Проект для воспитанников подготовительной группы Русь родная
проект (подготовительная группа)

Кузнецова Галина Алексеевна

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русь родная».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи:
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

- знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

- обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

- воспитывать уважение к культурам других народов.

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

- закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове, филимоновской игрушке, русской матрешке).

- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

 

Планируемые результаты проекта:

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

Повышение уровня сформированности нравственно - патриотических чувств воспитанников.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Русь родная»

C:\Users\1\Desktop\2022-02-16-14-25-17.jpg

Проект «Русь родная»

Тип проекта: познавательно - творческий.

Вид проекта: групповой.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.

Продолжительность: краткосрочный (1 месяц).

Актуальность проекта: Россия, Русь! Куда я ни взгляну…

За все твои страдания и битвы

Люблю твою, Россия, старину,

Твои леса, погосты и молитвы.

Люблю твои избушки, и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив печальных у воды…

Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!

Н. Рубцов.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Русь родная».

Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе, понятнее ребенку.

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

Цель: воспитание у детей интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм; создание условий, способствующих воспитанию дошкольного возраста средствами народной культуры в условиях ДОУ.

Задачи:
- расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.

- знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.

- обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.

- воспитывать уважение к культурам других народов.

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

- закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (Гжели, Городце, Хохломе, Дымкове, филимоновской игрушке, русской матрешке).

- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.

Планируемые результаты проекта:

Расширение представлений детей об окружающем мире.

Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

Повышение уровня сформированности нравственно - патриотических чувств воспитанников.

Знание правил народных игр, умение в них играть.

Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Продукт проектной деятельности: рисунки, творческие работы.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

-планирование деятельности, направленной на реализацию проекта;

-подбор методической и художественной литературы по теме;

-подбор информации для детей;

-пополнение развивающей среды дидактическим пособием (игры, иллюстрации).

Основной этап:

Дата проведения

Мероприятия по реализации проекта

1 неделя

Рассказ воспитателя о гжельской росписи

Рассматривание иллюстраций с изображением гжельской росписи

Чтение: легенда «Синее чудо Гжели», М. Боброва «Нежно-голубое чудо», легенды-сказки «Откуда в Гжели синий цвет», О. Шарко «Гжель»

Раскрашивание иллюстраций

Беседа «Народные праздники на Руси. Масленица»

Чтение стихотворений о Масленице

Русские народные игры: «Ведьмина метелка», «Пирог»

Заклички: «Приходи, весна!», «Жаворонки»

2 неделя

Рассказ воспитателя о хохломской росписи

Рассматривание иллюстраций с изображением хохломской росписи

Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Незамерзающие лесные ключи», П. Синевский «Как волшебница жар-птица…», О. Шарко «Хохлома»

Раскрашивание иллюстраций

Беседа «Бабушкин сундук»

Чтение: В. Даль «Старик – годовик»

Русские народные игры: «Петушиный бой», «Перетяни веревку», «Жмурки с колокольчиком»

Песенки – потешки: «Катя, Катя маленька», «Ранним – рано поутру»

3 неделя

Рассказ воспитателя о дымковской игрушке

Рассматривание иллюстраций с изображением дымковской росписи

Чтение: стихотворения О. Шарко

Раскрашивание иллюстраций

Беседа о русской березе

Рисование «Березовая роща»

Русские народные игры: «Курочки и петушки», «Горелки», «Капканы»

Песенки – потешки: «Ласточка – ласточка», «Николенька – гусачок»

4 неделя

Рассказ воспитателя о филимоновских игрушках

Рассматривание иллюстраций с изображением филимоновских игрушек

Чтение: О. Шарко «Мастерицам», «Филимоновская водоноска», «Свистулька»

Раскрашивание иллюстраций

Беседа «Русская матрешка»

Раскрашивание силуэта матрешки

Русские народные игры: «Мы веселые ребята», русская народная игра с платочком, «Жмурки»

Русская народная сказка «Жихарка»

5 неделя

Рассказ воспитателя о городецкой росписи

Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой росписи

Чтение: А. Рогов «Кладовая радости. Купавка»

Раскрашивание иллюстраций

Беседа «Как жили люди на Руси»

Рисование «Русь родная»

Русские народные игры: с «козликом», с «петушком»

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

Заключительный этап:

Подведение итогов.

