Педагогический проект для воспитанников подготовительной группы детского сада "Матрёша с петухом"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Золотова Евгения Владимировна

 Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрёшка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

«Матрёша с петухом»

Направленность проекта: познавательно- творческий.

Участники проекта:

- автор проекта - воспитатель 1 квалификационной категории Золотова Е.В.;

- дети подготовительной группы №3;

- родители.

Введение

              Матрёшка-деревянная игрушка в виде расписной куклы. Название ей было дано в честь распространённого когда-то женского имени Матрёна. Так куклу и прозвали Матрёна, а ласково Матрёша, Матрёшка с петухом. Имя Матрёна было очень популярно у русского народа. Традиционно матрёшек и изображают в виде девушек в платочке и красном сарафане. У матрёшки разборная конструкция, внутри большой фигуры прячутся куклы поменьше. Последняя неразборная и самая маленькая матрёшка выглядит как спеленатый младенец. Мастера сейчас научились делать такие наборы, в которых могут прятаться до 60 матрёшек.

                Матрёшка символизирует собой щедрую и плодородную русскую землю, а также, материнство, не случайно ведь слова «матрёшка» и «мать» однокоренные.

                 Матрёшка появилась в России в 90-х годах XIX века. В этот период в обществе стали популярными идеи исконно русской культуры. Возрождением крестьянской народной игрушки занималась московская мастерская «Детское воспитание». Художником Сергеем Малютиным были предложены эскизы деревянной расписной куклы, которая вскоре покорила весь мир. Круглолицая барышня, в ярком платке и нарядном сарафане, скрывающая под ним еще несколько таких же кукол, олицетворяла русскую женщину и мать. Идею деревянной народной куклы подхватили народные умельцы, и вот уже несколько десятилетий некоторые российские села и города являются центрами ремесленного производства матрешек: Полховский Майдан, Крутец, Семенов, Вятка, Сергиев Посад и другие. Матрёшка привлекает детей своей красочностью и неизменным «секретом»: а что еще скрыто в ней, какие куклы и сколько? Матрёшка по своей структуре – хорошая развивающая игрушка. Ребёнок может складывать и разбирать её, тренируя глазомер, мелкую моторику рук, внимательность и усидчивость.

                Идея разборной куклы служит интересным сюжетом для детских развлечений – здесь вступает в игру мастерство и фантазия педагога. А какое удовольствие доставляет детям роспись матрёшки! Даже самые маленькие дошкольники смогут по-своему расписать заготовки народной куклы. Тем более, что одной традиции в росписи деревянной красавицы не существует. Уже в первые годы своей жизни матрёшки получили широкое разнообразие стилей – кто-то повторял в наряде куклы орнаменты народных костюмов, кто-то выписывал на сарафане целые сюжеты. Кто знает, может современные дети найдут свои мотивы и продлят жизнь знаменитой русской матрешки?

Актуальность

                Целенаправленное ознакомление детей с игрушкой Русская Матрёшка – это одна из частей формирования у детей патриотизма, приобщение к русской народной культуре. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Задача особенно актуальная сегодня, так как родители не придают значения глубокому познанию духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Направленность проекта

Направление проекта: развитие патриотического воспитания, любви к своей Родине.

Содержание проекта интегрирует художественно – эстетическое, познавательное, речевое развитие.

Предмет проекта: матрёшка.

Тип проекта

По доминирующему методу: творческий

по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьёй;

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: 1неделя.

Цель: Знакомство с историей появления Матрёшки, с её различными видами.

Задачи:

Обучающие:

•        Познакомить детей с историей Матрешки, как народного промысла;

•        дать детям знания о различных видах Матрёшки;

•        освоить некоторые художественные элементы;

•        обогатить кругозор детей об игрушке как образе материнства, семьи.

Развивающие:

•        Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию ребёнка, развивать умение доводить начатое до конца;

•        развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приёмы работы с ними;

•        развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами;

•        поддерживать интерес любознательных детей.

Воспитательные:

•        Воспитывать любовь и уважение к народному искусству;

•        создавать радостную атмосферу на занятии, стараться вызывать у детей у детей желание самостоятельно творить с помощью нетрадиционных изобразительных техник;

•        воспитывать аккуратность в работе;

•        воспитывать эстетическое отношение к предметам народного творчества, уважение к труду народных умельцев;

•        воспитывать любовь к своей семье.

