Технологическая карта НОД ПОЗНАНИЕ "Какая осень"
план-конспект занятия (старшая группа)

Морару Светлана Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НОД

Автор-разработчик: Морару С. В., воспитатель ГБДОУ детского сада   № 4    

Возрастная адресованность :          старшая  группа детского сада.                 Длительность мероприятия:  25 мин.

Тема: «Хорошая, плохая  осень» 

Цель:   Формировать обобщенные представления об осени как времени года.

Программные задачи:

   Образовательные:

  • Закреплять и систематизировать представления воспитанников о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  • Совершенствовать умение воспитанников подбирать существительные и прилагательные для характеристики признаков осени.
  • Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Развивающие:

  • Развивать у детей внимание, логическое мышление, творческое воображение, слуховое восприятие
  • Развивать речевую и познавательную активность детей,
  • Развивать умение работать в группе

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремлённость в поиске решения проблемных вопросов
  • Воспитывать любовь к природе
  • Воспитывать личностные качества у каждого ребенка: любознательность, целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям, самостоятельность

Образовательные области: Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие.

Демонстрационный материал:   Картинки по теме осень, парные картинки, корзина, зонтик, лопата, грабли, муляжи фруктов, шапка, фломастеры, банка варенья, грибок, магнитофон, музыка «голоса природы»

Методические приёмы: Дидактическая игра, показ, вопросы, художественное слово, физкультминутка.

Словарная работа: активизация словаря: таинственная, поздняя, ранняя, летят клином.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1. Вводная часть

Организационный момент

Воспитатель: Здравствуйте ребята! У нас сегодня гости. Каждое утро мы друг другу говорим: «Доброе утро», чтобы весь день был добрым, чтобы настроение было отличное. Давайте и мы скажем нашим гостям «Доброе утро» и улыбнёмся.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья (показываю на детей).

Мы сейчас пойдем направо (идут вправо),

А теперь пойдем налево (идут налево),

В центре круга соберемся (идут в круг),

И на место все вернемся (возвращаются назад).

Улыбнемся, подмигнем (улыбаются, подмигивают друг другу),

И опять играть начнем (хлопают в ладоши).

Дети, скажите, какое у вас сейчас настроение?

Дети: Весёлое, хорошее.

Встают в круг, проговаривают слова вместе с воспитателем.

Подходят к воспитателю.

2 мин

1. Мотивационно-проблемный

Воспитатель: Я хочу, чтобы вы послушали звуки и скажите , какие звуки природы вы слышите?

Когда мы можем услышать эти звуки?

В какое время года? (Уточняющий вопрос, если дети не ответят)

Правильно, молодцы.

Какое время года идёт перед осенью?

Какое время года идёт после осени?

Воспитатель:

Времена года вы знаете хорошо. А знаете ли вы осенние месяцы? Как можно легко запомнить осенние месяцы?

Молодцы!

Ребята, а как можно нарисовать осень без красок?

Я думаю, осень можно нарисовать словами. Хотите попробовать? Для этого у меня есть интересные игры. Проходите на стульчики, присаживайтесь.

Проявляют интерес

Дети: Ветер, птицы кричат, дождь идет листья шелестят

Дети: Осенью.

Дети: Лето.

Дети: Зима.

(Вспоминают про модель. Воспитатель просит принести модель из среды группы, из уголка природы. Дети вспоминают волшебное слово СОН и называют осенние месяцы по модели).

Дети садятся на стульчики.

3 мин

2. Основная часть

-2.1 игровое упражнение

2. 2     работа с демонстрационным материалом;

 

2.3 Дидактическая игра

2.4. работа  в группах

Игра «Какая осень?» (картинки)

Посмотрите, какие замечательные картины осени я для вас приготовила (картинки разная осень) красивые?

Выберите картину и скажите, какая на ней изображена осень? (Уточняющий вопрос: Какая осень?)

Воспитатель:

Вот какая разная бывает осень! Молодцы! Нравится вам рисовать осень словами?

Игра «Найди пару»

Составление предложений по картинкам (картинки на мольберте ½ листа)

Сейчас посмотрите, какие картинки у меня ещё есть..

Выберите две картинки и скажите, чем они связаны между собой.

-птицы улетают, потому что зима наступает

-на пруду появляется лёд

-в резиновых сапогах лужи не страшны

-идёт дождь и ребята гуляют только в резиновых сапогах

-если идёт дождь можно гулять под зонтиком

-яблоки собирают в корзину

-дети собирают листики

-фрукты кладут в банки

-листья опадают

-медведь спит в берлоге

Воспитатель:

Молодцы, вы очень красивые предложения составили.

Игра «Корзина осени»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась корзина, наверное, осень нам что-то интересное в ней принесла (закрытая корзина платком).

