Конспект НОД по образвательной области "Познание" "Каким бываю Я"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Рзаева Ирма Анатольевна
  
Проблема эстетического воспитания детей- одна из основных проблем педагогики, которой уделяется большое внимание. Важнейшим  средством эстетического воспитания является изобразительное искусство, где детская изобразительная деятельность рассматривается как одна из эффективных форм художественного освоения детьми окружающей действительности, в процессе которой они изображают предметы и явления. Формирование у детей представлений об искусстве портретной живописи позволяет раскрыть чувственный аппарат маленького ребенка, его впечатления, неординарное воображение, поиск связей между личным опытом и  опытом культуры.
  Занятие «Каким бываю Я»,  позволяет ребенку раскрыть свой внутренний мир, понять самого себя, свой характер, восприятие окружающего мира и выразить с помощью красок и средств выразительности свои впечатления об искусстве.  Приобщая к искусству портрета, мы развиваем индивидуальное видение картины и умение чётко,  и содержательно высказывать свои мысли,  формируем умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей. Нарисованные портреты несут в себе характерные представления детей  о себе самом и осознание ребенком самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_na_sayt_kakim_byvayu_ya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Конспект

                               непосредственной  образовательной деятельности

                                      по образовательной  области познание              

                                                       старшая группа

Автор: Рзаева Ирма Анатольевна

                                               Тема: «Каким бываю Я»

Вид игровой обучающей ситуации (ИОС):  проблемно-поисковая ситуация

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,  «Музыка»

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально-художественная, двигательная.

«Познание».

  1. Формировать представления о себе самом и осознанием ребёнком себя, своего характера, своих отношений с окружающими.
  2. Знакомство творчеством художника портретиста В. Серова.
  3. Учить понимать душевное состояние изображенного на портрете через  восприятие композиции, жеста, мимики, колорита.
  4. углубить представление об описании внешности;

«Коммуникация».

  1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
  2. Воспитывать культуру речевого общения.
  3. Обогащать словарный запас детей: «композиция», «колорит».
  4. Развивать индивидуальное видение картины и умение чётко и содержательно высказывать свои мысли.

«Социализация».

  1. Продолжать  формировать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей.
  2. Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать наблюдательность.
  3. Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к своей Родине.

 «Художественное творчество».

  1. Формировать умение находить различные средства  выразительности для передачи эмоционального состояния образа.
  2. Подводить к образному выражению содержания.
  3. Способствовать эмоциональной оценке своих работ и рисунков сверстников, созданию радостной атмосферы при восприятии рисунков.

«Музыка».

  1. Формировать умение распознавать характерные особенности музыкальных произведений.
  2. Совершенствовать умения двигаться в такт музыкального произведения.

Форма проведения ИОС: игра-беседа

Материалы: ноутбук, магнитофон, слайды: репродукция картины В. Серова «Девочка с персиками»,  «Мика Морозов», схемы рисования лица человека, фигуры.

Раздаточный материал:

-листы белой бумаги 20 x 30 см;

-простой карандаш;

-ластик;

-краски акварельные;

-вода в стаканчиках;

-кисти;

-салфетки.

Предварительная работа:

1. Рассматривание репродукций картин:  В.Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов».

2. Дидактические игры «Исправь ошибку художника», «Линия нам рассказала».

3. Беседы  «Кого я вижу на картине», «Моя самая любимая картина».

4. Игры: «Живой портрет»  (принять позу как на картинке), «Настроение» (мимикой выразить настроение).

5.Рассматривание себя в зеркало.

  1. Открытый вход в деятельность

       /На экране появляется репродукция картины В.Серова «Девочка с персиками»/

                              Дети самостоятельно  рассматривают.

Воспитатель:  Ребята, я смотрю вас, заинтересовала эта  репродукция картины. Вам интересно узнать, кто эта девочка? Тогда я вас приглашаю в мини-музей картинной галереи.

  1. Вводно-организационный

 Воспитатель- экскурсовод:  Уважаемые посетители картинной галереи, мы начинаем нашу экскурсию,  проходите к репродукции картины Валентина Серова «Девочка с персиками». Экскурсия начинается.

                                           III. Мотивация на деятельность

Воспитатель- экскурсовод:  

Если сморишь на картине нарисован человек, значит, эта картина называется портрет.

    Валентин Серов рисовал ребята портреты людей, он любил изображать детей и взрослых.


«Девочка с персиками» — картина русского живописца Валентина Серова, написана в 1887 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.  На портрете изображена двенадцатилетняя Вера Мамонтова. Изображена девочка с персиками. Посмотрите, какие выразительные у неё черты лица, художник изобразил её на фоне окна, лицо у девочки спокойное, доброе, мечтательное. Девочка нарисована сидящей за столом; на ней розовая блузка с тёмно-синим бантом; на столе нож и персики.  Валентин Серов так отзывался о работе над этой картиной:

«Всё, чего я добивался, — это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров»

 Как девочка на вас смотрит ребята? Во что она одета? А хотите, мы оживим этот портрет и узнаем о чём думает эта девочка?   Нужно  принять такую же позу как на картине, сделать такое же выражение лица. Кто хочет показать нам как сидит девочка?

