Конспект НОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа в средней группе. « В гостях у Пелагеюшки». Автор : ЖабинаС.В.
учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

Жабина Светлана Викторовна

 

Конспект НОД

 

Этапы НОД;

Деятельность воспитателя:

Деятельность детей:

Организационный момент (игровая мотивация)

 

Дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме. Воспитатель: Здравствуйте ребятушки меня зовут Пелагея.

 

  Можно ли мне у вас спросить, как называется страна, в которой мы живем?

.

Пелагея:   Правильно. Россия. А в старину нашу страну ласково  называли Русь-матушка. Давайте детушки вспомним как на Руси люди здоровались и также поздороваемся с гостями нашими. (правую руку на сердце и поклон). Здравствуйте, гости дорогие, гости званные и желанные.   А что означает это слово- здравствуйте? ( ответы детей).  Здравствуйте от слова «здравие» - «здоровье», то есть мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть, поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому человеку, с кем здороваешься.

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Дети: Страна, в которой мы живем, называется Россия.

Сообщение цели НОД

 

Пелагея: Ребятушки, а сейчас я приглашаю вас ко мне в гости, в старинную избу. Входите, гости дорогие! Вот мой дом! Всем покажу как я живу.

 

Дети идут с Пелагеей в русскую избу, заходят садятся на лавочки.

Основная часть:

- закрепление;

- изложение нового материала

А вы знаете, что такое изба? Правильно, это дом, построенный из бревен.

 

 

 Ну а теперь скажите, гости дорогие, куда я вас пригласила? Правильно! В горницу! А что  означает это слово? ( комната). Посмотрите, ребята, а что это лежит на полу? Правильно, это половик. В старину женщины сами вязали крючком, или ткали на специальных станках такие половики. Посмотрите, какой он красивый! Как вы думаете, а для чего использовали половики? Правильно, их стелили около кровати, чтобы было тепло, когда наступали босыми ногами.

А сейчас обведите горницу взглядом и скажите, что в ней самое главное? Без чего в избе жить невозможно?

В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Пелагея: Как еще в старину про печку говорили?

С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, и часто мы встречаем образ русской печи в русских народных сказках. Вспомните, в каких сказках встречается печка?

.

Пелагея: Здесь же в сказках мы найдем ответ, какую пищу ели люди. Вспомним сказку «Гуси-лебеди», чем угощала печка Машу и Ваню?  А где бабка испекла колобка? 

А у нас Лизонька потешку знает  про печку.

 

 

 Ребята, я же  печь истопила, тесто поставила, а испечь не успела, поможете мне баранок налепить, а потом чай вместе попьем.                                                

Дети садятся за столы, им раздается по куску соленого теста.                  

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

 

 

 

 

Лера: Русской печки нет добрее,

       Всех накормит, обогреет,

       Варежки сушить поможет,

       Деток спать уложит.

 

 

 

Дети: В сказке «Гуси-лебеди» печь прячет Машу с братцем от гусей-лебедей. В сказке «По щучьему велению» - везет Емелю к царю

 

 

 

 

 

 


 Кот на печку пошел,
Горшек каши нашел,
На печи калачи
Как огонь горячи
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза (физкультминутка)

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Пошел котик на Торжок».

 

Дети садятся за столы.

Делают пальчиковую гимнастику.

Продолжение основной части

( Показ с объяснением).

 Берем один кусочек, кладем на ладонь, накрываем другой и раскатываем колбаску между ладонями, затем соединяем концы колбаски, образуя круг, хорошо слепляем концы, сглаживаем, чтобы не было видно стыка. Баранки складываем на противень, и Пелагея отправляет противень в печь. (приговаривая « Матушка – печка, укрась своих детушек».)

Ребята, на Руси люди любили играть в игры, танцевать в свободное время, вот и мы с вами, пока пекутся баранки, поиграем в русскую народную игру « Карусель». Звучит запись Русской народной музыки, ребята играют в уже знакомую им игру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети приго-варивают вместе с Пелагеей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Описание игры.

Пелагея стоит внутри обруча, а дети держатся за ленточки на обруче. Один ребенок музыкант, который бьет в бубен. Дети начинают двигаться приговаривая слова: Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели( дети идут шагом, высоко поднимая ноги). А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом,( легко бегут).  Тише , тише, не бегите, карусель остановите( замедляют шаг).

Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра( музыкант кладет бубен на лавочку и встает в общий круг). Дети бегут по кругу под народную плясовую. С окончанием музыки нужно подобрать конец ленты. Оставшийся без ленты становится музыкантом. Игра повторяется.

Заключительная часть (анализ НОД)

Ребята, пока мы с вами играли, наши баранки уже испеклись, но как мне достать противень, он же горячий? После ответов детей Пелагея берет прихваты и достает противень из печки  ставит на стол приговаривая: Ай,качи-качи- качи ! Глянь- баранки, калачи! С пылу, с жару, из печи! Все румяны, горячи!

Пелагея: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А куда я вас приглашала?  А как называется комната в которой вы были? А

без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

 А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение. 

 

  Напоминание о том, что надо вымыть руки перед едой.

Пелагея благодарит ребят за то, что они приходили к ней в гости.

 

Дети отвечают на вопросы.

 

Список литературы:

« Приобщение детей к русской народной культуре».

О.Л. Князева, М.Д. Маханёва, Санкт-Петербург, 2002.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа в подготовительной группе. Тема : « В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу»

Программное содержание: Дать детям знание о дереве, как традиционном материале русских построек и предметов обихода. Уточнить знания детей о русском гостеприимстве. Приобщить детей к устному народному...

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе по теме: Приобщение дошкольников к культуре русского народа.

данный материал может быть полезен для педагогов работающих по теме приобщение дошкольников к традициям русского народа...

Приобщение дошкольников к культуре русского народа через инновационную технологию " Педагогический музей кукол"

Детям будет интересно узнать как жили русские люди,  как работали, как отдыхали, какие соблюдали события и традиции, чем украшали свой быт, как одевались, в какие игры играли их дети, какие...

Конспект ОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа "В гостях у Пелагеюшки"

Конспект ОД по приобщению дошкольников к культуре русского народа "В гостях у Пелагеюшки"...

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского народа и семейных традициях....

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...

Конспект открытого НОД на тему «Культура и традиции русского народа» для средней группы

Конспект открытого НОД на тему«Культура и традиции русского народа»для средней группыЦель: приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о традициях русского ...