Принципы построения проекта:

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.

Активность и самостоятельность.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Продукт проекта: выставка работ детей «Фестиваль матрёшек».

Ожидаемый результат:

В результате реализации проекта дети будут знать:

        историю происхождения Матрёшки;

        особенности русской народной игрушки (материал, форма, цвета,

узоры);

        виды матрёшек: Семеновскую, Загорскую, Полхов-майданскую

матрёшек;

         некоторые художественные элементы;

        об игрушке – матрёшке как образе

материнства, семьи.

У детей разовьется:

        мелкая моторика, творческое мышление, воображение, фантазия;

         умение доводить начатое до конца;

         творческие способности в продуктивной и музыкальной

деятельности;

        любовь и уважение к народному искусству.

        эстетическое отношение к предметам народного творчества,

        уважение к труду народных умельцев.         

Этапы работы:

Подготовительный этап:

Постановка проблемы.

Сбор информации о матрёшках, составление плана совместной деятельности с детьми, родителями.

Подбор методической литературы, бесед по теме, внесение дидактических и сюжетно – ролевых игр.

Подбор песен, музыкальных композиций, хороводов, частушек.

Подбор иллюстраций, стихов, пословиц о матрёшках.

Разработка занятий по теме.

Основной этап:

Познавательное развитие:

-  Беседы: «Знакомство с русской матрешкой»,

«Родственники матрёшки – деревянная игрушка Ванька-встанька», «Матрёшка – как символ семьи», «О липе, как о строительном (мебель) и поделочном материале (посуда, игрушки)»

-Просмотр мультфильмов «Малышарики. Матрёшки», «Жили-были матрёшки», «Секрет матрёшки».

                                         Социально – коммуникативное развитие:

-Сюжетно – ролевых игр «Семья», «Магазин игрушек» с игровыми ситуациями.

-Дидактические игры: «Большие и маленькие матрёшки»; «Из чего сделано», «Угадай по описанию»; «Счёт, цвет, размер», «Разложи и собери матрёшек вместе», «Подбери узор для фартука матрёшки», «Построй ряд с закрытыми глазами».

                                           Художественно – эстетическое развитие:

- Слушание хороводов, песен, частушек;

- Оригами «Русская матрёшка».

- Декоративное рисование «Матрёшка – Матрёна».

- Рисование «Украсим сарафаны матрёшкам».

- Хороводная песня-танец «Матрёшка-матрёшечка». 

- Разучивание танца «Мы - весёлые матрёшки, Ладушки, ладушки…» (ряжение).

Физическое развитие:

-Подвижная игра: «Матрешки с платочками»

Речевое развитие:

-Чтение литературы по теме: И.Ревю «Сказка на ночь про матрёшек», Н.Стецюк «Сказка о матрёшках», М.Шкурина «Пропавшая матрёшка», Ю.Иванова «Матрёшка. Кукла с секретом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР

Психолого - педагогическая характеристика на воспитанника подготовительной группы с ЗПРР...

Педагогический проект для воспитанников средней группы "Посуда"

Для достижения нового образовательно-воспитательного результата разработана программа педагогического проекта, которая направлена на развитие познавательных и творческих навыков в непосредственно обра...

Сценарий детской олимпиады «Примерный пешеход» среди воспитанников подготовительной группы детского сада

Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации2. Формировать у детей устойчивый навык переключения на самоконтроль (умение пользоваться знаниями и следит...

Педагогическое мероприятие с воспитанниками подготовительной группы «К школе будь готов!»

Мероприятие направлено на коррекцию и развитие у дошкольников подготовительной группы когнитивной сферы, концентрацию и устойчивость вниания, умение действовать по правила и быстро переключаться...

Планирование корекционно-педагогической работы с воспитанником подготовительной группы на 2017г.-2018г.

Планирование коррекционно-педагогической работы с воспитанником подготовительной группына 2017г.-2018г....

Будем дружить! Посткроссинг между детскими садами России. Проект взаимодействия воспитанников подготовительной группы МБДОУ № 9 «Светлячок» г. Байкальска Иркутской области с воспитанниками 2-й логопедической группы МБДОУ №17 ст. Петропавловской Крас

Использование проекта «Посткроссинг – Будем дружить!» в решении задач патриотического и познавательного развития дошкольников. На современном этапе развития общества патриотичес...