                               /ребенок по желанию изображает героиню портрета/ 

  Скажи, пожалуйста, что ты чувствуешь, когда изображаешь девочку с картины? О чем ты думаешь, когда смотришь на нас? Какое у тебя настроение?  

                                                 /ответы детей/                             

                           IV. Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

Воспитатель- экскурсовод:  Вот мы и узнали, что чувствует девочка с картины и какое у неё настроение, для этого нужно было изобразить девочку.

Посмотрите, на другую картину этого художника, называется она «Мика Морозов».

Здесь на полотне изображен мальчик. Художник изобразил его сидящем на стуле.

Работа полна внутреннего движения, сама композиция необыкновенно динамична - кажется, "маленький герой" вот-вот сделает нетерпеливый жест и покинет плоскость картины, "выпрыгивая" нам навстречу.

   Как изображен Мика Морозов? (сидит на стуле) Композиция картины –это когда человек изображен возле предметов или с предметами.

  Что можно сказать о его одежде, позе, выражении лица, глаз?(ответы детей)

Глаза (круглые, черные, любопытные…), губы (яркие, полуоткрытые, трогательные..), нос (маленький, заостренный, правильный…), брови (вскинутые, крылатые, очерченные, светлые…), щеки (румяные, детские, бархатные…), лицо (теплое, смуглое, открытое, распахнутое…), взгляд (пытливый, удивленный, любопытный, умный…), руки (детские, нежные, смуглые, пухлые, нетерпеливые…)

  Какие краски использует Серов для изображения мальчика? (ответы детей)

Правильно ребята, художник использует краски темных оттенков,  профессиональные художники называют колоритом картины использование определенных оттенков краски. Задача художника-портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, настроение, внутренний мир героя, через цветовые оттенки, позу, фон.

                                              Динамическая пауза

 Ребята, хотите послушать  фрагменты музыкальных произведений, которые помогут вам раскрыть и понять  свойства характера, взаимоотношения персонажей? Слушайте внимательно и то,  что вы почувствуете, можете выразить движением, настроением, мимикой.

/Дети слушают и двигаются в такт музыки. В. Агафонников «Драчун», Д.Благой «Хвастунишка», Д.Кабалевский «Резвушка», «Плакса», «Злючка», «Озорники»./

                                      Практическая работа

 Ребята, хотите сегодня  попробовать нарисовать не какого-то, а самих себя и сравнить потом схожесть портрета с вами.

  Для этого нужно внимательно рассмотреть своё изображение в зеркале (дети рассматривают себя в зеркале).

 Посмотрите, какой формы ваше лицо (треугольное, овальное, круглое), брови (дугой,  прямые), волосы (кучерявые, прямые, светлые, темные, короткие, длинные), нос (прямой, курносый, с горбинкой), губы (пухлые, тонкие, в форме сердечка, овальные, круглые), глаза (круглые, узкие, карие, зеленые, голубые, серые), подбородок (острый, круглый, овальный, треугольный).

  Предлагаю вам рассмотреть схему изображения лица человека и его пропорций тела по пояс, во весь рост. Чтобы раскрыть характер самого себя, надо подумать, как лучше его подчеркнуть. Если мимикой, тогда изображение надо делать по пояс.  Губы веселого человека приподняты по краям, брови дугой, грустного наоборот. В покое или движении - изображать в полный рост. Необходимо подумать о цветовом решении портрета, его деталях.

                             Открытый выход из деятельности

 Ребята, сегодня вы рисовали свои  портреты,   покажите портреты друг другу,  обсудите,  у кого портреты похожи.  При этом нельзя забывать, что рисунок – это мечта  о самом себе, поэтому обсуждение надо делать более тактичным. Обратите внимание на использование средств выразительности (колорит, композицию), подчёркивание особенности характера изображенного человека. Можно свой портрет подарить родителям на память о себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по речевому развитию "Какие бывают дома"

конспект занятия по речевому развитию для детей с зпр на тему "Какие бывают дома"...

Конспект НОД в старшей группе "Какие бывают поступки"

Цель: формирование положительного отношения к себе и к людям. Задачи:Образовательная:- конкретизировать первоначальное представление о себе(чувства, поступки, поведение);Развивающая:- актуализиро...

План- конспект НОД с использованием ИКТ "Какие бывают животные"

План – конспект непосредственной образовательной деятельностис дошкольниками старшей  группы.Тема: «Какие бывают животные».                    ...

Конспект занятия по экологии. Тема «Какие бывают грибы в лесу»

Программное содержание. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству гриб...

Конспект занятия по экологии. Тема «Какие бывают грибы в лесу»

Программное содержание. Знакомство детей с лесными грибами, выделение групп съедобных и несъедобных грибов, знакомство со строением гриба. Дать понятие о том, что лесные грибы относятся к царству гриб...

Конспект СОД по развитию речи "Какие бывают приветствия?"

Какие бывают приветствия?Цель: Создание и организация игровых ситуаций для воспитания умения уместного применения детьми различных форм приветствий.Программное содержание:Учить детей уместно, в зависи...


 

Комментарии

Рзаева Ирма Анатольевна

Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию конспект НОД по образовательной области познание "Каким бываю Я". Через познание искусства портретной живописи развиваем у ребенка изобразительное творчество, воображение, познание ребенком самого себя.