО».

Целью проекта является: создание в образовательной организации поликультурной среды, способствующей позитивной социализации дошкольников.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Но большая часть детей все же русские, поэтому мы начинали работу по воспитанию толерантности, дружелюбия, уважения к людям разных национальностей. Они не передаются по наследству, их нужно воспитывать в каждом поколении.

Перед нами встала проблема: как более доступно обьяснить детям национальные культурные традиции разных народов. По иллюстрациям рассказать детям – это скучно, гораздо интереснее, когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее.

Изучив множество различной литературы, мы пришли к выводу, что без прошлого нет будущего! Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества.

В работе с детьми мы используем разные формы  по ознакомлению с традициями разных народов (беседы, рассматривание иллюстраций и т.п).

Занятия с детьми помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Мы считаем, что народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. В связи с этим воспитателем нашего детского сада (Колбиной И.М.) была разработана Картотека: «Подвижные игры разных народов».

Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно - образовательной деятельности. Используя народные подвижные игры  в разных формах работы с детьми: физкультурно-оздоровительной работы, на прогулках, на занятиях, мы решаем развивающие, оздоровительные задачи, а так же воспитательные, направленные на формирование  личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. 

Также воспитателями  были разработаны  дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм» и «Подбери картинку».

Целью игры «Одень куклу в национальный костюм» является совершенствование знаний о народных костюмах.

Во время занятия ребенку предлагается одеть кукол (девочку и мальчика) в любой национальный костюм. Найти сходство и отличие между женским и мужским костюмом. Найти сходство и отличие между костюмами разных народов. Обратить внимание на украшения, узоры, элементы одежды.

Также детям предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений разных народов. Выбрать костюм данного народа и одеть куклу.

В дидактической игре «Подбери картинку» для детей старшего дошкольного возраста целью является формирование знаний о народах, живущих в России, развитие умений узнавать детали культуры других народов.

Во время игры детям предлагается разместить на своей игровой карте набор картинок с изображением национальных атрибутов. Выигрывает тот, кто первым закроет все игровые окошки на своей карте.

Большую роль в жизни детей играют народные игры, которые придумали еще в старину, так как  не было такого изобилия магазинов, как в наше время. Эти игры еще ценнее, потому что они сделаны из природного материала и подручных средств. Для проведения своих занятий по поликультурному воспитанию или просто в игровой деятельности воспитателями используется  русская народная игра «Бирюльки».

Цель игры: собрать как можно больше бирюлек с помощью крючка

Во время игры бирюльки высыпают на стол так, что они ложатся кучкой, из которой играющие поочередно вынимают их при помощи проволочного крючка, насаженного на палочку. Кто пошевелит соседнюю бирюльку, передает крючок следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока не разберут всю кучку. Выигрывает тот, у кого набралось больше бирюлек.

Учителем – логопедом нашего детского сада были разработаны лэпбуки Россия, Беларусь, Татарстан.

Целью, которых является знакомство дошкольников  с символикой стран, умением составлять флаг и герб той или иной страны, совершенствовать знания о народных костюмах.

Педагогическими сотрудниками детского сада была создана  коллекция кукол  «Куклы народов России», как часть поликультурного дошкольного воспитания толерантности у детей дошкольного возраста, посредствам изготовления кукол в костюмах.

В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память, так как народная традиционная кукла выполняет не только игровую функцию, но играет познавательную и образовательную роль.

Куклы в разных странах одеваются по-разному. Кукла любого народа как символ культуры может рассказать о ненаписанных правилах жизни и моральных ценностях данного народа, в наряде кукол сохраняются традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент, украшения и т. д. Костюмы эти всегда были яркими, красивыми, украшенными вышивкой. У кукол обязательно были длинные волосы, в которые вплетались пёстрые ленточки, бусинки и нитки.

Наряжая куклу в национальный костюм, дети находят отличие между костюмами разных народов. Обращают внимание на украшение – это узоры и элементы одежды. Знакомятся с устным народным творчеством. Приобщаются к танцам, песням. Развивается творчество и любознательность. Доброжелательное отношение детей к людям разных национальностей.

Очень жаль, что сегодня практически забыто старинное искусство создания кукол. Именно в искусстве изготовления кукол ясно отображены обычаи и национальные культурные традиции каждого народа. 

Поэтому у нас возникла идея создания творческой мастерской, где дети совместно с педагогами  смогут творить, создавать, но при этом вся работа будет направлена на изучение национальной одежды разных народов. Делать игрушки детям своими руками - это не только приятно, но и полезно. Такие игрушки развивают фантазию у ребенка, учат его, что вещи можно не только купить, но и сделать.

Моток ниток – материал, который найдется в каждой группе детского сада. А ведь из него можно сделать изумительных куколок. Затраты – минимальные, удовольствие – максимальное. Это совсем несложно, но очень интересно. Особенно этот процесс забавляет детей, ведь на их глазах из ниток рождается кукла. 

Для нас это новая форма работы с детьми, поэтому сначала мы обучились самим этой техники создания кукол, а потом начали, обучать детей.

Нам кажется, что активное включение детей в изучение и изготовление кукол позволит легко и непринужденно приобщить детей к собственной национальной культуре и познакомить с культурой других национальностей, с которыми ребенку приходится сталкиваться в повседневной жизни.  

Дети наделены правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.

Конспект НОД Этапы НОД;Деятельность воспитателя:Деятельность детей:Организационный момент (игровая мотивация) Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме....

Презентация "Приобщение дошкольников к культуре своего народа".

Небольшая презентация с целями и планом по данной теме....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов» Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста на основе приобщения их к культуре разных народов»

Воспитание толерантности – длительный и сложный процесс, начинающийся в дошкольные годы и протекающий в течение всей жизни. Этот процесс идет под воздействием множества факторов, и решающим сред...