Обработка и оформление материалов проекта.

Отчет по реализации проекта «Русь родная»

В ходе проекта воспитанники соприкоснулись с историей наших предков. У детей сформировались представления о народной культуре, традициях, обычаях, народных промыслах. Ребята убедились, как важно знать и изучать историю своего народа, культуру предков.

Было выполнено много ярких работ по «Художественно-эстетическому развитию».

Беседа «Русская матрёшка»

Цель: знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

Познакомить детей с историей матрёшки.

Изготовить плоскостную игрушку – матрёшку.

Развивать интерес детей к народному творчеству.

Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.

Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Воспитывать любовь к народному искусству.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, цветные карандаши, фломастеры.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, к нам в группу сегодня пришел почтальон и принес посылку. А чтобы узнать, что в посылке нам надо отгадать загадку.

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская ….

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

С тех пор живёт Матрёшка,

Как русский сувенир.

Шагает по планете,

И радуется мир.

Воспитатель: Правильно.

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка кукла расписная,

А как назвать её, не знал.

«Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А, может на Танюшку?»

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Матрешку знают во всем мире.

Матрёшка одна из самых популярных русских игрушек, русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. После покрывают лаком. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке.

Эта игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. (Воспитатель раскрывает матрешку и расставляет всех матрешек на столе)

Мы красавицы матрешки

Разноцветные одежки

Раз Матрена, два — Милаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита это пять,

Нас не трудно сосчитать.

Воспитатель: Ребята, а какие матрешки?

Дети: Красивые, разные по росту, большие и маленькие.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.

Воспитатель: Правильно. Ребята, наши матрешки, веселушки - хохотушки, очень любят играть и танцевать. Давайте мы с вами тоже немножко потанцуем.

Физкультминутка " Мы веселые Матрешки":

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Сарафаны пестрые, (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами) Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки) Мы веселые матрешки, Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, все матрешки у нас веселые, а одна, почему грустит? Дети: У нее сарафан не расписан.Воспитатель: Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами художниками и распишем сарафан матрешки (раздает силуэты). (Дети усаживаются за столы, на которых лежат цветные карандаши и фломастеры).

Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, какие славные матрешки у вас получились. (Дети рассказывают о своих матрёшках).

В конце занятия воспитатель: Ребята, а давайте вспомним с какой игрушкой вы сегодня познакомились?

Дети: С матрешкой.

Воспитатель: А из чего матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: А какие у нас матрешки?

Дети: Нарядные, красивые.

Воспитатель: Какие матрёшки бывают по росту?

Дети: разные, маленькие и большие.

Воспитатель: А как можно с ними играть?

Дети: Собирать, разбирать.

Воспитатель: А как нужно относиться к такой игрушке и труду народных мастеров?

Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Молодцы. Сегодня, мы познакомились с Матрешкой, узнали из чего она сделана, и будем играть с игрушкой бережно и аккуратно.

Беседа «Как жили люди на Руси»

Цель: расширение представления детей о том, как жили люди на Руси (чем питались, на чем готовили еду, как одевались).

Задачи:

- формирование представления о характере русского человека.

- развитие речевой активности посредством русского народного фольклора.

- способствование развитию дружеских отношений между детьми.

- обогащение словаря детей: изба, горница, рубаха, лапти, портки, ставни, наличники.

Материал к занятию : иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации с избами, русскими народными костюмами, оборудование для проведения опытов, предметы быта крестьянской семьи: посуда (глиняная, деревянная, игрушки (дымка, матрешка).

Ход беседы:

Звучит русская народная мелодия, дети входят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель:

Здравствуйте, гости дорогие!

Гости званные, да желанные!

Проходите, поудобнее располагайтесь.

Присаживайтесь на лавки дубовые.

Изба у меня небольшая, но в ней всем места хватит, здесь тепло и уютно. Так же как и мои предки я очень люблю встречать гостей, беседовать с ними, рассказывать интересные рассказы, а хотите я расскажу о нашей стране? Вот раньше нашу страну называли Русь-матушка. А сейчас как называется наша страна?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Россия. А вы, ребята, знаете, как жили люди на Руси в старину? А хотите узнать?