Подходите по одному, берите из корзины предмет и расскажите, как он связан с осенью?

-зонтик – осенью идёт дождь и мы скрываемся под ним

-грабли- надо убирать листья

-лопата- осенью копают землю и выкапывают картошку из земли

-яблоко- осенью поспевают яблоки и люди собирают урожай

-шапка- осенью очень  начинает холодать, приближается зима и надо носить шапки

-фломастеры- почему же фломастеры оказались в корзине? Потому что осень ими рисовала, чтобы всё было разноцветное

-банка с вареньем- как это связано с осенью? Люди делают запасы на зиму

-грибок- осенью собирают грибы.

Всё корзина пустая.

Молодцы, ребята! Замечательно поиграли!

Физкультминутка под музыку (выходят на ковёр)

А сейчас я предлагаю немного отдохнуть, вставайте в кружочек и будем движениями изображать осень. (Звучит звукозапись с начала занятия)

- ветер качает ветки деревьев

-птицы улетают

-листики кружатся, ложатся на ковёр и тихо, тихо лежат

-теперь представили себя лисой и пошли по мягким листьям на охоту, мягко, мягко идём.

Молодцы!

Дидактическая игра  «Осень хорошая – плохая» (работа в группах)

У меня ещё одна игра есть, интересная.

Выберите с этого подноса только то, что относится к осени

(картинки с листиками кленовыми и дубовыми плюс снежинки)

Справа прошу встать тех ребят, кто выбрал кленовые листики.

Слева прошу встать тех ребят , кто выбрал дубовые листики.

Ваша группа сейчас подумает и скажет - почему осень может быть хорошей ,за что мы любим осень?

Ваша группа подумает и скажет - почему осень может быть плохой, за что мы осень не любим?

И последний вопрос у меня к вам, ребята как сделать грустную, дождливую осень хорошей и весёлой

- А можно прочитать весёлое стихотворение про осень.

(Повторение стихотворения «Осенние листья» по «живой» мнемотаблице»)

Какой вопрос задать детям после рассказывания стихотворения?

Дети:грустная, весёлая, дождливая, золотая, дети гуляют, солнечная, урожайная, тёмная осень.

 Золотая, печальная, красивая, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, таинственная, ранняя, поздняя, ласковая, интересная, унылая

Дети находят парные картинки и говорят почему они относятся к осени.

Дети слушают загадки и отвечают

Дети подходят по одному вытаскивают из корзины предмет и рассказывают, как он связан с осенью.

Дети встают в кружочек и выполняют движения по тексту.

Дети выбирают листочки и делятся на две команды.

Ответы детей.

Ответы детей.

По желанию дети читают стихи.

15 мин

3. Заключительная часть

Воспитатель:

Ребята, Вам понравилось сегодня рисовать осень, играя?

Кому понравилось занятие нарисуйте к солнышку лучик, а кому не понравилось, нарисуйте к тучке капельки . Дети рисуют маркером на доске

Что было самым трудным?

Что запомнилось больше всего?

О каком времени года мы сегодня говорили?

Вы сегодня молодцы!

А осень принесла нам из  сада – яблоки, угощайтесь

Ответы детей.

Дети рисуют лучики к солнышку.

Дети отвечают.

Дети угощаются яблоками,  дарят осенние листочки гостям.

5 мин

Используемая литература :

  • Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева.  Основная образовательная  программа дошкольного образования. От рождения до школы.- М.: «Мозаика-Синтез», 2016.
  • 2. Н.Е. Веракса,О.Р. Галимов. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.:  «Мозаика – Синтез», 2013.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство «Учитель»
  • Иллюстративный материал заимствован из общедоступных ресурсов интернета, не содержащих указаний на авторов этих материалов и каких-либо ограничений для их заимствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образвательной области "Познание" "Каким бываю Я"

Проблема эстетического воспитания детей- одна из основных проблем педагогики, которой уделяется большое внимание. Важнейшим  средством эстетического воспитания является изобразительн...

Осеннее развлечение "Ах, какая осень"

создать у детей радостное настроение , проявляя свои творческие способности-закрепить знания дошкольников, связанные с осенней тематикой.-совершенствовать умения и навыки, полученные на музыкальных за...

Конкурс чтецов «Ах, какая осень! Ах, какая!»

Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Сценарий конкурса чтецов может стать одним из традиционных праздничных меро...

Сценарий осеннего утренника "Ах, какая осень, ах какая!"

Утренник разработан для детей средней группы, педагогов и родителей. В гости к детям приходит Осень и сказочные персонажи лиса Алиса и кот Базилио с играми, веселыми песнями, хороводами, стихами об ос...

Ах,какая осень,ах какая

этой осенью мы с ребятами много рисовали и апплицировали на тему осень.Работы получились яркие,...вот немногие из них.....