Так слушайте:

Слава нашей стороне,

Слава русской старине

И про эту старину,

Я рассказ свой поведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Люди ходили друг к другу в гости, угощали их пирогами, блинами. Как вы думаете, как можно назвать такой народ?

-Правильно, радушный, гостеприимный.

Воспитатель: Когда одной семье нужна была помощь, соседи помогали, вместе дружно строили дом, косили сено, убирали урожай. Как можно назвать такой народ?

Дети: Дружный и отзывчивый. потому что они делали одно дело.

Воспитатель: Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда в помощи не отказывал. Поэтому избы были - красивые и жилось в них уютно, тепло, дружно.

Воспитатель: Как вы думаете, из чего строились избы на Руси?

Дети: Избы строились из бревен.

Воспитатель: А почему русские люди строили деревянные дома из бревен?

Дети: Потому что на Руси было много лесов и это самый доступный материал.

Воспитатель: Да, русские избы строились из бревен, потому что дерево хорошо сохраняет тепло. Зимой в избе всегда было тепло, а летом в жару и зной было прохладно и свежо.

А теперь мои ребятки отгадайте-ка, загадку:

«Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка»,

что было главным в избе?

Дети: Главной была печь.

Воспитатель: В избе – печка, в печке – зола, а в золе – жар. В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед, пекли пироги, сушили варежки, валенки.

Воспитатель: Как еще в старину про печку говорили?

Ребенок: Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

Воспитатель: С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделил печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок. А давайте поиграем в игру и вспомним сказки, в которых упоминается печь.

Проводится дидактическая игра «Вспомни сказку»

- Ребята, возьмите, пожалуйста, иллюстрации, встаньте в круг и внимательно их рассмотрите. А теперь по очереди называйте сказку и говорите, встречается ли в этой сказке печка.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Все сказки вспомнили. Оказывается, во многих русских народных сказках говорится о печи.

А вы знаете, сколько комнат было в избе? (Ответы детей)

Воспитатель: Как называется самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната называется – горница.

Воспитатель: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Воспитатель: Как гости входили в избу?

Дети: Кланяясь.

Воспитатель: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить на лбу.

Воспитатель. Ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки в лесистых местах, по берегам рек и озер. Селились рядом и родственники, и соседи.

Недаром говорится в русской пословице:

«Возле леса жить - голодному не быть»

- Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: В лесу растет много грибов, ягод, живут звери и птицы, можно добыт дикий мед.

Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил народ о дарах леса: Кто знает пословицы?

Где один гриб, там и другой.

Много комаров - готовь короб.

Появились опенки – лето кончилось.

Воспитатель: Даже о детях говорили: «Растут как грибы после дождика».

И травы в лесах лекарственные росли. Люди на Руси лечились только лекарственными травами. Давно человек заметил, что валериана помогает от болей в сердце, липовый цвет от простуды, подорожник и сок березы лечат раны. Вот так лечились люди на Руси.

Семьи у русского народа были большие, поэтому и избы строили просторные. Что же касается трудолюбия и старания, то русским людям их всегда было не занимать.

«Семья в куче - не страшна туча»

«Семья сильна, когда над ней крыша одна»

- Строили избу одновременно до 20 человек.

«Чем больше рук, тем легче труд»

- Про хороших работников тоже складывали пословицы.

«Без топора – не плотник, без иглы – не портной».

«С топором весь свет пройдешь».

«Не бравшись за топор, избы не срубишь».

- Каждый хозяин старался выстроить избу понарядней. Окна украшали резными наличниками и ставнями, крыльцо – витыми столбами.

- Чем украшали окна?

- Чем украшали крыльцо? (ответы детей)

- Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали. Любой труд был почетен: взрослый и детский. А одевались люди по-особому. У меня есть сундук, где я храню одежду. Давайте посмотрим, в какую одежду одевались раньше на Руси.

Дети: В старину мужчины носили рубахи и порты, а женщины – рубахи, сарафаны и кокошники. Традиционной обувью в то время были лапти.

Воспитатель показывает одежду и надевает её на одного ребёнка.

Воспитатель: Правильно, ребята, рубаха была главной одеждой на Руси. Ее носили все: и дети, и мужчины, и женщины. Рубахи шились широкие, мужские – короткие, женские – длинные, ниже колен. Рубахи праздничные украшались по подолу, вороту, краю рукавов вышивкой. Мужские рубашки имели на груди узоры. Считалось, что они защищают сердце от злых сил. Так готовились праздничные рубашки. Но шились и другие рубахи, которые носили каждый день, как они назывались?

Дети: Назывались такие рубахи повседневными. Они были серого цвета.

Воспитатель: А вы знаете, ребята, из чего в давние времена шили одежду? (показ картинок)

Дети: Да, знаем. Одежду шили из льняного и шерстяного полотна.

Воспитатель: Расскажите, пожалуйста, ребята, как получали такие полотна?

Дети: Сначала пряли на прялке лен и шерсть животных – получали нити. Затем нити ткали на ткацком станке – получали полотно - серую холстину.

Воспитатель: Все правильно, ребята, так это и было. А чтобы ткани получались яркими и нарядными их красили. Вы знаете, чем их красили? (ответы детей)

Воспитатель: В те времена красок не было. И ткани красили васильком и зверобоем, листьями ягод черники и голубики, корой дуба и липы. Не верите? А сейчас вы сами убедитесь. Будете красить ткань как в старину. Подходите поближе к столам. У вас у каждого есть две миски с отварами лука и черноплодной рябины. Возьмите кусочки ткани и опустите их в отвар. Один кусочек опустите в луковый отвар, а другой – в ягодный. Теперь достаем, расправляем и оставляем посушить на тарелочке. Не забудьте вытереть руки после работы. У всех получилось? В какие цвета окрасились ваши кусочки ткани? (розовый и желтый) Как, вы думаете, что можно сшить из такой ткани? (сарафан, рубаху). Молодцы, ребята. А после работы нужно отдохнуть. На Руси говорили :

«Делу время, а потехе час». А сейчас, пока наша ткань сохнет, мы с вами поиграем в народную игру «Яша».

Выбираем водящего, завязываем ему глаза и говорим:

Сиди, сиди Яша,

Ты – забава наша,

Ты грызешь орешки

Для своей потешки.

Яша встает, кружится, затем отгадывает, кто это, после слов:

Свои руки положи,

Имя правильно скажи.

(игра проводится 2-3 раза)

Воспитатель: Русский народ всегда славился гостеприимством. Какие поговорки вы об этом знаете?

Дети: «Что есть в печи, все на стол мечи».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель: Гостей угощали пирогами да блинами, гости пили, ели, песни пели, в игры играли, хороводы водили.

Воспитатель: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях?

А что вы узнали о жизни людей на Руси?

Какую одежду носили на Руси?

Чем красили полотна для праздничной одежды?

Как называлась самая лучшая комната в избе?

Воспитатель: А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для воспитанников подготовительной группы

Проект для подготовительной к школе группы « Спорт – здоровье, спорт – игра, физкульт-ура!» ...

Проект ОД В подготовительной группе "К родным истокам"

Приобщение детей к родной природе, возвращение к забытым истокам селькупского народа через фольклорные жанры....

Проект для детей подготовительной группы «Мой родной город - Тула».

Задачи проекта реализуются при помощи использования на занятиях информационных технологий: демонстрации презентаций, картинок, участия детей в беседах.Реализация содержания пр...

Творческий проект с воспитанниками подготовительной группы "100 пуговичных идей"

Цель проекта - совершенствование художественных и познавательных способностей, раскрытие творческого потенциала воспитанников средствами нетрадиционных изобразительных техник (создание поделок и аппли...

Проект с воспитанниками подготовительной группы детей с ТНР « Мамочка любимая моя»

Проект  с воспитанниками подготовительной группы детей с ТНР « Мамочка любимая моя»...

Педагогический проект для воспитанников подготовительной группы детского сада "Матрёша с петухом"

Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрёшка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Воспитание гражданина и патри...

Будем дружить! Посткроссинг между детскими садами России. Проект взаимодействия воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 9 «Светлячок» г. Байкальска Иркутской области с воспитанниками 2-й логопедической группы МБДОУ №17 ст. Петропавловской Крас

Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников. На современном этапе развития общества патриотичес...